Урок по технологии в 7-ом классе на тему: Дизайн-проект «Комната современного подростка»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Конспект открытого урока для учащихся 7- «в» класса по предметной области «Технология»

Дата проведения: 29.04.16

Учителя: Емельянова Е.В.

Раздел программы: «Технология ведения дома»

Тема урока: Дизайн-проект «Комната современного подростка»

Форма проведения урока: веб-квест. Тема изучается полным классом (поэтому указаны 2 учителя).

ТИП УРОКА: Урок овладения новым форматом. Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

ЦЕЛЬ УРОКА: Научить учащихся находить необходимый материал в интернете по теме проекта и создавать дизайн-проект. Сформировать знания (УУД); развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость; пробудить чувство ответственности, создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Предметные:

  • формирование системы знаний о разнообразии культуры, особенностях быта и дизайна

  • овладение навыками использования интернета для решения учебных и прикладных задач

  • формирование умений выполнять новые действия, формировать УУД. Следует учитывать, что выполнение детьми поставленной педагогом дидактической цели стимулирует их придти к ней за определенное время. Это мотивирует учеников на поиск новых знаний, а также их дальнейшее закрепление и осмысление. При этом у них формируются и развиваются необходимые умения и навыки, а учебный материал обобщается и систематизируется.

  • Овладение навыками презентации результатов своей деятельности по решению учебных и прикладных задач.

  1. Метапредметные:

  • ставить учебные цели и задачи;

  • планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;

  • выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда;

  • оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;

  • уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;

  • работать в группе по решению общих учебных задач;

  • владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации;

  • применять ИКТ- компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера;

  • владеть первичными навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности.

  1. Личностные:

  • владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации;

  • применять ИКТ- компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера;

  • владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности;

  • воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.

Воспитательные:

  • умение работать в малых группах и в коллективе,

  • умение соотносить свои реальные знания и умения с требованиями к выполнению задания

Оснащение:

  • Персональный компьютер

  • Медиапроектор

  • Экран

Источники информации:

  • Список интернет-ресурсов в соответствии с ролями в веб-квесте,

  • Список интернет-ресурсов, подобранных учащимися в ходе работы над веб-квестом,

  • Журналы «Мой дом», «Квартирный вопрос», «Моя дача»,

  • Телепередачи «Фазенда», «Квартирный вопрос» и другие.

  • Презентации по теме квеста и по требованиям к презентациям учащихся.



Веб-квест - по-английски слово «квест» переводится как «игра», «приключение», «путешествие».

  • Эта новая педагогическая технология зародилась не так давно – в 1960-70 годы.

  • Она подразумевает совместную работу педагогов и учащихся.

  • Педагоги подготавливают «сценарий» квеста, список самых необходимых интернет-ресурсов, разрабатывают «роли» участников.

  • Создаётся, кроме «сценария», ещё и «Инструкция по работе над заданием веб-квеста» для учащихся.

Веб-квест «Комната для современного подростка» рассчитан на 3-4 недели. Практически квест проходит на 2 уроках. При этом на первом уроке педагоги информируют учащихся о предстоящей работе над проектом. Учащиеся получают необходимый минимум теоретических знаний, представленных в форме учебной презентации, подготовленной учителями по данной теме; список основных интернет-ресурсов, инструкцию по работе над квестом, а также перечень ролей.

Учащиеся делятся на команды по желанию. Количество участников должно быть равным. Роли учащиеся распределяют самостоятельно. Т.к. количество ролей может быть больше количества участников, то учащиеся могут взять на себя не 1, а 2 похожие роли.

Веб-квест является одним из видов ролевой игры. При этом используется групповая работа. Такая форма организации учебного процесса входит в основные виды деятельности учащихся. При этом либо учитель делит класс на группы, призванные решать конкретные учебные задачи, либо они делают это сами. Ответы на поставленные вопросы даются с участием каждого из учеников. При правильной организации активность проявляют все члены группы. При этом слабые ученики не прячутся в тень более сильных, а те, в свою очередь, не подавляют самостоятельность и инициативу менее способных школьников.

2 урок является итоговым. Учащиеся представляют своё понимание темы проекта, разработанные ими варианты дизайна, а также составленные ими в ходе работы дополнительные списки интернет-ресурсов.


ХОД УРОКОВ (1-го и 2-го)


Этап урока

Длитель-

ность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1-ый урок – подготовительный.

Знакомство с новым формата урока. Понимание целей и задач квеста

1

Организационный

3 мин

Приветствует уч-ся, отмечает отсутствующих, объявляет тему урока

Приветствуют учителя, называют отсутствующих

Подключение техники

2

Вступительный

3 мин

Целеполагание и мотивирование учащихся

Уч-ся предполагают и озвучивают цели урока


3

Основной

32 мин

Объясняет, что такое «веб-квест», как нужно работать. Объясняет, что работа над квестом ведётся по другому плану и оценивается по особым критериям. Работа над квестом предполагает самостоятельную работу уч-ся на протяжении 3-4 недель и заканчивается представлением отчёта в форме презентации, списка подобранных ими интернет-ресурсов. Называет «роли», используемые в данном квесте, и их задачи. Мотивирует уч-ся на новый формат работы. Предлагает список интересных сайтов.

