Урок по технологии на тему Вышивка (8 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 9 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан






ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ







ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА. АТЛАСНАЯ ГЛАДЬ













Еговцева Марина Владимировна

Учитель технологии МБОУ СОШ № 9












Бирск 2012

Конспект урока на тему:

«Художественное творчество. Художественная вышивка.

Атласная гладь»

8 класс (2 ч.)

Образовательные цели: расширить знания учащихся о художественном творчестве, художественной вышивке, национальных традициях в вышивке народов Башкортостана, инструментах и принадлежностях, применяемых при вышивании. Повторить теорию цвета. Обучить технологии выполнения атласной глади.

Развивающие цели: развивать логическое мышление, умения сопоставлять, сравнивать.

Воспитательные цели: воспитывать аккуратность, самостоятельность в трудовой деятельности.

Наглядность: презентация «Декоративно прикладное искусство», «Художественная вышивка», «Проектные работы учащихся», видеоматериал с обучающего диска «Вышивка», изделия вышитые счетными и свободными швами, куклы в национальных костюмах, иллюстрации национальных костюмов народов Башкортостана, книги и журналы по рукоделию. Цветовой круг.

План урока.

  1. Художественное творчество.

  2. Вышивка в проектных работах учащихся.

  3. Счетные и свободные швы.

  4. Художественная вышивка.

  5. Национальные традиции в вышивке народов Башкортостана.

  6. Деловая игра. Изучение теоретического материала.

  7. Закрепление изученного материала.

  8. Технология выполнения атласной глади.

  9. Практическая работа.

  10. Подведение итогов.

1. В 8 классе вы выполняете проектную работу по разделу программы «Художественная обработка материалов. Вышивка». Проектная деятельность вам хорошо знакома и вы знаете, что для работы над проектом необходимы базовые теоретические знания и практические умения. В течение нескольких занятий мы изучим теорию и научимся выполнять различные гладьевые швы, французские узелки, шов «Рококо», повторим технологию выполнения счетных швов. В своей проектной работе вы сможете использовать вышивальные швы, изученные как на уроках технологии, так и швы освоенные вами самостоятельно.

Тематика проектных работ разнообразна. Это могут быть вышитые панно, декорированные вышивкой диванные подушки, салфетки, одежда. Учитель демонстрирует проектные работы прошлых лет (см. рис.1 - 5) и презентацию «Проектные работы учащихся». Работа над проектом поможет вам выразить свой творческий замысел, придать изделию индивидуальность.

Итак, тема урока: художественное творчество. Художественная вышивка. Атласная гладь.

Сегодня мы разберем ряд теоретических вопросов, необходимых в проектной деятельности и научимся вышивать в технике «Атласная гладь». Используя атласную гладь, вы сможете вышить как очень мелкие, так и крупные по размеру детали рисунка.

2. Поговорим о художественном творчестве. Как вы думаете, что включает в себя понятие «творчество»?

(Творчество — это:

-деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

-создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;

-процесс создания субъективных ценностей.

В чем заключается особенность художественного творчества?

(оно развивается по законам красоты, сформулировать которые черезвычайно трудно).

По каким признакам правильно оценить живописную картину, скульптуру или резной наличник, музыкальное произведение? Чтобы научиться понимать и верно оценивать художественное творчество, нужно стараться вникать в те задачи, которые ставил перед собой художник, разбираться в способах достижения художественных целей, научиться понимать саму природу красоты. В этом поможет знакомство с предметами искусства, посещение выставок, просмотр альбомов и книг, посвященных искусству, и, конечно же, освоение одного из видов художественного творчества. В нашем случае это – освоение вышивки. Просмотр презентации «Декоративно-прикладное искусство».

3. Азы вышивания мы изучали в 5 – 6 классах.

- Вспомним, на какие две группы делятся вышивальные швы?

(Вышивальные швы делятся на счетные и свободные).

- Как выполняются счетные швы?

(Счетные швы выполняются по счету нитей на тканях полотняного переплетения или по счету элементов схемы).

- Какие вышивальные швы относятся к счетным швам?

(Счетные швы: набор, счетная гладь, роспись, гобеленовый шов, крест, вышивка бисером по канве).

Учитель демонстрирует образцы изделий декорированных счетными швами (см. рис. 4, 6 - 8).

- Какие швы называют свободными?

(Свободными называются швы, выполняемые без счета нитей по нарисованному на ткани узору).

