Конспект внеклассного занятия по Технологии в 8 классе Вышивка шелковыми летами

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект внеклассного занятия по Технологии в 8 классе

Тема: Вышивка шелковыми летами.

Цели:

Учебная: Познакомить учащихся с историей вышивки лентами, материалами и инструментами для вышивания

.

Развивающая: развивать логическое мышление.



Воспитательная: Воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.



Методы обучения:

Словесные ( объяснение, беседа)

Наглядные ( презентация)



Оборудование и наглядность компьютер, презентация, книги по вышивке лентами



















Этапы занятия

  1. Организационный момент

  2. Основная часть

  3. Заключительная часть













































Ход занятия

  1. Организационный момент

- Здравствуйте!

приветствие, проверить готовность к уроку, проверка присутствующих, сообщение учащимся темы урока, целей занятия.

  1. Основная часть

История вышивки лентами


Многочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что еще в доисторические времена было принято украшать одежду длинными узкими полосками ткани. Наши первобытные предки для этих целей использовали также жилы животных, волосяные веревочки, гибкие стебли растений. Самыми древними образцами вышивки являются несколько полотен, дошедших до нас из Древнего Китая. Они были выполнены в V-IV вв. до нашей эры.

В Древней Японии, Индии и Иране вышивали на шелковых полотнах золотыми и серебряными нитями, волосом. Наиболее популярными были растительные мотивы, фигуры животных, религиозные и батальные сцены. Древнегреческие и древнеримские модники любили украшать свою одежду пестрыми шелковыми лентами. В те времена по качеству и цвету лент судили о материальном благосостоянии человека и его родовой принадлежности. Больших высот искусство вышивания достигло в Древнем Египте, где существовали целые мастерские, занимавшиеся украшением одежды фараонов. Позднее вышивание из Египта распространилось в Ассирию и Иудею.

Громадный вклад в развитие вышивального искусства внесла Византия. В средние века работы византийских мастеров славились на весь мир. Они поражали не только красотой шелкового и золотого шитья, но и оригинальностью орнаментов. Кроме того, византийцы придумали новые способы вышивания, что дало импульс к дальнейшему развитию этого искусства.

В средневековье для декоративной вышивки начали использовать шнуры, тесьму, узкие полоски бархата. Так зародилось искусство шитья лентами. В XIV веке на средиземноморском побережье Франции начали производить тончайшую шелковую нить, и это позволило изготовлять качественные ткани. Кроме того, шелк местного производства был намного дешевле заморского, привезенного из Китая. В 1446 году король Людовик XI пригласил во Францию искусных итальянских ткачей и попросил обучить мастеров города Лиона этому ремеслу. Итальянцы привезли французским коллегам несколько станков для изготовления шелковых лент. Через несколько лет, благодаря мастерству лионских ткачей, Франция превратилась в крупнейший текстильный центр Европы. Мода, любовь к роскоши, бесконечные балы при королевском дворе создавали высокий спрос на шелковую ткань. В XVIII веке, с легкой руки короля Людовика XIV, лентами украшали практически каждую вещь – плащи, камзолы, платья, шляпы, туфли, сапоги, чулки и панталоны. Людовик XV обожал ленты не только в качестве украшения одежды – он любил ими вышивать. Проявляя монаршую милость, он дарил придворным собственноручно изготовленные безделушки.

Именно в этот период вышивание шелковыми лентами во Франции превратилось в самостоятельную ветвь рукодельного искусства. Ленты уже не просто завязывали бантами и крепили к одежде. Платья придворных дам украшались вышитыми розовыми бутонами, листочками, сложными орнаментами из лент, жемчуга и хрусталиков. Появились ателье, задачей которых было обеспечение королевского двора роскошным гардеробом. При помощи иглы и шелковой ленты мастера создавали настоящие текстильные шедевры.

Из Франции вышивание лентами перекочевало в Англию, Германию, Данию, затем в Америку. К середине XIX века это искусство покорило весь мир. В то время рукодельники уже не ограничивались украшением одной только одежды – вышивка красовалась на зонтиках, диванных подушках, дамских сумочках, абажурах, одеялах, портьерах, шляпках.

