Проект по технологии Пасхальное яйцо

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края













Творческий проект

«Пасхальное яйцо»









Руководитель работы: Бондарь Оксана Валерьевна,

учитель технологии

Исполнитель: Горностаева Полина Евгеньевна,

ученица 6 «а» класса





п. Хор

2016 год

Оглавление

1. Обоснование возникшей проблемы и потребности………………………3

2. Цель и задачи проекта………………………………………………………4

3. Историческая справка

3.1. История бисероплетения………………………………………………….5

3. 2. Символика пасхальных яиц………………………………………………7

3. 3. Техники бисероплетения…………………………………………………9

4. Анализ идей………………………………………………………………...10

5. Требования к изделию и дизайн-спецификация …………………………11

6. Технология изготовления изделия………………………………………...12

6.1. Организация рабочего места и техника безопасности…………………12

6. 2. Материалы, инструменты и приспособления………………………....13

6. 3.Технологическая последовательность…………………………………..14

7. Эколого-экономическое обоснование……………………………………15

8. Контроль качества………………………………………………………….16

9. Самооценка изделия…………………………………………………….....17

10. Реклама…………………………………………………………………….18

11. Заключение…………………………………………………………..........19

12. Библиография……………………………………………………………..20

13. Приложение……………………………………………………………….21







  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности

В нашей семье очень любят православные праздники: Рождество, Крещение, а особенно Пасху. Моя мама занимается рукоделием: вышивает, вяжет, делает открытки в технике скрапбукинг и поэтому особенно ценит те подарки, которые изготовлены своими руками.

К светлому празднику Пасхи я хотела бы сделать ей подарок – бисерное яйцо. У нас в посёлке их не продают. В городе Хабаровске мы видели с мамой аналогичные работы из бисера в специализированных магазинах – салонах, которые нам очень понравились. Это были настоящие шедевры бисероплетения (приложение 1). Но эти изделия дорогие от 500 до 10 000 рублей. В последнее время я увлекаюсь плетением из бисера. Поэтому решила порадовать и удивить маму – изготовить такое яйцо самой. Я думаю, что ей будет очень приятно получить от меня такой подарок, да еще сделанный своими руками, с любовью.




























2. Цель и задачи проекта


Цель работы:

- Изготовить яйцо-украшение в технике бисероплетение в подарок маме.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

- Изучить историю бисероплетения;

- Изучить символику пасхальных яиц;

- Изучить приёмы бисероплетения яиц;

- Изготовить подарок маме (пасхальное яйцо);

- Провести анализ изделия.































3. Историческая справка

3. 1. История создания бисера

Стеклоделие было изобретено около 4-го тысячелетия до нашей эры. Существует легенда об этом важном для человечества событии. В ней рассказывается о том, что финикийские купцы, возвращаясь на корабле из Африки с грузом соды, заночевали на песчаном берегу. Для приготовления пищи и защиты от ночного холода им был необходим костер. Не найдя подходящих камней, они выложили очаг из привезенной с собой соды и разожгли большой костер. Поели и расположились вокруг него на ночной отдых. Утром, разгребая золу, они обнаружили в кострище слиток необыкновенного вещества. Оно было твердым, как камень, прозрачным, как вода, и горело огнем на солнце. С этого времени началась история стеклоделия. У человечества появилась стеклянная посуда и, конечно, стеклянные бусы.

Шли века, совершенствовались технологии, бусинки становились все меньше и меньше по размеру. Так на свете появился "бисер". Первыми изготавливать бисер научились египтяне. Они делали из него ожерелья, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. В городе Александрии, основанном Александром Македонским в I веке до нашей эры, был изобретен новый способ изготовления бисера.

