Научная статья Педагогическая поддержка учащихся в ходе занятии ковроткачеством

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


14

Развитие творческого потенциала детей

в учреждении дополнительного образования


Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими всё более становятся педагогические. Много сейчас говорят о возрождении национальных, народных традиций, и эти разговоры не будут иметь под собой основы, если не обратиться к педагогическим традициям, ибо именно они и являются сердцевиной, ядром, стержнем всей и всякой культуры. Развитие, подъем культуры надо начинать с создания благоприятных условий для возрождения традиционной культуры воспитания, что является началом всех начал. В основе всякой культуры – традиционная культура воспитания, в самом зачаточном, примитивном виде, появившаяся исторически миллион лет назад – вместе с матерью. Педагогика в контексте общечеловеческой культуры так же вечна, как и воспитание, ибо воспитание само и есть практическая педагогика.

Говоря о взаимодействии традиционности и современности в воспитании (образовании), мы обращаемся к многообразным словосочетаниям, несущим терминологическую нагрузку: народная педагогика, традиционная педагогика, житейская, неформальная педагогика, устная педагогическая мудрость, мудрость воспитания, обыденная педагогика, фольклорная педагогика, народная педагогическая культура, традиционная культура воспитания… Свои акценты и оттенки имеются в каждом из выражений, объем понятий оказывается неодинаковым. Однако в каждом случае имеет место совпадение большей или меньшей территории явления. Самое же главное – определение понятием “культура” (cultura-лат.) для характеристики педагогических явлений оказывается в высшей степени продуктивным, ибо само слово в первоначальном значении несло на себе исключительно педагогическую нагрузку: возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. (3. Волков Г.Н.)


Каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры профессиональной квалификации, таков закон социального прогресса.

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности. В настоящее время ясно, что национальная культура, традиционные виды труда формируют у детей духовность, отзывчивость, чувство сопричастности со своим народом.

В условиях целенаправленного обучения и воспитания декоративно-прикладное искусство, в частности ковроткачество, побуждает подростков к сознательности, вызывает у них волевое напряжение и эмоциональный подъем, а без воздействия на чувства невозможно воспитание убежденности человека и личности. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность декоративно-прикладного искусства доходчива и имеет большое значение для трудового и эстетического воспитания, профессионального становления личности. Практическая значимость кружковой работы состоит в том, что результаты направлены на сохранение живого наследия народа.

Правильное поставленное обучение развивает в воспитанниках и жажду новых полезных знаний, и жажду деятельности. Это, по К.Д. Ушинскому, две стороны, единого процесса обучения. (7. Ушинский К.Д.)

Самоактуализация выражает интеллектуальную, эмоциональную и волевую готовность (стремление) человека реализовывать свои возможности наиболее полно в соответствии со своими способностями.

С позиций педагогики, по мнению Б.С. Гершунского, жизненная самореализация личности может быть рассмотрена в качестве цели образования.

Условия развития творческой активности являются доминирование активного познавательного интереса в мотивационной структуре личности обучающегося и творческий характер учебно-познавательной деятельности. Первое условие выполняется, если усилия педагога и обучающегося направлены на развитие внутренних мотивов познавательной деятельности, которые активизируют умственные и, взаимодействуя с ними, стимулируют и выход за рамки заданного. Второе условие обеспечивается нацеленностью участников процесса обучения на творчество. Тогда обязательные репродуктивные действия являются частью собственно творческого процесса. А последний в обучении понимается не только как освоение механизмов деятельности, но и как процесс формирования необходимых для творчества личностных качеств.

В нашем исследовании в понятийных аппаратах особо следует задействовать «творческую деятельность», как феномен, реализующий творчество, креативность, потенциал, творческий потенциал, творческую активность. Надо признать, что творческая активность проявляется и реализуется в творческой деятельности: если активность – качественная характеристика личности, то деятельности – деятельная характеристика личности, реализующая интенсивность в конкретных действиях (делах, поступках и др.)