Долгое время после Второй мировой войны вышивание шелковыми лентами, как, впрочем, и другие виды рукоделия, переживало кризис. Но, к счастью, в 70-80-х годах началось возрождение этого искусства. Сейчас ленты для вышивания производятся не только из шелка, но и из муара, атласа, хлопка, множества искусственных тканей
.

Вышивка лентами в России


История русской вышивки уходит корнями в глубокую древность. При раскопках курганов на Алтае нашли прекрасно сохранившиеся вышитые изделия. Археологи датировали их IV-III вв. до н. э. На Северном Кавказе были обнаружены остатки одежды, изготовленной на два века раньше. Эта находка подтвердила, что скифские племена широко использовали вышивку металлическими и шерстяными нитями.

На Руси к вышиванию относились серьезно, ведь вышивка была не только способом украсить одежду. Каждый вышитый орнамент имел определенный смысл. Во времена князя Владимира Мономаха в Киеве была создана специальная школа, в которой девиц обучали искусству декоративного шитья металлической и шелковой нитью.

Крестьянский костюм редко мог похвастать богатой вышивкой. Как правило, бедный люд украшал одежду шитьем хлопковыми, льняными и шерстяными нитями. А вот одежда зажиточных людей отличалась красивейшими узорами, выполненными золотой и серебряной нитью. Излюбленными мотивами русской вышивки были растительные и геометрические орнаменты. Обычно их располагали в виде полос по краю одежды. Скатерти, рушники, занавеси украшались символическими изображениями птиц, животных и деревьев. Такие мотивы считались оберегами.

Отличительной чертой русской вышивки является ее оригинальность, самобытность и разнообразие технологии шитья. Каждый регион имел свои способы вышивания, передающие особенности национального быта, обычаи, даже местные природные условия. Широко известны такие виды вышивки, как владимирский верхошов, нижегородские гипюры, орловские списы, калужская цветная перевить, мстерская белая гладь, крестецко-валдайская строчка и многие другие.

Трудно определить, когда именно вышивание лентами в России превратилось в отдельный вид рукоделия. Праздничные, особенно свадебные, костюмы украшались яркими лентами издавна. Шитье лентами было излюбленным рукоделием в XVII-XVIII вв. у донских казаков. Костюмы вышивали серебряными, золотыми нитями и лентами по низу рукава и подола. Ленточными узорами расшивали обувь, кофты, платки и даже шубы.

В XVIII веке искусство вышивания в России разделилось на два разных стиля: народный и европейский. Народное шитье по-прежнему отличалось самобытностью и национальным колоритом. Второй стиль отражал веяния европейской моды. Он использовался для украшения одежды аристократов и придворных. Традиционные русские орнаменты сменились модными, подчеркнуто европейскими мотивами в стиле рококо. Вышивка шелковыми лентами дополнялась бантиками, цветочными бутонами, шитьем бисером.

Позднее на смену рококо приходит классицизм. Одежда и ее отделка выполняются из легких тканей неброских цветов.Как правило, детали одежды окантовывались строгими узорами из шелковых лент.

С изобретением швейной машины ручной труд вышивальщиц постепенно перестал пользоваться популярностью. Машинное шитье было быстрым, нетрудоемким и дешевым. За довольно короткий срок машина выполняла сложные узоры, на которые вышивальщице требовались месяцы работы. Для создания объемных орнаментов использовались газовые и шелковые ленты.

К началу XX века интерес к вышивке лентами постепенно ослабевает. Этот вид рукоделия «живет» только в деревнях и селах, а в городах его сменила одежда фабричного производства. После Второй мировой войны ручная вышивка на некоторое время вновь стала популярной, но уже в 70-х годах интерес к ней снова слабеет. В основном, используется шитье нитями. Вышивка лентами практически не встречается.

В настоящее время декорирование предметов быта и одежды шелковыми лентами снова стало модным. Сегодня в ручной ленточной вышивке используется весь богатейший опыт наших предков: и различные технологии шитья, и орнаменты, и сочетания материалов.

Виды орнаментов


Декоративное искусство является неиссякаемым источником для проявления фантазии и творческого мышления. Выбирая орнамент для вышивания, рукодельницы стараются передать определенную специфику мотива, его стилистические черты. Кроме того, орнамент для вышивания можно почерпнуть из окружающей жизни. В этом случае задача мастерицы – не только передать особенности мотива точно и ярко, но и превратить его в декоративную, художественную форму.