На Руси бисер был известен с давних времен. Уже во времена Киевской Руси (IX-XII вв.) в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные бусы, но и бисер. Но свое современное наименование они получили относительно недавно. В толковых словарях XV-XVII вв. словом бисер обозначали жемчуг. Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, т.е. стеклянный бисер. Термин же "стеклярус" возник несколько позднее. До XVII века было популярно другое название этого типа бус - "одекуй". Название стеклярус появилось только в XVII веке и сохранилось до наших дней. В XVII веке бисер и одекуй играли немалую роль в меновой торговле русских с народами Сибири. Первая попытка создать промышленное производство бисера в России относится к концу XVII века. Петр I привлекает к подготовке русских мастеров иностранных стеклоделов, посылает за границу учиться стекольному делу, и в частности искусству изготовления бисера, молодых мастеров. И все-таки на протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции, Германии и Чехии. В XV веке привозной бисер использовался русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями. С увеличением бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков. Только в 1752 г. через Санкт-Петербург в Россию было ввезено 2126 пудов (почти 35 тонн) бисера!

Поэтому в 1754 г. М.С. Ломоносов построил в Усть-Рудицах фабрику для производства бисера.    В первые годы работы на фабрике отсутствовали машины и механизмы, позволяющие получить хорошо обработанные бусы, и Ломоносов сам занимался усовершенствованием старых и изобретением технологий производства. К 1760 г. количество выпускаемого ей стекляруса и бисера возросло. Но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто, а потребность в бисере по-прежнему удовлетворялась за счет привозного.

XVII в. - бисер и стеклярус используются более разносторонне. Они проникают во все сферы жизни, ими вышивают, ими украшают абажуры, ими же выполняют оклады для икон, вяжут крючком и спицами, они проникают даже в оформление интерьеров.

Середина XVIII в. - появление первых бисерных и стеклярусных панно. Крупные вышивки целиком покрывали стену, заменяя обивку.

Вторая половина XVIII в. - в изделиях из бисера начинают прослеживаться мотивы народного искусства. Бисер в России приобретает все новых и новых почитателей. Мужчины тоже занимались этим видом рукоделия, и это не считалось зазорным.

В конце XIX в. в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии и Америке и пользовались большим спросом.













3.2.Символика пасхальных яиц

Существует определенная символика цветов, а также рисунков и узоров пасхальных яйцах. Единых принципов оформления не существует, но наиболее общие знаки, которые перешли из язычества в христианство, понятны не только славянам, но и всем народом, чья древняя религия была связана с поклонением природе.

Символика цветов:

Белый - символ рая и безгрешности, чистоты.

Красный - кровь, жизнь, но и отход в мир иной. Кроме того, этот цвет символ любви, здоровья, весны и рождения, радости, силы и мужского здоровья.

Желтый цвет - спелое зерно, достаток, урожай, солнце, богатство. Он охраняет от злых сил.

Голубой - цвет неба, символ воздуха, воды, небесной божественной мудрости, духовного знания, богоматери.

Зеленый - обозначает весну, воскресение природы, богатство растительного и животного мира, жизнь.

Коричневый — цвет матери-земли, символ плодородия.

Черный — цвет тьмы, но и пробудившейся земли.

Символика изображений:

Животные:

Голубь - символ души, Святого духа

Лошадь—сила и трудолюбие.

Олень – знак выносливости, долголетия.

Петух считался божьей птицей, которая будит солнце и совесть, защищает беременных женщин и детей.

Растения:

Дуб — традиционный символ Спасителя и стойкой веры, а также мужского начала в природе.

Яблоня — знак девичества, невинности и чистоты.

Рябина (калина) — символ женщины, хозяйки, материнства.

Цветы обозначают райскую жизнь.

Символы и их значение:

Солнце, или око Божье, — как называется, то и обозначает. Этот символ помогает от болезней и дурного глаза.

Сетка — символ защиты от лукавого. Обозначает решето, отделяющее добро от зла.

Ромб — символ плодородия, женского начала в природе, поля, земли.

Треугольник представляет триединство Вселенной: небо—земля—вода (по древним представлениям), отец—мать—ребенок (единство семьи). Символ Божественной Троицы.

