Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Cредняя школа № 11 города Евпатории Республики Крым».
Творческий проект по теме:
«Я – модельер»
изготовление плечевого изделия – блузки с рукавами и воротником
(по аналогу традиционной мужской рубашки).
Автор:
Ибадуллаева Эльмаз
ученица 11 – Б класса.
Руководитель:
Василенко Т. С.
учитель технологии.
г. Евпатория
2015г.
Содержание:
Введение.
Теоретические сведения.
Обоснование выбора темы.
Историческая справка.
Исследования.
Выбор модели.
Эскиз изделия.
Выбор ткани.
Экономическое обоснование.
10. Требования к изделию.
11. Материалы, инструменты и оборудование.
12. Техника безопасности и культура труда.
13. Выполнение основных параметров и ограничений.
14. Технология изготовления изделия:
- снятие мерок;
- изготовление выкройки;
- подготовка ткани к раскрою;
- раскладка выкройки на ткани;
- обмеловка выкройки, припуски на швы, раскрой блузки;
- обработка деталей кроя (смётывание боковых, плечевых
швов, швов рукавов, примётывание кокетки к спинке,
подготовка к первой примерке);
- проведение первой примерки (посадка изделия в целом на
фигуре, проверка баланса, исправление неточностей).
- машинная обработка после примерки (обработка плечевых,
боковых швов, швов рукавов, соединение кокетки со
спинкой изделия);
- машинная обработка внутренних срезов изделия;
- обработка мелких отделочных деталей (воротника, рукавов,
манжет, кармана, клапана, застёжки);
- отделка блузки (выполнение двойной отделочной строчки
контрастными нитками по воротнику, манжетам, планке,
карману, клапану, окатам рукавов, низу изделия):
- утюжка изделия (основные приёмы и правила утюжки,
техника безопасности при работе с утюгом);
- обработка петель и пришивание пуговиц.
15. Заключение. Выводы.
16. Защита проекта, мультимедийная презентация, реклама.
Введение.
Надо ли говорить о том, что швейное ремесло это – одно из древнейших и необходимейших для людей, т. к. вся повседневная жизнь любого человека прежде всего связана с одеждой. Во все времена это ремесло, как и всякое рукоделие, славилось мастерами,
художниками своего дела.
История развития одежды и повседневная практика убеждают в том, в искусстве одеваться, художником должен быть каждый, от прославленных модельеров до рядовых исполнителей.
Воспитать в себе художника, «научиться видеть» - возможно
ли это? Может быть одним это дано природой, а другим нет? На такой вопрос с уверенностью можно ответить – научиться этому
можно! Каким образом? Во – первых, искренне хотеть научиться шить, во – вторых, накапливать знания, приобретать умения и навыки, при этом и «узкоспециальные» навыки, совсем, казалось
бы далёкими от кройки и шитья – ведь эрудиция и кругозор ни одной специальности не мешают. В – третьих, ко всем старым и новым знаниям подходить творчески – сравнивать, отбирать, соединять. В – четвёртых (и в – главных), работать много, не падая духом при неудачах, - не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Таким образом, занимаясь на уроках технологии с пятого класса,
мне очень нравилось учиться шить, заниматься рукоделием, приоб-
ретая при этом умения и навыки в работе на швейной машине, а
дополнительные занятия по предмету дали возможность получить
более глубокие знания в области шитья.
Поэтому, работая над темой проекта, у меня не возникал вопрос что именно мне выбрать, конечно, только шитьё – изготовление не просто изделия, а изделия для себя, на свой размер – изделие при этом должно быть красивым, стильным, функциональным , и конечно, соответствовать направлению моды. Я даже придумала творческое название проекта: «Подарок для себя, любимой». При подготовке проекта мне пригодились такие учебные предметы:
Учебные предметы:
- Технология, для выполнения практической части проекта и
написания правил техники безопасности.
- Литература, для правильной формулировки фраз.
- Русский язык, для грамотного написания текста.
- История, для написания исторической справки.
- Математика, для расчёта себестоимости изделия.
- Информатика, для оформления творческого проекта и
создания презентации.
Предполагаемый продукт проекта: плечевое изделие – блузка.
Идея: создание интересного и нужного продукта при объединении
взрослых и детей через совместную деятельность.
Проблема: недостаток общения старшего поколения с младшим
поколением.
