МБОУ «НЕТЬИНСКАЯ СОШ им. Юрия Левкина»
Образовательная область «Технология»
Творческий проект
ШТОРЫ
Выполнила ученица 10 класса
Руководитель
Привалова Елена Владимировна
Содержание
Обоснование проекта ……………………………………………………3
Цели и задачи …………………………………………………………….4
Выбор ночной шторы ……………………………………………………5
Выбор гардины …………………………………………………………...8
Выбор подхватов …………………………………………………………11
Выбор узора макраме для плетения тесьмы ……………………………11
Окончательный вариант изделия ………………………………………..13
Звездочка обдумывания ………………………………………………….14
История штор ……………………………………………………………..15
Эстетическое обоснование ………………………………………………18
Тенденции моды ………………………………………………………….20
Технология изготовления
Изготовление римской шторы ……………………………………….22
Изготовление тесьмы для римской шторы ………………………….24
Изготовление шторы из органзы …………………………………….26
Изготовление кистей ………………………………………………….28
Изготовление подхвата. Технологическая карта …………………...30
Экономический расчет …………………………………………………...32
Оборудование, материалы и инструменты ……………………………..33
Техника безопасности ……………………………………………………33
Экологическое обоснование ……………………………………………..34
Выводы ……………………………………………………………………35
Литература ………………………………………………………………..36
Обоснование проекта
Мы живем в современном динамичном мире, полном хлопот и забот. Постоянные стрессы на работе, городские пробки, неправильный режим дня, нерациональное питание и плохая экология крайне негативно сказываются на нашем здоровье и самочувствии. И всегда после тяжелого рабочего дня так хочется вернуться в свое комфортное жилище, насладиться уютом и теплом домашнего очага, провести время в тишине, спокойствии, безопасности.
Все мы мечтаем об оригинальном интерьере. Но чтобы создать его, надо немало знать и многое уметь. Ведь в удобной, комфортной квартире не должно быть ничего вычурного, претензионного, напыщенного, не терпит она и показного богатства. Простота с роскошью не сочетается. Вспомним мудрость древних: «если не хватает ума сделать просто, делают богато». Но тут важно понимать, что под простотой подразумевается не унылость, примитивизм, серость. Это «упрощенчество, то есть отсутствие какой бы, то ни было мысли».
Сейчас у меня в комнате ремонт. Для полного завершения дизайна интерьера не хватает только штор, которые я и решила сделать. В магазине не всегда можно найти то, что нужно именно мне, а в своей работе я могу исполнить все свои пожелания.
Мне бы очень хотелось, чтобы мои шторы стали настоящей изюминкой интерьера моей комнаты.
Цели и задачи
Цель: Изготовить оригинальные шторы для своей комнаты.
Задачи:
Закрепить и пополнить знания и умения в шитье.
Самостоятельно разработать дизайн изделия.
Изучить технику «макраме», научиться выполнять изделия в этой технике.
Познакомиться с историей штор.
Научиться ставить перед собой задачи и решать их.
Познакомиться с элементами предпринимательства и экономики, подготовить себя к экономному, разумному ведению домашнего хозяйства.
Проявить свои творческие способности.
Развивать способности к самоанализу своей деятельности.
Пополнить знания и умения работы на компьютере.
Развивать умения работы со справочной и другой литературой.
Выбор ночной шторы
Вариант 1
Штора с ламбрекеном
Сейчас пользуются популярностью шторы с ламбрекенами. Этот вариант выглядит достаточно красиво, но мне он не подходит. Во-первых, высота моей комнаты всего лишь 2,5 метра, а у ламбрекена есть свойство зрительно снижать потолки. Во-вторых, в моей комнате одно окно, расположенное на северной стороне, т.е. в ней темно, а ламбрекен занимает примерно пятую часть высоты окна.
