Технологическая карта занятия по доп образованию по направлению декоративно-прикладное творчество в технике тестопластика У самовара

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Елизовская основная школа» №4









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Изготовление сложной композиции из соленого теста

«У самовара»








Разработала: педагог дополнительного образования

Категория: 1 КК

Феоктистова Елена Николаевна
















г. Елизово



Данная технологическая карта предназначена для педагогов, занимающихся изготовлением с детьми изделий из соленого теста, учителей начальных классов, родителей.

Рекомендуемый возраст детей: 10-12 лет

Изготовление данного изделия осуществляется в течении 2 учебных занятий.

Цель занятия: Научить изготавливать плоскую композицию из соленого теста.

Задачи:

  1. Обобщать практические навыки у детей в изготовлении изделий из соленого теста.

  2. Учить использовать в работе подручные инструменты.

  3. Повышать мотивацию детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством- лепкой з соленого теста.

  4. Пополнять словарный запас детей.

  5. Развивать мелкую моторику рук.

  6. Воспитывать усидчивость и умение выполнять работу последовательно, поэтапно

Условия осуществления данного занятия.

  1. Мастерская (большое, светлое, хорошо проветриваемое помещение).

  2. Количество детей (12 человек)

  3. Материалы:

-не окрашенное соленое тесто;

-семена мака или кунжута.

  1. Инструменты:

-стеки.

-карандаши

-пасты от шариковых ручек, колпачки от фломастеров

  1. Оборудование:

-подставки под инструменты

-емкости для воды

-листы белой бумаги

-шаблоны основы

-целлофановые пакеты для теста


Методические рекомендации


  1. Несложные и интересные изделия можно создавать путем оттиска различный фактурных и рельефных предметов.

Обработка теста предметами домашнего обихода часто дает впечатляющий эффект. Если вдавить в тесто стержень от шариковой ручки или колпачок от фломастера, рельефную пуговицу и т.д., то получаются декоративные узоры из кружков, колечек, цветочков и звездочек.

  1. Что бы соединить части изделий в одно целое, заранее смочите их мокрой кисточкой (или стеком), и они склеятся благодаря клейким свойствам муки.

  2. Сушить изделия из соленого теста рекомендуется на ровной поверхности.

  3. Изделие можно считать высушенным, если при постукивании по нему пальцем , звук звонкий. Если звук глухой, то изделие еще сырое и процесс сушки надо продолжить.

  4. После того как изделия из теста уже полностью готовы (высушены, расписаны), их обычно покрывают лаком. Лак не только придает блеск и законченность изделию, но и предохраняет его от воздействия влаги, постепенного крошения.


Основной рецепт приготовления соленого теста:

1 стакан пшеничной муки,

0,5 стакана соли мелкого помола,

Вода

Тесто вымешивать до тех пор, пока не начнет легко отлипать от рук.



Практическая часть.


  1. Изготовление основы композиции.

Нам потребуется кусок теста, размером примерно с крупное яблоко.

Кусок теста скатываем в шар. Шар расплющивается в диск (толщиной примерно 0,5-0,7 см.). Шаблон основы накладывается на диск, обводится стеком (затем шаблон убирается), и по контуру вырезается.

Основу можно украсить декоративной рамкой. Например, сделать ее из жгутов теста, или путем оттиска различных предметов (колпачка от фломастера, острозаточенного карандаша и т.п.)

Затем необходимо слепить ножки (или по другому- «поддон») самовара. В начале вылепливается маленький прямоугольник

Э затем он присоединятся под шейкой самовара. Далее добавляется прямоугольник больше по размеру. Сами ножки делаются путем вдавливания снизу карандаша или стека. К ножкам добавляются декоративные элементы, которые украшаются различными орнаментами.

Изготовление верней части самовара (крышка, конфорка и две «шишки»- хватки и паровички):

Сверху на тулову-вазу (основу) самовара, присоединяется крышка (формой напоминающей вдоль разрезанный расплющенный овал).

Затем к крышке присоединяется конфорка на ножке.

Добавляем к крышке «шишки»(маленькие шарики).

Детали могут украшаться орнаментом или налепами.

Из пяти одинаковых по размеру шаров, раскатать овали и прикрепить их к основе самовара.