Что же такое орнамент? Это слово произошло от латинского «ornamentum», то есть «украшение». Орнамент – живописный узор, состоящий из ритмически повторяющихся и упорядоченных элементов: геометрических, растительных и животных. Сочетание тех или иных орнаментов создает мотив, то есть целостную картину, смысловую тему.

В зависимости от изображенного мотива можно разделить все орнаменты на несколько видов.

Растительный орнамент, или фитоморфный, разрабатывается на основе изображения деревьев, листьев, ветвей, травы, цветов, плодов.Можно сказать, что это стилизованное изображение флористических элементов.

Животный орнамент, или зооморфный, складывается из стилизованных фигур птиц, животных, насекомых.

Человекообразный орнамент, или антропоморфный, изображает фигуру человека целиком или отдельные части тела: руки, голову, ноги.

Геометрический орнамент составляется из повторяющихся сочетаний геометрических элементов. Для него характерно наличие ломаных линий и прямых углов.

Меандровый орнамент составляется из непрерывных ломаных линий. В принципе, это разновидность геометрического орнамента, но она отличается большей плавностью элементов. В меандровом орнаменте могут использоваться спиралевидные, дугообразные элементы.

Шрифтовый орнамент представляет собой стилизованное изображение надписей, различных видов шрифтов. Это типичная вязь.

Поскольку узоры могут иметь разную форму и по-разному размещаться на полотне, это также позволяет выделить несколько видов орнаментов.

Ленточные орнаменты имеют вид полосы. Направление ленты может быть совершенно произвольным.

Центрические орнаменты, как правило, вписываются в какую-либо геометрическую фигуру: квадрат, круг, ромб, многоугольник, эллипс. Иногда их еще называют розеточными.

Сетчатые орнаменты отличаются полным заполнением рабочей поверхности вышитым узором. Это сплошная вышивка, без пробелов и просветов.

Симметричные орнаменты всегда соразмерны, а их элементы располагаются строго пропорционально друг другу и центру общей композиции.

Асимметричным орнаментам присуще неравномерное расположение деталей относительно середины мотива.

Кроме того, существуют еще и комбинированные орнаменты, в которых одновременно используются различные виды и направления элементов. Это позволяет создавать гармоничное, оптимальное зрительное восприятие вышитого полотна.

Значение орнаментов


Символика в вышивке всегда была важной частью народного творчества. Каждый стежок, каждый элемент орнамента имел определенный смысл, а не просто украшал полотно. Издавна люди придавали символическое значение всему, что их окружало, и старались отразить это в вышитых узорах.

С древних времен вышивка чаще всего опиралась на так называемую аграрно-магическую символику. Страх перед проявлениями стихии, любовь к природе и ее обожествление нашли отражение в произведениях народного творчества. Окружающий мир отражался при помощи условных знаков – символов. Эти знаки передают отношение человека к природе в целом, а также к каким-то отдельным явлениям природы. Считалось, что труд, вложенный в создание вышитого полотна, умилостивит разгневанных богов, а само полотно станет оберегом. Можно сказать, что вышивка для наших предков была своеобразным способом общения с окружающим миром.

Слово «символ» пришло в русский язык из греческого – от «symbolon», что значит «знак, опознавательная примета». В творчестве символ характеризует художественный образ с точки зрения его осмысленности, выражения некоей художественной идеи. Каждый символ неотделим от его образной структуры. Интересно, что большинство символов отличаются многообразностью своего содержания.

Одним из самых распространенных символов было Солнце, которое на вышивках обозначалось в виде так называемого солярного знака . Славяне верили, что стилизованные изображения Солнца оберегают от несчастья. Солярные знаки, вышитые на одежде, играли роль магических оберегов. Существовали десятки различных вариантов изображения солярного знака, но все они являлись символами благополучия.

Гром издавна считался голосом небесных богов, а молния - их оружием. Стилизованное изображение грома напоминало шестилучевую розетку .

Небо изображалось знаком небесной воды, «хлябей небесных». По поверьям славян, «хляби небесные» располагались над небом, на котором помещались Солнце, Луна и Звезды. Чаще всего знак небесной воды выглядел как две параллельные ломаные линии.