Цели проекта:
- развить творческий потенциал моей личности;
- научиться планировать деятельность – время, ресурсы;
- уметь выбирать лучшее решение;
- оценивать результат своей деятельности;
- учиться выступать перед аудиторией.
Задачи проекта:
- найти интересное дело;
- изучить историю швейного ремесла, историю появления
блузки в женской одежде;
- определить модель;
- снять мерки;
- научиться работать с готовыми выкройками из журнала мод:
- сделать выкройку, выполнить моделирование;
- сшить блузку;
- сделать выводы, подвести итоги исследования.
Объект исследования - занятие швейным ремеслом.
Предмет – пошив плечевого изделия ( блузки).
Гипотеза – если найти интересное дело по душе, например,
пошить изделие для себя, узнать о нём как можно
больше, рассказать об этом одноклассникам, учителям,
родственникам, то можно заинтересоваться этим видом
ремесла и через занятия шитьём сплотить семью,
классный коллектив.
Теоретические сведения
(о швейном производстве, об одежде, моде)
К швейным изделиям относят верхнюю одежду, нательное бельё,
корсетные изделия, головные уборы и швейные изделия, не относящиеся к одежде: предметы домашнего обихода (салфетки,
скатерти, полотенца, постельное бельё), технические изделия и снаряжение (автомобильные чехлы, палатки, вещевые мешки и др.)
Существенную часть швейных изделий составляет одежда.
Одежда- одна из форм эстетической деятельности человека.
Она появилась ещё в первобытном обществе. Одежда была необхо-
дима человеку для укрытия тела от непогоды – палящих лучей
солнца, ветра, холода. Жители юга лишь прикрывали тело куском
ткани, в то время как северяне закутывались в примитивные сшитые одежды.
Одежда в самой своей сущности несёт две функции: утилитарную
и эстетическую. С одной стороны, она предмет первой неоходи –
мости, с другой – выражает определённое представление о красоте,
т. е. постепенно соединяет материальное производство с эстетичес-
кой деятельностью человека, выражающей художественный идеал
эпохи.
Одежда является одним из элементов материальной культуры человечества. Изменение форм одежды происходит на каждом
историческом этапе развития человеческого общества. Оно отража-
ет требования общественного строя, развития техники, экономики, а также своеобразие национальной культуры, особенности быта, художественные вкусы и традиции народов.
Все мы знаем, что такое мода. Но до конца ли мы знаем её?
Мода удивляла, вызывала недоумение, поражала воображение и
озадачивала с первого дня своего появления на свет. Правда день этот с точностью не установлен историками, хотя многие специа -
листы рождение моды относят к XIV веку. Моду исследовали и
продолжают изучать социологи и экономисты, психологи и искус –
ствоведы, историки и художники – благо материала для этих
исследований она даёт предостаточно. Мода стала естественной
частью искусства костюма. Сами художники – модельеры относят –
ся к ней весьма серьёзно. Так известный французский кутюрье
Пьер Карден дал такое определение: «Мода – это способ выраже –
ния. Другими словами, мода – это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспекте».
Моду считают безобидной игрой фантазии и каприза людей.
Только в моде отражается извечный человеческий поиск. Мода
позволяет личности выразить себя, защитить свою индивидуаль –
ность.
Едва ли можно представить себе современную женщину,
которая взамен старого платья хотела бы сшить точно такое же –
из того же материала и того же покроя. Это было бы скучно не только для неё, но и для окружающих её людей. Ведь от одежды мы получаем больше, чем просто защиту от непогоды. Выбирая
новый костюм, каждый из нас стремится раскрыть свою личность,
преподнести себя в наилучшем виде. И оказывается, хочет того или
не хочет, вовлечённым в моду. Ведь именно мода подсказывает, во что одеться, на какую модель обратить внимание.
Современная мода отличается большим богатством идей и сво –
бодой выбора. Она не диктует, она создала для нас благоприятные
«демократические» условия для такого выбора и это вполне логич-
но, поскольку все люди разные не только по внешним данным,
темпераменту, социальному положению, но и просто по своему от-
ношению к моде и одежде. Сегодня в моде ценится индивидуаль –
ность, умение приспособить новую идею конкретно для себя.
Обоснование выбора.
