М [pic] [pic] инистерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия
Управление образования Мэрии г. Элиста
Муниципальное образовательное учреждение
«Элистинский сельский лицей»
[pic]
Исследовательская работа на конкурс
«Из бабушкиной копилки»:
«Ремесла и промыслы народов Калмыкии»
на тему:
Ковроткачество
Ковроткачество - изготовление художественных текстильных изделий, обычно с многоцветными узорами или изображениями, из хлопчатобумажных,
шерстяных или шелковых нитей. Существуют два вида ручного ковроткачества – ворсовое и безворсовое.
При ворсовом ковроткачестве ковровая ткань формируется из нитей основы, утка и ворса.
Лицевая поверхность ворсового ковра образуется из коротких цветных нитей, крепящихся узлами к нитям основы. После каждого ряда узлов ворсовой пряжи пропускается уточная нить. Безворсовое
ковроткачество представляет собой процесс создания ковровой ткани простым полотняным переплетением.
Выполнила:
ученица 7 «б» класса
Северцева Алина
Элиста- 2008
Содержание
1. Несколько слов о замечательном мастере: Эльдерова Мария Загировна…... с. 2
2. История ковроделия…………………………………………………………... с. 4
3. Эскиз………………………………………………………................................. с. 7
4. Оборудование, инструменты……………………………………………..…… с. 8
5. Сырье..………………………………………………………………………...... с. 8
8. Ткачество……………………………………………………………………… с. 10
9. Цветоведение……………………………………………………………….… с. 12
10. Отделка ковров и ковровых изделий. Мойка ручных ковров……..…....... с. 14
11. Художественное оформление ковров…………………………………...… с. 14
12. Уход за ковром и ковровым изделием…………………………………...… с. 15
13. Выставки…………………………………………………………………..… с. 16
14. Безопасность труда на занятиях ковроткачеством………………………... с. 18
15. Использованная литература………………………………………………... с. 19
[pic]
Несколько слов о замечательном мастере:
Эльдерова Мария Загировна
Веками технология изготовления ковров ручной работы хранилась в глубокой тайне, да и в настоящее время имеющаяся информация достаточно скудна и не даёт полной возможности самостоятельно, без опытного наставника заняться этим очень интересным делом. Мне посчастливилось познакомиться с искусным мастером ковроткачества, поделившейся со мной многими навыками. О своем наставнике я хочу сказать несколько слов.
В [pic] нашей степной многонациональной республике бок о бок с представителями коренных национальностей – калмыками и русскими – живут представители многих других народов России. И не только России, но и других стран мира, как например, японец «дядя Саша» из Ики-Бурульского района Калмыкии. Немало проживает в нашей республике выходцев из соседних республик Северного Кавказа, в особенности Дагестана. Мужчины трудятся, в основном, животноводами, а их жены помогают вести хозяйство, растить детей. А вот у моего наставника Эльдеровой Марии Загировны другой путь.
Эльдерова Мария Загировна родилась 1 апреля 1957 г. в селе Куруш Хасавюртовского района Республики Дагестан, в многодетной семье. В 1975 г. закончила Курушскую среднюю школу № 1. Затем судьба прочно связала ее с Республикой Калмыкия, где она окончила Калмыцкий государственный университет, работала директором дирекции киносети. В разное время Мария Загировна делилась своими бесценными знаниями с детьми, работая педагогом дополнительного образования МОУ «Кетченеровская гимназия им. X. Косиева», руководителем объединения ковроделия в республиканском национально-культурном центре «Сойлын Зөөр». В Элистинском сельском лицее, где я учусь, М.З. Эльдерова ведет занятия ковроткачествм.
Э [pic] та строгая, но добрая и общительная женщина не любит говорить о своих наградах и титулах. А их у нее немало. Мария Загировна Эльдерова – «Почетный работник общего образования Российской Федерации», «Почетный кинематографист России», дипломантка IV Всероссийского конкурса мастеров декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая». Находит она время и для общественной работы, является членом правления Союза женщин Калмыкии.
