Проект по технологии Вышивка портрета А.С. Макаренко крестиком

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



МБОУ «Никитовская средняя общеобразовательная

школа им.А.С.Макаренко»

Красногвардейского района

Белгородской области










КАРТИНА-ПОРТРЕТ,

выполненная в технике ручной вышивки





Выполнила: Цыбуля Дарья Николаевна

учащаяся 7 класса


Руководитель: учитель технологии МБОУ «Никитовская СОШ» Красногвардейского района Белгородской области

Солодунова Татьяна Викторовна














2014




Цели проекта: совершенствование своих возможностей в области ручной вышивки и проектной деятельности; разработка и выполнение творческого проекта; оценка проделанной работы.


Задачи проекта: точно и четко выполнить технологические операции; усовершенствовать свои возможности; усвоить приобре­тенные знания; оценить проделанную работу.



































Разделы пояснительной записки:

  1. Обоснование темы выбранного проекта.

  2. План организации по изготовлению проектируемого изделия.

  3. Изучение истории вышивки.

  4. Эскизы альтернативных моделей. Банк идей и предложений.

  5. Дизайн-анализ.

  6. Перечень технической документации прилагаемой к изделию.

  7. Характеристика используемых материалов.

  8. Техника безопасности.

  9. Расчетная часть.

  10. Графическая часть.

  11. Технологическая часть.

  12. Экономическая часть.

  13. Итоги работы.

  14. Рекламный проспект.

  15. Экологическая часть.

  16. Уход за вышитым изделием.

  17. Используемая литература.



[pic]






1. Обоснование темы выбранного проекта

Мода на протяжении многих лет меняется, но сейчас большое внимание уделяется рукоделию. Устав от своей одинаковости в готовой одежде, мы с удовольствием, как драгоценное украшение, надеваем воротник, вышитый своими руками, или неповторимый кожаный пояс...

Кто из нас не мечтает украсить свой дом красочным лоскутным одеялом, модной вышивкой или декоративным панно. Для себя я выбрала вышивку крестом.

Вышивка крестом удивительно красива. Сегодня она пережива­ет второе рождение. Ею украшают одежду, вышивают целые кар­тины и, конечно же, салфетки.

Словом, творите, пробуйте - все в ваших руках!

Этот портрет я выбрала для защиты творческого проекта потому, что в этом году исполняется 50 лет со дня присвоения нашей школе им.А.С.Макаренко.

2. План организации по изготовлению проектируемого изделия



[pic]








3. Изучение истории вышивки.

О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят на­ходки археологов, относящиеся к XI-XII вв. Это фрагменты одеж­ды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Золо­тым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались в XIV-XVII вв. Вышивка приобретает еще более широкое распро­странение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вы­шивали церковные облачения, богатую, из шелка и бархата, одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями вышивали так­же свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания стало распространяться по­всеместно. С XVIII в. оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок.

Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совер­шенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образцы вышивок с ха­рактерными чертами.

Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочета­ния цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессио­нальных приемов исполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышив­ка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые ре­шения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

Большую роль в нём играет геометрический орнамент и гео­метризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы жен­ской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны.

Расположение узора и приемы вышивки были органически свя­заны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани.

Швы выполняли по счету нитей ткани, их называли счетными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды. Вышивку располагали также вдоль соединительных швов.

В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преоб­ладали узоры растительного характера.

Старинными русскими швами являются «роспись», или полу­крест, набор, крест, счетная гладь, «козлик», белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основ­ные группы: северную и среднерусской полосы, к северной отно­сятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Твер­ской, Ивановской, Нижегородской, Ярославской, Владимирской и других областей.

Самые распространенные приемы северной вышивки - крест, «роспись», вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.

Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному фону. Вышивальщицы умело ис­пользовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полос­ки внутри крупных фигур птицы-павы, барса или дерева вышива­лись синей, желтой и темно-красной шерстью.


4. Эскизы альтернативных моделей. Банк идей и предложений.


«Апельсины» - одна из первых моих работ, не вызывает особых затруднений.

[pic]

«Цветы» - работа не большая, но осложнена тем, что полностью забивается и состоит из большого числа цветов.

[pic]

«Портрет девушки» - формат работы больше чем предыдущий. Забивается только контур и середина. Работа осложнена тем, что в ней изображено лицо, поэтому требовался точный подбор ниток.

[pic]

«Салфетки» - работа простая, не вызывает особых трудностей в выполнении.

[pic]

«Розы» - в картине используется большое количество цветов, поэтому её выполнение требует особой усидчивости и аккуратности.

[pic]

«Зайчик» - одна из первых моих работ. Это работа достаточно ёмкая и содержит большое количество цветов.

