ШАХТЁРСКАЯ ГИМНАЗИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА
Презентация по труду на тему: "Художественная обработка древесины".
Выполнил: учитель труда и технологии гимназии г. Шахтёрска Пунгин И. А.
2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
1. Обработка древесины.
1.1. Свойства древесины.
1.2. Особенности обработки древесины.
1.2.1. Материал.
1.2.2. Рабочее место.
1.2.3. Инструменты и приспособления.
1.3. Этапы обработки древесины
1.4. Способы обработки.
1.5. Подготовительные работы.
1.6. Основы геометрической резьбы.
2. Изготовление журнального столика.
2.1. Выбор материала для изготовления журнального столика.
2.2. Технологическая карта на изготовление журнального столика
Заключение.
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Можно с уверенностью сказать, что каждый человек хоть раз в жизни хотел сделать изделие из дерева, разукрасить его орнаментом, или резьбой и сделать украшением своего дома, или подарить кому-нибудь. Чаще всего такое желание возникает после посещения выставки декоративно-прикладного искусства, музеев, встреч с резчиками по дереву и т.д.
Резьба по дереву - это особый вид искусства, которому может научиться каждый человек. В странах СНГ искусство резьбы по дереву имеет очень большую историю, насчитывающую многие века. Оно по праву занимает достойное место в декоративно-прикладном творчестве. Наша земля всегда славилась самобытными, талантливыми мастерами-резчиками. Их работы стали достоянием национальной культуры. Многие музеи стран демонстрируют произведения искусств мастеров по дереву. Изделия из древесины уникальны, оригинальны и неповторимы. Наш народ чрезвычайно талантлив. Его желание и любовь к украшению жилищ, бытовых предметов и орудий груда позволили создать самобытные произведения.
Резьба по дереву занимает ведущее место среди ремёсел, связанных с обработкой древесины.
Рассматривая чудесные творения мастеров, создаётся впечатление, что их фантазия неиссякаема и не имеет преград. Мастера знают своё дело и вдохновляют других людей брать в руки инструменты и создавать свои шедевры из дерева.
Вот только некоторые примеры изделий из дерева, выполненных разными методами.
[pic] [pic] [pic]
[pic] [pic] [pic]
1. Обработка древесины.
1.1. Свойства древесины.
Древесина обладает различными физическими и механическими свойствами, которые нужно знать и учитывать при выборе материала для изготавливаемого изделия.
Это такие свойства, как: цвет, текстура, запах, влажность, гигроскопичность, усушка и разбухание, твёрдость и прочность, упругость и пластичность.
Рассмотрим подробно свойства древесины.
Цвет. Каждая древесная порода имеет только ей присущий цвет. Цвет может меняться в зависимости от возраста, влияния воздушной среды, воздействия прозрачных отделочных материалов, угла отражения светового потока от изделия, сроков и условий эксплуатации вещи и т.д. Интенсивность цвета древесины усиливается с возрастом дерева и под влиянием прозрачных отделочных материалов. Степень декоративности древесины повышает ее блеск — способность отражать направленные световые лучи. Блеск зависит от породы древесины, степени гладкости поверхности и характера освещения.
Текстура. Это естественный рисунок на радиальном и тангенциальном срезах древесины, который зависит от характера расположения годичных колец и различной окраски в них ранней и поздней зон, строения самой древесины — рассеянно- или кольцепорового, наличия мелких или крупных сердцевинных лучей, отличающихся от окружающей их древесины по цвету, структуре, размеру и форме.
Запах. Каждая порода имеет свой, присущий только ей запах. Он зависит от содержания в древесине различных смол. дубильных веществ и пр. Наиболее сильный запах исходит от свежесрубленных деревьев хвойных пород: липы, осины, дуба и др. Слабый — от выдержанной древесины. По запаху порой можно судить о доброкачественности дерева, а в некоторых случаях он служит дополнительным признаком для определения породы дерева.
Влажность. От нее во многом зависят свойства древесины. В древесине различают влагу связанную, находящуюся в стенках древесных клеток в виде тончайших прослоек, и свободную, заполняющую полости клеток и межклеточные пространства. Количество свободной влаги зависит в основном от пористости древесины и ее наполненности, насыщенности водой. Чем древесина плотнее и тяжелее, тем меньше пор, и наоборот — чем легче и рыхлее, тем пор больше. Максимальная влажность древесины твердых пород колеблется от 80 до 120, а мягких — от 200 до 250 процентов.
