Открытый урок по труду на тему :
«Рукоделие»
Преподаватель СШ №252 Добрынина В.В.
Цель урока: ознакомить учащихся с искусством вышивания, показать его значимость в украшении одежды и предметов быта; дать необходимые навыки для овладения наиболее распространенными видами вышивки.
Принадлежности для работы : игла наперсток, ножницы, сантиметровая лента, пяльцы, ткань, копировальная бумага, схема для вышивки, рамка для оформления работы.
Ход урока: 1. Немного из истории вышивки
Традиции, сохраняемые в различных регионах, республиках ближнего
зарубежья.
Символика в рисунках для вышивки.
Значение цвета в вышивке.
Краткая технология выполнения некоторых видов вышивки
Практическая часть:
Я держу в руках пяльцы.
Маленький кружок, в котором натянута ткань
С нарисованным цветком.
Я втыкаю иголку, протягиваю нитку
.. .один стежок, другой стежок...
Мне нравится делать то, что я делаю,
И очень хочется, чтобы вышло красиво.
Как в музее, как в книге.
Давным- давно безвестная мастерица
Час за часом терпеливо склонялась над работой.
Под тонкими перстами медленно
Раскрывались цветы; и тихо-тихо
Незаметно расцветали в сердце
Рукодельницы доброта и покой
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры.
Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполненными нитками вручную с помощью иглы.
Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6-5 вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями.
В Англии с 13 в. известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. Чуть позже во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты.
С конца 13- начала 14 в. во Франции, Германии, Швеции, Англии, Дании, Норвегии вышивка начала широко применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов.
Еще в эпоху Древней Руси 9-12 в. золотым шитьем украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали богатую одежду царей, бояр, церковнослужителей.
Вышивание было распространено среди женщин знатных семей и монахинь, но с 18 века оно входит в жизнь всех слоев населения и становится основным занятием
девушек -крестьянок.
Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти полотенца, предметы одежды, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали «выставку» приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной-Янкой.
Давние традиции украшения одежды и предметов быта национальной вышивкой сохраняются на Украине. Техника вышивания очень разнообразна, как и орнаментальные мотивы в разных областях республики и отдельных селах. Как правило, это техника счетной вышивки, мережек.
Для Белоруссии характерны сочные орнаменты «красным по белому», мережки, шитье по сборкам.
Декоративны и красочны вышивки прибалтийских государств, исполненные разнообразнейшими техниками: счетной и свободной гладью, полукрестом, крестом, тамбуром, мережками и строчевыми швами «белым по белому».
Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. Насчитываются десятки различных декоративных швов, используется стежка и аппликация.
Многовековую историю имеют вышивки Средней Азии, известные еще с 3-8 вв., с характерной композицией круга- символа солнца. Он заполняется стилизованными орнаментами в виде листьев, лепестков, бобов. Здесь отсутствовали изображения человека и животных, что запрещалось религией. В Таджикистане украшались сюзане, занавеси, мешочки для чая, зеркал и расчесок, тюбетейки, мужские поясные платки, панно.
Вышивки Казахстана и Киргизии отличаются различными вариантами накладного шитья из войлока, сукна, кожи; в узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры животных и реже - изображение животных.
На Дальнем Востоке вышивка выполняется шелком по трафарету из рыбьей кожи, аппликацией из меха, кожи, сукна. В работе используется крупный бисер.
Вышивки народов Поволжья отличаются использованием в работе металлических бляшек, бус.
Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного характера, изображения фантастических зверей, птиц, растений. Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, средством общения.
Вертикальной волнистой линией - дождь
Треугольник - горы
Скрещивающиеся линии -огонь и молния
Круг, квадрату ромб - Солнце и Луна
Женская фигура с поднятыми вверх руками - образ
матери - земли
Деревья с раскидистыми ветвями и фигура в виде
лягушки - плодородие земли
Птица - посланница солнца, тепла и света,
символ счастья и радости
•
Многие знаки - узоры должны были не только украшать одежду и жилище, но и оберегать, защищать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому называли их оберегами. Оберег на одежде по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза и болезни, удара молнии и других несчастий.
Со временем отдельные фигуры усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры - рисунки. Этоорнаменты -последовательное повторение отдельных узоров. Ритмическое повторение элементов или мотивов называетсяраппортом.
Различают следующие виды орнаментов:
геометрический:
растительный;
животный;
человекообразный;
шрифтовый.
По характеру приемов вышивания русская вышивка очень разнообразна. Отдельные районы и области имели характерные приемы и особенности, цветовые решения казалось бы похожих рисунков вышивки. Это определялось местными обычаями, традициями, природным окружением.
Мы познакомимся с наиболее распространенными видами вышивки: счетными (крест, полукрест, гладь), мережкой, гладью, рококо, решелье.
Гладь широко распространена в народных вышивках
Гладь - это вышивание плоскости узора частично или полностью прямы ми и косыми стежками. Существует много техник выполнения глади:
Гладьевыми стежками заполняют элементы узора по переведенному на ткань контуру. Для вышивки может быть использована любая ткань с гладкой поверхностью, тонкая и плотная, с любым переплетением нитей. Гладь может быть выполнена различными способами, белыми и цветными нитками.