Уч-ся делятся на группы – «дизайнерские бюро», обсуждают «Инструкцию по работе с квестом», выбирают роль для себя.

Смотрят презентацию о стилях и видах дизайна, подготовленную учителями. Обсуждают их, выбирают в ходе обсуждения свой стиль. Переписывают предлагаемые сайты.

На экране показываются презентации о видах и стилях дизайна «Комната современного подростка», «Работа над презентацией своего проекта», раскрывающая этапы работы и требования к ним.

4

Рефлексия

5 мин

Учителя предлагают учащимся высказать вопросы, сомнения, трудности, оценить свою работу на уроке.

Уч-ся высказывают сомнения, трудности. Задают конкретные вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

При необходимости можно повторно показать презентацию о стилях дизайна.

5

Заключительный

2 мин

Учитель оценивает работу уч-ся на уроке. Даёт домашнее задание.

Уч-ся записывают задание на дом. Прощаются с учителем.


2-ой урок – защита проектов.

Представление отчётов о проделанной работе, защита проектов

1

Организационный

2 мин

Приветствует уч-ся, отмечает отсутствующих, объявляет тему урока

Приветствуют учителя, называют отсутствующих

Подключение проектора (загрузка презентаций проводится на перемене перед уроком

2

Вступительный

3 мин

Учителя совместно с уч-ся уточняют порядок выступлений для защиты проектов (в случае отсутствия кого-либо)

Учащиеся просматривают свои тексты к выступлениям.


3

Основной

33 мин

Учащиеся под руководством ведущего квеста (ученика 7 класс) выходят к доске и представляют свои проекты.

Все учащиеся внимательно смотрят на экран, слушают выступления товарищей из других групп – «дизайнерских бюро». Выступающие называют свои бюро и мотивируют эти названия.

На экране идёт показ подготовленных уч-ся презентаций о разных стилях дизайна.

4

Рефлексия

5 мин

Учитель предлагает уч-ся обсудить, какой проект им показался наиболее удачным с разных точек зрения: раскрытия темы проекта, объективности решения проблемы, полноты решения, наличия интересных иллюстраций, мыслей, высказываний и т.п.

Уч-ся высказывают свои мнения и впечатления. В ходе обсуждения выбирают наиболее полно раскрывающий тему и интересныйпроект.


5

Заключительный

2

Учитель оценивает проделанную работу на основании списка критериев, ранее представленных учащимся. Проговаривает баллы по критериям, выставляет оценку.

Уч-ся слушают учителя, записывают задание к следующему уроку в соответствии с рабочей программой. Прощаются с учителем.











ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Предлагаемые роли участников квеста и их краткая характеристика:

  • Дизайнеры и стилисты

  • Инженеры по отопительным и осветительным системам

  • Экологи

  • Экономисты

  • Инженеры по КТ (компьютерным технологиям)

  • Корректоры

  • Докладчики

Приложение 2

ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ НАД ВЕБ-КВЕСТОМ

1 ЭТАП – подготовительный .

  • Внимательно прочтите Инструкцию.

  • Вместе обсудите поставленную перед вами задачу.

  • Выберите подходящую вам роль и объединитесь в группы по ролям.

  • Изучите материалы Интернета по предложенным вам сайтам.

  • Рассмотрите предложенный вам «Банк идей».

2 ЭТАП – практический, творческий.

  • Подберите дополнительныеинтернет-ресурсы по теме и в соответствии с выбранной ролью.

  • Обсудите подобранные материалы.

  • Оформите подобранные материалы в виде Медиатеки, включающей в себя подборки интернет-адресов, картинок и фотографий со ссылкой на источники, видеоматериалы со ссылкой на источник.

  • Разработайте рекламу (видеоролик, устное представление и другие формы).

  • Оформите информацию в виде презентации для защиты на уроке.

3 ЭТАП – проверочно-оценочный.



Критерии оценки вашей деятельности (оцениваются по 5-балльной системе):

  • Введение. Познавательная ценность представленных материалов

  • Задание. Проблемность. Чёткость формулировок.

  • Разнообразие и оригинальность подобранных ресурсов.

  • Адекватное раскрытие участниками выбранной роли.

  • Грамотность оформления презентации.

  • Содержательность презентаций и докладов.



Приложение 3

Памятка по подготовке презентации

Презентация – это вы и ваш рассказ. Однако, текст в презентации рекомендуется использовать тогда, когда без него невозможно обойтись.

Все слайды должны быть оформлены в одном стиле.

Если текст можно заменить картинкой – заменяйте!

При необходимости включения текста излагайте мысль простыми словами.

При показе презентации не дублируйте текст слайда! Используйте лаконичные фразы. К слайду можно использовать не более 15 слов!

Ключевые слова выделяйте интонацией. Наиболее важные моменты подчёркивайте небольшой смысловой паузой.

2/3 вашего выступления должна составлять ОСНОВНАЯ часть. 1/3 отводится на вступление и заключение.