Исходя из этого, мне очень захотелось сделать для себя вещь,
которая помогла бы мне раскрыть свою личность, преподнести себя в наилучшем виде, подчеркнула бы, прежде всего, мою индиви –
дуальность, неповторимость, отразила бы мой характер. Я долго подбирала такую вещь и наконец остановила свой выбор на очень
интересной, на мой взгляд, модели блузки. Это не просто обыкно –
венная блузка - это традиционная мужская рубашка с отложным
воротником на стойке, манжетами на рукавах и застёжкой на рука-
вах, нагрудным карманом с клапаном и застёжкой спереди на пуго -
вицы и петли. Мой выбор показался мне стильным, модным и достаточно современным. Я думаю, что такую новую идею можно будет приспособить конкретно для себя. Эту блузку – рубашку можно будет одеть в любое время года, на деловую встречу, в школу, в институт и т. д. В моём выборе мне помог журнал Бурда № 7 за 2012 год.
Мне давно хотелось попробовать свои силы в швейном деле, именно выполнить, пошить что - то серьёзное, более сложное, чем
предусмотрено школьной программой, тем более, что в соответст -
вии со школьной программой по учебному предмету «Технология»
мне необходимо было сшить плечевое изделие. Остановив свой выбор на блузке, мне интересно было бы узнать подробнее об истории происхождения блузок.
Историческая справка.
(история происхождения блузок)
[pic]
Вряд ли найдется хоть один женский гардероб, в котором бы не было бы одной или пары женских блузок. Этот предмет одежды настолько универсален, что обязательным является в деловом брючном или юбочном женском костюме, украсит любой романтический образ. Прообразом блузы является хитон, весьма популярный древнегреческий наряд, представляющий собой два свободных полотнища, скрепленные на плечах декоративными пряжками. Позже такие полотнища трансформируются в широкие рубахи с рукавами. Такую одежду носили северные народы как домашнюю одежду или нижнее белье. Рукава появились не сразу, сначала такие рубахи имели лишь проймы для рук, затем появились короткие рукава, которые затем удлиняются. Льняные рубашки как предмет роскоши становятся популярными к 16 веку. Блузы, являясь предметом дамского нижнего белья, украшены кружевами, шнуровками, имеют плиссированные детали. И только в 17 веке блуза становится самостоятельным предметом одежды. В начале 20 столетия, когда юбка становится заметно короче, блузка значительно удлиняется.
Блузки заправляют в юбки, брюки. Меняются фасоны блузок, к ним добавляются банты, галстуки, ленты. Подчеркивая хрупкость и нежность своей хозяйки, блузки в то время становятся очень востребованными. В то время блузки заметно отличаются от современных. Особенностью является то, что застежки у большинства блузок расположены на спине, так что, расстегнуть ее можно только с посторонней помощью
[pic]
[pic]
Сегодня блуза – неотъемлемая часть женского гардероба, так как играет очень важную роль в создании делового образа женщины, делая акцент на том, что и в деловом костюме женщина остается женщиной. Каждая женщина должна иметь в своем шкафу белую однотонную блузу, которая подходит под любой деловой костюм. А вот с полупрозрачными и обтягивающими фасонами стоит быть очень осторожной, так как такие модели не всегда выдерживают дресс-код, принятый на деловых встречах.
[pic] Ну а для повседневного наряда найдется немало фасонов с пуговицами и без, с вышивкой и отделкой, с различной плотностью ткани, покроем, цветом.
Исследование, анализ проблемы.
Итак, поставив перед собой цель – пошить плечевое изделие для
себя, на свой размер, мне пришлось сформировать и определённые задачи:
- определить модель;
- подобрать ткань;
- снять мерки;
- построить чертёж;
- сделать выкройку;
- выполнить моделирование; сшить блузку.
Поскольку я решила выполнить изделие из журнала мод «Бурда»,
мне пришлось для этого пересмотреть очень много журналов, что бы выбрать то, что мне нужно. Когда я оценила свои знания и навыки, я решила сшить именно эту блузку, так, как её сложность составляет всего 2 единицы (из 3 – х). Кроме этого, из журнала можно снять уже готовую выкройку по своему размеру и не нужно
дополнительно строить чертёж изделия. Учитель технологии помогла мне обмерять фигуру и , согласно размерной таблице,
правильно выбрать нужный размер.
Выбор модели.
Все модели, представленные в журнале, имеют свои номера, и
под этими номерами в приложении конструктивной карты всегда есть инструкция по изготовлению той или иной модели. В этом же
приложении можно узнать данные по расходу основной ткани и
данные по расходу дополнительных материалов – фурнитуры, кле–
евой ткани и т. д.