Многим, чему смогла научиться и чего добиться в жизни моя наставница, она обязана своей маме – Назани Садиховне. Воспитание в их семье отличалось взаимопониманием, взаимопомощью, уважением друг к другу и особенно к старшим. Самые лучшие традиции своего народа передала Марии Загировне и ее пятерым братьям и сестрам их мама. Вместе с мужем привили они детям чувства добрососедства, такта и мудрости, помогли всем получить высшее образование. «Почетная гражданка Республики Дагестан» Назани Садиховна была очень известной мастерицей декоративно-прикладного искусства Дагестана.
Огромное влияние на жизнь, становление и развитие как личности Марии Загировны оказал старший брат Джумарат Загирович, окончивший Харьковский строительный институт. Работал директором дирекции строящихся дорог Республики Дагестан, заместителем министра финансов Дагестана. В настоящее время работает в Контрольно-ревизионном Управлении Республики Дагестан, начальником строительного отдела. Он является «Почетным гражданином Республики Дагестан».
История ковроткачества
К [pic] овроткачество – изготовление художественных текстильных изделий, обычно с многоцветными узорами или изображениями, из хлопчатобумажных, шерстяных или шелковых нитей. Существуют два вида ручного ковроткачества – ворсовое и безворсовое. При ворсовом ковроткачестве ковровая ткань формируется из нитей основы, утка и ворса. Лицевая поверхность ворсового ковра образуется из коротких цветных нитей, крепящихся узлами к нитям основы. После каждого ряда узлов ворсовой пряжи пропускается уточная нить. Безворсовое ковроткачество представляет собой процесс создания ковровой ткани простым полотняным переплетением.
Ковроткачество это старинный художественный народный промысел. Производство ковров известно с тех времен, когда человек научился изготовлять цветные войлочные кошмы из шерстяного волокна методом свойлачивания, а также овладел способами получения пряжи и тканей и волокнистых материалов. О древности ковроткачества свидетельствуют памятники глубокой старины – уникальные ковры, хранящиеся в музеях многих стран мира, коллекциях, художественных фондах, а также записи историков, географов, этнографов. Самый древний из известных ныне ворсовых ковров ручной работы относится к V в. до н.э. Он был найден ученым-археологом С.Н. Руденко в 1949 г. на территории СССР, в высокогорьях Алтая, в захоронении знатного скифского вождя. Ковер пролежал во льдах около 2500 лет, он очень хорошо сохранился. Этот ковер поражает художественной культурой композиционного решения, что свидетельствует о большом мастерстве древних ковроделов.
В Торфянском государстве искусство ковроделия было известно в Ш-П вв. до н.э., что подтверждается археологическими раскопками на территории Туркменской ССР. В литературных источниках упоминается, что Александр Македонский, вскрыв гробницу царя Кира, обнаружил тонкие пурпурные ковры.
В [pic] древние времена безворсовые ковры, паласы и килимы широко использовались в быту, а также во время военных походов. Ворсовые ковры служили ложем в жилищах кочевых народов, ими защищались от холода, утепляли земляной пол.
Арабские историки сообщают, что древняя столица Армении в X-XII вв. славилась коврами особенно красного колорита, именуемые кермес. Ворсовые ковры входили в число приношений Армении халифам Багдада.
Имеются сведения, что в XIII-XV вв. в Анатолии (Малая Азия) вырабатывались тончайшие ковры, «самые красивые в мире», которые вывозились в Египет, Индию и Китай.
В Иране (Персии) ковроделие получило широкое развитие в период правления шаха Таммаша (1524-1576 гг.) и шаха Аббаса (1586-1623 гг.). В дворцовых мастерских создавались великолепные шерстяные, шелковые и золотканные ворсовые ковры, которыми покрывали стены и пол в приемных залах и комнатах шахских дворцов. Кроме того, ковры предназначались для подношения иностранным послам.