- Какие вы знаете свободные швы?

(Тамбурный, стебельчатый, гладьевые швы).

Учитель демонстрирует образцы вышитых изделий (см. рис. 9 – 11).

4.Просмотр презентации «Художественная вышивка».

Художественная вышивка широко распространённый вид декоративно прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах.

5. Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, отражает художественные вкусы и представления, выявляет национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Заслушаем выступления учениц, подготовивших информацию по национальным традициям в вышивке народов, проживающих на территории нашей республики.

Выступления сопровождаются демонстрацией иллюстраций национальных вышивок и кукол в национальных костюмах (см. рис. 12, 13).

Башкирская вышивка. Башкирское народное декоративно - прикладное искусство богато разнообразием видов: ткачество, вышивка, аппликация. Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, серцевидных фигур. Красота вещи заключается в художественной выразительности формы и полной согласованности этого характера с назначением самой вещи. Главной особенностью декоративного искусства является декоративность, как особая форма выражения красоты. Башкирский орнамент всегда симметричен, узоры располагаются либо бордюрами, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используется все эти примеры одновременно. В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов:

[pic] амулет.

[pic] изгородь.

[pic] спиралевидные, S-образные завитки.

[pic] юрты.

[pic] солнце.

[pic]  – кускар – символ производительной деятельности человека, плодородия.

[pic]  – кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав – тематика кочевого скотоводческого народа.

[pic]  – пастбище.

[pic]  – гостеприимство.

В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветах. Преобладают цвета:

красный – цвет тепла и огня
желтый – цвет изобилия и богатства
черный – цвет земли и плодородия
зеленый – цвет вечной зелени,
белый - чистота помыслов, миролюбие
синий – цвет свободолюбия,
коричневый – цвет старости увядания.

Башкирские женщины и девушки выделялись нарядной вышитой одеждой. Плотный узор покрывал юбку и рукава платья, подол и грудку передника. Растительный орнамент из причудливо изогнутых ветвей с листьями и цветами, выполненный тамбуром, располагался на темном сатине. Манера вышивки с очерчиванием контура одним цветом и заполнением фигур другим придавала рисунку особую объемность. Комплекты, состоящие из платья и фартука, готовили к свадьбе; в сундуках молодух можно было обнаружить несколько пар вышитой одежды, привезенной в дом мужа в составе приданого. Мастерство девушки оценивалось умением варьировать узор. Своеобразное искусство представляла вышивка бисером, блестками, жемчугом, металлической нитью на головных уборах-колпачках.

Татарская вышивка
Обычно татарская вышивка использует многоцветную палитру нитей. Встречается вышивка белым шелком и золотосеребряными нитями. Вышивальщица словно рисует тамбурным швом по поверхности ткани контуры прихотливых узоров, заполняя их затем разноцветными цепочками того же шва. Мастерицы долго сохраняли традицию вышивки тамбурных цепочек с помощью крючка, который давал большую скорость вышивания по сравнению с иглой.
Орнаментальный набор татарской вышивки – это мотивы цветочные, образующие разнообразные бордюры из цветов и побегов, букеты и композиции из них. Можно сказать, что основная тема, звучащая в вышивке, – это тема вечного цветения природы, богатства и красоты растительного мира.
Оригинальным следствием художественного воздействия изделий русского народного искусства стали покрывала-салфетки для посуды. Вышивка ряда таких салфеток восходит к яркой красочной росписи подносов, производившихся в селе Жостово возле Москвы. Не случайны своеобразные названия этих салфеток – поднос-япма, поднос-салфет. Их вышивка не является буквальной имитацией жостовских узоров, она создана под впечатлением от цветочных композиций в интересных фигурных обрамлениях, близких характеру татарского прикладного искусства.
В интерьере народного татарского жилища, небогатого мебелью использовались украшенные вышивкой предметы, Расшивались многоцветными узорами покрывала на подушки, подзоры для матиц (деревянные перекрытия), занавеси, обрамлявшие спальные места или отделявшие печь от остальной части избы, салфетки на посуду, скатерти, нарядные полотенца, молитвенные коврики – каждый из этих предметов занимал свое особое место в доме. Интерьер жилища расцветал многоцветьем в дни свадебных обрядов, когда приготовленные невестой вышивки и ткани развешивались, свидетельствуя о мастерстве и трудолюбии невесты.
Палитра татарской вышивки всегда стремится к многоцветности, независимо от техник шва. Кроме тамбурного шва, применялась золотошвейная гладь, счетная и несчетная гладь, другие виды швов. Сам тамбур также имел разновидности – низкий и высокий. Первый вышивался тонкой шелковой нитью, создавал изящный контур рисунка. Для высокого тамбура использовалась более толстая нить – крученый шелк или гарус, выложенные мелкими стежками с рельефным эффектом. В тамбурной вышивке орнамент внутри заданного контура, нередко контрастного цвета, заполнялся цветными цепочками, выложенными подобно спирали.
Вышивка играла большую роль в одежде татар, особенно женской. Так, кульмэк, вышитая рубашка из белого холста, в старину была основным элементом в комплексе женской одежды. Как правило, вышивкой покрывали грудной разрез, низ рукавов и подол рубахи. Вышивка украшала воланы и оборки платья. Нагрудник кукрэкчэ богато украшался вышивкой.