Для выполнения гладьевой вышивки могут использоваться шелковые и шерстяные нити и нити мулине.
В узорах белой глади имеют место мелкие цветочки и листочки, ягоды и травинки, образующие букеты и гирлянды. Белой гладью украшают блузы и воротнички, носовые платки и изделия из тонких тканей. Вышивка может быть односторонней и двухсторонней, с настилом ( что создает выпуклую форму рисунка) и без него.
Гладь « верхошов» используется для выполнения крупных цветочных композиций. Чаще всего для вышивки гладью используются растительные композиции, но иногда на детской одежде вышивают и стилизованные рисунки животных, насекомых, человечков и т. д.
Стежки глади располагают по форме детали: в цветах от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине. Стежки могут иметь разную длину. Контур перехода от цвета к цвету делается зубчатым и более незаметным.
Основной прием гладьевой вышивки - двусторонняя гладь. Ее выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками. Чтобы гладь была выпуклой, необходимо сделать настил из тех же ниток, располагая его в направлении, противоположном направлению гладьевых стежков. Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья.
[pic]
Цветная (александровская) гладь украшает белье, блузы, скатерти. Иногда ее выполняют только в одном цвете. Мотивы узора вышивают двусторонней гладью, стебельчатым швом, петельками с прикрепами, узелками. Крупные листья вышивают краевой гладью, выполняя стежки разной длины.
При вышивке гладью используется любая ткань, как плотная (лен) так и очень тонкая ( маркизет), а нитки: ирис, мулине, синтетические, шелковые, шерстяные. Нити должны иметь прочность, равномерную окраску и толщину. [pic]
Вышивка ришелье очень красива. Ее можно выполнять на машине и вручную. Эта ажурная вышивка украшает одежду, занавеси, белье, воротнички нарядных платьев. Техника выполнения вышивки не сложна, но требует внимательности и аккуратности.
Узор переводят на хорошо выглаженную ткань, следя за тем, чтобы не было перекосов по долевой и поперечной нити. Детали узора обшивают катушечной нитью по контуру мелкими стежками швом « вперед иголку» или « за иголку». Затем выполняют бриды от одной детали рисунка до другой, закрепляют их между собой. Для обшивания брид и петельного шва, которым он выполняется, пригодны нитки мулине. Стежки петельного шва выполняют в направлении слева направо, плотно прилегающими друг к другу
Вышитое изделие при необходимости стирают, крахмалят и гладят с изнаночной стороны на мягкой ткани. Затем острыми ножницами с закругленными концами осторожно вырезают с изнанки кусочки ткани под бридами между мотивами узора по
[pic] самому краю шва, обметывающего контур. В результате получается изделие с ажурным краем или серединой.
Одной из наиболее известных счетных вышивок явля мережка. Этот вид вышивки выполняется на ткани с предварительно удаленным необходимым числом нитей по основе и утку.
Нити разреженной полосы ткани связывают между соб по узору, используя для этого катушечные нитки, мулине или ирис. Для вышивания применяются любые ткани полотняного переплетения. Этот вид вышивки украшает салфетки и скатерт< наволочки и простыни, ночные рубашки и нарядные блузки.
Мережка может выступать как самостоятельный вид вышивки и в сочетании с другими вышивками.
Большое разнообразие этого вида связано с тем, что бер разное количество нитей и закрепляя столбики различного стежками создается всякий раз новый рисунок.
Крест также относятся к счетным вышивкам.
[pic] . Почему эта вышивка называется счетной?
Вышивка называется счетной потому, что выполняя узор отсчитывают нити ткани
Для выполнения счетных вышивок используются ткани полотняного перетлетения. Вышивка крестом , кроме всех перечисленных ранее предметов быта, применяется для украшения диванных подушек, косметичек, детских вещей.
Выполнение счетной вышивки способствует развитию глазомера, но она требует особой внимательности.
Чтобы вышивка выглядела аккуратно и с лицевой и с изнаночной стороны необходимо пользоваться правилами выполнения стежков показанными на рисунках.
[pic] [pic]
[pic] Кроме простого креста широкое применение нахо, двойной крест или болгарский. Он выполняется четырь стежками: двумя диагональными и двумя взаимноперпендикулярными в один прием. Сначала выш косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикаль, справа налево горизонтальный стежки.
Применяется болгарский крест в вышивке подуш ковров, дорожек.
Для того, чтобы правильно выполнить вышивку, необходимо иметь схему рисунка. Кроме тканей полотня переплетения можно использовать любую другую ткан наличии канвы - материала облегчающего вышивку кр тканях с плохо просматриваемым переплетением.
Для этого необходимо приметать кусочек канвы необходимого размера вышиваемой ткани, затем вышить по схеме, считая нити канвы, по окончании работы осторо вытянуть нити канвы, оставив вышитую поверхность ткан
Таким образом вышивают инициалы на детской оде! постельном белье из ткани сложного переплетения.