[pic]

«Букет садовых цветов» - это работа трудоёмка и долговременна.

[pic]

«Беседка» - сложная работа, требующая много времени и аккуратности, осложнена тем, что полностью забивается и состоит из большого числа цветов и их оттенков.

[pic]

«Картина-портрет» - потрет А.С.Макаренко – это моя проектная работа. Сложность работы состоит в том, что я выполняла её с собственной схемы, сделанной в компьютере, с помощью программы для редактирования фотографий «Photoschop».

[pic]




5. Дизайн-анализ.

Исследовав все возможные эскизы картин, я решила выполнить портрет. Конечно, это очень трудоемкая работа, требующая акку­ратности и точности, но зато такая картина приведет в восторг то­го, кому будет подарена. А так как это нестандартная картина, я решила, что будет интересно выполнить такую работу. Вышивкой я занимаюсь не первый год, поэтому сочла возможным выполнить эту работу. Предыдущие работы были объемные, трудоемкие, и я решила, что справлюсь.




[pic]






  1. Перечень технической документации.


  1. Схема вышивки.

  2. Условные обозначения.

  3. Эскизы альтернативных моделей.

  1. Характеристика используемых материалов.


  • Для вышивки по счету нитей берут ткани полотняного пере­плетения: льняные и полульняные (суровые, белые и цветные), маркизет, рогожку, штапельное и шелковое полотно, редину.

Для выполнения вышивки применяют льняные и хлопчатобу­мажные мерсеризованные нитки и мулине разных цветов. Мулине имеет прочную окраску, блеск и необходимую прочность.

  • Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения ее от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные и круглые. Очень удобны для работы деревянные и пластмассовые пяльцы. Они состоят из двух обручей диаметром 2СМЮ см, входящих один в другой.

  • Иглы для вышивания лучше брать короткие, с удлиненным ушком. В большое ушко легко вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счетных и пус­тейших швов, а также для вышивки «владимирским швом». Считать и отделять нить с помощью таких игл очень удобно. Для вы­шивания на тонких и плотных тканях используют тонкие иглы с меньшим ушком, так как толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться
    тонкая рабочая нить.

  • Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань, при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоев ткани, при подшивании краев изделий и т. д., Он предохраняет па­лец от уколов иглой. Надевают наперсток на средний палец правой руки, подбирая точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец или спадать с него;

  • Ножницы для работы нужно иметь трех видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие для разрезания ткани и мотков ниток.

  • Сантиметровая лента нужна для определения размеров изде­лия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.


8. Правила безопасности при работе.

Работа с иголками Во время работы:

  1. Храните иглу в определенном месте.

  2. Иголки и булавки вкалывайте в подушечку.

  3. Обязательно найдите потерянную иглу.

  4. Кусочки сломанной иголки соберите и бросьте в безопасное место.

5.Запрещается брать иглу в рот, вкапывать в одежду, мелкие предметы, стены и занавески.

6. Шейте только с наперстком.

Работа с ножницами Во время работы:

  1. Кладите ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направ­ленными от себя.

  2. Передавайте и переносите ножницы только колечками вперед и с сомкнутыми лезвиями.

  3. Не оставляйте ножницы около вращающихся частей машины.

  4. Следите, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как
    беря изделие, их можно уронить или поранить себя или работаю­щего.



  1. Расчетная часть.


Размер моей картины 24 х 24 см, но канву я взяла больших размеров 30 х 30 см (для удобства закрепления ее в пяльцах).

  1. Графическая часть.


Для изготовления схемы для портрета я пользовалась компью­терной программой «Photoschop», с помощью кото­рой я подобрала нужный размер картины (количество клеточек), гамму цветов и марку ниток мулине.


11.Технологическая часть.


Прежде чем приступить к работе, ткань запяливают. Опыт по­казал, что для меня самым лучшим вариантом является тот, когда я начинаю работу с правого нижнего угла, а затем продвигаюсь справа налево, до конца ткани. Когда я дошиваю полосу рисунка (по ширине диаметра моих пялец), я вновь возвращаюсь к правому краю, подняв пяльцы, и продолжаю работу, и так до самой верхней кромки рисунка. Шов «простой крест» прост в исполнении. Он представляет собой диагональные перекрещенные стежки одинако­вой величины. Выполняют крест в такой последовательности: пер­вый стежок сверху справа вниз налево, второй - сверху слева вниз направо. От первого стежка ко второму рабочая нить переходит по изнаночной стороне по вертикали снизу вверх. Ехли надо выпол­нить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют сначала все первые (нижние) стежки, затем все вто­рые (верхние). Таким образом, все верхние стежки в узоре должны иметь одно направление. В вышивке на рабочей нитке я не делаю узелков. Изнанка вышитого изделия должна быть чистой и акку­ратной. Нитку закрепляю на лицевой стороне ткани в том месте, где будет расположена вышивка. Так как я вышиваю в две нитки, я делаю закрепку следующим образом: сделав маленький стежок на