Огонь изображали в виде косого креста. Он символизировал могучую очищающую стихию, действие которой всегда приводило к отмиранию старого и возрождению его в новой ипостаси. Ромб, разделенный на четыре части, - это древний знак засеянной пашни, Матери- земли.

Символом радости, счастья и света являлась птица Сирин .Кроме того, она символизировала женское начало. Еще одним символом Матери-земли была женская фигура.

Лось был символом дождя, лев – стражи, грифон – взаимосвязи неба и земли, русалка – хранительницы вод.

Позднее символы значительно упростились. Они уже не представляли собой сложное, максимально приближенное к реальности изображение. Горизонтальная прямая изображала землю или горизонт, волнистая линия – дождь или воду, треугольник – горы, скрещивающиеся линии – гром и молнии. Символом Солнца стал круг, а Луна – квадрат. Со временем значение многих символов оказалось забыто. На сегодняшний день почти все символы носят исключительно декоративный характер.

Орнамент и цвет


Цвет является чрезвычайно важным элементом орнамента. Народные умельцы хорошо понимали, что цвет воздействует и на зрительное восприятие вышитого мотива, и на психику людей. Издавна тот или иной цвет ассоциировался в человеческом сознании с определенным явлением, настроением или эмоциональным переживанием. В создании вышитого полотна цвет – основное выразительное средство.

Человеческий глаз может воспринимать до 200 различных оттенков. Эта уникальная способность открывает в искусстве вышивки широкие перспективы. Использование в одном орнаменте различных оттенков создает мотивы удивительной красоты и особого колорита.

Красный цвет считается цветом земли, тепла, крови. Он символизирует огонь, красоту и высоту духа.С этим цветом ассоциируются радость, счастье, веселье, торжество. Именно красный цвет используется для изображения Солнца.

Синий цвет считается цветом воздуха и космоса, зеленый – символом возрождения жизни. Черным цветом изображают тьму и горе, а белым – радость и свет. Символом скорби является лиловый цвет.

Довольно часто народные мастера в своих изделиях используют цветной фон. Он создает богатую палитру, усиливает или смягчает зрительное восприятие орнамента

Орнамент и композиция


Задумав мотив для вышивания, часто приходится сталкиваться с такой проблемой, как построение композиции. В голове порою теснится слишком много идей, и все их так хочется использовать в одном полотне. При этом необходимо не просто воплотить свою фантазию, но и сделать вышитое изделие красивым, гармоничным. Сколько бы ни было элементов в орнаменте, все они должны быть соединены между собой в определенной закономерности. Для достижения единства элементов важно знать, что такое композиция, как она строится, от чего зависит.

Композиция, от латинского «compositio», то есть «составление, связывание», представляет собой построение художественного произведения. При этом учитывается его содержание, характер, назначение. Все это определяет зрительное восприятие произведения. Грамотно построенная композиция в вышивке делает полотно цельным, а его элементы – едиными.

Размещение узоров и соответствие элементов орнамента совершенствовались веками. Вышитые мотивы могут размещаться по всему полотну или быть сосредоточены в какой-то его части – по краям, в середине, в углах. Кроме того, элементы могут быть представлены в виде групп: широких, узких, вертикальных, горизонтальных, диагональных, произвольно размещенных.

Когда мотив вышивки выбран, первое, что необходимо сделать, - определить центр композиции. Вокруг композиционного центра в дальнейшем будут располагаться все элементы орнамента. Им может быть большой яркий цветок, вокруг которого раскинутся группки цветов меньших размеров и более бледных оттенков.

Строить композицию вокруг ее центра можно по разным схемам. Как правило, эти схемы напоминают геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, овал, угол, ромб, прямоугольник.

Не менее важным этапом в построении композиции является определение формы полотна и орнамента. Формат вышитого изделия может быть произвольным. Вертикальный формат больше подходит для портретного шитья. Все детали и элементы мотива располагаются в вертикальном направлении. Горизонтальный формат используется при вышивании пейзажей. Элементы располагаются в горизонтальном направлении. Также в декоративной вышивке часто используются круглые, овальные и квадратные форматы .

Целостности композиции можно добиться при помощи акцентирующего элемента. Привлекая внимание к главному элементу за счет ослабления второстепенных, добиваются единения всех деталей.