  1. Изготовление самовара

Для изготовления самовара тулово-вазы, необходимо сделать шар размером, примерно с крупный грецкий орех, затем немного его расплющить и наложить на основу. Все детали скрепить с помощью воды.

Присоединить шейку к основе (тулово-вазе) и нанести рельеф-сетку.

Закрыть место склейки тонким жгутом теста, нанести орнамент.

Краник и ветка самовара изготавливаются из тонких жгутов.

Далее изготавливается заварной чайник (заварник).

Основа заварника- шар. Носик и ручка заварного чайника изготавливается из жгутов. Сверху чайничек дополняется крышкой с круглой ручкой. Заварник можно украсить орнаментом или вылепить розочку с несколькими листиками.

Заварной чайник присоединяется сверху к конфорке самовара.


Ручки самовара.

Раскатать два одинаковых (по толщине и длине) жгута для нижней части ручек самовара и, изогнув их, присоединить к основе. Нарастить ручки до нужной толщины, затем прикрепить к верней части дополнительные элементы в виде шариков разного размера. Стараться что бы ручки получились симметричными.


  1. Изготовление чашек

что бы сделать чашки, необходимо расплющить небольшой овал и разрезать его пополам. Нанести декор- точечки на обе половинки.

Прикрепить к заготовкам чашечек ручки (жгуты), сделать блюдца

Украсить чашечки розочками с листьями так, что бы вместе с заварником получился комплект.


  1. Изготовление «выпечки»


Крендельки, бублики и баранки изготавливаются из жгутов.

Рогалики из плоских треугольников. Батоны из небольших овалов. «Выпечку» можно украсить семенами мака и кунжута.


После того, как изделие высохнет, его расписывают красками (акварель, акрил, гуашь), покрывают лаком и отсоединяют от подложки.

Плоская композиция «Чаепитие» готова.













Немного истории


Как появился чай на Руси


Итак, как появился чай на Руси? И как сформировалась особая традиция русского чаепития, уникального во всем мире?

Появление чая на Руси – особоенное явление для всей русской истории.

А знаете ли вы, что на Руси чай попробовали еще раньше, чем в Англии и Голландии?

В правлении Ивана Грозного, в 1567 году, казачьи атаманы Петров и Ялышев, побывав в Китайской империи, слагали небывалые похвалы, вкусному местному китайскому напитку, называя его китайской травой.

В западной же Руси чай впервые отведали 1618 году, когда китайский посол подарил царю Михаилу Федоровичу, первому из Романовых несколько сундуков чая. Но это скромное начало чайной традиции на Руси вскоре забылось.

В далеком 1638 монгольский хан Алтан Кучкун принимал в гостях русского посла, боярина сына Василия Старикова, который прибыл к нему из Москвы с дорогими подарками. По душе монгольскому правители пришлись дорогие соболя, золото, сукно и дикий мед. И в долгу он не остался- в подарок царю отправили богатый караван, который вез ответные дары.

Среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали свертки с сухими листьями- четыре пуда чая, ценою в 100 соболей или, по тогдашним ценам 30 рублей. Посол Стариков отказывался брать неизвестную ему сушеную траву, боясь гнева государева. Попросил заменить их мехами или драгоценными камнями, но хан настоял на своем. Дипломатические отношения пересилили , и московские послы были вынуждены везти этот «негодный товар» в подарок царю.

В Москве царь Михаил Федорович повелел испробовать заморской травы, присланной Алтын- ханом в подарок. Бояре собрались на совет и спустя три часа пришли к государю с докладом: «Пробовали всяко- трава жесткая, плохо жуется, на вкус горькая». Думал даже царь на хана обидеться- мыслимо ли дело: он хану в дар соболей дорогих отсылал, а в ответ горькую траву пожаловал.

К счастью, расспросил царь у посланника своего, что хан с травою делал. «Не знаем, листья какого дерева или травы, но варят их в воде» - отчитался посол Стариков перед государем.

Тогда царь Михаил Федорович пригласил бояр на дегустацию заваренного чая, и, испробовав его, поминал ханский дао только добрыми словами. А все видевшие за столом бояре были очарованы бодрящим напитком.

Однако скоро присланные Алтын- ханом четыре пуда чая закончились и вкус чая в Москве стали забывать.