ткани, нитку вытягиваю, оставив на поверхности небольшой кон­чик. Этот кончик нитки прикрепляю к ткани вторым маленьким стежком, располагая его поперек первого, лишний конец нитки от­резаю. Место закрепления нитки закрывают стежками вышивки. В конце вышивки рабочую нитку закрепляю на лицевой стороне ткани, протаскивая её под вышитыми стежками. Готовую вышивку

стираю (только туалетным мылом, лучше детским, чтобы не полиняли цвета), проутюживаю, уложив лицевой стороной на махровое

полотенце. Затем из подготовленной заранее или купленной рамки

извлекаю деревянную основу и натягиваю на нее вышивку таким

образом: края, не задействованной в вышивке ткани захватываю иголкой, проходя (соблюдая интервал между зацепками 4-5 см) от одного края к другому, затем получившуюся «шнуровку» стягиваю (аккуратно!) и закрепляю. После того как вышивка плотно и акку­ратно натянута на деревянную основу, я вставляю её непосредствен­но в рамку. Заднюю сторону рамки оклеиваю оберточной бумагой.


  1. Экономическая часть.


Стоимость данной работы можно высчитать следующим образом:

  1. Стоимость канвы размером 45 х 35 см - 20 рублей.

  2. Нитки мулине 5 мотков. Цена одного мотка 6 рублей, итого
    30 рублей.

  3. Рамка размером 32 х 47 см стоит 100 руб.

  4. Пяльцы, ножницы, иглы у меня были.

Итак, общие затраты без учета труда составили 150 руб.

13. Итоги работы.


Я проверила качество своей работы, показала учителю. Полу­чилось хорошо, чисто, аккуратно, цвета хорошо сочетаются между собой. В целом получилось хорошее изделие. Я думаю, что это будет хороший подарок к юбилею школы. За работу я получила оценку «отлично».



14. Рекламный проспект.


Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.

Организация кружков художественной вышивки в системе школ и внешкольных учреждений дает возможность практиче­ски познакомить детей с этим видом декоративно-прикладного искусства.

Цель кружков художественной вышивки - воспитать, развить у детей способность эстетического восприятия произведений декора­тивно-прикладного народного искусства, вызвать интерес к народ­ной вышивке, показать художественные традиции народов нашей страны, привить навыки искусства вышивания.

На кружковых занятиях школьники приобретают и совершен­ствуют навыки по оформлению вышивкой предметов декоративно-прикладного характера (салфеток, занавесей, панно), предметов одежды. Они учатся самостоятельно изготавливать и художествен­но оформлять различные изделия.

На занятиях кружков находит свое продолжение


  1. Экологическая часть.


Работа вышита на канве нитками мулине. Нитки и ткань из на­туральных волокон. Их производство не наносит вреда здоровью человека и окружающей среде.






  1. Уход за вышитыми изделиями.


  1. Стирать вышитые изделия следует очень осторожно, в теплом мыльном растворе не рекомендуется тереть их и выкручивать. Бе­лую вышивку можно кипятить. Изделия с цветной нельзя замачи­вать, заливать горячей водой. Стирать их надо в чуть теплой мыль­ной воде, добавив в неё 1 столовую ложку уксуса. Выстиранное изделие надо хорошо прополоскать в холодной воде, а затем слегка подкрахмалить. Во время последнего полоскания с подкрахмали­ванием рекомендуется в воду добавить немного уксуса, чтобы со­хранить блеск шелковых ниток и мулине. После этого изделие, слегка отжав (не выкручивая), завернуть в махровое полотенце, дать немного подсохнуть и затем отгладить. Гладят вышитое изде­лие только с изнаночной стороны, предварительно подстелив под него мягкую ткань, для того чтобы сохранить, выпуклость вышив­ки. Следует соблюдать осторожность, чтобы носиком утюга не по­вредить вышивку.

учебно-воспитательная работа, проводимая в школе на уроках труда.


17. Литература.

  1. Кинословарь в двух томах. - М.: Советская энциклопедия, 1966.

  2. Домоводство. -М.: Колос, 1995.

  3. Журнал «Чудесные мгновения». - М.: Астрея, 2002.

  4. Журнал «Идеи Сюзанны». - М.: 2004.

  5. Еременко, Т. И. Художественная обработка материалов. Технология

ручной вышивки. - М.: Просвещение, 2000.