Определив свой размер, я вернулась к описанию понравившейся мне модели. Для переснятия контуров лекал необходимо знать ко –
личество деталей кроя и обозначение и найти, на каком листе выкроек находится нужная мне модель. Выбрав нужный лист с вы –
кройками, я нашла на нём нужную мне выкройку, обозначенную
определёнными линиями и сверила его с уменьшенной копией
чертежа выкройки, после чего я поняла какую именно выкройку
следует переснять с листа выкроек.
Перед тем как переснять выкройку на кальку, я обвела контуры
деталей выкройки фломастером, отмечая все условные обозначения
и линии, для того, чтобы не путаться в пересечениях множества линий. После этого при помощи специального зубчатого колёсика перевела детали выкройки на кальку, подложенную под лист выкройки. При переснятии линий я перевела разметку контрольных и конструктивных линий, направление долевой линии.
После этого вырезала лекала из кальки, отметила все надсечки.
После вырезания получился комплект нужных мне лекал моего
изделия, который я снова сверила по журналу с их уменьшенной копией – проверила их количество, уточнив раскладку на ткани.
[pic]
[pic]
Эскиз изделия.
[pic]
Выбор ткани.
К моменту выбора ткани я уже знала, какую блузку я буду шить –
это традиционная мужская рубашка, и поэтому ткань я подобрала
хлопчатобумажную джинсовую ткань светло – синего цвета, считаю, что она очень подходит по стилю и выбранному фасону.
[pic]
Экономическое обоснование.
Расчёт себестоимости.
Затраты Количество
Общая стоимость
Ткань
1,5 метра
300 руб.
Нитки
2 шт.
32руб.
Клеевой флизелин
0,2 метра
8руб.
Пуговицы
15 шт.
30 рублей
Итого: 370 рублей.
Так как инструменты мы не приобретали, а только использовали, то
мы их не учитываем. Поэтому общая стоимость изделия составляет:
370 рублей.
Такая блузка стоит в магазине1500 руб.; следовательно я сэкономила 1130 рублей - это существенная экономия домашнего семейного бюджета, а значит, можно сделать очень важный вывод – шить индивидуально можно и нужно, т. к. вещь,сшитая своими руками – это неповторимый шедевр швейного ремесла!
Требования к изделию.
Блузка должна быть удобной, сшитой из мягкой и немнущейся
ткани, хорошо переносящей стирку и глажку, соответствовать сезону и цели для которой была сшита.
Блузка – рубашка.
2. Функциональное значение.
Разновидность лёгкой одежды для повседневной носки.
3. Пользователь.
Любой человек.
4. Вид производства.
Индивидуальный.
5. Требования к материалам.
Прочность, экологичность.
6. Метод изготовления.
Ручной, машинный.
7. Внешний вид, стиль.
Современное изделие спортивного стиля.
8. Требования с точки зрения
безопасности и использования.
Изделие не должно иметь эле –
ментов, которыми можно пора –
ниться.
Материалы, инструменты и оборудование.
Материалы:
- хлопчатобумажная ткань (светло – синяя);
- нитки (полиэстер, в цвет ткани и для отделочных швов горчич-
ного цвета);
- пуговицы ( небольшие, синего цвета с перламутровым переливом)
- клеевой флизелин (для прокладки в воротник и манжеты)
Оборудование, инструменты и приспособления:
- бытовая швейная машина 2-М класса(для выполнения соедини –
тельных машинных швов и отделочной строчки);
- бытовая швейная машина «Чайка- 2»(для обработки петель на
застёжке по планке и на манжетах);
- специальная краеобмёточная машина «Оверлок», 51 – А класса
(для обрезки и обмётывания внутренних срезов изделия);
- гладильная доска;
- утюг;
- ручные иглы (для смёточных видов работ);
- ножницы;
- напёрсток;
- игольница;
- калька (для снятия выкройки или бумага);
- портновский мел;
- портновские булавки;
- специальный копир для кроя (зубчатое колёсико).
- сантиметровая лента.
Техника безопасности и культура труда.
Организация рабочего места. Прежде, чем начать шить изделие,
мне нужно организовать своё рабочее место. В первую очередь
необходимо сдвинуть 2 стола вместе и подготовить место для раскроя блузки, также нужно убрать все посторонние вещи и
подготовить нужные материалы, инструменты и приспособления,
чтобы в ходе работы не отвлекаться.