Для определения необходимого для выступления времени нужно медленно прочитать весь текст, замерив время с помощью секундомера. Затем полученное время умножить на 1,5-2. Придерживайтесь такого регламента: 1 слайд=2 минутам.

Можно использовать «Правило Гая-Кавасаки»: 10 слайдов - 20 минут – шрифт слайда 30. На 1слайде должно быть не более 5 объектов!

Не читайте текст со слайдов – вы потеряете внимание слушателей!

Дайте им время прочитать текст и всмотреться в иллюстрации.

Помните, что первые и последние фразы запоминаются лучше.

Использование указки (курсора) или лазерной указки помогает сконцентрировать внимание на содержании.

Уважайте авторов, которые работали до вас и для вас – указывайте ссылки на использованные сайты или картинки!

[pic]

Приложение 4

На 1 уроке учащиеся знакомятся с презентацией «Комната современного подростка, знакомящей их с классическими и современными подходами к дизайну помещений.

Основные понятия и термины, раскрываемые в презентации:

  • Дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды – жилой или производственной.дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды – жилой или производственной.

  • Эргономика - Известное в США под термином «человеческая инженерия» применение антропометрических данных получило более широкое распространение после Второй мировой войны, когда стали доступными результаты исследований, проводившихся в военное время.

  • Меблировка - Обставляя свои комнаты мебелью, помните о том, что каждый человек стремится к единству предметов.Но если вы используете не мебельный гарнитур, а разрозненные предметы мебели, то перед вами встаёт задача комплектования предметов таким образом, чтобы они зрительно «сосуществовали».

  • Цвет наиболее доступное средство формирования жилой среды.







Стили дизайна интерьера:

  • Минимализм и Хай-тек характеризуются достаточно ярко выраженной прямолинейностью. Они несколько однообразны. Однако именно в дизайне 60-х впервые возникает понятие эргономики, прежде оно было только элементом повышения эффективности труда на производстве. Теперь адаптация габаритов и формы изделий под человеческое тело,  имело цель сделать использование вещи наиболее удобным и приятным.

  • [pic] Лофт-стиль - Это чердачный стиль, который нежилое помещение превращает во вполне сносное жилище. Мало того, что сносное, так сейчас еще и модноСам стиль зародился еще в первой половине двадцатого века в Нью-Йорке, в заводском районе Манхэттена. Именно там, в сороковых годах прошлого века впервые начали использовать дешевые помещения старых промышленных зданий для жилья и офисов.

  • [pic] Стиль кантри - Особенность этого простого и душевного стиля заключается в его связи с различными народами. Поэтому стиль кантри можно назвать самым многоликим из всех существующих стилей дизайна интерьера. Он включает в себя элементы, близкие по духу англичанам и французам, русским и американцам. Несмотря на все его варианты с национальным оттенком, стиль кантри все же имеет несколько характерных особенностей. Вы никогда не заметите здесь ультрасовременной техники. Более того, микроволновые печи и электрические чайники должны быть максимально «вписаны» в интерьер. Все достижения современной техники скрываются за фасадами или декорируются в том же стиле. Да и сами фасады выглядят просто и немного грубовато.Салфетка, связанная бабушкой, деревянные часы или посуда, сохранившаяся от предков — все эти вещи помогут создать уникальный интерьер.

  • Классический стиль - Такой стиль как нельзя лучше подходит для оформления гостиных. Как правило, это самая просторная и самая светлая комната во всём доме, здесь найдётся много места для пышных диванов, кресел и роскошных штор.

  • Скандинавский стиль. Скандинавский дизайн в интерьере – интересное и относительно новое явление, которое заявило о себе в начале, примерно в 20-30 годах прошлого столетия. За это время понятие трансформировалось, наполнялось новым смыслом и содержанием. Сейчас скандинавский дизайн интерьера объединяет в себе деревенский стиль североевропейских народов, поданный в простой, минималистичной манере. Широкое использование древесины делает стиль очень экологичным.

  • Готика, готический стиль. Изменять форму окон совсем не обязательно. Если вам хочется, чтобы даже эта деталь соответствовала выбранному стилю, то можно расписать стекло витражными красками, придав им вид настоящих витражей. Важно помнить и то, что в готическом стиле не приветствуются слишком яркие и кричащие цвета. Однако, это абсолютно не означает, что помещение будет мрачным: напротив, умело подобранное сочетание теплых и строгих тонов подчеркнет красоту стиля и будет говорить о чувстве вкуса хозяев дома. Часто в интерьере используются кованые детали: заграждения для каминов, ножки столов и стульев, перила лестниц, карнизы. Они отличаются все той же вытянутостью, стрельчатостью и изяществом.Фрески — росписи на стенах — очень удачный вариант для комнат любого размера.

  • Стили современных субкультур. Интерьер — это пространство личного пользования. Комната подростка не является исключением. Учитывая приверженности подростком к тем или иным течениям в музыке и мировоззрении, можно считать, что в отношении к дизайну среди подростков также выделяются те или иные субкультуры.[Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) —понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.] [pic]

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.

Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.







8