Исследовательская работа Традиции и обряды «Русский КАРАВАЙ »

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Традиции и обряды «Русский КАРАВАЙ »

Участница проекта: Бойко Саша

Руководитель: Баранова ЛВ


Введение

Глава 1. История каравая

Символика украшения каравая

Обряды и традиции, связанные с караваем

Глава 2. Особенности выпечки каравая

Глава 3. Экспериментально-практическая работа по изготовлению именинного каравая

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

С хлебом мы встречаемся ежедневно и, возможно, у нас теряется значимость этого главного продукта.

Каравай - это, по сути, буханка хлеба, но не простого, а хлеба праздничного, всегда имевшего определенное назначение, обрядовость, символику. И так же, как обычный хлеб, - со своей богатой историей и традициями. А потому становится актуальной тема «Что такое каравай?».

Объект исследования: каравай

Предмет исследования: символичные украшения каравая

Цель исследования: изучить символику украшения каравая и традиции, связанные с ним

Задачи:

  • Найти и структурировать материалы по данной теме, из литературных источников и Интернета;

  • Провести опрос «Что такое каравай» среди одноклассников и членов семьи;

  • Испечь каравай.

Методы исследования: поиск и структурирование материала, анализ, опрос, сравнение.

Гипотеза: Символичные украшения на каравае связаны с различными обычаями.


Весь процесс изготовления каравая по русскому обычаю сопровождался исполнением специальных каравайных песен, в которых рассказывалось об этапах его создания:

Валю, валю сыр каравай

С правой руки на леву,

С левой руки на праву —

По золоту лоточку,

По золоту лоточку,

По серебряному блюдечку.

Каравай на лавку взлез,

Каравай по лавке пошел,

Каравай на полку сел,

Каравай на печку взлез,

Каравай с печки слез,

Каравай на лопату сел,

Каравай в печку глядит.

Каравай валяется,

Каравай шатается,

Пошел каравай по дубовым столам,

По скатертям браным,

Тогда зашел каравай к нам.


ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КАРАВАЯ


«Каравай, каравай, кого хочешь выбирай…» эту песню обычно поют, празднуя чьи-то именины. А почему каравай? Этим вопросом заинтересовалась я. Я часто в хлебном магазине видела хлеб разной формы и названия, но каравая там не было.

Так что же такое каравай и можно ли его сделать самой.

Это вопрос Саша задала всем членам своей семьи. Вот их ответы:

Папа: Это хлеб, просто хлеб.

Мама: Это праздничный хлеб. Я думаю, в старину он выполнял роль торта. А в наше время каравай остался символом значимых событий, таких как свадьба или встреча дорогих гостей. Встречать гостей караваем или «хлебом - солью» - русская традиция

Бабушка: Праздничный красивый хлеб. Символ русского гостеприимства.

Дедушка: Это красивый, круглый хлеб с украшениями из теста. Его подают на праздник.

Подруга : Это круглый вкусный хлеб.

Затем этот же вопрос я задала ребятам своего класса, по результатам которого можно сделать вывод о том, что многие дети не знают о назначении каравая. Традиция свадебного каравая уходит своими корнями в далекое прошлое. К великому нашему сожалению, теперь уже нет возможности с абсолютной достоверностью определить значение и символику обряда. Но сказки и сказания наших предков позволяют разъяснить хотя бы малую толику символического значения свадебного каравая.

Каравай выпекается из муки, которая в далекие времена доставалась невероятно тяжким трудом. Хороший урожай означал благосклонность богов к честному труженику, отсюда глубинный смысл свадебного каравая: он служил напоминанием молодой семье, что только благодаря неустанному труду можно жить благополучно и сыто. Круглая форма не случайна - каравай является символом почитания верховного бога, дарующего жизнь всему сущему, бога солнца Ярило.

Свадебный каравай непременно украшался узором из теста. Символика узоров также имела постоянное значение. Веточка калины - символ любви, цветок со множеством лепестков в центре каравая - дети в семье, колоски или виноград - благосостояние и мир в доме, голуби символизировали супружескую верность, кольца и завитки по окружности замыкали все символические пожелания магией солнца. В такой форме родные и близкие преподносили свадебное послание молодым, и в те времена прочитать его не составляло труда.