Правила безопасности при работе на швейной машине и
санитарно – гигиенические требования:
- без разрешения учителя нельзя садиться за швейную машину;
- перед работой на швейной машине волосы надо убрать под ко –
сынку, а рукава одежды застегнуть;
- убрать с платформы и станины швейной машины посторонние
предметы;
- перед работой убрать с ткани булавки и иголки;
- не тянуть ткань и не подталкивать её под машину во время шитья;
- не останавливать швейную машину с ножным приводом за ремень
- заправляя нить в машинную иглу, не держать ноги на педали;
- во время работы не наклоняться близко к движущимся и вращаю –
щимся частям машины;
- следить за правильным положением рук и ног;
- свет должен падать спереди или слева во время работы;
- не отвлекаться во время работы на швейной машине;
- стул во время работы должен стоять так, чтобы ига находилась
перед работающим;
- сидеть за машиной нужно прямо, на всей поверхности стула;
- изделие должно находиться на расстоянии 30 – 40 см. от работа-
ющего;
Правила работы с иглами и булавками,. ножницами:
- хранить иглы и булавки в игольнице;
- не оставлять ручные иглы без нитки;
- передавать иглу в игольнице;
- не брать иглу или булавку в рот и не играть с ними;
- не втыкать иглы и булавки в одежду, а только в игольницу;
- до и после работы проверять количество игл.
- не следует использовать ржавые и погнутые иглы и булавки.
- передавать ножницы следует всегда с сомкнутыми лезвиями,
кольцами вперёд,
- на рабочем столе ножницы располагают справа, с сомкнутыми
лезвиями, направленными от работающего;
- перед началом ручных работ следует надеть на средний палец
правой руки наперсток.
Правила работы с утюгом:
- перед началом работы нужно проверить утюга, шнура, корпуса
вилки;
- включать и выключать утюг следует сухими руками;
- нельзя выключать утюг, выдёргивая вилку из розетки за шнур,
нужно держаться за корпус вилки;
- выполнять влажно – тепловую обработку изделия следует стоя
на резиновом коврике;
- необходимо следить за правильным положением терморегулятора
а также за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура;
- по окончании работы следует выключить утюг и поставить его
на специальную подставку;
- нельзя оставлять включённый утюг без внимания.
Выявление основных параметров и ограничений.
Готовое изделие должно отвечать следующим требованиям:
Изделие должно быть выполнено аккуратно.
Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.
3. Изделие должно быть красивым.
4. Изделие должно быть практичным.
Технология изготовления блузки – рубашки.
Технология изготовления любого швейного изделия включает в себя основные этапы изготовления:
Снятие и запись мерок.
Конструирование и моделирование изделия.
Технология пошива изделия.
Снятие мерок.
Исходными данными для построения любого чертежа основы швейного изделия являются результаты измерения фигуры
человека Для того, чтобы построить чертёж швейного изделия, необходимо измерить фигуру человека и записать мерки. Во время снятия мерок человек должен стоять прямо, без напряжения, руки должны быть опущены. Положение линии
талии заранее фиксируется резинкой. Каждая мерка имеет своё
обозначение и способ измерения.
[pic]
Изготовление выкройки.
Остановив свой выбор на модели из журнала мод, изучив все
инструкции и требования к работе с готовыми выкройками, подготовив необходимые инструменты и приспособления, я
скопировала выбранную модель на лист бумаги. Выполнив перевод выкройки на бумагу, я вырезала по контурным линиям
выкройку, обозначив на ней все контрольные линии и метки, направление долевых линий, пронумеровала все получившиеся детали, согласно с листом выкроек.
Основные этапы подготовки выкройки:
1. Нанести названия деталей.
2. Нанести количество каждой детали.
3. Нанести контрольные линии и точки.
4. Отметить линии сгиба деталей.
5. Указать величины припусков на обработку на каждом срезе
деталей.
Подготовка ткани к раскрою.
В предыдущих классах на уроках технологии нас учили, как подготовить ткань к раскрою. Используя свои знания и навыки, я провела все этапы со своей тканью, а именно:
1. Продекатировала ткань (т. е. ,увлажнив её, приутюжила).
2. Определила лицевую и изнаночную сторону ткани ( все меловые линии наносятся на ткань только с изнаночной стороны).
3. Внимательно осмотрела ткань на наличие дефектов ( в моей
ткани дефектов не было).