[pic]
Вариант 2
Раздвижные шторы
Раздвижные шторы – самые популярные и самые легкие в пошиве. Но, к сожалению, этот вариант мне также не подходит. Во-первых, сразу перед окном в моей комнате стоит стол, т.е. будет неудобно постоянно раздвигать и задвигать шторы. Во-вторых, мне кажется, что они будут выглядеть неоправданно громоздко, что также не актуально в моей небольшой комнате.
[pic]
Вариант 3
Римские шторы
Римские шторы – идеальный вариант в том случае, если на окне плохо смотрятся раздвижные шторы. Римские шторы экономичны. Для них требуется вдвое меньше материала, чем для обычных занавесей. Они хорошо подходят, если необходимо закрыть окно полностью. Я считаю, что этот вариант подходит для моей работы. На нем я и решила остановиться.
[pic]
Выбор гардины
Вариант 1
Стандартный вариант
Стандартным вариантом будет являться вертикально свисающее собранное полотно. Но этот вариант мне не подходит. Во-первых, полотно будет загораживать всё окно, и из-за него всё же в комнате будет темнее. Во-вторых, думаю, такая штора будет плохо смотреться с римской, которую я уже выбрала.
[pic]
Вариант 2
Римская штора
Неплохой вариант, но на одном окне не может быть двух римских штор.
[pic]
Вариант 3
Штора, закрепленная на одной стороне
Такая штора не будет делать комнату темнее. Она придаст помещению оригинальности и будет отлично смотреться с римской шторой. Этот вариант мне подходит. Я решила сделать 2 таких шторы, т.к. это придаст большей оригинальности интерьеру комнаты. Они будут закреплены на стене (на разных уровнях, как показано на фотографии ниже).
[pic]
Выбор подхватов
[pic] [pic]
В-1
[pic]
В-3
В-2
Я выполню подхваты В-3, но с некоторыми дополнениями в стиле штор.
Выбор узора макраме для плетения тесьмы
[pic] [pic] [pic]
После рассмотрения многих узоров я решила создать свой
[pic]
В моей работе будут применяться плоские узлы, витой шнур, поочередные репсовые узлы.
Окончательный вариант изделия
Моим изделием будет римская штора и 2 шторы из органзы (цветной и с рисунком), закрепленные с разных сторон на разных уровнях на стене. Бахрома на римской шторе и кисти на подхватах будут выполнены в технике макраме.
[pic]
З
Техника безопасности
вездочка обдумывания
Технология изготовления
Экологическое обоснование
[pic]
Тенденции моды
История штор
Эстетическое обоснование
Материалы и инструменты
Экономический расчет
История штор
Шторы – древнейшее изобретение человечества. Наверняка древние люди, использовавшие в качестве занавески шкуру мамонта или убитого медведя, не могли и подумать, какое значение будут иметь шторы для современного человека. Конечно, первые шторы разительно отличались от того, что мы имеем сейчас. В те далекие времена, когда жилищем служила пещера, шторы выполняли, скорее, защитную функцию, нежели декоративную. Такая экзотическая, на наш взгляд, штора защищала домашний очаг древнего человека от ненастной погоды. Но, наконец, желание украшать себя и окружающие предметы, сделало свое дело. И вот, пройдя через тысячелетия, мы имеем те самые полюбившиеся нам шторы. Но, не будем забегать вперед и посмотрим, как же происходило это перевоплощение. Человечество развивалось, появлялись новые орудия и инструменты. И вот, наконец, люди научились делать ткани. Ткани использовались для изготовления одежды и… штор.
Начнем с Древнего Египта. Именно в эту интересную эпоху люди начали уделять огромное внимание своему жилищу. Тогда и шторы стали настоящим украшением. Ткани для штор были непростыми. Их украшали всевозможными орнаментами и элементами, имеющими не только декоративное, но и магическое значение. Кроме штор, дома древних египтян украшали балдахины, которые помещались над кроватью. Получила распространение и обивка для мебели.