Еще одним важным фактором, влияющим на зрительное восприятие вышитой композиции, является ритм. Он представляет собой последовательное, чередующееся повторение элементов. Примером ритма в вышивке служит чередование листьев, цветов, геометрических узоров. Ритмичность делает вышитое полотно динамичным или, наоборот, спокойным.


Вышивка, выполненная шелковыми лентами, сама по себе смотрится красиво и изящно. Но при желании ее можно украсить блестками, бисером, бусинками, стразами. Это придаст готовому изделию изысканный вид.

Бисер представляет собой мелкие шарики из стекла или пластмассы с отверстием для пришивания. Бисер может быть гладким и многогранным, круглым и цилиндрической формы. Размеры круглого бисера обозначаются размерами 11/0-5/0. Чем больше номер, тем меньше диаметр бисера. Как правило, такой бисер применяют в качестве изображения тычинок в цветочных орнаментах, а также для изображения почек и росинок.

Бусины имеют больший размер, чем бисер. Они имеют круглую, квадратную и кристаллообразную форму .Существуют стеклянные, металлические, деревянные, пластмассовые бусины. В последнее время стали очень популярны бусины из природных материалов, особенно камней. Бусины используют для изображения ягод.

Стеклярус – цилиндрические трубочки, изготовленные из цветного стекла. Поверхность стекляруса может быть гладкой, витой или граненой. Размер стекляруса зависит от его длины.


Стразы являются имитацией драгоценных камней . Каждая страза имеет металлическое приспособление для крепления к ткани. Выпускают также стразы с клеевой основой на нижней части. Они быстро и легко клеятся к ткани.

Блестки – плоские блестящие кружочки из металла, стекла или синтетических материалов. С одной стороны они покрыты клеем, поэтому крепить их к вышитому полотну очень удобно.

Выбирая украшение для вышитого полотна, важно учитывать их качество и прочность. Стеклянные украшения редко обладают высокой прочностью, их легко раздавить или разбить. Пластмассовые бусины не термостойкие и могут быстро потерять окраску. Деревянные бусины от влаги трескаются, а металлические – ржавеют.

Виды лент


В настоящее время в магазинах можно приобрести ленты и тесьму на любой вкус. Существует два основных вида лент. Первый – декоративные – самые красивые, они используются исключительно для отделки различных вещей. Большинство таких лент не имеет кромок, но, чтобы они не распускались, их края особым образом уплотняются. Иногда по ним прокладывается тонкий металлический стерженек, который обрамляется кромками и помогает полоске держать форму, не скручиваться и не мяться. Такие ленты нельзя стирать, поэтому лучше не использовать их для украшения быстро загрязняющихся изделий, например, повседневной одежды или дамских сумочек.

Второй вид лент не боится воздействия воды. Их производят из высококачественных тканей, а по краю полоски делают кромку. На этикетке таких лент должна быть подробная информация о том, как нужно их стирать, линяют ли они от воды и как их гладить.

В продаже имеются шелковые ленты любого цвета и различной ширины. Они подходят для большинства видов вышивки, которую можно выполнять на всех тканях. Стирать вышитое полотно нужно вручную с мылом, желательно жидким или измельченным в стружку. Гладят обычно по изнаночной стороне, иначе вышивка станет плоской. Если лента изготовлена из ткани яркого цвета, особенно красного или бордового, то перед выполнением узора ее замачивают. Это делается для того, чтобы после стирок ткань ленты не линяла и не оставляла на изделии налет или разводы, которые портят внешний вид и, кроме того, трудно выводятся.

По окраске ленты бывают гладкокрашеными, с печатным рисунком, пестроткаными или окрашенными специальными красителями.

Для создания эффекта объема и прозрачности узора в вышивках, кроме шелковых лент, можно использовать ленты и тесьму из органзы.

Ленты для вышивки бывают разной ширины. Наиболее часто встречаются полоски в 3, 7, 9 и 12 миллиметров. Самые широкие ленты – 70, 80 и 150 миллиметров – изготавливаются из капрона. Все ленты продаются на метры или кусками определенной длины. Для работы лучше использовать тесьму и ленты длиной не более 50 сантиметров, иначе они будут постоянно скручиваться. Если это все-таки произошло, нужно опустить иглу вниз, чтобы она смотрела в пол, и лента или тесьма раскрутится.

