Рабочая программа дополнительного образования по курсу: «Художественная обработка материалов» 5-8 классы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»



Образовательная область «Технология»



Рабочая программа

дополнительного образования по курсу:

«Художественная обработка

материалов»



Составитель: Череватая Е.А.

учитель технологии

















Югорск 2016

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………...…….3

  2. Цели и задачи программы………………………………………………………………...........................4

  3. Требования к уровню усвоения учебного материала………………………………………...…............5

  4. Тематический план………………………………………………………………………………………..6

  5. Содержание программы:

    1. Первый год обучения…………………………………………………………………………………7

    2. Второй год обучения…………………………………………………………………….…………....9

    3. Третий год обучения……………………………………………………………………..………….10

  6. Учебно-методическое обеспечение программы………………………………………...……………..13



































  1. Пояснительная записка

Данная программа составлена на основании программы «Художественная обработка волокнистых материалов» авт. Н.В. Свиридова, которая входит в сборник учебных программ «Народное декоративно-прикладное искусство», который подготовлен отделом внешкольного дополнительного образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации Всероссийским Центром художественного творчества учащихся профессионального образования ООО "Издательство "Родник" М.: ВЦХТ. 2007.

Ввиду того, что на обучение отводится 2 часа в неделю, в программе сокращено количество часов на изучение всех тематических блоков, изучаются основные разделы курса, выполняется меньшее количество практических работ.

Программа включает основные виды художественной обработки волокнистых материалов.

Программа рассчитана на три года. За это время школьники должны овладеть технологией и практиче­скими навыками в выполнении вышивки, аппликации, мягкой игрушки и т, д., познакомиться с основами текстильной композиции.

Предлагаемые в данной программе виды художе­ственной обработки волокнистых материалов являются традиционными для народного творчества, а, следова­тельно, имеют свои технические и художественные особенности.

Ребята с самого начала должны проникнуться важностью своей работы, даже если это простейшие подготовительные операции. Желательно, чтобы с са­мых первых уроков изучение художественных реме­сел проходило на том материале, в котором выполне­ны изделия художественного промысла.

В народном творчестве нет мелочей. Поэтому необ­ходимо обращать внимание на выбор и подготовку материала. Несмотря на кажущуюся обычность ис­пользуемого сырья, у каждого народа, в каждом про­мысле есть свои тонкости подготовки нитей и тканей, своя излюбленная цветовая гамма, свои способы от­делки. Все это в комплексе и дает неповторимый деко­ративный эффект.

Должное внимание нужно также уделять умению обращаться со специальными инструментами и обору­дованием, знанию и соблюдению технологических режимов обработки материалов. Без этого немыслим процесс создания художественного изделия.

Следует приветствовать и творческий, нестандарт­ный подход учащихся к выполнению задания (к выбо­ру композиции, цветовой гамме, материалов и т. п.). Необходимо привлекать учеников к коллективному творчеству, что способствует развитию коммуника­тивных качеств личности.

Время, необходимое для выполнения конкретных учебных заданий, их объем, сложность и последова­тельность, могут быть различны. В кружках начального периода обучения первые навыки дети получают в процессе выполнения опре­деленного задания, где освоение простейших техниче­ских приемов связано с художественной деятель­ностью. Для занятий с детьми первого года обучения необходимы различные по степени сложности задания для индивидуального и коллективного исполнения.

Кружковцы второго и третьего года обучения рас­ширяют и углубляют свои знания, совершенствуют умения и навыки, выполняют творческие работы, по­лучая большую самостоятельность в выборе и реше­нии темы, учатся отбирать и систематизировать ин­формацию. Предоставляя им как можно больше само­стоятельности, руководитель должен активизировать и направлять творческую деятельность учащихся, помогать в выполнении поставленной задачи.

Своеобразным отчетом о достижении кружковцев являются художественные выставки (годовые или по­лугодовые) работ учащихся.

Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполага­ет проведение бесед по изучению народного твор­чества и декоративно-прикладного искусства, по ис­тории развития основных художественных центров вышивки, кружевоплетения, ткачества и т. п., о на­родных мастерах и творчестве художников, рабо­тающих в области декоративно-прикладного искусства.

