Программа кружка Основы дизайна одежды

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Министерство образования республики Татарстан

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия №26







Кружок для учащихся 8-9 классов

Основы дизайна одежды

(1 час в неделю, 34 часа в год)


Автор-составитель: Григорьева Т.А. учитель высшей кв. категории

МБОУ «Гимназия №26»




















Набережные Челны

2015


Пояснительная записка


Содействие профессиональному самоопределению учащихся всегда составляло одну из важнейших задач образования. Профессиональная ориентация приобретает особое значение в условиях профильного обучения.

Настоящая программа предназначена для ознакомления школьников 8-9 классов с основами специальности дизайнера одежды и рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю. Ввиду сокращения учебных часов по технологии в данных классах этот материал освещается недостаточно, в 5 классе «Моделирование фартука» - 2 часа, в 6 классе «Моделирование юбки» - 2 часа, в 7 классе – «Моделирование изделия с цельнокроеным рукавом» -2 часа. Программа «Основы дизайна одежды» включает в себя новые для учащихся знания по моделированию одежды и развитию современной моды.

Актуальность программы определяется тем, что профессия дизайнера является одной из привлекательных профессий для выпускников школ, т.к. она становится сегодня всё более востребованной, потому что человек всегда стремится сделать жизнь вокруг себя красивее и уютнее.

Цель курса:

- Создать оптимальные условия для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности;

- Способствовать получению учащимися знаний и развитие первоначальных умений в области дизайна одежды.

Задачи курса:

- способствовать реализации интереса к художественному проектированию одежды;

- ознакомить учащихся с дизайном одежды, как специфической художественно-творческой деятельностью человека;

- ознакомить учащихся с основными вопросами теории моды и историей костюма в России и за рубежом;

- овладение умениями создания костюма.

- формирование творческой личности, развитие эстетического вкуса и

инициативы учащихся;

- развитие познавательной активности, профессиональной мобильности учащихся;

Для достижения цели предусмотрены занятия по композиции, теории моды, макетированию, истории костюма, так как дизайнер одежды должен быть в курсе всего нового: тенденций и перспектив изменения моды, современных технологий, организации труда. Весь курс делится на практическую и теоретическую часть, на практические занятия отводится подавляющее количество учебных часов. В процессе занятий учащиеся занимаются макетированием, рисованием, исследовательской деятельностью, подготовкой творческих проектов с использованием информационных технологий.

В процессе обучения используются дидактические методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

  • основы теории моды;

  • основные моменты истории развития костюма;

  • основные понятия и термины, использующиеся в художественном проектировании одежды;

  • категории, свойства и средства композиции;

  • этапы проектирования.

  • основные сведения о профессии « Дизайнер одежды», предъявляемые требования и условия работы.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать знания средств и свойств композиции на практике;

  • выполнять эскизы одежды по шаблону;

  • создавать макеты одежды;

  • использовать информационные технологии при разработке моделей одежды.

Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические сведения дополняются и закрепляются самостоятельными практическими работами. Выполнение эскизов способствует выработке художественного вкуса, творческих способностей и профессиональных навыков дизайнера. Рефераты выполняются в целях расширения кругозора и закрепления знаний, а так же умений работы с литературой, Интернетом. Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний и умений. Проводится текущий контроль на каждом занятии. Периодический контроль позволяет установить степень усвоения материала по определенному разделу программы курса и проводится в виде тестирования.

В качестве диагностики результативности работы по программе используется оценка количества и уровня творческих работ. Критерии оценок согласуются с учащимися до начала выполнения работ.

Копилка достижений


Итоговая оценка

Соответствие заданию

Степень самостоятель-ности

Уровень творческой активности








Итоговой формой контроля является представление проекта изделия с презентацией и выполнением макета, и его защита. Проект выполняется учащимися в процессе изучения всего курса, т.к. является объемной работой. Работа принимается при условии, что она выполнена в полном объеме, представлена в установленный срок, с соблюдением стандартных требований к ее оформлению.



Учебно-тематический план


тео

роя

практич

I

Раздел.Вводное занятие

1

1


1-5.09


II

Мода вне времени

1

1


7-12.09


III

История костюма

10

5

5



1

Одежда человека.

2

1

1

14.09-26.09


2

Костюм Древнего мира.

Костюм Древнего Египта, Древней Греции.


2


1


1


28.09-10.10



3


Костюм Средневековья

Костюм эпохи Возрождения.


2


1


1

12-24.10



4

Модерн

2

1

1

26.10-14-11


5

Русский костюмы.

2

1

1

16-28.11


IV

Основы дизайна

22

3

19



1

Создание образа

1


1

30.11-5.12


2

Стилизация костюма

1


1

7-12.12


3

Силуэтная форма костюма

1


1

14-19.12


4

Категории композиции, ее свойства

1


1

21-26.12


5

Средства композиции

1


1

11-16.01


6

Цвет, иллюзии в одежде

1


1

18-23.01


7

Методы проектирования одежды.

2

1

1

25.01-6.02


8

Современные технологии создания костюма.

2

1

1


8-20.02


9

Макетирование костюма.

1


1

22-27.02


IV

Разработка и выполнение проекта.

10


10

29.02-17.05



Защита проекта.

1

1


18-24.05



Итого

34

13

21




Содержание программы

1.Вводное занятие

Теория . История развития дизайна одежды. Виды дизайна: промышленный, графический, компьютерный, архитектурной среды, выставочных экспозиций, одежды и аксессуаров, арт-дизайн. Содержание профессии дизайнера одежды в современном обществе, основные направления его деятельности, условия труда. Пути получения профессионального образования, перспективы профессионального роста.

2. Мода вне времени.