4. Определила направление нитей основы ( они направлены вдоль кромки на ткани).
5. Ткань сложила вдвое лицом внутрь по долевой нити, расправила её, кромки уровняла.
Ткань перед раскладкой выкройки и раскроем на столе
расположила сгибом к себе.
Раскладка выкройки на ткани.
При выполнении раскладки выкройки на ткань, я в первую оче-редь придерживалась схемы раскладки выкройки моей блузки,
данную в журнале и, конечно, соблюдала следующие правила:
- в первую очередь раскладывала крупные детали (полочку,
спинку, рукава), а затем мелкие детали (воротник, стойка
воротника, манжеты, карман, клапан кармана, деталь для
обработки застёжки рукавов);
- все детали выложила на ткань так, чтобы направление нитей
основы на деталях выкройки расположились параллельно
кромке ткани;
- детали со сгибом (спинку и кокетку спинки) расположила так,
чтобы линия сгиба детали совпадала с линией сгиба на ткани,
- все детали выкройки расположила на ткани, оставляя по
срезам величины припусков на швы,
- нанесла контрольные линии и точки, а также все контурные
линии;
- нанесла на всех деталях выкройки контурные линии припусков
на швы;
- при расположении выкройки на ткани соблюдала экономную
раскладку деталей выкройки на ткани.
Примечание. В моей блузке воротник, стойка воротника, манжет
предполагается продублировать клеевым флизелином,
При дублировании этих деталей припуски на обработку их
увеличиваем на 10 – 15 мм.
[pic]
[pic]
Раскрой блузки – рубашки и подготовка деталей кроя.
После тщательной проверки раскладки выкройки на ткани, я
вырезала детали блузки с учётом припусков на швы по намеченным контурным линиям и получила в результате раскроя детали кроя блузки.
Для придания жёсткости воротнику, стойке воротника, манжетам
я применила клеевую прокладочную ткань (клеевой флизелин),
который имеет с одной стороны точечное клеевое покрытие.
Детали из прокладочного материала удобнее выкраивать не по
выкройке из бумаги, а по деталям кроя из основной ткани, т. к.
в них уже учтены увеличенные припуски для дублирования деталей.
Клеевую ткань я сложила клеевым покрытием внутрь вдоль
кромки, уложила на лицевую сторону детали кроя из основной
ткани, обвела контуры деталей и вырезала клеевую ткань по
полученным линиям.
При раскрое я соблюдала:
- точность вырезания деталей;
- соответствие количества деталей выкройке;
- для раскроя применяла специальные раскройные ножницы;
- соблюдала безопасные приёмы труда.
Подготовка деталей кроя заключается в переносе:
- контуров выкройки;
- основных конструктивных линий на парные детали спинки и
переда.
Кроме этого на выкройке спинки проложила прямой смёточной
строчкой: линию середины спинки, кокетки, линию груди, линию
талии, линию бёдер. На полочках проложила прямой смёточной строчкой линию груди, линию талии, линию полузаноса( линию
середины полочки).
Подготовка блузки – рубашки к примерке.
Для того, чтобы подготовить моё изделие к примерке, я в процессе работы подготовила все детали кроя блузки к процессу
смётывания, т. е. соединения временными стежками по всем пере –
несённым контурам и конструктивным линиям изделия, а именно:
- приметала кокетку спинки к самой спинке, заложив при этом
складочки по намеченным линиям;
- сметала боковые срезы;
- сметала плечевые срезы;
- проложила смёточные строчки по окату рукавов;
- сметала срезы рукавов.
Таким образом моя блузка была готова к проведению первой примерки.
[pic]
Проведение примерки блузки.
Для проведения примерки изделия мне понадобилась помощь
учителя, т. к. примерка – это один из важных и ответственных
моментов в технологии пошива любого изделия. В результате примерки проверяется соответствие конструкции фигуре: ширину
блузки по линиям груди, талии и бёдер и местоположение основных конструктивных линий (срезов, швов). Кроме этого
проверяется и уточняется так называемый баланс изделия, т. е
общая посадка изделия на фигуре в целом.
Плечевой шов при этом должен быть прямым, начиная от точки основания шеи, располагаться посередине плечевого оката и
заканчиваться на 2 см дальше плечевой точки фигуры.
Боковой шов должен быть прямым и вертикальным. При необхо-
димости внесения изменений в швах, можно распороть смёточную строчку, укладывая шов в нужном положении и заколоть его булав-
ками поперёк шва.