Говоря о Месопотамии, существующей еще задолго до нашей эры, стоит отметить, что именно в этот период в оформлении жилья появилось понятие роскоши и помпезности. Шторы отделывали бахромой и вышивками, мебель украшали покрывалами и подушками. Вскоре, роскошный стиль распространился не только на Востоке, но и покорил Европу. Наиболее интересным периодом развития штор (впрочем, не только штор) является Древняя Греция. Именно, в период этой эпохи, со свойственным ей стремлением ко всему прекрасному, появились различные драпировки, которые мы используем по сей день.
Говоря о Византии, отметим как раз то самое влияние восточной культуры на способ оформления интерьера. Для византийских штор характерно обилие пышных драпировок, золотых вышивок и украшений. Часто материалом для штор служил ценный китайский шелк.
Но вот, постепенно, роскошь стала вытесняться практичностью и функциональностью. Долгое время в оформлении жилища господствовал аскетизм. Это было связано с политической, военной ситуацией и, как следствие, с особенностями архитектуры.
Возьмем, к примеру, эпоху Средневековья. Окна средневековых замков были чрезвычайно узки. Поэтому вполне естественно, что шторы представляли собой простые куски ткани. Ткань имела довольно грубую обработку и не представляла никакой декоративной ценности. Основное и единственное значение средневековых штор – защищать от солнечного света.
Постепенно архитектура видоизменяется, окна становятся шире. Простые средневековые занавески смотрятся уже неуместно. К тому же, в моду входят различные ткани, например, гобелен или вельвет. Как раз приблизительно к 17 веку началось «украшательство» шторами. Правда, шторами сначала занавешивали не столько окна, сколько дверные проемы и стены. Но со временем эта ситуация изменилась. Появился стиль барокко, со свойственной ему роскошью. Шторы удостоились самых дорогих тканей, драпировок, ламбрекенов. Теперь шторы можно считать действительно украшением. Как раз в период барокко появились шторы, открывающиеся вверх.
Чем дальше, тем больше роскоши и комфорта. Это относится и к шторам эпохи рококо. Пышные ламбрекены причудливой формы, всевозможные рюши, кисточки и шнуры. Дорогие шикарные ткани, собранные в изящную складку. Все это было актуально в эпоху рококо. В этот период появляются новые причудливые фасоны штор. Последующие эпохи можно охарактеризовать появлением новых тканей, моделей, способов оформления штор. Так, для эпохи неоклассицизм свойственно изобретение деревянного ламбрекена, украшенного резьбой. Для ампира – украшение штор орнаментом и бахромой. Для модерна – появление новых форм. Но вот мы пришли к развитию научно-технического прогресса. Изящество и пышность форм снова вытесняется функциональностью и практичностью. Наличие декоративных элементов сводится к минимуму. Появляется стиль минимализм. Похоже, что история повторяется.
И что же мы имеем сейчас? А сейчас мы имеем в своем распоряжении многообразие форм и моделей штор, созданных во все предыдущие эпохи. И называем мы эти варианты стилями. Для пошива современных штор существует множество сочетаний тканей, элементов. Дизайн штор – это целая наука. Современное многообразие штор может удовлетворить вкус любого человека. К тому же, продолжают появляться новые варианты оформления окна, например, металлические или тканевые жалюзи, бамбуковые шторы и много другое. Дизайн современных штор ограничивается только фантазией и законами гармонии.
Эстетическое обоснование
Теплые тона делают интерьер помещения более комфортным и уютным, они повышают жизненный тонус и активизируют мыслительную деятельность. Холодная же часть спектра зрительно расширяет пространство, действует расслабляющее и успокаивающе, но в то же время помогает сосредоточиться.
А как воздействуют отдельные цвета как теплой, так и холодной гаммы на человека?
Рассмотрим характеристики некоторых цветов.
Начнем с красного цвета – цвета огня. Этот цвет дарует человеку радость и уверенность в собственных силах, в то же время он является цветом агрессии, а в больших количествах сильнейшим раздражителем.