Практическая часть предполагает работу в нескольких направлениях:

- изучение основ построения традиционной для народного декоративного искусства композиции в каждой из техник, что невозможно без работы с образцами художественных промыслов, без сбора этно­графического материала региона, без про­ведений исследовательской поисковой работы круж­ковцев;

- разработку творческих эскизов-вариантов изде­лий;

- исполнение изделий в материале.

Изучение основ построения композиции знакомит учащихся с особенностями заполнения пространства изделия, дает понятие о пропорциях, соразмерности частей, ритме, симметрии, асимметрии, композицион­ном центре, колористических особенностях, гармонии формы и цвета.

Разработка творческих эскизов-вариантов изделий способствует развитию творческих способностей школьников, их активности, самостоятельности. Круж­ковцы учатся находить средства выражения художе­ственного образа, использовать полученные знания в своей творческой работе, видеть связь способов декорировки изделий с их функциональным назначением.

Выполнение изделий в материале способствует формированию и развитию практических умений и навыков в художественной обработке волокнистых материалов, дает общее представление о значении и месте каждого вида декоративного искусства среди других областей народного творчества, знакомит уча­щихся с вопросами материаловедения и технологии обработки материалов в предлагаемых видах декора­тивного искусства.



  1. Цели и задачи программы

Цели курса:

- раскрыть школьникам удивительный мир красоты и гармонии народного искусства, вобравший в себя многовековые традиции художественного творчества,

- совершенствовать умения и навыки сочетать наглядный показ приемов художественной обработки текстильных материалов с интересным, со­держательным рассказом об искусстве, с демонстра­цией изделий народных мастеров.

- сформировать навыки композиционного решения при оформлении изделий;

- воспитывать эстетический вкус, любовь к домашнему уюту.

Полученные теоретические знания необходимо тут же закреплять, выполняя в материале собственные варианты изделий и украшая их творчески перерабо­танными композициями. Такие предметы сразу займут место в жилом или общественном интерьере, станут частью или дополнением современного костюма. Такое обучение дает школьникам возможность почувство­вать значимость и практическую необходимость их творчества.

Задачи обучения:

Образовательные:

познакомить учащихся с историей развития вышивки и аппликации;

научить детей владеть необходимыми инструментами, приспособлениями и вспомогательными материалами, исполь­зуемыми при аппликации, вышивки и художественном оформлении одежды;

обучить технологии аппликации из текстильных материалов при создании сувениров, панно, картин;

обучить технике безопасности, нормам поведения и прави­лам соблюдения личной гигиены при выполнении практической работы.


Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккурат­ность, стремление доводить начатое дело до конца, ответствен­ность;

воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

воспитывать стремление к качеству выполнения изделий.

Развивающие:

способствовать развитию мелкой моторики рук, образного и логического мышления, глазомера;

развивать творческие способности.



  1. Требования к уровню усвоения учебного материала

Учащиеся должны знать:

  • технологию выполнения вышивки, аппликации, мягкой игрушки и т.д.;

  • целостность народных образов, орга­ничное единство эстетического и функционального значения вещи;

  • понятие аппликации, историю ее развития, классификацию аппликации;

  • инструмен­ты, приспособления и материалы для апплика­ции;

  • технологию изготовления накладных аппликаций и коллажей;

  • одноцветные и многоцветные аппликации;

  • технологию изготовления плоских накладных аппликаций и коллажей;

  • правила соединения деталей аппликации (сшивание ручным способом, сшивание машинным способом, склеивание);

  • технология соединения элементов композиции петельным швом и свободной гладью;

  • правила выполнения коллажей.

  • традиционной русской одеждой

  • основы построения общей и специальной композиции с учетом использования национальных мотивов орна­мента.

  • материалы и инструменты для выполнения вышивки;

  • свойства текстильных материалов.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно подбирать материалы, цветовую гамму для творческих работ; разрабатывать новые эскизы для композиций из разных материалов;

  • изготавливать простейшие модели - это плоские или и полуобъемные игрушки из несыпучих материалов, украшенные вы­шивкой, аппликацией, кружевом, тесьмой, шнуром и т. п.;

  • аккуратно соединять детали игрушки, выполнять лицевые швы в декора­тивном оформлении игрушки, работают над сюжетно-образной игрушкой, выполненной из мягких материа­лов;

  • выполнять наброски и зарисовки с образцов народных изделий с аппликацией

  • раскраивать детали изделий;

  • выполнять эскизы головных уборов (рисование с натуры) разных регионов, анализ формы и декорировки изделий;

  • разрабатывать выкройки элементов костюма своего региона в уменьшенном масштабе;

  • исполнять в материале уменьшенной модели костюма;

  • разрабатывать творческие эскизы орнаментов ап­пликации: композиция орнамента в полосе, квадрате, круге, овале, прямоугольнике;

  • работать с инструмен­тами и материалами, необходимыми для изготовления мягкой игрушки, разрабатывать проект игрушки, из­готавливать выкройку деталей, раскраивать ткань, обрабатывать детали кроя.