В [pic] древнем Китае были созданы исключительные по художественным достоинствам и техники исполнения высокохудожественные шерстяные ворсовые и шелковые безворсовые паласы и ткани «кэсы» отличающиеся сложной композицией и изысканной декоративностью. Они предназначались для украшения стен в приемных знати, для изготовления одежды императоров и высших сановников, а также для ритуальных обрядов подношений. На китайских ворсовых коврах часто изображались пейзажи с драконами, священные лошади, собаки, фантастические животные, летучие мыши, облака, шахматы.
Ковроткачеством занимались не только на Востоке. Европа тоже имеет блестящую историю ковроделия. Наиболее известными областями ковроделия являются страны Пиренейского полуострова, испытавшие влияние мусульман, а также Балканские страны, которые в течении многих лет находились под властью Оттоманской империи. В XVI и XVII веках европейская знать и аристократия высоко ценили восточные ковры.
В Санкт-Петербурге по указанию Петра I была основана императорская шпалерная мануфактура, которая сыграла значительную роль в развитии ковроделия. В 1722 г. здесь была выполнена шпалера с изображением Петра I верхом на коне. В государственных архивах сохранились высокохудожественные эскизы рисунков ковров, выполненные в 1838 г. главным художником Санкт-Петербургской императорской шпалерной мануфактуры П. Черемичевым. В начале XIX в. были широко известны ковровые фабрики и мастерские в городах России Завидово, Курск, Воронеж, Шадринск и других городах и селах, где ковры изготовлялись ручным и полумеханическим способами.
В [pic] нашей стране сегодня одним из центров художественных народных промыслов является Дагестан. Одним из наиболее массовых видов художественных народных промыслов в Дагестане вплоть до настоящего времени является ковроделие. По словам исследователей Дагестана, нет округа, который бы не вырабатывал того или другого типа ковров. Техника узловязания, которая применялась в ковроткачестве еще до нашей эры, давала возможность воспроизводить сложные орнаментальные композиции.
Эскиз
Разработка эскиза. Создание ковра начинается с проектирования и патронирования технического рисунка. Проектирование нового рисунка ручного или машинного ковра и его патронирование имеют определенные ограничения, зависящие от технических возможностей производства. Поэтому ковровый мастер или художник наряду с художественной специальной подготовкой должен хорошо знать технологические процессы коврового производства в целом.
При создании рисунка немаловажное значение имеет количество цветов ковровой пряжи. Например, при создании туркменского ковра с разрезным ворсом, который отличается наиболее совершенным колоритом, используют всего четыре-шесть цветов. В коврах ручной выработки число цветовых тонов не ограниченно.
Эскизы (кроки) и технические рисунки ковров и ковровых изделий выполняются в художественных и экспериментальных лабораториях ковровых предприятий. Эскиз рисунка утверждает художественный совет, в состав которого входят художники декоративно-прикладного искусства, искусствоведы, технологи, архитекторы. После утверждения эскиза готовят технический рисунок патрон. Рисунок переносят на канзовую бумагу, разделенную на клетки, каждая из которых соответствует одному ворсовому узлу (пучку) готового изделия.
П [pic] осле разработки рисунка начинается изготовление ковра.
Оборудование, инструменты
Горизонтальные и простые вертикальные деревянные станки.
Деревянная многозубчатая колотушка.
Д [pic] вух- или трехзубчатая колотушка «киркит» из оленьих или козьих рогов, или из металла.
Крючкообразный ножик.
Ножницы.
Вилка.
Иголки или булавки.
Сырье для производства ручных ковров
Сырьем для производства ручных ворсовых ковров служит шерстяная, хлопчатобумажная, шелковая, льняная и пеньковая пряжа. Основу каркаса ковра изготовляют из шерсти, хлопка, льна и пенька: уток - из шерсти, хлопка и шелка. Чаще всего для основы применяют хлопчатобумажную пряжу, для ворсовой и уточной пряжи - овечью, козью, верблюжью и коровью шерсть. Шерстяное волокно должно быть грубым, эластичным и упругим, устойчивым к сминанию способным противостоять интенсивным нагрузкам и хорошо окрашиваться.