Серьезным стимулом и творческой деятельности служит проблемная ситуация, которая не решается традиционными, стереотипными примерами (способами, методами). Оригинальный продукт творческой деятельности может получиться в результате формирования нестандартной гипотезы, рассмотрения нестереотипных взаимодействий проблемной ситуации.

Реальными предпосылками творческой активности является гибкость мышления (способность вариативно варьировать способы решения), критичность (умение своевременно отказаться от непродуктивных стратегических попыток), способность комбинировать понятия (сближать их, как бы сцеплять), цельности восприятия и др. (4. Кулюткин Ю.Н.)

Массовая постановка проблемы творческого потенциала личности школьника вполне правомерна и закономерна: задатки творчески способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку.

Подчеркивая, что задатки творческих способностей присущи любому нормальному ребенку, необходимо иметь в виду разный уровень способности к проявлению творческой активности. Что касается «нормальности ребенка», вопрос этот не так прост, как сначала может показаться: слепые музыканты на уровне высочайшего проявления таланта, дети с неполноценными конечностями, проявляющими невероятные способности в творческих умениях в рукоделии, дети-инвалиды, превосходящие в спортивных достижениях детей здоровых и т.д. Словом, при широком взгляде на исследуемую нами проблему она оказывается чрезвычайно актуальной во многих аспектах. К какой группе повышенного творческого потенциала отнести, например, незаурядную личность слепо-немого А.В.Суворова, доктора наук в трех областях, великолепного поэта, автора книг, известных во многих странах? Что сделал с ним, какую работу провел выдающийся философ нашего времени Э.В.Ильенков, каких успехов он добился бы с учащимися несколько другой категории? А если его методику трансформировано, в творческой переработке перенести в массовую практик?

Проявление творческого потенциала варьирует от крупных и ярких талантов до скромных и малозначительных. В тоже время сущность творческого процесса и характер творческой деятельности приблизительно одинаков для всех. Разница – в конкретном материале творчества, масштабах достижений, их общественной значимости.

При традиционных формах обучения учащиеся, приобретая и усваивая в учебном процессе необходимую некоторую информацию, становятся способными воспроизводить указанные им способы выполнения заданий, доказательства теории и т.п. однако оказываются не в состоянии принимать участие в настоящей творческой деятельности, предполагающей участие в поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не оказываются в состоянии приобрести опыт такого подлинного творческого поиска. Чем больше предстоящая решению проблема отличается от знакомой (ранее рассматривается, решенной), тем труднее для ученика сам процесс поиска, если у ученика нет предварительного специального опыта. В тоже время, чем труднее этот процесс поиска, тем он носит более творческий характер, соответственно поиск приобретает по-настоящему форму творческой деятельности, в которой ученик имеет возможность проявить подлинную творческую активность. (5. Поласый И.П.)

Следует иметь в виду, что для решения ряда проблем приходится рассмотреть традиционные (быть может, уже известные, общественные) пути под совершенно новым, чаще всего неожиданным углом зрения.

В то же время надо иметь в виду, что знание знакомого пути не гарантирует нахождение того нового угла зрения, призванного обеспечить реализацию творческого потенциала в процессе конкретного исследования (решения) проблемы, задачи, вопроса. Подобная способность, развивающая творческий потенциал, приобретается только в процессе практического опыта.

Формирование творческого опыта (творческой активности, деятельности, реализации творческого потенциала) требует конструирования особых, целенаправленных педагогических ситуаций, которые создают необходимые условия для творческого решения или даже для просто творческого подхода к решению поставленной проблемы.

В народной педагогике в развитии творческого потенциала школьников значительное место занимает вовлечение его в практическую деятельность. Здесь явно наблюдается неразрывность между словесным объяснением и самим процессом труда, так как результат деятельности материализовался в изготовлении предметов.