Гигроскопичность. Это свойство поглощать влагу из окружающего воздуха. Гигроскопичность зависит от породы дерева меньше, чем от температуры и влажности воздуха. С повышением температуры влагопоглощение понижается. а повышением влажности воздуха увеличивается. Влагопоглощение вызывает изменение формы, размеров и прочности древесины, и именно от этого зависит прочность изделий. Гигроскопичность уменьшается при отделке продукции водоотталкивающими составами.
Усушка и разбухание. Усушка вызывает уменьшение в древесине содержания связанной влаги. Полное удаление такой влаги приводит к сокращению линейных и объемных размеров, и наоборот — при увлажнении сухой древесины свыше точки насыщения волокон, то есть более 30 процентов влажности, она разбухает и увеличивается в размерах. Усушка вызывает такое нехорошее свойство как хрупкость и ломкость древесины.
Твёрдость и прочность. Твердость древесины— способность сопротивляться проникновению в данный материал постороннего тела, в нашем случае — резца. Большие колебания в прочности вызывает неоднородность строения древесины в пределах одной породы и даже одного дерева. Большое влияние на твердость и прочность древесины оказывает влажность. Влажная древесина — мягче, лучше обрабатывается.
Упругость и пластичность. Упругость — способность возвращаться к первоначальному состоянию и размерам после прекращения воздействия на нее внешних сил. Упругость зависит от влажности и некоторых других факторов. Пластичность — способность материала сохранять ту или иную приданную ему форму, зависит от породы, возраста, влажности древесины.
1.2. Особенности обработки древесины.
1.2.1. Материал.
Древесина является ценным природным сырьем, которое можно обрабатывать простейшими инструментами. Она обладает значительной прочностью, упругостью, имеет небольшой удельный вес. Но древесина растрескивается, усыхает, коробится, отчего меняется форма и размеры сделанных из нее предметов. Прежде, чем заняться художественной обработкой дерева, необходимо получить представление о свойствах древесины, ее строении и пороках.
Ствол древесины состоит из волокон, сгруппированных в радиальные кольца вокруг сердцевины. Это хорошо видно на поперечном разрезе. При разрезе, параллельном оси ствола, видны параллельные линии волокон. Если же разрез сделан под углом к оси ствола, появляются эллипсовидные линии, очертания которых становятся причудливее с уменьшением этого угла. Рисунок на поверхности древесины, получаемый при перерезании годовых слоев, известен под названием текстуры. Она различна у разных пород древесины. У липы и ольхи она почти незаметна, а у ореха, сосны, можжевельника она четко выражена. Текстуру древесины можно выявлять при обжигании, лакировании, травлении.
Породы дерева имеют разную твердость. Клен, дуб, самшит, груша, пальма, тис, орех считаются твердыми, мягкими — липа, осина, ольха, тополь, ива, сосна, ель, кедр. Береза занимает промежуточное положение. Для резьбы применяются преимущественно лиственные породы деревьев, из хвойных чаще используются сосна, кедр, тис.
Выбирая древесину для художественных работ, следует помнить: для рельефной резьбы пригодна древесина, лишенная свилеватости, косослоя (неравномерное, запутанное или косое строение волокон); портят резьбу сучки, а также отлуп (трещины по годичным слоям), что может обнаружиться только в процессе работы. трещины получаются от неравномерности сушки древесины, поэтому следует изготавливать широкие доски для резьбы, склеивая их из нескольких узких, чтобы в каждой было противоположное расположение волокон. В таком случае коробление досок будет минимальным. Не следует применять древесину с червоточиной, гнилью и с проростью, омертвевшими и заросшими в стволе тканями.
Предназначенная для резьбы древесина должна быть высушена до 10 — 16% влажности. Сухая древесина лучше обрабатывается. Сушат древесину воздушным способом, под навесом, либо в специальных сушильных камерах.
1.2.2. Рабочее место.
Рабочее место резчика готовится в зависимости от вида резных работ. Небольшие предметы, например, шкатулки, панно, на которых необходимо выполнить геометрическую, плоскорельефную резьбу, инкрустацию, а также мелкая пластика можно выполнять на простых столах. Для обработки объёмных изделий необходимо больше места.
1.2.3. Инструменты и приспособления.
Мастера и резчики особо заботятся о том, чтобы у них в ассортименте был необходимый и качественный инструмент. В настоящее время многие инструменты выпускаются промышленностью, но зачастую качество хромает. Поэтому резчики дорабатывают заводские инструменты, или изготавливают свои. Резчику по дереву необходимо иметь в наличии инструменты и приспособления:
Разметочный и измерительный инструмент: угольники
рейсмус
рулетки
линейки
метр
транспортир
треугольник
штангенциркуль
готовальня
шаблоны
трафареты
карандаши
инструменты для пиления:
лучковая пила
курковка
ножовки
шипорезка и др.