Вспомнили о чае как о целебном напитке только в 1666 году, когда царь, Алексей Михайлович вдруг немного занемог желудком. Незадолго до того русский посол Иван Перфильев вновь привез из Китая чай.

Прежде чем напоить царя, придворный лекарь Самойло Каллинс с дрожью в коленях сам отведал того зелья. Наконец Каллинс дал заключение гласившее, что «питье это доброе» и царю давать можно. Царю «полегчало», и чайный напиток произвел на него впечатление.

Слух об «изрядном лекарстве», спасшем царскую особу, быстро распространился, и чай стал использоваться как лечебный напиток. Было замечено, что он «освежает и отчищает кровь», а так же «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и от утомительно сидения в Думе боярской.

Чаи на Руси в народе

Простолюдины же по-прежнему пили сбитень (старинный восточно- славянский напиток из воды , меда и пряностей, в число которых нередко входили лечебные травянные сборы), квас, питный мед, заваривали липовый цвет, травяные чаи и Иван-чай. А китайский чай оставался привилегией высшего аристократического общества. Известно, что в 17 веке- чай в России пили лишь знатные бояре, в 18 веке- дворяне и купцы, производился бартерный обмен на меха.

«Караванный путь» оставался единственным для чайных поставок из Китая вплоть до открытия в 1880 году первых участков Транссибирской железнодорожной магистрали. И только в 19 веке чай смогли пить все жители Руси, когда появился менее ценный напиток из Индии и с Цейлона, потом совсем дешевые грузинские и краснодарский. Понятное дело, бедным сословиям и чай доставался гораздо худшего качества, нежели богачам.

К середине 19 века чай получил распространение по всей Российской Империи и, перевозимых от рынка к рынку, достиг даже самых отдаленных деревушек и стал национальным напитком.

Русское чаепитие

Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой- это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Причина популярности чая отчасти была именно в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.

Какое же но настоящее русское чаепитие?

Восточная церемония в своей основе направленно на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подача на стол- это подготовка для отстранения от всего суетного.

Русская же церемония чаепития направленна на получение абсолютно противоположного эффекта- объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытие каждой отдельной души перед обществом, семьей. Друзьями получения новых знаний. Чаепитие создает уловие для душевного разговора.

История русского самовара

Среди водонагревательных приборов особое место занимает самовар- русская чайная машина, как ее называли в Западной Европе. Слово «самовар» перешло от нас почти на все языки мира. Происхождение этого слова теперь не совсем понятно, поскольку сочетание «сам варит» в соединении со словом «вода» кажется неправильным. Но всего лишь сто лет назад слово «варить» употреблялось не только в отношении еды, но и приемлемо к воде, на ровне со словом «кипятить». Более того, в самоварах не только кипятили воду, но и варили пищу, сбитни.

Как и у большинства изобретений, у самовара были свои предшественники. Прежде всего это китайское хо-го, которые как и самовары, имеют трубку и поддувало.

Первые самовары были похожи так же на английские так называемые «чайные урны» или «чайные сосуды», которые служили для кипячения воды и пользовались в Англии в 1740-1770 годы. К концу 18 века самовар имел свои отличительные конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны сейчас. Это позволяет считать самовар сугубо национальным изобретением.

Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находящийся в Московской губернии. Он обрабатывал в год до 3000 штук, но к 1820 годам свою большую роль в самоварном деле сыграла Тула, которую потом назвали самоварной столицей.

Конструкция самовара сложна:

Внутри расположена жаровня в виде трубы- «кувшин». Внизу под «кувшинов» делается поддувало для усиления тяги. Резервуар самовара-вазы снабжен сверху небольшим ободком, на который кольцом упирается крышка. На крышке делаются две «шишки»- хватки и паровички- это маленькие поворотные отверстия для выхода пара.

Тулово-ваза опирается на поддон или ножки. «кувшин» (жаровня) сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установления заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом-вертком. Вертки бывают разной формы, иногда сложны и затейливы в исполнении.

Большим преимуществом самовара явилось то, что в нем жаровая труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери малы, а коэффициент полезного действия высок.

В советское время стали изготавливать как жаровые, так и электрические самовары. Выпускаются они и в наши дни. Электрические самовары- это лжесамовары. Они ничего общего не имеют с настоящими жаровым самоваром. Электрический самовар- это по существу тот же электрочайник, имеющий форму традиционного жарового самовара.