О
: В каком виде рукоделий применяются схемы
изображенные на клеточках?
При вязании орнамента могут быть использованы схемы для вышивки крестом и наоборот.
Вышивка крестом может быть самостоятельным видом вышивки а может сочетаться с другими видами. Вышивка крестом используется в выполнении узора каймы на скатерти, полотенце, вышивании картин.
Полукрест, гобеленовый шов или роспись - двусторонний шов, состоящий из тонких линий, образуемых равномерными прямыми или косыми стежками. Выполняется в два приема. Сначала слева направо шьют ряд прокладочных стежков, обозначающих контур узора и мелкие детали на внешней и внутренней стороне контура. Один стежок ложится с лица, другой с изнанки. После того как ряд прйден до конца, рабочей ниткой в обратном направлении заполняют промежутки между стежками и вышивают детали узора, расположенные внутри контура.
Вышивка узелками или рококо используется при выполнении цветочных композиций. Иногда узелками заполняют середины цветов, иногда вышитый цветок по контуру обшивают узелками.
В вышивках цветной гладью узелки выполняют цветными нитками мулине в 4-6 сложений, а иглу обвивают 3-4 раза. Величина узелка зависит от толщины иглы. Чтобы узелок получился аккуратным, левой рукой надо подергивать нитку в то время, когда правая рука протягивает ее на изнаночную сторону.
Вышивка тесно связана с цветом. При подборе ниток необходимо учитывать сочетания цветов, знать как они влияют друг на друга.
Искусствоведы нашли сочетания цветов, которые всех радуют и успокаивают или, наоборот, всех одинаково раздражают.
? Назовите сочетания цветов всегда подходящих друг другу?
Черный - красный - белый. Черный - красный - синий. Белый - синий. Белый - желтый и т. д.
Вы хотите сделать очень яркую вышивку на тоже ярком фоне ?
Возьмите свою ткань и разложите на ней моточки ниток. Прикладывайте их друг к другу, к фону, убирайте и заменяйте, пока не увидите: вот оно! Посмотрите, не добавить ли черного или белого? Иногда два цвета буквально убивают друг друга, а разделяющий их черный контур примиряет и одновременно подчеркивает.
Подобрав нужное сочетание, все остальные нитки уберите и не пользуйтесь ими до конца работы.
Невольно хочется окружать себя мягкими теплыми красками. Теплые напоминают огонь: желтые, оранжевые, золотистые, красные.
Цветы, которые мы вышиваем, могут быть естественных оттенков, а листья коричневатыми или серебристыми.
Выбор цвета ниток для вышивки, сочетания цветов зависят от назначения вещи, величины и расположения узора. Как правило,узору отводится главное место.
Чтобы занятие вышиванием всегда было радостным и приносило удовольствие необходимо пользоваться некоторыми правилами безопасности
О
. Правила, которыми мы пользуемся, регулярно беря
иголку в руки?
Правила техники безопасности при шитье:
Нельзя:
Вкалывать в одежду иголки
Брать в рот иголки
Оставлять иголки без присмотра
Пользоваться ржавой иглой
Шить на мягкой мебели
Перекусывать нитку зубами
Ручные работы необходимо выполнять с наперстком
Ножницы класть на видное место и с сомкнутыми лезвиями
Работать в хорошо освещенном месте
При работе с утюгом, выключать сразу после выполнения работы,
берясь за вилку
Длина нити не должна быть очень большой (две длины локтя)
Последовательность выполнения работы:
подготовка ткани и рисунка для работы
вышивка
утюжка или ВТО изделия
оформление паспарту
оформление работы, закрепление задника картины
Прежде чем приступить к вышивке, надо выровнять ткань по основе и утку, наметить расположение узора на ткани, нанести рисунок на ткань и запялить.
Переносить рисунок на ткань можно несколькими способами:
Запяливание следует проводить в следующей последовательности: положить на стол меньший обруч пялец, на него положить ткань снанесенным рисунком лицевой стороной вверх, затем наложить второй обруч, одновременно натягивая ткань.
В вышивке на рабочей нити никогда не следует делать узелки. Изнаночная сторона вышитого изделия должна быть чистой и аккуратной, поэтому нитку закрепляют на лицевой стороне там, где будет расположена вышивка. В конце работы нить закрепляется под стежками.
После окончания работы над вышивкой при необходимости следует постирать изделие. Стирать изделие с цветной вышивкой необходимо осторожно в теплой воде. Нельзя
замачивать и кипятить! Выстиранное изделие надо хорошо прополоскать в холодной воде, отжать и завернуть в махровое полотенце. Гладить вышивку надо во влажном состоянии с изнаночной стороны. После полного просыхания изделия его оформляют в рамку, используя при необходимости паспарту. Обратная сторона картины закрепляется задником.
Используемая литература:
Т.И. Еременко « Иголка-волшебница»
Энциклопедия « Шитье и рукоделие»
Н. и Т. Майковы « Серебряные пяльца»
Журналы « Сандра» и « Валентина»
[pic]