Традиционная марийская вышивка

Традиционная вышивка выполнялась без предварительного рисунка по счету нитей холста. Вышивание требовало большого мастерства. Узор необходимо было расположить на определенной поверхности таким образом, чтобы не нарушить законы симметрии. В качестве основы для вышивки использовали конопляные холсты разных сортов. Горные марийцы вышивали по холсту из тонкой белой пряжи, а восточные – по пестряди. В зависимости от качества холста менялся характер вышивки: на толстом холсте вышивка была крупной, на тонком - мелкой. Вышивали в основном шерстью и шелком. Для окрашивания нитей пользовались растительными красителями. В наиболее старых образцах преобладают темные тона – черный, синий, темно-красный, коричневый. С середины 19 века основным цветом становится красный. Черными или темно-синими нитками выполнялись контуры рисунка, а основной узор вышивался красным цветом с небольшими вкраплениям зеленого и желтого. С конца 19 века традиционная гамма марийской вышивки изменяется в связи с распространением анилиновых красителей. В дополнение к красному с черным появляются яркие розовые, оранжевые, голубые, фиолетовые, сиреневые цвета.
В марийской вышивке встречаются три типа орнамента: геометрический, растительный и животный (зооморфный). Композиция и принцип размещения орнамента были подчинены форме, размерам и назначению украшаемого предмета. По краю предметов узоры располагались бордюром, на головных уборах почти сплошь закрывали поверхность холста. Вышивкой украшались мужские и женские рубахи, кафтаны, головные уборы, свадебные платки, покрывала, подвески, скатерти.

Русская вышивка

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9 – 10 векам. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей. Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14 – 17 веках вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. Вышивкой украшали предметы быта – полотенца, подзоры, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались высоким художественным мастерством.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов.

Большую роль в русской вышивке играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображались солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны.

Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счету нитей ткани, их называли счетными. Такими швами украшали оплечья, низ рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.

В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появилась цветная перевить, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

6. А сейчас проведем деловую игру. Представьте себе, что мы открываем вышивальную мастерскую, которая будет заниматься изготовлением различных вышитых вручную изделий (панно, салфетки, скатерти и др.). Нам необходимо организовать несколько творческих групп, которые решат следующие вопросы:

1 группа разработает инструкцию по правилам безопасности труда в вышивальной мастерской.

2 группа разработает требования к организации рабочего места вышивальщицы и санитарно – гигиенические требования.

3 группа разработает рекомендации по подбору инструментов и принадлежностей, необходимых для работы в мастерской.

4 группа проведет консультацию с вышивальщицами по теории цвета.

Класс делится на группы по 3 – 4 человека и получает вопросы, ответить на которые можно, вспомнив теорию 5 – 6 класса или следует найти ответ в рекомендованной литературе. Список литературы указан на доске.

Вопросы 1 группе.

Инструктаж по правилам безопасности труда

  1. Перечислите правила безопасной работы с вышивальными инструментами.

  2. Перечислите правила безопасной влажно – тепловой обработки.

См. инструкции по охране труда.

Вопросы 2 группе.

Организация рабочего места вышивальщицы

Санитарно – гигиенические требования

1. С какой стороны должен падать свет на рабочую поверхность?

2. Где следует хранить нитки, инструменты?

3. Где следует хранить листы кальки и копировальной бумаги?

4. Как следует сидеть при вышивании?

5. Каким должно быть расстояние между глазами и работой?

6. Можно ли перекусывать нитку зубами, почему?

7. Почему до начала работы следует вымыть руки?