Желтый – легкий и ласкающий цвет, он несет в себе положительный заряд, повышает настроение, бодрит и хорошо сочетается в интерьере с другими цветами.
Оранжевый цвет символизирует тепло и свет. Поэтому приглушенный оранжевый тон сделает интерьер помещения, особенно если окна выходят на север, более уютным и теплым, а вот присутствие же ярко-оранжевого в интерьере – это заявка на экстравагантность и оригинальность.
Голубой цвет способствует сосредоточению, сглаживанию конфликтов. Становясь более темным и насыщенным, голубой цвет превращается в синий – символ совершенства и бесконечности. Господство темно-синего в интерьере оказывает подавляющее действие на человека, а вот голубой и светло-синий дают успокаивающий эффект.
Фиолетовый цвет сложен и многолик. Глубокий и насыщенный, он оказывает угнетающее воздействие, менее насыщенные, приглушенные тона (от бледно-сиреневого до пепельного и серо-фиолетового) придают интерьеру изысканность и оригинальность.
Белый цвет – это абсолютный, универсальный, сияющий цвет, который хорошо сочетается с любыми другими, придавая им нарядность. Белые стены воспринимаются как чистые, невесомые. На их фоне хорошо смотрятся и мебель из любого материала и любой окраски, и другие элементы интерьера (шторы, пуфики, подушки, панно и т.п.).
Черный цвет тоже очень важен в интерьере. Его использование позволяет контрастно подчеркнуть и выделить другие цвета, придать им яркость и выразительность, в результате интерьер помещения приобретает графичность, необходимую четкость и стильность.
Серый цвет часто называют скучным, невыразительным. В действительности же он бесстрастный, настраивающий на деловой лад. При использовании серого в сочетании с другими цветами интерьер офиса или рабочего кабинета приобретают спокойность и деловитость. В жилой комнате оттенки серого, придающего другим цветам благородство, позволяют создать стиль утонченной элегантности.
В помещения с окнами северной ориентации солнце заглядывает редко, поэтому в интерьере этих комнат лучше использовать теплые цвета – желтый, кремовый, терракотовый, которые создадут иллюзию тепла.
Т.к. окно в моей комнате расположено на северной стороне и она темная, то вариант штор в оранжевых тонах будет идеальным.
Тенденции моды
На сегодняшний день модной тенденцией штор является естественность. Главное качество, которым должны обладать современные шторы, гардины и занавески – это практичность. Иначе говоря, эти изделия должны быть просты в монтаже, эксплуатации и уходе, а также их отличительная черта износоустойчивость, влекущая долговечность. Поэтому большинство штор шьется из легких тканей, а пышные тяжелые гардины ушли далеко в прошлое. Современный образ жизни не позволяет уделять много времени уходу за шторами, поэтому современные производители, следуя этому, создают наиболее легкие и удобные шторы. Несмотря на то, что в последнее время производители стараются изготавливать наиболее простые шторы, все же следует компенсировать отсутствие пышности и роскоши рисунком. Поэтому дизайнеры и художники предлагают уделить особое внимание рисунку и цвету, а не фактуре ткани.
Для желающих, чтобы их дом всегда казался светлым, и любящих строгий дизайн – отличный вариант ткани светлых натуральных тонов. Например, подвешенные на карнизе между двумя консолями гардины, выполненные из вуали, являются классикой, которая никогда не выходила, не выходит и не выйдет из моды. Кроме того, такие гардины могут быть украшены изысканным цветочным или геометрическим орнаментом, который выгодно подчеркнет весь стиль выбранного вами интерьера. А скромные шторы, выполненные из однотонного льна можно превратить в настоящее произведение искусства, украсив зубчатым ламбрекеном в полоску. Вставив между полом и потолком подъемную льняную штору, держащуюся на двух раздвижных карнизах, вы создадите ультрасовременный декор своего интерьера. Кроме того, такие ультрасовременные подъемные льняные шторы будут прекрасно выглядеть в любом стиле интерьера, а также говорить о заинтересованности в тенденциях шторной моды. Идеальным вариантом для квартиры в старом доме, имеющим высокие потолки и большие окна, являются бархатные шторы, подбитые шелком. Благодаря переливающейся шелковой ткани, драпирующейся мягкими складками и закрепляющейся красивыми бантиками, эти шторы буквально блестят и создают неповторимый эффект.