В трудовом народе испокон веков выработался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь народа. Они появились и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в прославленных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. (1. Амонашвили Ш.А.)

В народной педагогике методика трудового воспитания является сложной и многосторонней. Она включает в себя как методы приобщения к труду, так и формы организации трудового участия детей. Эта методика решает задачу не только психологической, но и моральной подготовки молодежи к труду. (7. Ушинский Н.Д.)

В педагогических традициях отражается исторический путь пройденный народом. В национальных традициях каждого народа есть то, что объединяет и сплачивает народы разных национальностей.

Прикладное творчество связывает язык и действие, поэтому оно преодолевает языковые барьеры между народами. Это дает возможность школам и внешкольным учреждениям обмениваться технологиями обучения детей прикладным видам искусства. Если дети с малых лет начинают знакомиться с физическими свойствами дерева, металла, кожи, тканей, что естественно, происходит в испытании инструментом – ножом, ножницами, иглой, ткацким станком и так далее, то в процессе ручного труда у этих детей развивается глазомер, тактильные ощущения, обоняние, слух.

Обучение традиционным видам прикладного творчества включает в себя все познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, наблюдение, мышление, речь. Особую тональность приобретают исследования значимости влияния занятий прикладным творчеством на профессиональное становление личности.

Социальная интеграция, т.е. полноценное включение индивида в общество, в существующую систему межличностных отношений, является конечной целью учебно-воспитательного процесса. Образовательное учреждение выступает той развивающей средой, где происходит формирование творческого потенциала детей.

Именно всестороннее развитие детей, актуализация заложенных в них природой способностей и задатков позволит личности занять достойное место в обществе.

Современная школа испытывает острую необходимость в обосновании и разработке теоретико-методических аспектов и адекватном технологическом обеспечении процесса развития творческого потенциала личности.

Поэтому выбор моего исследования – развитие творческого потенциала личности средствами декоративно-прикладного искусства. Я работаю над данной тематикой с 1996 года. Базой развития творческого потенциала детей являются МОУ Кетченеровская гимназия им. Х.Косиева, Троицкая гимназия, объедение ковроделия в культурном центре «Сойлын Зеер» РК.

Творчество – это особый вид человеческой деятельности, для нее характерны: наличие благоприятных условий, личные качества, оригинальность результата, умение познавать новизну.

Создание нового предопределяется уровнем развития творческого потенциала личности. Ученными (А.Г. Асмолов, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, Б.Д. Эльконин) выявлена его связь со способностями, которые, по мнению Л.Г. Вяткиина, представляют собой совокупность общих и специфических качеств личности. Эти способности обнаруживаются не столько в конкретных знаниях, навыках и умениях, сколько в реальной эвристической, созидательной деятельности, которая требует напряжения и выявления всех человеческих сил. (2. Вяткин Л.Г., Тарский Ю.И.)

К творческим способностям относятся: оригинальный художественный замысел; самостоятельная реализация - создание нового произведения, имеющего ценность и социокультурную значимость; адекватная оценка результата творческой деятельности. Как известно, творческие способности лежат в основе любой креативной деятельности, как фундамент для развития творческого потенциала.

Сущностные характеристики творческого потенциала и взаимосвязь с творческой деятельностью, а также с творческими способностями, позволяют выделить его структурные компоненты.

Мотивационно-целевой компонент отражает отношение личности к деятельности (цель, интерес, мотивы). Это наличие интереса у ученика к определенному виду деятельности, потребность создавать творческие произведения и осознание этого, стремление приобретать общие и специальные знания.

Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, а также полученных на занятиях и во время практической деятельности, сведения о целях, задачах, содержании, методах и приемах организации творческой деятельности.

Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Этот компонент направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку творческой деятельности и ее результатов. Оценку своих возможностей и уровня притязаний в творчестве, определение оптимальных методов и приемов работы на основе собственного опыта.

Поэтому творческий потенциал - это сложное личностно-деятельностное образование, которое включает мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития.