8. Можно ли вышивать без отдыха несколько часов подряд?

Организация рабочего места вышивальщицы

Чтобы вышивание было удобным, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать свое рабочее место и соблюдать определенные правила труда.

1.Стол с инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны.

2. Нитки следует хранить в специальном мешочке, инструменты - в шкатулке.

3. Листы кальки и копировальной бумаги хранят в папке.

4. При вышивании необходимо следить за положением корпуса, не сутулится, не наклонять низко голову. Корпус во время работы должен быть несколько наклонен вперед.

5. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25 – 30 см.

Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая – сверху пялец.

Санитарно-гигиенические правила

1. Нельзя перекусывать нитку зубами: от этого портится эмаль зубов, натянутой ниткой можно поранить губы.

2. До начала работы необходимо вымыть руки. (Если брать иглу потными руками, то она будет плохо прокалывать ткань, скрипеть. От влажных рук на вышиваемом изделии могут остаться следы.)

3. Рекомендуется делать перерывы в работе не реже чем через каждые 1,5 ч, так как при долгом занятии вышивкой утомляются глаза, устают пальцы. (Занятия вышивкой можно чередовать с другими видами работ: подбором ниток, выбором и подготовкой узора и т. п.)

Вопросы 3 группе

Рекомендации по подбору инструментов и принадлежностей, необходимых для работы в мастерской.

  1. Какие инструменты и принадлежности понадобятся при вышивании?

  2. Какими должны быть иглы для вышивания?

  3. Для чего нужен наперсток?

  4. Ваши рекомендации по выбору ножниц.

  5. Из каких материалов изготавливают пяльцы?

  6. Какой формы бывают пяльцы?

  7. Как правильно запялить ткань?

Рекомендации по подбору инструментов и принадлежностей, необходимых для работы в мастерской.

Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, заостренная палочка, пяльцы; кроме того, миллиметровая и копировальная бумага калька.

Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлиненным ушком (вышивальные № 1 и 2 и штопальные). В большое ушко легко вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счетных и простейших швов, а также для вышивки «владимирскими швами». Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно.

Для вышивания на плотных и тонких тканях (маркизет, шелковое полотно, батист) используют тонкие иглы с меньшим ушком, так как толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.

Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоев ткани, при подшивании краев изделия и т. д. Он предохраняет палец от уколов иглой. Надевают наперсток на средний палец правой руки, подбирая точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него.

Ножницы для работы нужно иметь трех видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие для разрезания тканей и мотков ниток.

Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью замыкаться.

Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения ее от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные и круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные и пластмассовые пяльцы.

Если меньший обруч плохо входит в больший, то внутреннюю поверхность большего обруча можно зачистить наждачной бумагой, а если он слишком мал и не держится в большем обруче, то его можно обмотать тонкой тканью.

При запяливании ткань для вышивки кладут на меньший обруч и расправляют так, чтобы нити ее не перекосились. Сверху накладывают больший обруч, нажимают на него и ткань туго натягивают.

Вопросы 4 группе

Теория цвета

  1. Перечислите 6 цветов цветового круга.

  2. Что такое цветовой тон?

  3. Что такое яркость (светлота)?

  4. Что такое насыщенность цвета?

  5. Назовите хроматические и ахроматические цвета.

  6. Какие цвета называются дополнительными?

  7. Какое сочетание цветов считается гармоничным?

  8. Как цвет может зрительно видоизменить форму и величину предмета?

Вышивка тесно связана с цветом. При подборе ниток необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они влияют друг на друга. Для этого надо хотя бы кратко познакомиться с основными свойствами, взаимодействием цветов — цветовой гармонией, т. е. согласованностью в сочетании цветов.

За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда.

Если пучок света пропустить через трехгранную стеклянную призму, го он окажется разложенным на составные части, образуется цветовая полоса — спектр. В природе можно часто наблюдать это сочетание красок в радуге, при прохождении луча солнца через капли воды.

В гармоничном сочетании цветов поможет разобраться цветовой круг, состоящий из цветов спектра. Рассмотрим круг, состоящий из 6 цветных секторов. Сектора окрашены в красный, оранжевый, желтый – «теплые» цвета. Зеленый, синий, фиолетовый – «холодные» цвета

Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью и насыщенностью.

Цветовой тон — наиболее существенная характеристика цвета, по ней определяют цвет: красный, синий, желтый и т. д. По цветовому тону отличают один цвет от другого (зеленый от синего, синий от голубого и т. д.).