  1. Тематический план



68 часов

68часов

68часов
































  1. Содержание программы

    1. Первый год обучения

ТЕМА 1. Вышивка

Основные теоретические сведения. История развития вышивки в России. Вышивка - один из древнейших видов декоративного искусства, традиционный для народов России способ художе­ственной обработки текстильных материалов. Знакомство с характерными узорами, цветовыми сочетаниями и приемами вышивки Севера, Юга и Центра России,

Освоение в процессе знакомства с основными ор­наментальными композициями мотивов геометрическо­го орнамента:

- линия прямая, ломаная, зигзагообразная, вол­нистая;

- солярные знаки: круг, крест, двойной крест, крест в круге, в круге круг, их разновидности;

- символы плодородия, огня, солнца, возрожденной жизни: ромб, квадрат, прямоугольник, их разновид­ности.

Освоение поэтического мира образов древней сла­вянской символики, где сказочные представления на­рода сплелись с реальными наблюдениями окружаю­щей их природы. Стилизованные изображения цветов, кустов и деревьев, фигур птиц, зверей, человека, а также архитектурных мотивов. Основные символы:

- Великая богиня, царица неба и земли - женская фигура с солярными знаками. Симметричная компози­ция с фронтально расположенной стилизованной жен­ской фигурой в центре, изображение птиц и цветов в руках богини и около нее, варианты подобных компо­зиций;

- древо жизни, древо познания добра и зла - сим­вол вечной жизни, симметричные композиции с дре­вом жизни в центре, варианты изображения птиц и цветов на древе и около него;

- птица-солнце, пава-птица, лебеди, уточки, пе­тухи - расположение в профиль, варианты украшения головы, крыльев и хвоста птиц;

- кони, кони с всадниками, олени, барсы - особен­ности изображения фигур в профиль, возможные ком­позиционные варианты.

Для выполнения ручной вышивки необходимы ткань и нитки, выбор которых зависит от назначения изделия, характера орнамента и способа его вышива­ния.

Учащиеся должны ознакомиться с инструментами и приспособлениями для вышивки. Они должны знать способы перевода рисунка на ткань, способы увеличе­ния и уменьшения рисунка, правила закрепления ра­бочих ниток на ткани,

Освоение соединительных краевых швов: шов впе­ред иголку, шов за иголку, шов строчка, петельный шов.

Практическая работа:

В процессе знакомства с образами русской народ­ной вышивки возможно выполнение эскизов:

- рисунки линейно-контурного орнамента геомет­рического характера, куда вошли: крест, двойной крест, квадрат, ромб, прямоугольник;

- рисунки (с натуры, по памяти и по представле­нию) листьев, цветов, птиц, животных и фигуры чело­века в технике линейного наброска, стилизация изоб­ражения;

- рисунки с повторением образов-символов русской вышивки, с соблюдением условностей изображения, с учетом особенностей техники вышивки (рисование орнаментов с предметов крестьянского быта);

- выполнение эскизов творческих разработок композиции вышивки для салфетки, полотенца, пе­редника, декоративного панно и т. п.

Выполнение декоративных швов. Знакомство с верхошвами:

- швы, выполняемые по счету нитей ткани: набор, роспись, односторонний крест, двусторонний крест, шов козлик, шов косичка.

- швы, выполняемые по рисовке: шов цепочка или тамбур, стебельчатый шов. Варианты заданий:

- выполнение образцов швов;

- разработка эскиза вышивки для салфетки или декоративного панно (размер панно 12X16);

- выбор техники вышивки, подбор ткани и ниток для вышивки;

- выполнение изделия в материале.

ТЕМА 2. Аппликация

Основные теоретические сведения. Понятие аппликации, знакомство с историей ее развития. Аппликация в искусстве народов России. Классификация аппликации. Знакомство с инструмен­тами, приспособлениями и материалами для апплика­ции. Освоение технологии изготовления накладных аппликаций и коллажей. Одноцветные и многоцветные аппликации.