Традиционно для вышивания используют шелковые, атласные и муаровые ленты шириной от 3 до 8 миллиметров, их можно купить и в специализированных рукодельных магазинах, и в обычных галантерейных отделах.

Какими должны быть ленты


К лентам для вышивки предъявляется множество требований, основные – прочность, гладкость и блеск. Кроме того, ленты должны быть мягкими и эластичными, но при этом сильно не растягиваться.

Важно, чтобы ленты, проходя через ткань, не мялись, так как заломы и складки ухудшают блеск. Лучше использовать тонкие и не очень плотные ленты – они меньше изнашиваются и не перетираются во время вышивания.

Ленты не должны линять при стирке или выцветать под воздействием света. Нужно также обращать внимание на термостойкость волокна, из которого они произведены, чтобы не испортить изделие при глажке.





Ткань


Вышивку шелковыми лентами можно выполнять по любой поверхности, единственное условие – ткань должна быть достаточно прочной, чтобы на ней удерживались стежки, и эластичной, чтобы сквозь нее свободно проходила лента или нитка. Из хлопчатобумажных тканей идеально подойдут батист, сатин, плис, муслин или рогожка. Можно использовать шерстяные ткани, такие как креп, джерси, твид. Хорошо смотрится вышивка лентами и на шелковой материи, например, шифоне, чесуче и шелковом тюле. Также украшают вышивкой льняную ткань с однородной основой, суровое или тонкое полотно, грубую холстину. Иногда используются набивные ткани, которые особенно хороши при выполнении сложных композиций, так как имеющийся на них рисунок служит своеобразной схемой для узоров. Для ленточной вышивки подходят также вязаные полотна, при этом ширина ленты должна примерно соответствовать размерам петель, иначе они могут растянуться или порваться.

Выбор ткани требует особого внимания, потому что от ее сочетания с лентами зависит успешность работы и красота вышивки. Можно взять полотно ручного производства и изготовить из него нарядную скатерть, отделав ее шелковыми лентами и тесьмой. Опытные мастерицы иногда самостоятельно окрашивают ткани и шьют из них одежду, сумочки, мешочки, кухонные прихватки и другие изделия, украшая их затейливыми вышивками на свой вкус.

Для освоения техники можно использовать обычную канву и ткани равномерного переплетения из хлопка и льна, но в принципе никаких ограничений нет – вышивка лентами прекрасно получается, к примеру, и на шелке, и на бархате.

Нитки


При вышивании шелковыми лентами потребуются нитки. Их используют для того, чтобы закрепить ленту на ткани, проложить контуры рисунка или создать основу узора. Нитки могут быть натуральными и синтетическими, кручеными или мягкими. Лучше всего подойдет мулине, им часто выполняют стежки наметки, закрепляют ленту в конце работы, вышивают мелкие детали, пришивают бисер, бусинки, жемчужины и так далее. Можно также взять шелковые нитки № 65 и № 33, шелк-гарус №№ 3, 7, 8 или и рис. Обычными катушечными нитками удобно прошивать контуры рисунков, так как эти наметочные стежки потом легко удаляются. Чаще всего используются хлопчатобумажные нитки №№ 40, 50, 60 и 80.

Тычинки цветков, травинки, ворсинки и другие выступающие над поверхностью узора мелкие детали обычно вышивают нитками,

пропитанными клеем

Если используются цветные нитки, лучше проверить их на прочность окраски перед началом работы, иначе после стирки они могут полинять и оставить на шелковых лентах и ткани некрасивые разводы.

Толщина ниток зависит от плотности ткани, на которой нужно вышить узор. Для тонких тканей подходит шелк и мулине в одну нить, а для плотных и шерстяных – ирис, синтетические нити, мулине в два или три сложения. Нитки не должны быть сильно скрученными, так как при вышивании могут образовываться узелки и жгутики. Перед шитьем нить обычно слегка расправляют рукой, чтобы она раскрутилась.

Иглы


При вышивании шелковыми лентами используются различные виды игл. Их размер зависит от толщины полотна, на которое наносится узор. Для вышивания по легким тканям берутся тонкие иглы, а плотный материал удобнее прокалывать толстыми иглами.

Вышивку шелковыми лентами выполняют острыми иглами, которые должны легко входить в полотно без образования затяжек. Лучше использовать иглы с удлиненным ушком, так как в них легче вдеть ленту. Кроме того, она не будет скручиваться и не порвется во время работы.