В отличие от современных образовательных программ, в формировании у ребенка креативного подхода к жизни, к повседневной реальности значительное место должно отводится искусству и природе. По силе эмоционального воздействия на учащихся природа стоит наравне с искусством. Сила искусства в том, что оно учит творчески воспринимать саму действительность, приучает образно мыслить и вносить элемент творчества в деятельности человека.

Декоративно-прикладная деятельность дает широкую возможность организации продуктивного взаимодействия учителя и ученика, основанного на принципах творческого сотрудничества.

Разработанная мною программа по овладению ковроткачества характеризуется:

по ориентации на личностные структуры – как эвристическая (развитие творческого потенциала);

по характеру содержания – обучающе – воспитательная;

по организационным формам – групповая и индивидуальная;

по подходу к ребенку – как педагогика сотрудничества.

Главной целью педагогической технологии выступает развитие творческого потенциала учащихся.

Целевой компонент представлен рядом конкретных задач: обеспечение осознанного целеполагания, формирования положительной мотивации и потребности в творческой прикладной деятельности; приобретение системы разнообразных знаний; формирование, совершенствование специальных умений и навыков организации творческой деятельности; развитие рефлексии, обеспечивающей адекватную оценку ее результатов.

Содержательный компонент включает три основных направления развития творческого потенциала учащихся: познавательное, практическое, творческое. Первое предполагает интеграцию учащихся в систематическую внеклассную работу. Второе включает приобретение учащимися прикладных умений и навыков, способствующих развитию творческого потенциала.

Творческое направление предполагает развитие креативных способностей учащихся в рамках прикладной деятельности, которая складывается из художественного восприятия, возникновения замысла, опирающегося на воображение; создания эскиза; реализации задуманного; анализа результата творчества; оценки достигнутого; внесение корректив и дополнений.

Процессуальный компонент технологии включает методы, формы, средства развития творческого потенциала учащихся. При выборе методов мы ориентировались на классификацию, предложенную М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала выделяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный и исследовательский. (6.Скаткин М.Н.)

В ходе работы над программой я вместе с учащимися использовала организационные формы работы, как традиционные, так и инновационные: экскурсии на природу; в музеи и выставочные залы; индивидуальные задания по заготовке эскизов; беседы об искусстве; творческая мастерская; выставка работ; ярмарки – продажи; конкурсы.

В процессуальном компоненте педагогической технологии важное значение имеет личность педагога, искусство, природа, художественно-творческая деятельность.

Основной задачей результативного компонента является определение достигнутого уровня сформированности свойств и качеств личности, знаний, умений и навыков. Для ее решения и определения уровня творческого потенциала используется мастер – класс.

Подготовка к мастер – классу состоял из двух этапов: констатирующего и обучающего. Констатирующий этап позволил выявить исходный уровень творческого потенциала учащихся. Низкий уровень характеризуется неустойчивым интересом к творческой деятельности, слабовыраженной увлеченностью, сниженным познавательными интересами. Знания, умения и навыки недостаточно полные и поэтому осуществляется лишь репродуктивная творческая деятельность. Способность к саморефлексу развита недостаточно. Уровень самооценки и притязаний – чаще всего занижен.

Средний уровень предполагает появление осознанного интереса к творческой деятельности. Наблюдается стойкое проявление познавательного интереса. Знания, умения и навыки учащихся позволяют осуществлять элементное творческое преобразование объекта деятельности. У отдельных учащихся проявляется способность с помощью учителя создать новое.

Рефлексивная позиция связана с осознанием собственной деятельности (трудовой, коммуникативной и т.д.), однако творческий подход к ее реализации сформирован недостаточно. Уровень самооценки и притязаний близок к адекватному.

Высокий уровень отличается устойчивой потребностью в творческой деятельности, способностью к самостоятельному творчеству, созданию новых оригинальных изделий. Учащиеся способны адекватно реализовать себя в различных видах деятельности. Рефлекторная позиция основывается на адекватном уровне развития самоанализа самооценки.