Все изменения во время примерки принято наносить на правой половине изделия, а затем переносить их симметрично на левую
половину.
В результате проведения примерки моей блузки больших
изменений не было, т. к. выбранная выкройка из журнала соответствовала моему размеру и весь процесс подготовки к примерке был выполнен аккуратно и правильно. Нам пришлось
уменьшить только боковые швы.
Технология пошива блузки – рубашки.
После проведения примерки блузки я приступила к процессу
изготовления, который заключается в соединении или сборке
деталей кроя в определённом порядке.
Для того, чтобы осуществить сборку деталей блузки в готовое
изделие, их следует определённым образом подготовить, т. е.
выполнить заготовительные операции. К ним относятся техноло –
гические операции по обработке боковых швов, складок, плечевых
швов, рукавов, манжет, воротника.
Обработка деталей блузки на машине.
Итак, после определённой подготовки, я приступила к машинной обработке блузки, используя бытовую швейную машину 2 – М кл.:
- стачала боковые и плечевые швы;
- стачала швы рукавов;
- удалила смёточные стежки;
- заутюжила боковые швы в сторону спинки;
- заутюжила плечевые швы в сторону спинки;
- швы соединения рукавов разутюжила;
- обработала все внутренние срезы изделия на краеобмёточной
специальной машине «Оверлок» 51 – А класса;
- стачала шов кокетки со стороны спины;
- выполнила отделочную строчку, двойную контрастными нитками
по боковым швам, по шву соединения кокетки со спинкой, по
по линии соединения плечевых швов;
Выполняя машинные швы и влажно – тепловые операции,
я строго соблюдала и выполняла технику безопасности.
[pic]
Обработка мелких деталей.
Выполнив машинные операции, я приступила к обработке мел –
ких отделочных деталей – воротника, манжет, застёжки (планки)
спереди на рубашке:
- продублировала воротник, стойку воротника, манжеты;
- проверила соответствие размеров дублированных деталей разме –
рам выкройки с припусками;
- соблюдала безопасные приёмы труда при ВТО.
- подготовила планку для застёжки, заметав её по контрольным
намеченным линиям.
После подготовки мелких деталей, я приступила к их обработке:
- обтачала верхний воротник нижним воротником и верхний манн -
жет нижним манжетом;
- подрезала припуски шва в уголках воротника;
- вывернула воротник на лицевую сторону, выправила уголки;
- вывернула манжеты на лицевую сторону, выправила закругления
манжет, выметала по их краю в раскол;
- выметала воротник по концам и отлёту. По отлёту воротника
выправила кант шириной 1- 2 мм. Концы воротника выметала
в раскол (без канта);
- воротник уложила верхним воротником вниз. Утюжила со сторо –
нижнего воротника, выравнивая кант по отлёту;
- проверила срезы втачивания воротника в горловину.
[pic]
Сборка блузки.
Соединение воротника с горловиной.
Выполнив обработку мелких деталей и обработав боковые и плечевые швы, можно приступить к сборке блузки:
- вметала нижний воротник к горловине, совмещая все надсечки;
( делала всё очень аккуратно, чтобы не растянуть срез горловины);
- воротник должен быть примётан без посадки! Допускается
небольшая посадка со стороны горловины;
- втачала нижний воротник в горловину по намётке, отступая от неё
на 1мм в сторону припуска на шов, удалила намётку;
- припуски шва втачивания нижнего воротника в горловину напра –
вила в сторону воротника и приметала к воротнику;
- свободный срез верхнего воротника подогнула внутрь на 1см и
заметала;
- замётанный срез верхнего воротника уложила на строчку втачива-
ния нижнего воротника, перекрывая её на 1,5 – 2мм.Наметала
замётанный край верхнего воротника на горловину, отступая от
сгиба на 1мм. Настрочила верхний воротник на горловину по
строчке намётывания. Удалила намётку, аккуратно приутюжила
шов настрачивания верхнего воротника.
- после соединения воротника с горловиной проверила симметрич-
ность воротника и плечевых швов!
Соединение рукава с проймой.
Подготовленные к сборке рукава нужно вложить в пройму блузки,
соблюдая следующие правила:
- обработала разрез для застёжки на рукавах;
- соединила манжеты с нижним срезом рукавов по аналогу соеди –
нения воротника с горловиной;
-по манжетам выполнила отделочную строчку контрастными нитк.
