Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Осы»
Работу выполнила: Барашкова Анна
Ученица 8 Б класса МБОУ «СОШ №3г.Осы»
Руководитель:
Учитель технологии
Хлебникова Марина Евгеньевна
г. Оса
2015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Главы основной части
1. Немного из истории вышивки ………………………………………5
1.1. Технология вышивки крестом …………………………………………..7
1.2. Технология вышивки бисером ………………………………………….8 – 9
2. Банк идей и предложений …………………………………………..10
II. Технологическая часть
1. Технологическая карта ……………………………………………….11-12
2. Инструменты и материалы ………………………………………….13
III. Экономическая часть ……………………………………………………..14
IV. Экологическая оценка ……………………………………………………15
V. Самооценка ………………………………………………………………..16
VI. Реклама ……………………………………………………………………17
VII. Вывод – заключение………………………………….………………….18
VIII. Библиографический список использованной литературы…………..19
[pic]
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Один стежок, другой стежок,
Не спи, моя иголка,
Раскрылся лист, расцвёл цветок
Лазоревого шелка…
Тамара Габбе
Когда я училась в первом классе, мы с мамой посетили выставку детского творчества. В одной из мастерских нас поразили картины, вышитые крестиком. А ещё, наша учительница водила нас – девочек, в кабинет обслуживающего труда в школе. Там мы увидели много работ старшеклассниц, но дольше всех других я опять рассматривала вышитые картины. Именно тогда я обратила внимание на то, что картины вышивают не только крестиком, но и другими материалами, такими как бисер. Я спросила у мамы, вышивал ли кто-то в нашей семье? И она рассказала, что вышивкой увлекалась моя прабабушка, но её работы, к сожалению, не сохранились. Теперь я поняла, о чём мечтаю! Я очень хочу научиться красиво вышивать! Как помочь своей мечте-задумке осуществиться я знала: попрошу бабушку, маму и учительницу поделиться своим опытом. И вот здесь все началось… Искусство вышивания увлекало меня все больше и больше: крестик, ленты, бисер. При подготовке к олимпиаде у меня возникла идея: а почему бы не создать произведение искусства, сочетая сразу несколько видов вышивки?! Посоветовавшись с мамой, преподавателем, я решила создать картину, которая бы отразила прекрасные возможности техники «Вышивка».
Многие из вас, наверное, подумают: «Вот решила удивить, подумаешь, «вышивка» - не актуально, не модно!»
Только передо мной стоит задача не удивлять, а еще раз доказать, что искусство вышивания для меня было и будет любимым занятием, несмотря на веяния современности. А чудесные возможности этой техники будут радовать и поражать еще не одно поколение.
Для успешного выполнения проекта я поставила
цель:
- выполнить подушку в технике «вышивка», используя 2 вида вышивки: бисером и крестом.
Задачи:
изучить историю появления вышивки крестом и вышивки бисером;
выбрать интересный сюжет подушки для вышивания;
хорошо овладеть техникой «вышивка крестом» и «вышивка бисером»;
увлечь других людей занятиями вышивкой;
научиться выполнять расчёты при покупке рабочих материалов.
Исследование, анализ проблемы.
Цветовая Материал Размер
гамма
Технология Подушка
изготовления
Советы преподавателя, подруг Время изготовления
Основная часть
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ ВЫШИВКИ
Натянутый на пяльцах холст
Манит своею новизною,
Как будто говорит со мною,
Хоть с виду скромен он и прост.
Несёт в своей он чистоте
Цветы, иконы и картины,
Как в море, в нём живут глубины
И небеса на высоте.
Евгения Краснова
Вышивка — это искусство, при котором узор, рисунок, выполнен на ткани нитками с помощью иголки, было известно в далёкой древности. Наиболее ранние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6-5 векам до нашей эры. Они были выполнены в Древнем Китае на шёлковых тканях шёлком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры с изображением деревьев и птиц. Вышитые ткани найдены и в гробницах фараонов в Древнем Египте. Высоким мастерством вышивания владели древние греки, римляне и арабы. В средние века, благодаря крестовым походам, европейцы познакомились с культурой и искусством Востока, и вышивание стало модным и в Европе. Вышиванием занимались даже царственные особы. В эпоху Возрождения вышивание достигло вершины своего развития. Вышивкой украшали одежду самые знатные и богатые люди. Уникальные произведения искусства, созданные зачастую безвестными мастерами, ныне хранятся в музеях.