Существовал и обряд создания теста для свадебного каравая. Участвовать в этом процессе могли только счастливые в браке женщины, не причинившие никому зла и наделенные большим потомством богиней семейного очага и женской доли Макошь. Когда каравай был готов к выпечке, звали женатого мужчину, славного своим добрым нравом и крепким хозяйством. Этот мужчина сажал каравай в печь. И творение теста, и посадка каравая в печь сопровождалась обрядовыми песнями, в которых люди обращались к богам и просили не гневаться на молодую семью, но одарить их благополучием в доме и здоровыми детками.

Особое значение придавалось и размерам каравая: он не должен быть слишком большим, чтобы не вызвать гнев богов хвастовством, но и не может быть маленьким - счастья в доме должно быть в меру, излишество так же вредит, как и недостаточность.

Свадебный каравай подноситься молодым в начале праздника и стоит перед ними на праздничном столе, а затем бережно хранился молодой женой, как символ семейного счастья.

Традиции славян формировались на протяжении тысячелетий, они наполнены мощной позитивной энергией. И мы, их потомки, можем использовать этот бесценный дар. Свадебный каравай на вашем празднике - это оберег благополучия и процветания молодой семьи. Свадебному караваю всегда уделяется особая роль в обрядах русской свадьбы. Практически на всех современных свадьбах присутствует обряд, когда родители жениха встречают молодоженов после регистрации и держат в руках каравай на красиво вышитом рушнике и икону. Так, они благословляют молодоженов.Существует примета, кто больше кусок каравая откусит, тот и будет в семье хозяином, причем делать это надо, не касаясь руками.

Наши предки уделяли огромное внимание свадебному караваю. Его круглая форма

олицетворяла собой солнце, а сам он был символом богатства и сытости. Это связано

с тем, что на Руси долгое время процветало земледелие и существовало множество

обрядов, посвященных плодородию и земле. Так как хлеб пекся из муки, то считалось, что «он - дар матушки земли». Свадебный каравай пекли женщины, удачливые в браке и имеющие здоровых детей, так как считалось, что их удача передается молодой семье. Поэтому выпечка свадебного каравая было ответственным и почетным делом.

Считалось, что чем больше будет каравай по размеру, тем лучше, богаче и сытнее будет жизнь у молодых, поэтому свадебные караваи старались испечь огромных размеров.

Для украшения свадебных караваев использовались узоры из теста, это были плетеные косички, цветы, колоски ржи и веточки калины. Калине на Руси приписывали особые свойства, она была символом любви. Это связано с тем, что большинство свадеб на Руси игралось по осени, когда основные работы в поле закончены, в это время и созревали красные ягоды калины. Стоит отметить, что раньше, ветками калины украшали комнату, в которой пекли свадебный каравай.

Сегодня каравай можно заказать или купить в кондитерской, специальном магазине или найти знакомых, кто пек караваи, имеет большой опыт и попросить их сделать это важное приготовление. Можно попросить испечь каравай и близких родственников по рецепту.

Рецепты можно узнать в кулинарных книгах или поискать в интернете. Здесь приводится один рецепт:

Рецепт:

сахар

1 стакан;

желтки 3 штуки;

белки 5

штуки;

молоко 0,5 л;

дрожжи 100 г;

соль

1 ч.л.;

ванилин;

сливочное масло 250г

изюм без косточек 1/3 стакана;

мука1кг

Способ приготовления:

Замесить опару из 1-1,5 стакана муки, теплого молока и дрожжей, затем дать хорошо подняться. Потом добавить желтки, растопленное сливочное масло, соль и пряности по вкусу, сахар и подготовленный изюм. Вымешать крутое тесто, постепенно добавляя муку и взбитые в пену белки яиц. Затем дать тесту подняться, обсыпав поверхность мукой и поставив посуду с тестом в теплое место. Подготовленное тесто разделить на 2 куска нужной величины, оставив часть теста для изготовления украшений. Скатать из каждого куска теста шар и уложить их на смазанный маслом лист. Из оставленного теста разделать два тонких жгута (по величине окружности каждого каравая), соединить их вместе в виде веревочки и обвить ею отдельно каждый приготовленный каравай. Поверхность каравая оформить узорами из теста, закрепив подготовленные украшения с помощью взбитого белка или небольших заостренных деревянных шпилек, и дать караваю еще раз подойти. Осторожно смазать украшенную поверхность окончательно подошедшего каравая взбитым яйцом. После этого поверхность каравая можно посыпать измельченным изюмом и миндалем. Выпекать каравай в горячей духовке около часа или немного больше, в зависимости от его величины. Затем готовому караваю дать хорошо остыть и укрыть его льняным полотенцем до использования. Украшения из тертого теста желательно разделывать сразу же, после начала приготовления основного теста.

Важным элементом при обряде, когда свадебным караваем родители угощают молодых, является свадебный рушник. Один из вариантов рушников - это красивое, вышитое узорами полотенце, на котором подносят каравай, его ещё называли "хлебосольный рушник".

На нем вышивали пары птиц, символизирующие молодых, их имена, цветы, растительные узоры, а так же пожелания богатства, здоровья и счастья. Рушник принято хранить всю жизнь.

Вообще в приданом девушки должно быть множество рушников, поэтому молодая невеста задолго до свадьбы должна была их приготовить. Вышитые особыми узорами рушники использовались на протяжении всех свадебных обрядов, молодая невеста

дарила их родственникам мужа, ими наряжались свадебные повозки, укладывали

на спину лошадям, при венчании молодые стояли на белом венчальном рушнике, ими

же украшались иконы, которыми благословляли родители молодых. Во время венчания руки молодых жениха и невесты были связаны одним рушников как символом духовного единства.

Сегодня «хлебосольный рушник» может заменить красивое льняное полотенце с вышитым или нарисованным узором.

Ведь самое главное, это символизм этой церемонии и то, с какими чувствами молодые относятся к этому ритуалу.

Это очень древняя и красивая традиция, которой не стоит пренебрегать в современное время. Ведь свадьба вобрала в себя и языческие и христианские традиции, она является и светским и церковным (венчание) праздником.

Во время проведения свадебных ритуалов и самой свадьбы человек приобщается к своим корням и предкам, поэтому важно сохранять эту связь на протяжении поколений.

Некоторые ребята вспомнили о традиции водить хоровод и петь песню «Каравай, кого хочешь выбирай…» .

Немало информации о каравае узнала я из произведений русского народного творчества и сказок народов мира. Вместе с ребятами я сначала с удовольствием рассматривала изображения караваев и различные украшения на них, а потом предложила оформить выставку детских рисунков «Наш каравай». Выбрав наиболее подходящий рецепт приготовления каравая, я вместе с бабушкой испекла его.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема исследовательской работы стала интересной и актуальной. С хлебом мы встречаемся ежедневно и, возможно, у нас теряется значимость этого продукта. Изучая литературные источники, мы познакомились с историей каравая, символикой украшений и главными обрядами, связанными с ним. Выполняя цели и задачи, поставленные перед началом работы, мы убедились, что каравай - это, по сути, буханка хлеба, но не простого, а хлеба праздничного, всегда имевшего определенное назначение, обрядовость, символику. И так же, как обычный хлеб, - со своей богатой историей и традициями.

Проделав много работы, связанной с данной темой, можно сделать вывод о том, что символичные украшения на каравае связаны с различными обычаями.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.Н. Андреев (2003) Производство сдобных хлебобулочных изделий.

2. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба — М.: Современник, 1985

3. Гура А. В. Каравай // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 1999. — Т. 2. — С. 461-466. — ISBN 5-7133-0982-7.

4. Иванов В. В., Топоров В. Н. Каравай // Мифы народов мира: Энциклопедия, в 2 тт. — М.: Советская энциклопедия. — 1980. — с. 398—406.

5. Е.И, Перетятко (2006), Кондитер. Учебное пособие.

6. "Мифы народов мира. Энциклопедия". В 2-х т. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998

7. И. Шангина "Русские девушки" глава "Каравайный обряд"