Практика. Определение понятия “мода”. Пути возникновения моды. Высокая (от кутюр) и промышленная (прет-а-порте) мода. Ведущие современные зарубежные и российские дизайнеры одежды.

Законы, значение, функции моды. Классика моды. Классификация ассортимента швейных изделий.

Стиль в костюме. Работа с журналами мод, Интернетом. Интеллектуальная игра «Наша одежда».

III. История костюма

3-4.Одежда человека .

Теория. Понятие одежды, функции одежды, обуви, головного убора, аксессуаров. Классификация одежды.

Практика. Выполнение эскизов одежды, обуви. Головных уборов.

5-6.Костюм Древнего мира. Древний Египет. Костюм Древней Греции. (2 часа)

Теория. История развития костюмов Древнего мира, Древнего Египта, костюма Древней Греции.

Практика. Выполнение эскизов костюмов. Выполнение рефератов.

7-8.Костюм Средневековья.

Теория. Романский стиль. Готика.

Практика. Выполнение костюма в технике аппликация.

9-10. Костюм эпохи Возрождения.

Теория. Костюм эпохи Возрождения. Барокко. Рококо.

Практика. Выполнение эскизов костюма по шаблонам. Выполнение рефератов.

11-12. Модерн.

Теория. Стиль модерн в костюме, обуви, декоре. Цветовая гамма. Законодатели стиля модерн.

Практика. Выполнение эскиза декора в стиле модерн.

13-14. Русский костюм.

Теория.Древнерусский костюм. Костюм Московской Руси. Европейская одежда в России в 18-19 веке.

Практика. Конференция «Пять интервью на тему Костюм Руси»

IV. Основы дизайна.

15. Создание образа.

Теория. Составляющие образ. Образность решения. Линии в одежде. Пластичность. Пропорции человека. Пропорции костюма.

Практика. Изготовление шаблонов фигуры человека.

16. Стилизация костюма.

Теория . Понятие стилизации. Стилизация природных форм. Ассоциации. Применение стилизации в эскизах одежды.

Практика. Стилизация фигуры. Эскизы.

17.Силуэтная форма костюма.

Теория. Форма. Базовая форма. Силуэт. Силуэт в костюме.

Практика. Образное решение силуэта. Выполнение костюма методом аппликации.

18.Категории композиции, ее свойства.

Теория. Понятие композиции, цели композиции, симметрия, ассиметрия, контраст, подобие, нюанс, композиционный центр, акцент.

Практика. Выполнение эскиза театрального костюма с учетом законов композиции.

19. Средства композиции.

Теория. Средства единства композиции одежде: гармоничность, пропорции, пластичность, ритм, цвет, декор.

Практика. Создание эскизов одежды, с использованием средств композиции.

20. Цвет в одежде.

Теория. Основные и дополнительные цвета, цветовой тон, светлота, насыщенность, контраст, родственные цвета. Цветовые иллюзии.

Практика. Выполнение работы « Цвет к лицу»

21-22.Методы проектирования одежды.

Теория. Комбинаторные методы формообразования, метод модульного проектирования.

Практика. Проектирование модели из бумаги с использованием комбинаторного метода формообразования.

23-24. Современные технологии создания костюма.

Теория. Моделирование одежды с использованием инновационных технологий.

Практика. Создание моделей с помощью специальных компьютерных программ.

25.Макетирование костюма.

Теория. Макет. Макетирование одежды в технике наколки. Способы макетирования.

Практика. Выполнение макета в технике наколки.

26-33. Выполнение макета изделия.

Практика. Выполнение объемного макета костюма, с использованием макетных тканей и нетрадиционных материалов.

34.Защита проекта.

Тезаурус

Ансамбль – художественно решенный костюм, несущий определенную идею, «замысел», образное содержание.

Дизайн – вид деятельности по проектированию предметного мира.

Зарисовка – эскиз изделия (четкое контурное очертание изделия).

Композиция – составление, объединение всех элементов формы художественного произведения в органическое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание.

Макет – объемное изображение вещи (предмета, изделия), дающее представление о ее функции, форме, композиции, конструкции.

Макетирование – это поиск новых форм, логичных и совершенных конструкций, гармоничных и выразительных композиций.

Силуэт – это плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды, имеющих четкие внешние контуры в виде правильной тени.

Силуэтная форма – это контурное очертание предмета.

Стилизация – процесс по изменению, упрощению природных форм для составления декоративных узоров с возможным изменением цвета.

Стиль – исторически сложившаяся общность художественно-выразительных средств, отражающаяся в форме предметов быта, в архитектуре, искусстве.

Фасон – внутренняя разработка силуэтной формы платья или изделия данного покроя.

Эскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.


Литература для учителя

  1. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Моделирование и конструирование женской одежды. – М., 2001.

  2. Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. – Минск: Полымя, 1994.

  3. Ермилова Д.Ю. История домов моды: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003

  4. Зайва В. Я. Рисунок и живопись. Учебное пособие. – Казань: РИЦ «Школа», 2003.

  5. Зайцев В.Такая изменчивая мода. – М., 1980.

  6. Пармон Ф. Композиция костюма. – М., 1985.

  7. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие. – М.: М3-Пресс, 2003.

  8. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - М.: 2006.

  9. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М.: Просвещение, 2004.

Литература для обучающихся

  1. Ваш гардероб – стиль – имидж / Сост. И.Демидова. – Минск.: Сервег, 1999.

  2. Гардман Ю.С. 1001 путь к моде, стилю, элегантности. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001.

  3. Дарда И.В. Наряд за 5 минут. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.

  4. Платки, шарфы, парео, галстуки. – М.: Прессверк, 2001.

  5. Синичкина Е.В. Настольная книга для юной модницы. – М.: ЭКСМО – Пресс. 2001.