О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-12 веках. Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения, и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. И наши предки – восточные славяне – различные явления в природе изображали с помощью знаков. По народному поверью, вышивка должна была не только украшать одежду, скатерти, полотенца, но и оберегать от всякого зла. Вышивали мастерицы растительный орнамент, условные изображения людей, зверей, птиц. И все эти вышивки состояли из геометрических орнаментов: прямоугольников, ромбов. Располагали такие вышивки-обереги на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди, на полотенцах и скатертях (с обеих сторон), на простынях (по нижнему краю), на платках. Из достаточно простых знаков-символов составлялись более сложные орнаменты. В народных вышивках можно увидеть знак Солнца (например, в виде ромба), изображение Матери сырой земли — фигуру женщины с протянутыми к Солнцу руками. Часто в орнаментах изображали птиц, при этом лебедь олицетворял девушку-невесту, верность; уточка, курочка выступали символами трудолюбия и плодородия; голубь – символом супружеской верности и счастливой семьи; пава – символом счастливой любви; а конь с всадником – символом мужества. Женская фигура олицетворяла плодородие земли и всего живого, птицы на её руках – подвластные ей стихии, а мужская фигура служила символом рода.
Одежду шили из выкроенных, по прямой, отрезков ткани, на которых легко вышивать по прямой нитке. Русская одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, венчальная, траурная). Также она имела особенности в зависимости от возраста, места проживания (северорусская, южнорусская) и т. д. Площадь, занятая вышивкой, и яркость узора зависели от назначения одежды и возраста женщины. Самой нарядной была рубаха молодой, недавно вышедшей замуж женщины. Её она имела право носить только до рождения первого ребёнка. Такие рубахи вышивались красными нитками и отличались сложным узором. Вышивкой в костюме молодой женщины украшали также передник, подол сарафана или юбки. Оформление женского праздничного костюма завершал роскошный головной убор, который украшался цветным или золотым шитьём. С рождением каждого ребёнка количество узоров в костюме женщины уменьшалось, цвет становился менее ярким, а головной убор – скромнее и проще.
Вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать девочек учили с 5-6 лет. А каждая девушка готовила специальные вышитые полотенца (около ста) - приданое, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почётных гостей.
Вышивальщиц можно увидеть на картинах известных художников: Алексея Гавриловича Венецианова «Крестьянская девушка за вышиванием», Василия Андреевича Тропинина «Золотошвейка»
Русская народная песня
На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Тут сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке иголочку.
Она шила, красна девица,
И по плису, и по бархату,
По белому да коленкорчику.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке:
Шила девица приданое,
То приданое немалое.
В 18-19 веках вышивали и льняными, и шелковыми, и шерстяными нитками. Даже металлическими, хотя и редко. И кружева в 17 веке иногда плели из золотых и серебряных нитей. Вышивку дополняли бисером, жемчугом. Теперь же чаще вышивают шелком или мулине.
В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства. Украшенные вышивкой декоративные занавеси, панно, салфетки органически включаются в обстановку современной квартиры и играют значительную роль в украшении быта.
Технология вышивки крестом
Техника вышивания крестом состоит в следующем. Рабочую нитку закрепляют с лицевой стороны в левом нижнем углу стежками под крестик, откуда и начинают вышивку. Затем делают косой стежок слева направо вверх, вкалывают иголку в противоположный угол квадратика и по изнанке выводят на лицевую сторону в левый верхний угол квадратика. Снова делают косой стежок сверху вниз в правый нижний угол квадратика. Таким образом, от пересечения двух косых стежков получается крест.
Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют сначала все первые (нижние), затем все вторые (верхние).