Сигма — символ воды, грома и молнии, змея — защитника домашнего очага и владетеля земных богатств. У многих народов змей — символ мудрости.

Спираль — половина сигмы, схематическое изображение эволюции Вселенной, знак плодовитости. Часто изображают пучок спиралей.

Крест — символ мироздания. Вертикальная линия креста — линия небес. Знак огня, духовная активная мужская часть мира; горизонтальная линия земли, знак воды, пассивная женская часть мира. При их скрещении возникает сила любви, создания жизни. Крест можно увеличивать сколько угодно, в любом направлениит. е. это еще и символ бесконечной жизни, а также солнца, освящения и очищения.

Трезубец (чаще изображается пучком из трех колосьев) — символ триединого Бога, а также времени и власти.

Трирог — посланец солнца, символ любви, огня, мужской силы и плодородия.

Древо жизни обязательно изображается тремя ярусами (земля, жизнь на земле, небо) и симметрично; древо рода семьи, самое простое дерево с тремя ветками (папа, мама, ребенок). Один из видов изображения — «дерево-берегиня», женщина с поднятыми к небу руками, которая молится за свою семью.

Бесконечник — узор-поясок, состоящий из изогнутых элементов. В старину считалось, что зло ходит только по прямой линии и потому края одежды украшали такими бесконечниками, затейливый узор которых преграждал путь злым духам.












3. 3. Техники бисероплетения

С 18 века до нас дошло несколько технологий плетения бисером:

  • гобеленовое;

  • параллельное;

  • монастырское;

  • объемное;

  • мозаика;

  • сетчатое;

  • ткачество (ручное и станочное).

Наиболее трудоемким и сложным является гобеленовое плетение. Его техника удивительна, с помощью нее блестящие разноцветные крупинки складываются в причудливые узоры. Используя видовые картинки, схемы картин и орнаментов вышивки крестом, можно сделать эксклюзивные изделия из бисера.

Перед началом освоения технологии гобеленового плетения из бисера необходимо составить схему изделия с нанесением на нее рисунка или орнамента, а также формы окантовки. Работая иглой, набирая бисер нужно строго придерживаться схемы, которая должна лежать рядом.

В технологии параллельного плетения бисером, плетение выполняют двумя концами проволоки навстречу друг другу.

По технологии или технике монастырского плетения бисером ведется плетение плоских изделий двумя иголками, что достаточно трудоемко и требует большого внимания.

Используя технологию объемного плетения бисером можно создать необычные по цвету и форме объемные изделия: различные фигурки, предметы, интересных животных и насекомых, украшения.

Мозаика (иногда эту технику еще называют техникой Пейот) Бисеринки располагаются рядами, смещенными как кирпичная кладка. Ее можно делать как на одной, так и на двух иглах. Для работы понадобится круглый или граненый бисер или рубка, капроновая нить или леска, иглы лучше недлинные, с тупым концом. До приобретения достаточного опыта плетение нужно проводить четко по схеме. Для данной техники это в основном орнаменты с диагональными линиями. Это плетение используют для изготовления украшений и аксессуаров браслетов, колье.

Низание сеток применяется для изготовления ажурных цепочек, салфеток, воротников и кружево из бисера. При выполнении сеток помните, что хорошо держат форму маленькие ячейки. Низание сеток делается в одну нить. Бусины, соединяющие ряды, называются связками. Для того чтобы получить изделия разной ширины, нужно увеличить или уменьшить число ячеек в ряду. Ячейки сеток имеют форму вытянутого вдоль рядов ромба. Длина стороны ячейки определяется количеством бусин между соседними связками.

Для работы в технике станочное ткачество необходимо наличие специального станка. При выполнении орнаментов, традиционных схем для вышивки на станке в бисере – полотно будет слегка вытянутым в длину, потому что геометрия бусинок прямоугольная. Для составления рисунка необходимо воспользоваться шаблоном для данной техники. Изделия, традиционно выполняющихся в технике станочного ткачества: картины, панно, сумочки, ленты, пояса, герданы.