В [pic] последние годы резко возросло использование для производства ковров синтетических штапельных волокон, малорастяжимых текстурированных, фибриллированных пленочных нитей. В результате исследований были созданы высокопрочные синтетические полимерные материалы, обладающие объемностью, растяжимостью, извитостью, эластичностью, упругостью и повышенной прочностью.
Шерсть, безусловно, превосходит другие волокна по своим качествам «живого» волокна, которое не стареет и не теряет первоначальный внешний вид при длительной эксплуатации. До сих пор не созданы химические волокна, обладающие всем комплексом положительных санитарно-гигиенических эксплуатационных и эстетических свойств ковровой шерсти.
Использование химических волокон и нитей помогает создавать ковры с определенными потребительными свойствами (повышенной износоустойчивостью, звукопоглащаемостью, негорючестью): проявляет значительно интенсифицировать процесс производства, минуя операции чесания, прядения, крашения, текстильной переработки, дает возможность эффективнее использовать производственные мощности и сырья.
Ткачество
а) технология обтягивания основы
б) затягивание уток
В [pic] орсовые и безворсовые ковры и ковровые изделия ручного ткачества вырабатывают на вертикальных и горизонтальных ковроткацких станках. Последние состоят из двух боковых стоек, связей между ними и двух валов или брусьев для натягивания нитей основы.
Встречаются и более сокращенные станки, как с верхним, так и нижним приспособлением. Хлопчатобумажную основу изготовления путем непрерывного наматывания нитей основы на верхний или нижний вал: для образования зева служит специальное устройство.
При изготовлении ворсовых ковров и ковровых изделий для прикрепления ворсовых нитей к основным завязывают узел. Существуют два вида узлов: двойной - гиордес и полуторный - сениз.
Ручной процесс узловязания состоит из подачи ворсовой нити, завязывания узла, затягивания и подрезки концов. Узел завязывают пальцами с помощью ножа - крючка.
После каждого ряда узлов пропускают уточную нить (один или два конца). Зев образуется при нажатии рукой на основу и передвижении регизной планки или же с помощью специального механизма. После прокладки утка поверх него укладывают хлопчатобумажную нить для предохранения уточин от разрыва в результате прибивания ворса металлической гребенчатой колотушкой. После этого предохранительную нить удаляют и приступают к отправке выступающих концов ворсовых узлов.
в) косичка (закрепление основы)
Узор рисунка (косичка) создается узорообразующей нитью, которая в виде следующих друг за другом петель обвивает каждую пару нитей основы. В каждых двух рядах узорообразующие цветные нити создают на поверхности ковра вид косички или елочки. Первый ряд петель располагается в одном направлении, второй - в противоположном, как в зеркальном отражении.
г) обработка краев
При обработке краев изделия нужно обшить край швом «косичка». Делается это так: три стежка вперед, а потом два назад. Вариант: два стежка вперед и один назад. Это дает гарантию, что на протяжении всего ряда стежков из-под ниток не будет виднеться ни одна петля. Отделку краев можно выполнить и до начала работы над самим ковром.
д) кисточки (бахрома)
В простые кисточки можно завязывать готовую бахрому или украсить ими края законченного изделия. Для их изготовления можно использовать любую пряжу.
Определитесь с необходимой длиной кисточки, обмотайте нить вокруг куска картона или линейки и разрежьте: осторожно спустите с картона разрезанные нитки. Затем проденьте еще одну сквозь петлю получившегося пучка и крепче завяжите. Отпустите 1-2 см. от петли на конце пучка и сделайте обмотку около 1 см. шириной. Если вы планируйте украсить ковер бахромой сложного плетения, концы продольных нитей по обеим сторонам ковра должны быть достаточно длинными.
Можно оформить бахрому как серию трехполосных косичек. Каждая косичка будет заканчиваться узлом «клеверный лист». Если пряжа не слишком толстая, можно сплести косички из четырех, пяти или шести нитей.