Модными шторами 2011 также являются шторы, выполненные из пестрой ткани в полоску или клетку, а также оформленные в ярких тонах.
Одним словом, тенденцией последних лет является простота и удобство штор, но при этом они выглядят непревзойденно. Итак, модные шторы 2011 способны украсить и оживить любой стиль интерьера, а также наполнить дом атмосферой тепла и уюта.
Технология изготовления
1. Изготовление римской шторы
Раскрой ткани.
Выполнение боковых подгибов. С боков заутюживаем на изнаночную сторону 1 см, т.к. ширина ткани 1,5м, а нам требуется 1,48м (край ткани обработан, следовательно, можно подогнуть 1 раз). Скалываем булавками и прострачиваем подгибы.
Разметка верха и основания.
Разметка кулисок. Разделяем расстояние между линиями основания и верха на одинаковые части шириной 29,5см и отмечаем их горизонтальными линиями. Для кулисок над каждой линией чертим параллельные линии на расстоянии 2см.
[pic]
Выполнение кулисок. Складываем расположенные над линией основания парные линии вместе, скалываем булавками и прострачиваем. Для отделки нижнего края заутюживаем на изнаночную сторону на 2 см, скалываем булавками, пристрачиваем один край липучки, затем заутюживаем 3,5 см, скалываем булавками, пристрачиваем другой край липучки.
Пришивание ленты-липучки и шторных колец. От основания шторы измеряем окончательную высоту, отмечаем новой верхней линией. Пришиваем мягкую сторону липучки:
кладем полосу липучки лицевой стороной вверх на лицевую сторону шторы,
выравниваем край,
скалываем булавками,
прострачиваем вдоль края,
Обрезаем ткань так, чтобы необработанный край спрятался за полосой липучки
Заутюживаем липучку на изнаночную сторону шторы,
Скалываем булавками,
Прострачиваем вдоль трех краев липучки.
[pic]
2. Изготовление тесьмы для римской шторы
Закрепляем 208 нитей длиной 70 см, чередуя темные со светлыми(через 2).
[pic]
Плетем тесьму по ранее созданному узору
[pic]
Связываем кисти по 16 нитей в каждой.
[pic]
Выравниваем концы нитей.
Накрахмаливаем тесьму.
[pic]
3. Изготовление шторы из органзы.
Раскраиваем ткань шириной 3 метра и длиной 2,48м.
По бокам подгибаем сначала 1 см, затем 1,5 см.
Прокладываем строчку на расстоянии 1 см от края (лучше использовать иглу №7)
К верху штор пришиваем шторную тесьму
Пришивание шторной тесьмы
4. Изготовление кистей
Закрепляем 16 нитей длиной 70 см, чередуя темные со светлым (через 2).
[pic]
Плетем по ранее созданному узору
[pic]
Помещаем внутрь кисточки шарик для пинг-понга, предварительно обмотанный нитками.
[pic]
Завязываем верх кисти, оплетая его витым шнуром.
[pic]
Связываем кисти.
[pic]
Выравниваем концы нитей.
5. Изготовление подхвата
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Экономический расчет
Итого: 3536-00 рублей
Рассчитаем себестоимость изделия
Расчет материальных затрат:
Цена за 1 кВт/ч составит 50 коп.
Ц2=50х4=2 рубля
Мз=Ц1 + Ц2
Мз= 3536 + 2 = 3538 рублей
Расходы на оплату труда
Если заказывать шторы в магазине, то пошив римской стоит 550 рублей за метр. А подшивка органзы – 100 рублей за метр, пошив одного подхвата стоит около 200 рублей. Плетение макраме следует считать равным затратам на нитки (212 рублей).