Вертикальный ряд крестиков выполняла так, что на изнаночной стороне получаются прямые стежки, расположенные по вертикали. Старалась, чтобы все верхние стежки у меня имели одно направление. Чтобы изнаночная сторона работы имела опрятный вид, я делала незаметные узелки. Нить закрепляла мелкими стежками в том месте, которое по ходу шитья закроется вышивкой.
Дома мы с бабушкой завершили работу. Она предложила дополнить картину бисером, вышив им лебедей и зелень. Бисер, по размеру точно совпадает с клеткой канвы, идеально подходит для украшения вышивки крестом, крепится швейными нитками подходящего цвета, поскольку они могут проглядывать сквозь стеклянные бусины.
К готовой вышивке мы пришили ткань, заполнили получившийся мешок наполнителем для подушек и моя подушка была готова.
[pic] [pic]
Технология вышивки бисером.
Традиция расшивать одежду, предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом существует у многих народов. В России искусство вышивки бисером уходит своими корнями в глубокое прошлое. Скорее всего, оно пришло к нам из Византии. Согласно археологическим данным, бисер был знаком уже людям в Киевской Руси. Первое упоминание о славянских вышивках, «что как огонь горят, и чуден узор», относится к середине XII века.
Яркие, многоцветные изделия из бисера и стекляруса получили в России чрезвычайно широкое распространение. Красивый и прочный материал с успехом использовался при оформлении интерьеров, для отделки народных костюмов и предметов культового назначения. Чего только не делали наши предки из бисера, стекляруса и бусин! Область применения этого материала оказалась очень широкой – от детской игрушки до гобеленов. Вышивали картины с жанровыми сценками, иконы. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и императорских. Пример тому – стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме под Петербургом. Стены кабинета украшены вышивкой в стиле «китайщины»: птицы и растения выполнены синелью, а фон – стеклярусом.
Основой для вышивки бисером служат разные ткани: лен, шелк, бархат, атлас, шерсть, сукно.
Нитки следует брать прочные, в тон ткани изделия. Вид ниток зависит от материала, по которому выполняют вышивку. Если это тонкая ткань, такая как шелк, шифон, то используют шелковые нитки не толще № 35. Если ткань более плотная, например трикотаж или бархат, то выбирают лавсановые нитки № 33Л—35Л или капроновые.
Основным материалом для этого искусства является бисер. Наиболее дешев тайваньский бисер, но он не слишком качественный. У японского бисера высокое качество, но и цена тоже высокая. Оптимален по соотношению цена/качество чешский бисер – Чехия известна самыми древними традициями по производству стекла. К тому же у чешского бисера самый широкий ассортимент.
Бисер очень различается по размерам, форме и цвету. Он может быть мелким или крупным, граненым как изнутри, так и снаружи, вытянутой формы, круглым или плоским, как колечки. Разнообразны и способы окраски бисера: он может быть прозрачным или цветным, матовым или блестящим, покрашенным целиком или только изнутри. Особенно интересен бисер металлического цвета и бисер с эффектом «бензинового пятна на воде».
Для вышивки подходит мелкий бисер № 10 или № 11, а также еще более мелкий монастырский бисер – для вышивки по контуру рисунка.
Наряду с бисером в работе можно использовать бусины – объемные и граненые, граненый и витой стеклярус – трубочки длиной от 3 до 7 мм, а также рубленый стеклярус, так называемая рубка, «рис» – вытянутые, округлые бусинки.
Для вышивки в технике «шитье по счету» нужна канва – специальная ткань, на которой хорошо заметны клеточки, образованные переплетением нитей.
Канва бывает плотная (хлопковая или льняная) и редкая (синтетическая). Синтетическую канву приметывают к ткани перед началом вышивания и удаляют после вышивки рисунка. Синтетическая канва с редким переплетением нитей подходит для нанесения вышивки на одежду. Нити такой канвы после окончания работы выдергивают, а бисерная вышивка остается.
Кроме бисера, канвы и ткани – основы будущего изделия – для вышивания бисером вам понадобятся:
– подрамник – для вышивки методом «шитье по счету»;
– иглы для бисера № 11, 12, 13 – лучшими считаются японские или английские иглы;
– маленькие острые ножницы;
[link]