е) растягивание и выпрямление
ж) утюжка
Когда работа закончена, снимите ковер со станка. Если его края потеряли форму, изделие придется растянуть и выпрямить. Это можно довольно легко сделать в домашних условиях, но большие размеры ковра могут несколько усложнить этот процесс. Нам понадобится следующее оборудование:
а) Ровная деревянная доска размером больше, чем ковер;
б) Лист промокательной бумаги размером больше, чем ковер (при необходимости можно склеить несколько листов с помощью скотча);
в) Канцелярские (чертежные) кнопки или гвозди;
г) Молоток;
[pic] д) Бутылочка воды с распылителем (вроде тех, которые используются для опрыскивания растений или белья во время глажки).
Сначала нужно слегка увлажнить обе стороны ковра с помощью распылителя. Отметьте на промокательной бумаге предполагаемые контуры ковра и положите бумагу на доску. С помощью канцелярских кнопок или гвоздей прикрепите ковер к доске согласно нарисованным на промокательной бумаге контурам, растянув ее в нужных направлениях. Позвольте ковру хорошо просохнуть, (этот процесс может занять несколько дней). Если ковер все еще искривлен или после снятия кнопок снова принимает неправильную форму, повторите те же самые действия еще раз. Тонкий слой жидкого обойного клея, нанесенный на изнаночную сторону ковра, поможет ему держать необходимую форму.
Цветоведение
а) цвет
Выбор цветовой схемы для такого крупного проекта, как ковер, может привести в легкое замешательство, но на самом деле это не сложнее, чем подобрать цвета для мелкого проекта. В таком случае полезно обратиться за помощью к цветовому кругу, чтобы напомнить себе о возможных вариациях цветов, от более темных оттенков до светлых тонов. Собственно, само помещение, в котором будет располагаться ковер, может задать один или несколько цветов, которые вы будете использовать, или даже предоставит вам готовую цветовую схему, если вы внимательно рассмотрите все предметы обстановки.
б) монохромная схема включает в себя оттенки и тона одного цвета,
например в гамме от бледно-абрикосового до оранжевого и терракотового.
Такая комбинация срабатывает всегда, но иногда подобный выбор кажется
слишком осторожным и предсказуемым.
в [pic] ) комплектарная схема состоит из двух цветов, которые в цветовом
круге расположены друг напротив друга, таких как красный и зеленый,
оранжевый и синий, желтый и фиолетовый. Такой подбор цветов почти
всегда создает более интересную комбинацию, но только если один цвет
доминирует в общей массе.
г) смежная схема основывается на двух или трех цветах,
расположенных в цветовом круге рядом друг с другом, и представляет
широкие возможности для создания интересных и оригинальных
комбинаций.
Если вы не уверенны в выборе цвета, сделайте несколько маленьких набросков своего ковра, отксерокопируйте их и попробуйте раскрасить по-разному. Вы сразу увидите, какие цвета смотрятся более выигрышно и сбалансировано, какая схема передает именно тот эффект, которого вы хотите добиться, завершив работу над ковром.
Отделка ковров и ковровых изделий
Д [pic] ля того, чтобы полностью считать работу законченной, ковры и ковровые изделия подвергают специальной обработке. Это необходимо для того, чтобы выявить достоинства ковровой ткани, придать ей лучший внешний вид, повысить ее эксплуатационные свойства.
Ковры и ковровые изделия, снятые со станков, обычно загрязнены и имеют различные дефекты ткачества. Для того чтобы устранить эти дефекты, очистить изделия, придать ворсовой поверхности блеск или матовость, сделать орнамент рисунка четким и рельефным, применяют мокрую и сухую отделку.
В процессе отделки ковров удаляются загрязнения, пыль, выявляются характерные особенности волокнистых материалов, смягчаются контрастные тона ворсовой пряжи, усиливается общий колорит ковра, облагораживается и приобретает бархатистость ворсовая поверхность. Одновременно происходит смягчение каркаса ковровой ткани и ослабление натяжение нитей основы и утка, полученных в процессе ткачества, ворсопрошивания и вязания.