Техника ручного ткачества плетения бисером необходима для создания плотного полотна с параллельными рядами, в которых бисеринки расположены строго друг над другом. Полотно, выполненное ручным ткачеством, не имеет изнаночной стороны. Данная техника очень трудоемкая и для качественного исполнения работы необходимо использовать одинаковый по размеру (калиброванный) бисер. 

4. Анализ идей

Идея № 1 – яйцо, выполненное в технике ткачество (приложение 2);

Идея № 2 – яйцо, выполненное в технике мозаика;

Идея № 3 – яйцо, выполненное в технике сетчатого плетения (приложение 3);

Идея № 4 – яйцо, выполненное в смешанной технике.

Критерии

Идея № 1

ткачество

Идея № 2

мозаика

Идея № 3

сетчатое

Идея №4

смешанная техника

Оригинальность

+

+

+

+

Достаточность знаний и умений

_

_

+

+

Наименьшее время изготовления

_

_

+

_

Наличие инструментов и оборудования

_

+

+

+

Наличие

материалов

+

+

+

_

Итого

2

3

5

3

Очень трудно выделить из 4-х пасхальных яиц, какое лучше подходит в качестве подарка маме. Все достаточно хороши, оригинальны. Но идея № 1 – самая сложная, на её изготовление нужно больше времени, чем на остальные и у меня нет специального станка для плетения в технике ткачества. Для воплощения идеи № 2 нужно тоже достаточно большое количество времени и я ещё не совсем владею техникой мозаичного плетения. Идея № 4 – очень оригинальная, но кроме оплетения яйца нужно будет сплести ещё и цветок (а это дополнительное время) и у меня нет пока бисера такого красивого персикового цвета. Поэтому, исходя из результатов оценки, наиболее оптимальной, является идея № 3.







5. Требования к изделию и дизайн-спецификация

Название изделия


Пасхальное яйцо

Функциональное назначение


Украшение интерьера

Пользователь


Мама

Единичное или массовое производство


Единичное производство

Требования к материалам


Прочность, экологичность

Требование с точки зрения безопасности использования


Изделие не должно иметь элементов, которыми можно пораниться

Метод изготовления


Ручной

Экологические требования

Возможность вторичного использования

Дизайн-спецификация










6. Технология изготовления изделия

6.1. Организация рабочего места и техника безопасности

Для выполнения данной работы необходимо:

Правильно организовать рабочее место:

  • на столе должен быть порядок (нитки, ножницы хранить в специальной коробке, иглу – в игольнице, схема в папке и т. д.)

  • свет должен падать с левой стороны

  • следить за правильной посадкой при работе

  • расстояние между глазами и работой должно быть от 25-30 см

Выполнять правила техники безопасности:

  • ножницы класть сомкнутыми лезвиями от рабочего

  • передавая ножницы, держать их за сомкнутые концы

  • ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены

  • иглу хранить в игольнице.

  • нельзя пользоваться ржавой иглой

  • в процессе работы пользоваться напёрстком.

Выполнять санитарно-гигиенические требования:

  • нельзя перекусывать нить зубами, от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы и язык.

  • с иглой необходимо обращаться аккуратно, не бросать на столе, чтобы не пораниться.

  • до начала работы необходимо вымыть руки.

  • рекомендуется делать перерывы в работе не реже чем через 1, 5 часа, т. к. при данном занятии утомляются глаза, устают пальцы.

  • бисер, рубку нельзя брать в рот, т. к. при неосторожном обращении материалы могут попасть в верхние дыхательные пути.










6.2. Материалы, инструменты и приспособления

Бисер - это мелкие круглые или граненые (рубка), вытянутые или сплюснутые бусинки из стекла, металла, фарфора или пластмассы с отверстиями для нити. Для работы нам понадобится белый и розовый бисер № 10.

Бусины бывают всевозможных цветов форм и размеров, сделаны из самых разных материалов. Для нашего яйца нужны белые бусины.