Обычно для вышивки шелковыми лентами выбирают так называемые цыганские иглы. Для лент шириной 3 миллиметра подойдут иглы № 24, а для лент 7, 9 или 12 миллиметров – иглы №№ 18-22. Ушко иглы должно быть большим, так как чем шире сделанное в ткани отверстие, тем меньше изнашивается лента. В идеале стержень иглы должен быть такой же толщины, что и материал, которым выполняется вышивка. Для тесьмы и ленточек иногда используются толстые иглы с тупым концом и проколки – деревянные или пластмассовые заостренные конусообразные палочки, по виду напоминающие шило. Можно выполнять ленточную вышивку так называемыми гобеленовыми иглами № 24-28 с толстым стержнем и тупым концом, который не расщепляет нити ткани.

Если в вышивке шелковыми лентами нужно выполнить часть узора вышивальными нитками, то размер иглы будет зависеть от их типа. Наиболее удобны универсальные иглы №№ 7-12. Они подходят для мулине и шелковых нитей, а также для мулине в два-три сложения. Выполнять узелки и пришивать бусинки лучше иглами №№ 1-9 с длинным стержнем и тонким ушком.

Иглы должны быть хорошо отшлифованными и храниться в сухом месте, чтобы на них не появлялась ржавчина. В настоящее время в продаже имеются позолоченные иглы со специальным покрытием, которое препятствует окислению, а также обеспечивает свободное скольжение иглы в ткани.

Важно правильно хранить иглы. Для этого их вкалывают в маленькие мягкие подушечки или игольницы. Нельзя оставлять иглы в одежде или незаконченной работе.

Пяльцы


Один из основных инструментов для вышивания – пяльцы. Они служат для того, чтобы натягивать ткань, закреплять ее в таком положении и предохранять шитье от стягивания. Если пользоваться пяльцами при вышивке, работа получится более качественной, а рисунок – объемным и ровным.

Пяльцы бывают круглые или прямоугольные, раздвижные или с зажимами. Их изготавливают из дерева, пластмассы или легкого металла, чтобы они не были тяжелыми в работе. Чаще всего можно встретить маленькие круглые пяльцы диаметром от 10 до 35 сантиметров. Они состоят из двух обручей, входящих один в другой. Для вышивок небольших размеров наиболее удобны так называемые швейцарские, или тамбурные, пяльцы с зажимом. Он представляет собой боковой винт, который закреплен на внешнем кольце. Затягивая или ослабляя зажим, можно увеличивать или уменьшать диаметр пялец и таким образом регулировать натяжение ткани.

Перед началом работы нужно собрать пяльцы и натянуть ткань. Сделать это очень легко: полотно надо положить на меньший внутренний обруч и расправить, а затем надеть сверху внешнее большое кольцо. После этого зажим затягивают до тех пор, пока не натянется ткань. Лучше делать это как можно аккуратнее, потому что подтягивать ткань после закрепления зажима нельзя. Придется разбирать пяльцы и заправлять полотно заново. Не нужно слишком сильно натягивать ткань, иначе пяльцы, особенно пластмассовые, погнутся или сломаются.

Ткань должна натягиваться туго, для этого внутренний обруч пялец обматывают по окружности тонкой материей или мягкой тесьмой. Можно также использовать узкие полоски бинта. Лучше обернуть оба кольца пялец, особенно если они металлические, чтобы они не испачкали полотно, а острые края не сделали затяжек. Кроме того, на ткани не будут образовываться заломы, которые потом очень трудно разгладить. Тесьму нужно натягивать так, чтобы на ткани не было складок. Концы обмотки закрепляют небольшими стежками.

Для удобства работы круглые пяльцы можно прикрепить к краю стола. Это позволит выполнять работу двумя руками одновременно: правая будет направлять ленту с лицевой стороны полотна на изнанку, а левая, находясь под пяльцами, – возвращать иголку с лентой на лицевую сторону ткани.

Большие вышивки удобнее выполнять, закрепив ткань в раздвижных пяльцах, которые имеют вид подрамника.



  1. Заключительная часть

После того как вы подобрали все инструменты и материалы для вышивки лентами, можно приступать к изучению основных швов.