Художественное оформление ковров
Ковер входит в быт человека на многие годы: он формирует и воспитывает вкус, активно воздействует на интерьер жилых и общественных помещений. Рисунок, цвет и фактуру ковра не следует рассматривать в отрыве от интерьера жилого или общественного помещения, который определяется габаритами помещения, стен, расположением дверей, окон, цветовой гаммой отделки, стилем мебели, видом обоев, характером строительного материала. Цвет ковра может либо гармонично контрастировать с цветом стен, мебели, декоративных тканей. В некоторых случаях ковер может послужить основой для создания интерьера, т.е. тем основным предметом, который определяет последующий выбор цветного оформления помещения, мебели.
Х [pic] удожественные ковры нашей по композиционным приемам и цветовому оформлению стоят в ряду лучших образцов мирового декоративно-прикладного искусства.
Народный ковровый орнамент постоянно совершенствовался поколениями мастеров, которые, обновляя и дополняя традиционные художественные мотивы, создавали классические произведения декоративно-прикладного искусства. Современные ковры отличаются превосходной композицией, тонкой стилизацией народных орнаментов и богатым колоритом.
Степень стилизации орнамента многоцветных художественных ковров может быть различной приближающейся к реалистическим формам. Наряду с геометрическим орнаментом в коврах используются стилизованные растительные мотивы и изображения животных.
Уход за коврами и ковровыми изделиями
Правильный уход за коврами увеличивает их прочность и удлиняет срок службы. Внешний вид старых ручных ковров при хорошем уходе за ними обычно лучше, чем новых. Это объясняется тем, что под механическим воздействием поверхность ковра осветляется и приобретает ровный, спокойный блеск, а краски делаются более сочными.
В условиях эксплуатации особое внимание следует обращать на износ ворсовой поверхности ковра. Для того чтобы износ ворсовой поверхности был равномерным, рекомендуется менять положение ковров, разложенных на полу. Для уменьшения износа, увеличения эластичности и упругости ковра рекомендуется подстилать под него войлочную подоснову или губчатую резиновую подложку.
П [pic] ол, на котором раскладывают ковер, не должен быть пыльным, влажным, замасленным, по этому его предварительно тщательно очищают. Ковер укладывают аккуратно и следят за тем, чтоб не образовались заломы, так как это приводит к повреждению его.
Тканые ковры следует чистить раз в неделю пылесосом, увлажненным упругим травянистым веником, а также мягкими щетками. Не нужно пользоваться жесткими щетками. Для выбивания ковров рекомендуются мягкие и гибкие выбивалки-хлопушки. Ни в коем случае не следует выбивать ковер, повесив его на забор или перекинув через натянутую веревку, так как при этом повреждаются нити каркаса. После выбивания ковер нужно обмести с обеих сторон травянистым веником.
Зимой особенно хорошо чистить ковер снегом. В морозный день, расстелив ковер на чистом снегу ворсовой поверхностью вниз, гибкой лозой или прутковой метлой несколько раз выбивают пыль; при каждом повороте ковер следует переносить на чистое место. Снег насыпают и сметают несколько раз.
Ручные и машинные тканые ковры с чистошерстяным или смешанным разрезным ворсом повреждаются молью и ковровым жучком, поедающим ворсовую окрашенную шерстяную пряжу определенных цветов (за и [pic] сключением зеленой) личинки коврового жучка и моли размножаются в антисанитарных условиях, в сырых, запыленных помещениях, на загрязненных участках ковров, которые своевременно не просушивались и не проветривались. Поэтому летом ковры хранят свернутыми как можно плотнее в рулоны (лучше всего закрывать их на деревянный валик), которые закрывают бумагой. Перед этим их просушивают в естественных условиях, лучше всего в солнечный день, проветривают, очищают. Очищенный и просушенный ковер размещают на ровном расстоянии друг от друга мешочки с нафталином и нафталиновыми шариками.