Инструменты для строгания:
шерхебель
рубанок
фуганок
полуфуганок
режущий инструмент:
ножи:
— нож резак
— нож косяк
— нож крючок или резец
тесло
клюкарзы
уголки
стамески различной ширины
— полукруглые
— прямые
Инструменты для сверления:
дрель (ручная или электрическая)
сверла
заточной инструмент:
бруски
точило ручное (электрическое)
наждачная бумага
дополнительный инструмент:
топоры
— киянка
— чеканки или пуансоны
— цикли
— шило
— лобзик
— выкрутная пила
Инструмент должен быть исправен и хорошо заточен.
1.3. Этапы обработки древесины
Обработку древесины можно разделить на несколько этапов:
— выбор заготовки
— предварительная разметка
— черновая обработка
— чистовая обработка
— разметка деталей изделия
— подгонка деталей
— соединение деталей в изделие
1.4. Способы обработки.
пиление — обычно первая операция по обработке древесины ручным способом. Даже при хорошем инструменте от правильности пиления зависят и степень физических усилий, и производительность, и качество. Различают продольное и поперечное пиление. При пилении учитывают припуски не менее 3 мм;
строгание — резание древесины закрепленным в корпусе или незакрепленным резцом;
долбление — выполняется долотом (стамеской);
резание — используются стамески самой различной конфигурации для зачистки, подгонки соединений и при подгонке криволинейных поверхностей;
сверление — применяется для получения круглых отверстий под шканты, нагели и т.п., для черновой выборки фона — в резьбе;
сплачивание и склеивание — соединение между собой кромками узких элементов;
точение - используются различные резцы и токарный станок.
фрезерование — используются фрезы различных видов для выборки и черновой обработки поверхностей заготовок;
шлифование — чистовая операция;
полирование — очень часто — заключительная операция;
нанесение покрытий — отделка поверхности изделия для придания соответствующего вида изделию.
1.5. Подготовительные работы.
Поверхности изделий или их деталей, предназначенных под резьбу, должны быть хорошо обработаны рубанком или фуганком. Нет необходимости ошкуривать.
Разметка рисунка на предмете, распределение орнамента делаются в соответствии с чертежом, рисунком или по шаблону. Рисунок плоскорельефной резьбы сначала переводят на кальку, а затем, укрепив ее на изделии кнопками, через копирку с помощью карандаша или костяной палочки — на поверхность дерева. Размечая рисунок для мелкоузорчатой, в частности геометрической, резьбы, наносят лишь главные его членения, детали режут на глаз.
Рекомендации: При выполнении упражнений нужно следить за посадкой. Локти должны свободно располагаться на столе, грудь — слегка касаться края, голову не следует наклонять слишком низко: расстояние от глаз до резьбы — 30 — 40 см.
1.6. Основы геометрической резьбы.
Она наиболее проста для освоения. Несмотря на то, что она состоит из простейших на первый взгляд геометрических фигур, двух-, трех-, четырехгранных углублений, прямых и округлых линий, различные их сочетания, она очень популярна а изделия необычайно красивы, и содержат множество разнообразных композиций.
Вот только некоторые примеры использования геометрической резьбы.
[pic] [pic] [pic]
Резчик должен освоить ряд приемов геометрической резьбы. Держа резак в правой руке, выполняют упражнения — резьбу отрезков линий вдоль и поперек древесины. Доску следует держать перпендикулярно к движению режущего инструмента.
2. Изготовление журнального столика.
2.1. Выбор материала для изготовления журнального столика.
Для изготовления журнального столика была выбрана сосна по причине того, что она отличается достаточно высокой прочностью и хорошо обрабатывается. Кроме того сосна является одним из наиболее доступных материалов.
Столешница выполнена из щита, что позволило упростить технологию изготовления. Применение готового щита позволило исключить из технологического процесса склеивание и дальнейшее строгание щита, что позволило сократить время изготовления и тем самым снизить себестоимость стола.
Для отделки столика применен лак ХВ-784. Этот лак отличается малым временем сушки и высокой прочностью покрытия.
2.2. Технологическая карта на изготовление журнального столика.