Леска для бисероплетения прочная и прозрачная. В изделиях ее почти не видно, особенно если она цветная, в тон бисера. Леска — очень упругий материал, и нанизанные на нее изделия топорщатся и легко коробятся. Но ее «память» можно использовать в своих целях — придать изделию нужную форму (не очень отличающуюся от естественной) и закрепить его в нужном положении на сутки. Так изделие сохранит необходимую конфигурацию.

Бисерные иглы - Это гибкие тонкие иглы длиной около 5 см. Иглы для бисера выпускают под номерами: 10, 12, 13, 15 и 16. Чем больше номер иглы, тем она тоньше. Для работы нам понадобится игла под номером 15.

Другие принадлежности:

Для работы с бисером вам понадобятся ножницы, пинцет, линейка и сантиметровая лента.

Для изготовления пасхального сувенира мне потребуется заготовка яйцевидной формы. В нашем случае это пластмассовая заготовка. Эти заготовки легкие, блестящие и яркие, а потому весьма привлекательны. Но они бывают скользкими, потому и тут требуется определенный опыт, чтобы удержать бисерное плетение по центру яйца.


















6. 3. Технологическая последовательность изготовления

Основная техника — сетчатое плетение.

Оплетение центральной части:

Поясок выполнен сетчатым плетением со стороной ячейки в 2 бисерины.

1. Подхватываем иглой одну бисерину; и пройдём в нее иглой еще несколько раз. Эта бисеринка не позволит набранному бисеру скатываться с лески. Набираем еще 65 белых бисерин и пройдём в обратном направлении сквозь бисерину 57. Верхняя ячейка сетки готова.

2. Подхватываем иглой 5 бисерин и пройдём в ближайшую бисерину-связку (в нашей сетке это бисерина 51). Если все правильно выполнено, то должна получиться вторая ячейка в виде ромба со стороной в 2 бисерины. Доплетаем до конца ряда. Для перехода на третий ряд нанизываем 6 бисерин и пройдём в бисерину 109.

3. Подплетаем третий - пятый ряды. Если рассмотреть получившийся элемент, то можно увидеть, что внутренние ячейки сетки — ромбы со стороной в 2 бисерины, а верхние и нижние ячейки — неправильной формы четырехугольники, в крайних сторонах которых по одной бисерине. Такие усеченные ячейки позволят пояску плотнее прилегать к заготовке.

4. Доплетаем поясок по схеме. В пояске модели «Нежность» — три раппорта Вплетаем розовые бусины в ячейки из розового бисера.

5. Надеваем поясок на заготовку и замкнём его.

Оплетение торцов яйца:

Верхняя и нижняя полусферы выполняются сетчатым плетением.

1. Выведем иглу в одну из верхних бисерин. Подхватываем 5 розовых бисерин и проденем иглу через среднюю бисерину верхней ячейки, минуя одну ячейку. Таким способом доплетаем до конца ряда.

2. В следующем ряду подплетаем по 5 розовых бисерин, проходя иглой в каждую бисерину-связку.

3. В третьем ряду между бисеринами-связками поднимаем по одной белой

бисерине.

4. Нанизываем 3 белые бисерины и пройдём в две бисерины-связки,

нанизываем еще 3 белые бисерины и пройдём в две бисерины-связки.

Таким способом выполняется четвертый ряд.

5. Выполняем пятый ряд, подплетая по 1—3 бисерины. При необходимости подплетите шестой ряд, уменьшив количество бисерин в ряду.

6. Вплетаем розовые бусины.

[link]
























Приложение

Приложение 1

Пасхальные яйца в технике бисероплетения

[pic] [pic] [pic]













Приложение 2

Яйцо, выполненное в технике ткачество [pic]

















Приложение 3

Яйцо, выполненное в технике сетчатого плетения



[pic]



















Приложение 4

Работа над подарком маме [pic]



















Приложение 5

Яйцо-украшение в технике бисероплетения в подарок маме.

[pic]

10