Выставки
Наглядное представление о результатах работы, проводимой в кружках, дают выставки детского творчества. Выставки воспитывают у занимающихся ковроткачеством, как и любым другим видом декоративно-прикладного искусства, стремление к художественному образованию, самостоятельной творческой деятельности, организации своего досуга на примере достижений сверстников.
Одной из основных задач выставок декоративно-прикладного искусства является эстетическое воспитание подрастающего поколения, формирование у детей художественного вкуса.
Систематически проводимые отчетные выставки являются широким смотром работы школ и внешкольных учреждений по трудовому и эстетическому воспитанию подрастающего поколения средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Выставка является средством идейно-воспитательного воздействия, массовой информации работы о [pic] бъединения и коллективов внешкольных детских учреждений, школ, детских технических станций.
Среди тематических композиций особое место занимают работы, где отражены национальные мотивы и традиции народного искусства.
Мой личный опыт представления своих работ на выставках не пока еще небольшой. В основном работы, выполненные мною под руководством М.З. Эльдеровой, выставлялись на мероприятиях, проходивших в Элистинском сельском лицее. Например, на праздновании Дня учителя, Дня лицеиста. В самом начале учебного 2008-2009 года мы с моим наставником смогли достойно представить наш лицей на выставке предметов декоративно-прикладного творчества «Мир моих увлечений», приуроченной к празднованию 20 сентября 2008 г. Дня города Элиста.
На этой выставке были представлены более тысячи изделий, созданных руками учащихся и педагогов образовательных учреждений города, воспитанников детских садов и художественных школ, кружков и студий декоративно-прикладного искусства. Выставка раскинулась на Аллее героев степной столицы. Для участия в ней принимались только «свежие» работы, которые были изготовлены специально ко Дню города и не занимали ранее призовые места ни в одной выставке. Представленный нами коврик сувенирный «Герб города Элиста» занял первое место в номинации «Ковроткачество». Также мы демонстрировали работы коврики сувенирные «Лотос», «Калмыкия», «Герб Элистинского сельского лицея», «Герб Калмыкии». Надеюсь, что и в будущем нам с Марией Загировной удастся одерживать победы. Хотя победы в конкурсах и выставках для меня не главное. Главное – просто с душой делать хорошие изделия, которые бы радовали глаз всем ценителям ковроткачества!
Безопасность труда
на занятиях ковроткачеством
На занятиях ковроткачеством постоянно используются ножницы, иголки, поэтому необходимо хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда, а также правила пожарной безопасности. На первом же занятии педагог, знакомя занимающихся с различными инструментами и приспособлениями для работы, объяснила, как правильно ими пользоваться, куда класть во время работы и убирать после занятий.
Правила безопасности работы, оформленные в виде плаката, должны быть размещены (вывешены на стене) в кабинете на видном месте, чтобы были в постоянном поле зрения занимающихся. На каждом занятии по мере необходимости руководитель напоминает их учащимся.
Кружковцы должны знать и соблюдать следующие правила:
При работе ножницами, иголками, булавками:
1. ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты;
2. следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища;
3. передавать ножницы необходимо только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями;
4. во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку;
5. иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой;
7. сломанную иглу следует отдать руководителю.
Так же следует соблюдать правила безопасного обращения с другими используемыми предметами, особенно, с ножом.
Использованная литература
Блиничева И.Б., Мельников Б.Н. Я и мир чудесных тканей. - М., 1976.
Гамзатова П. Р. Функции молитвенного ковра в культуре ислама. – М., 1998.
Гогель Ф.В. Ковры. – М., 1950.
Ларина Е.И. Ковроткачество народов Российской империи. Нация: Тюрки. – М., 2007.
Неелов В.И. Ткачество: от плетеных рам до многозевных машин. – М., 1986.
Русские традиционные художественные производства / Путеводитель-справочник. Автор текста Н.Н.Мамонтова. – М., 1995.
Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства: Учебное пособие. – М., 2001.
Семенова М. Быт и верования древних славян. – СПб., 2001.
Ресурсы всемирной сети Интернет:
[link]
[pic]
[pic]