Угольник Линейка
Распиловка заготовок
[pic]
Станок фуговально- пильный
Строгание базовой плоскости
[pic]
Станок фуговально- пильный
Строгание кромок
[pic]
Станок фуговально- пильный
Склеивание щита
[pic]
Кисть
Струбцины
Строгание щита
[pic]
Станок фуговально- пильный
Разметка
[pic]
Карандаш
Циркуль
Угольник
Линейка
Опиливание углов
[pic]
Станок фуговально- пильный
Закрепление заготовки на планшайбу
[pic]
Отвертка
Установка планшайбы
[pic]
Станок токарный деревообрабатывающий
Ключ
Точение
[pic]
Станок токарный деревообрабатывающий
Долото
Стамеска полукруглая
Штангенциркуль
шлифование
[pic]
Станок токарный деревообрабатывающий
Бумага наждачная
Снятие планшайбы
Ключ
Снятие детали с планшайбы
[pic]
Отвертка
Изготовление средней ножки
Разметка заготовок
[pic]
Карандаш
Угольник
Линейка
Распиловка заготовок
[pic]
Станок фуговально-пильный
Строгание базовой плоскости
[pic]
Станок фуговально-пильный
Строгание кромок
[pic]
Станок фуговально-пильный
Склеивание заготовки
[pic]
Кисть
Струбцины
6.
Строгание заготовки
[pic]
Станок фуговально-пильный
7.
Разметка
[pic]
Карандаш
Циркуль
Угольник
Линейка
8.
Строгание углов
[pic]
Верстак столярный
Рубанок
9.
Установка заготовки на станок
[pic]
Станок токарный деревообрабатывающий
Ключ
10.
Точение цилиндра
[pic]
Станок токарный деревообрабатывающий
Рейер
долото
штангенциркуль
11.
Фасонное точение
[pic]
Станок токарный деревообрабатывающий
Рейер
Долото
Майсель
12.
Шлифование
Станок токарный деревообрабатывающий
Бумага наждачная
13.
Снятие детали со станка
Ключ
Изготовление боковых ножек (3шт)
1.
Разметка заготовок
[pic]
Карандаш
Угольник
Линейка
2.
Распиловка заготовок
[pic]
Станок фуговально-пильный
3.
Строгание базовой плоскости
[pic]
Станок фуговально-пильный
4.
Строгание кромок
[pic]
Станок фуговально-пильный
5
Разметка детали
[pic]
Карандаш
Линейка
Лекало
6.
Выпиливание ножки
[pic]
Верстак столярный
Лобзик
7.
Шлифование
Верстак столярный
Бумага наждачная
Изготовление царг
Разметка заготовок
[pic]
Карандаш
Угольник
Линейка
Распиловка заготовок
[pic]
Станок фуговально-пильный
Строгание базовой плоскости
[pic]
Станок фуговально-пильный
Строгание кромок
[pic]
Станок фуговально-пильный
Разметка деталей
[pic]
Верстак столярный
Карандаш
Угольник
Линейка
Долбление паза
[pic]
Верстак столярный
Долото
Ножовка
Киянка
Сборка
[pic]
Верстак столярный
Киянка
Разметка отверстия
[pic]
Верстак столярный
Карандаш
Шило
Линейка
Сверление отверстия
[pic]
Станок сверлильный
Сверло
Сборка
1.
Крепление царги к столешнице
Верстак столярный
Отвертка
2.
Крепление боковых ножек к средней
[pic]
Верстак столярный
Дрель
3.
Установка столешницы
[pic]
Верстак столярный
Кисть для клея
4.
Лакирование готового изделия
[pic]
Кисть
Заключение.
В данной работе мы ознакомились с различными видами художественной обработки древесины. А также свойства различных пород дерева. Для примера была разработана технологическая карта изготовления журнального столика. Эту работу может осилить каждый человек. На уроках труда с учениками можно изготовить данное изделие, которое принесёт радость и даст необходимые знания и умения работать с древесиной. А также журнальный столик украсит любое помещение и принесёт пользу владельцам. Ученики при выполнении данной работы освоят принципы работы с древесиной, выработают терпение, выносливость, аккуратность и творческое видение. Думаю, что данная работа поможет воспитать трудолюбивых людей, способных развиваться и достигать творческих высот.
Список использованной литературы:
1. Слипак В.П.“Резьба по дереву. Из опыта работы” Псков, изд-во псковского обл. института усовершенствования учителей, 1994 г.
2. Степанов Н.С.“Резьбы очарованье” Лениздат, 1991 г.
3. Барадулин В.А.“Основы художественного ремесла” М.: Просвещение, 1979 г.
4. Полная энциклопедия художественных работ по дереву / сост. В.И. Рыженко. — М.: Оникс, 2008. — 704 с.: ил.
5. Рыженко В. И. Работы по дереву: От резьбы до паркета. Практическое руководство. — М., 2003.
6. Сафроненко В. М. Секреты древесины. — М., 2004.
7. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: учеб. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 304 с.
8. Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева: учебник. — М.: Академия, 2000. — 328 с.
9. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Минск, Современное слово, 1998.- 95 с.
10. Технология: 6 класс / под ред. Симоненко В.Д. — Брянск, 2002.- 258 с.