Знакомство с технологией изготовления плоских накладных аппликаций и коллажей:

- изготовление лекал (трафаретов) для апплика­ций;

- перенесение рисунка аппликации на основе;

- раскрой деталей аппликации;

правила соединения деталей аппликации (сшивание ручным способом, сшивание машинным способом, склеивание);

- технология соединения элементов композиции петельным швом и свободной гладью;

- правила выполнения коллажей

Практическая работа:

- выполнение набросков и зарисовок с образцов народных изделий с аппликацией (аппликация из мяг­ких материалов у народов Ханты-Мансийского края. Искусство меховой мозаики у народов Севера (коряки, якуты, чукчи, ханты, др.). На­кладные аппликации народов;

- выполнение набросков с орнаментов аппликаций из бересты, соломки, "деревянного кружева" в оформ­лении крестьянской избы и т. п.;

- разработка творческих эскизов орнаментов ап­пликации: композиция орнамента в полосе, квадрате, круге, овале, прямоугольнике.

- разработка творческих эскизов-вариантов изде­лий бытового назначения с аппликацией (сумка, ков­рик, скатерть, портьеры, футляр для очков, кошелек, прихватка, диванная подушка и т, п,);

- разработка серии творческих эскизов-вариантов декоративного панно для оформления интерьера в технике коллажа по мотивам русских народных ска­зок

- выполнение изделий по эскизу учащихся.

ТЕМА 3. Мягкая игрушка

Основные теоретические сведения Учащиеся знакомятся с историей игрушки, узнают о декоративных, художественных, особенностях игрушек. Осваивают образы филимоновских, дымков­ских, каргапольских глиняных игрушек.

Школьники получают навыки работы с инструмен­тами и материалами, необходимыми для изготовления мягкой игрушки, разрабатывают проект игрушки, из­готавливают выкройку деталей, раскраивают ткань, обрабатывают детали кроя.

Практическая работа:

- выполнить эскизы, наброски, зарисовки традици­онных народных игрушек;

- выполнить серию эскизов в цвете, орнаментов, характерных для декоративной росписи игрушек раз­личных народных промыслов;

- разработать эскизы-варианты плоских или полу­объемных игрушек;

- разработать детали кроя, подобрать необходимые материалы;

- выполнить изделия в материале



ТЕМА 4. Художественное оформление одежды

Основные теоретические сведения Общие сведения об одежде. Требования, предъяв­ляемые к ней. Общие понятия "платье", "костюм", "гардероб" и т. д.. Классификация современной одежды.

Знакомство с традиционной русской одеждой: се­верорусский женский костюм: сарафан, рубаха, пояс, иногда передник, душегрея; головной убор: кокошник для женщин, лента, венец или коруна для девушек; южнорусский женский костюм: рубаха, по­нева, передник - "запон", головной убор: кокошник, "сорока". Разнообразие региональных вари­антов крестьянской одежды. Общее и характерное в силуэте, крое, колорите и декоре женского празднич­ного крестьянского костюма. Многослойность костюма; плавность формы; богатая декорировка; яркий живо­писный характер тканей; простота и цельность силу­эта; статичность образа. Многообразие форм и отделки головного убора. Народный костюм - отображение об­щенационального культурного уровня. Функциональ­ное назначение костюма. Знакомство с основными эле­ментами кроя деталей костюма.

Практическая работа:

- анализ отдельных элементов комплекса женского праздничного крестьянского костюма, выполнение на­бросков, зарисовок и эскизов в цвете отдельных эле­ментов комплекса костюмов разных регионов;

- выполнение эскизов головных уборов (рисование с натуры) разных регионов, анализ формы и декорировки изделий;

- рисование (с натуры, по памяти и по представле­нию) северорусских и южнорусских вариантов жен­ской праздничной одежды (выполнение рисунков в музеях, в этнографических экспедициях, на фольк­лорных праздниках и т.п.) - линейные наброски, ак­центирующие внимание на силуэт костюма;

- выполнение серии эскизов-импровизаций по мо­тивам русской народной одежды;

- разработка эскизов женской праздничной кре­стьянской одежды своего региона (работа с образцами);

- разработка выкроек элементов костюма своего региона в уменьшенном масштабе;

- исполнение в материале уменьшенной модели костюма (выполнить все составляющие комплекс кос­тюма детали, детали должны быть съемными, необхо­димо передать декорировку костюма).