Указанные уровни творческого потенциала взаимосвязаны. Каждый из последующих включает в себя все предыдущие уровни, внося в их содержание качественно – количественные изменения.

Опираясь на характеристики выявленных уровней, на констатирующем этапе нашего исследования мы определили первоначальный, исходный уровень творческого потенциала у каждого учащегося. С этой целью я разработала диагностическую методику, в которую включила: план комплексного наблюдения, задания – тесты практического характера и тест – опросник. Экспертную оценку мы определяли в ходе совместного обсуждения показателей развития творческого потенциала учащихся. Результаты диагностирования исходного уровня развития творческого потенциала показал преимущественно средний уровень.

Общий этап подготовки к мастер – классу предполагал 5 – летнее обучение и состоял из поэтапных разделов. Основной формой организации работы были занятия, включавшие в себя: изучение вопросов истории ковроткачества; технологических операций; вводный и ткущий инструктаж; практическую работу и анализ ее результатов. Первоначальная работа носила фронтальный характер. По мере развития эстетического восприятия, творческого воображения предпочтение отдала групповому виду деятельности. При создании групп по 3 – 5 человек учитывала схожесть психофизических особенностей учащихся, межличностные отношения. Это способствовало лучшей организации работы. Проведение выставок, ярмарок и конкурсов повышало социокультурную значимость деятельности учащихся.

Наглядное представление о результатах работы, проводимой в кружках, дают выставки детского творчества. На районную и республиканскую выставки принимаются лучшие работы учащихся, в которых отражены художественные народные традиции, национальные мотивы своей республики, края, современная действительность, детская тематика. При отборе и оценке работ особое внимание уделяется новизне и актуальности темы, оригинальности ее решения, качеству исполнения, художественным средствам создания образа, исполнению новыми материалами, внесению элементов фантазии и изобретательности.

Два года подряд воспитанники «Ковроткачества» занимают первое место в республиканском конкурсе «Наследие наших предков сохраним и приумножим». Ученицы Эльза Санджиева и Елена Кекеева стали лауреатами республиканского конкурса художников – прикладников, а Баина Арвинова и Данара Утаджиева на республиканском музейном фестивале «Сойлын Зеер» («Культурное Наследие») продемонстрировали мастер – класс, выполнив на глазах у зрителей работы по ковроткачеству, показав истинное мастерство и умение.

За эти годы семь воспитанниц продолжили дело, открывая новую гуманную истину: путь к другому лежит через путь к себе. Они трудятся в учреждениях дополнительного образования в районах республики, Ставропольского края, г. Элиста.

Таким образом, ковроткачество выступает одним из самых доступных как в духовном, так и в материальном плане видов народного декоративно – прикладного творчества. Она близка к изобразительному искусству, интерес к которому испытывают практически все дети.

Катамнестические данные свидетельствуют о том, что у учащихся занимающихся ковроткачеством, успешно протекают процессы социально – трудовой интеграции и адаптации; почти все они продолжают обучение в постшкольный период. Часть из них, как мы видели выше, используют полученные навыки в жизни, открывая кружки по месту жительства, а также в качестве дополнительного материального дохода, что помогает им приспособиться к новым социально – экономическим условиям.




М.З. Эльдерова, педагог-руководитель дополнительного образования, Кетченеровской гимназии Республика Калмыкия,

Почетный работник общего образования РФ







Литература:

  1. Поласый И. П. Педагогика. М., 1999

  1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995

  2. Вяткин Л. Г., Тарский Ю. И. Психолого – педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых: Акмеологические аспекты. Саратов, 1994

  3. Волков Г.Н. Педагогика национального спасения. Элиста, 2003

  4. Кулюткин Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара, 2002

  5. Поласый И. П. Педагогика. М., 1999

  6. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984

  7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения Т.1 Москва 1953