Яркость (светлота) характеризуется количеством световой энергии, отражаемой, пропускаемой или излучаемой телом. Так как из всех окружающих нас предметов наибольший процент света отражают белые поверхности, то самыми светлыми (а значит, и самыми яркими) цветами будут белый и близкие к нему.

Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской. Чем яснее выражен световой тон, тем больше насыщенность цвета. Чем меньше примеси белого в составе отраженного (или пропущенного) предметом света, тем насыщеннее его цвет.

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические (по-гречески «хромос» — цвет, «а» — отрицание). К хроматическим относят все цвета спектра, весь ряд бесчисленных оттенков этих цветов. К ахроматическим цветам относят белый, серый, черный. Это бесцветные, неокрашенные цвета.

Ахроматические цвета насыщенности не имеют. Они не имеют и цветового тона и отличаются друг от друга только яркостью. Самый яркий цвет — белый. Черный цвет яркости не имеет.

Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называют дополнительными (например, красный с зеленым, синий с желтым).

Гармоничными контрастными сочетаниями принято считать цвета секторов, расположенных друг против друга: красный – зеленый; оранжевый – синий; желтый – фиолетовый.

Цвета соседних секторов не гармонируют, поэтому не стоит в узоре соединять их вместе, например красный с оранжевым или фиолетовым.

Цвета секторов, расположенных через один, более гармоничны. Например, красный в сочетании с синим.

Дисгармонию в сочетании цветов можно уменьшить, если использовать дополнительный ахроматический цвет (белый, черный или серый).

Хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета: белый с черным, черный с серым, белым. Эти цвета гармонируют с любым цветом. При этом хроматические теплые цвета выигрывают рядом с темными ахроматическими (серый цвет в его оттеночных переводах до черного), а холодные — со светлым ахроматическим (серый цвет в его оттеночных переводах до белого). Насыщенные цвета гармонируют с черным или белым, а малонасыщенные — с различными оттенками серого цвета. Во всех случаях на сочетание цветов большое влияние оказывает преобладание того или иного цвета.

Цвет может зрительно видоизменять форму и величину предмета. Например, если смотреть на поверхность, покрытую красными и синими пятнами, то возникает иллюзия, будто красные пятна расположены ближе к зрителю, чем синие. Светлые и теплые пятна кажутся нам ближе, чем темные и холодные. Поэтому теплые цвета как бы увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. Это свойство цветов можно использовать для того, чтобы выделить определенную часть одежды, сгладить резкость очертаний. Изделия, которые смотрятся на большом расстоянии, можно вышить нитками насыщенных контрастных цветов.

Выбор цвета ниток для вышивки, сочетание их цветов зависят от назначения вещи, величины и расположения узора. Как правило, фону (цвету ткани) отводится дополнительное место, а узору — главное. Поэтому фон не должен выделяться, быть ярче орнамента. Цветовое решение узора зависит также от техники выполнения.

Учащиеся отвечают по разработанным темам. Класс и учитель дополняет ответы учащихся.

7. - Какие цвета цветового круга не дают гармоничного сочетания?

- Какие сектора гармонично сочетаются?

- Как уменьшить дисгармонию в сочетании цветов?

- Как сочетаются ахроматические цвета?

- Какие цвета используются в башкирской вышивке?

- Какой шов чаще всего используется в башкирской вышивке?

- Какие символы используются в башкирской вышивке?

- Какие швы используются в татарской вышивке?

- Какие цвета используются в татарской вышивке?

- Какие швы используются в русской вышивке?

8. Сегодня мы изучаем технологию выполнения атласной глади. Рассмотрим швейные изделия с вышивкой в этой технике. Учитель демонстрирует образцы вышитых изделий (см. рис. 14 - 16).

Для выполнения этой вышивки лучше брать мулине или шелк. Мелкие элементы рисунка вышивают в 1 нить. Чем тоньше нить, тем лучше ложится рисунок. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. В основе атласной глади – стебельчатый шов.

Для демонстрации способов закрепления нити и приемов выполнения вышивки учитель использует видеоматериал с обучающего диска «Вышивка».

9. Практическая работа «Вышивание атласной гладью».

10. Сегодня на уроке мы познакомились с еще одним видом вышивки – атласной гладью. Техника вышивания не сложна, но требует аккуратности и терпения. Большинство из вас справились с этой задачей.

Выставление оценок.