    1. Второй год обучения

Продолжается знакомство с художественными и техническими особенностями обработки волокнистых материалов, формирование и развитие художественно-практических умений и навыков, эстетических знаний, чувства гармонии, эмоционального восприятия народного искусства, стремления к самостоятельности и творчеству.

ТЕМА 1. Вышивка

Основные теоретические сведения Освоение приемов вышивки:

- счетные швы по ткани (гобелен с прокладкой ни­ти, счетная гладь);

- сквозные счетные швы (мережки) - швы, выполняемые по рисовке (гладь: односто­ронняя, вышивается цветными нитками владимирская гладь, гладь вприкреп, художественная гладь с влива­нием тонов; белыми нитками вышивают русскую гладь, прорезную гладь, гладь с настилом и гладь без настила (может быть и цветной)).

Объяснение необходимо сочетать с показом пред­метов крестьянского быта с вышивкой в данной техни­ке. Желательно использовать характерные элементы местной региональной старинной вышивки.

Практическая работа:

- выполнение зарисовок (с натуры, по памяти и по представлению) образцов вышивки, сделанных во время посещения музеев, этнографических экспеди­ций, просмотра слайдов и фильмов;

- серия творческих разработок-эскизов вышивки для предметов быта (передника, скатерти, салфетки, портьер, диванной подушки и т.п.) и одежды (элементы вышивки в оформлении блузы, детского платья);

- серия эскизов для декоративного панно (в техни­ке вышивки по выбору учащегося, размеры панно 12X16);

- выполнение изделия с вышивкой по творческим эскизам.

ТЕМА 2. Аппликация

Основные теоретические сведения. Второй год обучения предполагает освоение более сложных видов аппликации:

- знакомство с технологическими особенностями рельефной аппликации;

- овладение специфическими приемами выполне­ния объемной аппликации;

- изучение смешанной техники в аппликации.

Практическая работа:

- освоение техники выполнения объемной аппли­кации на образце;

- разработка творческого эскиза декоративного панно, варианты тем композиции

- разработка серии эскизов декоративного панно (с передачей особенностей национального или региональ­ного народного костюма) по мотивам былин, сказок, народных песен - кол­лективная работа учащихся;

- разработка эскиза панно - вариантов для домаш­него интерьера, творческая композиция учащихся;

- выполнение серии эскизов аппликации для одежды (шарф, шапочка, куртка и т. п.);

- исполнение изделия в материале по эскизам учащихся (техника по выбору).

ТЕМА 3. Мягкая игрушка

Основные теоретические сведения Учащиеся выполняют более сложные по сравне­нию с первым годом обучения задания. Предлагается изготовить объемные игрушки из различных тек­стильных материалов. Дети учатся разрабатывать проекты игрушек, выполнять выкройки по разрабо­танным проектам, осваивают способы обработки внут­ренних швов и внешнего декорирования изделия. Иг­рушка-самоделка развивает образное мышление, творческое воображение, техническое изобретатель­ство, конструктивные возможности, учит отбирать не многое, но самое типичное во внешнем облике птицы, зверя, человека, требует умения найти самое харак­терное в облике.

Практическая работа:

- рисовать (с натуры, по памяти, по представле­нию) птиц, животных, людей, стилизация рисунка для мягкой игрушки;

- серия творческих набросков на темы: "Мое лю­бимое животное", "Веселый зоопарк" и т. д.;

- выполнить эскизы вариантов игрушки (кошка, собака, зайчик, курочка и т.п.);

- разработать проект игрушки в натуральную ве­личину;

- разработать детали кроя изделия;

- выполнить изделие в материале.

ТЕМА 4. Художественное оформление одежды

Основные теоретические сведения Знакомство с историей развития одежды. Костюм как часть культуры, как яркое выражение специфики развития общества разных стран и народов. Стиль и мода. Сохранение народных традиций в моделирова­нии и художественном оформлении одежды. Вышивка, аппликация и кружево, их роль в декорировании одежды.