- рукава вложила в пройму так, чтобы лицевая сторона рукава
совпала с лицевой стороной блузки;
- срез проймы совместила со срезом оката рукава;
- верхнюю метку на окате рукава совместила с плечевым швом и
заколола булавкой;
- нижний шов рукава совместила с боковым швом блузки и
заколола булавкой;
- вметала рукава в пройму, прокладывая смёточную строчку парал-
лельно срезу проймы на расстоянии 12мм.
[pic]
[pic]
Проведение второй примерки и окончательная обработка рукавов.
После вмётывания рукавов в пройму, мы с учителем провели вторую примерку блузки, проверяя и качество посадки рукавов в
проймах блузки, и положение воротника в изделии. После пример-
ки и уточнения посадки рукавов, приступила к соединению рукавов на швейной машине:
- перед втачиванием рукавов проверила равномерность посадки
рукавов по проймам;
- втачала рукава в проймы, прокладывая строчку со стороны рукава
распределяя посадку равномерно по окату рукава рядом со строч-
кой вмётывания, от ступая от неё на 1мм;
- после втачивания рукавов удалила смёточную строчку;
- проверила полученный шов втачивания рукавов (шов должен
ровным, линия проймы – плавной);
- обметала срезы шва втачивания рукавов в пройму на «оверлоке».
[pic]
Отделка блузки.
Выполнив основные технологические операции по сборке узлов и
деталей блузки, я приступила к окончательной отделке элементов и
окончательной утюжке изделия:
- наметала низ изделия швом вподгибку с открытым срезом, пред –
варительно обработав край среза на спец. машине;
- выполнить отделочную строчку по низу блузки контрастными
нитками;
- выполнила отделочную строчку по планке застёжки спереди
блузки;
- отделочную строчку по все запланированным деталям проклады –
вала по лицевой стороне блузки;
[pic]
- по правой стороне блузки, по застёжке наметила петли, согласно
диаметра пуговицы (длина петли равна диаметру пуговицы);
- обметала петли по намеченным линиям мелкой зигзагообразной
строчкой на бытовой швейной машине «Чайка – 2»;
- пришила пуговицы на левую полочку рубашки;
- отутюжила готовую блузку.
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Заключение. Выводы.
За время выполнения своей работы я значительно углубила свои знания в области шитья. Узнала много нового и интересного из
истории одежды, развития моды, истории возникновения блузки.
Научилась работать с журналами мод – это оказалось очень интересным занятием, научилась снимать выкройки из журнала
мод, а также в процессе работы научилась выполнять многие новые
элементы пошива, которых я раньше не делала.
В процессе работы я убедилась в том, изготовленное мной изделие, не принесёт никакого вреда окружающей среде, т. к. изготовлено из экологически – чистых материалов.
Убедилась также в том, что для того, чтобы удовлетворить свои
желания и задумки потребовались выдержка, терпение, ну и конеч-
но – материальные средства, без которых в наше время никуда.
В ходе работы я проводила самоконтроль выполняемой мной работы, кроме этого был контроль за правильностью и последовательностью работы со стороны учителя.
Таким образом, я выполнила все поставленные перед собой задачи и полностью удовлетворена проделанной работой. На мой
взгляд, изделие у меня получилось красивым, интересным, оригинальным, современным и полностью соответствует выбранной модели из журнала, тем более, что во время работы с
блузкой, я соблюдала и выполняла все рекомендации, выполняла и соблюдала безопасные приёмы труда и при этом старалась работать очень аккуратно. Моё изделие очень понравилось
дома, моей семье, тем более, что выполнив экономический расчёт всех затрат на рубашку, я убедила всех в том, что значительно
сэкономила домашний бюджет! Шить мне очень нравится и я думаю, что это далеко не последняя моя работа в области шитья.
Источники информации
Интернет – ресурс /http://www.womenpretty.ru/istorija-blusy.html/
Журналы мод: Burda 2012-2013-2014 гг.
Книги:
«Основы швейного производства», авт. А. Т. Труханова, В. В. Исаев, Е. В. Рейнова;
«Швейное дело», авт. Т. И. Дорчинская
«Азбука моды», авт. Л. Орлова
«Учись шить», авт. Р. И. Егорова, В. П. Монастырная
«Технология. Обслуживающий труд», авт. О. А. Кожина