Рот=550х1,5 + 100х6 +200х2 +212 = 2037 рублей
Посчитаем общую себестоимость по формуле:
С = Мз + Рот
С = 3538 + 2037 = 5575 рублей.
Оборудование, материалы и инструменты
Швейная машина.
Утюг необходим для заутюживания швов. Желательно, чтобы он имел устройство для увлажнения ткани.
Измерительные инструменты, такие как линейки длинная и короткая, циркуль, прямоугольный треугольник.
Инструменты для резания: острые ножницы. Распарыватель.
Булавки, желательно тоненькие, их применяют для фиксации.
Ткани.
Нити «Linate».
Шторная лента.
Техника безопасности
При выполнении проекта соблюдались следующие правила ТБ:
- правила работы на швейной машине;
- правила работы с ручным инструментом (ножницы, игла и т. д.);
- правила работы с утюгом;
- правила организации рабочего места.
Экологическое обоснование
Задумавшись об ухудшающейся экологической ситуации, человек старается приложить все силы и возможности для создания благоприятной среды обитания. Большую часть своего времени каждый из нас проводит в квартирах, поэтому, вопрос экологии квартиры должен стать первостепенным вопросом при организации экологически чистого жилища.
Специалисты отмечают, что в своем жилье человек проводит большую часть своей жизни. Однако, по результатам многочисленных исследований, оказалось, что воздух в нашем жилище порой оказывается во много раз грязнее, чем на улице. Так, например, Всемирная организация здравоохранения утверждает, что воздух загрязнен в среднем в пять раз сильнее, чем за пределами нашего жилья. На этот показатель влияет огромное количество факторов и важнейшие из них - некачественный ремонт в квартире и использование строительных и отделочных материалов, не соответствующих экологическим стандартам.
Как же обезопасить себя и своих близких? Очень просто - жестко следовать нескольким правилам:
не ставить экономию во главу угла - часто дешевые материалы являются таковыми именно потому, что производители не соизволили «разориться» на экологически безопасные компоненты;
при приобретении продукции требовать паспорта качества и сертификаты; разумеется, если продавец затрудняется представить такие документы - от покупки следует немедленно отказаться;
По большому счету, экология материалов, используемых для отделки, не исчерпывается только составом: значительную роль играет цветовая гамма, рисунок профиля и другие моменты, важные для психологического восприятия обстановки.
Ткани, используемые в моем изделии, соответствуют сертификатам качества, гармоничны по цветовому сочетанию.
Выводы
Проект выполнен. Я достигла своей цели и осталась довольна проделанной работай. Получившиеся изделия удовлетворяют все мои пожелания.
За время работы над проектом я познакомилась с историей штор, научилась работать в технике макраме.
Мои новые шторы вносят частичку света в интерьер моей комнаты, они прекрасно сочетаются с мебелью и другими элементами декора.
А главное, эти шторы не могут надоесть, ведь, благодаря им, существует достаточно много оригинальных способов оформления окна.
Литература
Домоводство для девочек: Энциклопедия домашнего хозяйства и рукоделия. – М. : Эксмо, 2009. – 464 с. : ил. – (Настольная книга для девочек и мальчиков).
Николи Р, Феррари М. искусство макраме: Пер. с итал. Н. Сумец. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга»», 2007. – 64с.: ил.
3. Сайты Интернет:
http://www.uzelok.ru/uroki_vyazaniya_item404.html
http://macrame-clot-25.ucoz.ru/publ/uroki_makrame_urok_10/1-1-0-50
[link]
http://lambrekeny.ru/lessons/lesson109/lesson109.html
Технология. Пробный учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/ Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск: издательство Брянского государственного педагогического университета им. ак. И.Г. Петровского, 1998. – 235 с.
Шторы, ламбрекены, занавески: пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 128 с.: ил.
Технология. 10 класс: Текстильный дизайн интерьера: элективный курс / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.: ил.