Практическая работа:

- анализ отдельных деталей исторической одежды, зарисовка моделей;

- разработка серии эскизов-импровизаций костю­мов для литературных героев разных стран, времен и народов (обязательное условие - связь с историей раз­вития одежды);

- выполнение эскизов новогодних карнавальных костюмов с вариантами декорирования вышивкой, аппликацией, кружевом;

- построение в уменьшенном масштабе выкройки костюма, выбранного по результатам просмотра эски­зов;

- исполнение модели в материале.


    1. Третий год обучения

Дальнейшее знакомство с декоративным искус­ством народов России. Углубление и расширение зна­ний в области художественной обработки волокнистых материалов. Совершенствование умений и навыков.

ТЕМА 1. Вышивка

Основные теоретические сведения Освоение сквозной ажурной вышивки в технике строчка, перевить (цветная перевить, белая строчка: горьковский гипюр, крестецкая строчка).

Практическая работа:

- выполнение зарисовок с образцов традиционной народной вышивки в данной технике;

- разработка серии эскизов вышивки (салфетки, скатерти, рушника, постельного белья, элементы вы­шивки в одежде);

- выполнение вышивки в изделии по разработан­ным эскизам.

ТЕМА 2. Аппликация

Основные теоретические сведения Знакомство с технологическими и художественны­ми особенностями выполнения прорезной аппликации. Прорезная аппликация в изделии,

Освоение технических приемов выполнения про­резной аппликации - работа на образце.

Практическая работа:

- разработка серии эскизов-вариантов изделий с аппликацией по выбору учащегося (серия коллажей на тему: "Времена года", "Цветы России", "Красота родного края", "Старинные города и замки", "Городской герб", "Поэтический мир народного костю­ма" и т. п.), возможна коллективная работа учащихся;

- серия эскизов к изделиям с аппликацией для оформления школьной столовой, мастерской по худо­жественному труду, школьного зала для торжеств (портьеры, полотенца, салфетки, фартуки, декора­тивные панно и т. п.) - коллективная работа учащихся;

- эскизы изделий с аппликацией для дома, суве­ниры родным и друзьям (по желанию учащегося);

- выполнение аппликации в материале (техника исполнения по выбору учащегося).

ТЕМА 3. Мягкая игрушка

Основные теоретические сведения Дети осваивают технику выполнения игрушек с шарнирами (с движущимися руками, ногами и голо­вой), кукол-марионеток и кукол-перчаток (кукол на руку) для школьного кукольного театра.

Практическая работа:

- разработать эскизы-варианты кукол по мотивам русских народных сказок, костюмы для кукол можно разработать по мотивам местной традиционной народ­ной одежды - коллективная работа учащихся;

- разработать серию эскизов кукол и декораций по мотивам сказок народов мира;

- выполнить серию эскизов кукол-героев мульт­фильмов;

- разработать проект куклы, выбранный по ре­зультатам просмотра эскизов;

- разработать детали кроя для куклы, подобрать необходимые материалы;

- выполнить изделия в материале.

ТЕМА 4. Художественное оформление одежды

Основные теоретические сведения Композиция одежды и силуэт. Зрительные иллю­зии в одежде. Пропорции в одежде. Декорирование одежды и ее функциональное назначение. Использо­вание различных материалов в художественном оформлении одежды. Цвет в одежде, его значение, цветовая гармония,

Практическая работа:

- выполнить эскиз декоративного оформления дет­ского, молодежного или женского костюма (платья) в технике вышивки, аппликации, кружева (желательно, исполнение в материале);

- разработать эскиз модели современного моло­дежного костюма (платья) на основе традиций народ­ной праздничной крестьянской одежды своего региона (или любого региона по выбору учащегося) с учетом художественных, конструктивных, национальных осо­бенностей крестьянского костюма;

- разработать выкройку изделия, выбранного по результатам просмотра эскизов;

- выполнить изделие в материале.










































  1. Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Свиридова Н.В. Художественная обработка волокнистых материалов. Учебная программа. М. 1997г.

  2. Евстратова Л.М. Декоративные цветы из бисера, ткани, шерсти, кожи, перьев. - М.: Изд- во Эксмо, 2004.

  3. Маракаев О.А. Первый букет. Увлекательная энциклопедия о цветах. – Ярославль: «Академия развития», 1999.

  4. Новикова И.В., Базулина Л. В. 100 поделок из кожи. – Ярославль: « Академия развития», 1999.

  5. Осипова Н. В. Современный цветочный дизайн. М. – « ОЛМА – ПРЕСС», 2001


13