СИЛУЭТ И СТИЛЬ В ОДЕЖДЕ.
Требования, предъявляемые к одежде.
Цель урока: познакомить учащихся с историей моды, с понятиями силуэта и стиля в одежде, требованиями, предъявляемыми к одежде.
Задачи:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: рисунки одежды разных эпох, презентация «Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде», карточки задания, журналы мод, карандаши, проектор, экран, ноутбук.
Эпиграф урока: «Прежде всего - это стиль. Мода выходит из моды. Стиль – никогда!» (Коко Шанель)
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Звучит музыка из к/ф «Красотка» («Oh, Pretty Woman», исп. Рой Орбисон)
Мотивационная беседа.
Добрый день, ребята! Вы прослушали известную музыкальную композицию из художественного фильма «Красотка», и это не случайно, так как урок сегодня посвящён женской красоте, моде и стилю.
Начать хотелось бы с высказывания Коко Шанель одной из самых важных и заметных фигур в истории моды 20 века. «Прежде всего - это стиль. Мода выходит из моды. Стиль – никогда!».
Что же такое стиль, мода, силуэт? Это нам и предстоит выяснить в ходе изучения темы «Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде».
В процессе работы мы обсудим историю моды, ответим на вопросы о видах силуэта, а так же выполним практическую работу по изученной теме.
Откройте свои тетради и запишите в них число и тему урока.
Проверка домашнего задания.
На предыдущем уроке дети получили опережающее домашнее задание и были распределены на 3 группы, каждая из которых выполняла свое задание:
1 группа: подготовить сообщение, эскиз и презентацию по теме «История одежды – древность и средневековье».
2 группа: подготовить сообщение, эскиз и презентацию по теме «Мода нового и новейшего времени».
3 группа: подготовить сообщение, эскиз и презентацию по теме «Направление современной молодежной моды».
Группа № 1
Изучение первого вопроса: «История моды», освещают сами учащиеся, представляя свои презентации. История моды.
Презентации учащихся:
[pic]
1 группа: «История одежды – древность и средневековье».
История одежды уже насчитывает несколько десятков тысячелетий. Как только первобытному человеку понадобилась защита от холода, и он надел на себя первую шкуру животного, с этого момента, можно считать, и началась история одежды. Каждый период в истории вносил свой стиль в одежду, свои формы, материалы, цвета, рисунки ткани. Но происходящие из века в век изменения в моде вовсе не отменяли старые силуэты и модели одежды. Наоборот, они лишь вносили новые линии, или возвращались к старым забытым моделям. Не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое
Многие историки моды считают, что именно в Древней Греции и Древнем Риме носили наиболее совершенную одежду. Древние греки прекрасно владели искусством драпировать ткань, ловко оперировать орнаментом и украшениями. В основе костюма лежал просто кусок ткани, и в зависимости от его размера, способа закрепления и драпировки различали, к какому социальному слою общества принадлежал его хозяин.
Время шло, и драпированную одежду постепенно сменила кроеная. В одежде стали выделять перед и спинку, отдельно выкраивать и вшивать рукава. Хотя, первоначально рукав выкраивался слитно вместе с передом и спинкой, и только приблизительно в XIII веке впервые появились рукава, которые выкраивались отдельно. Однако форма одежды и самого рукава была настолько несовершенна, что приходилось пришивать или привязывать рукава всего на день, а вечером снова выпарывать или отвязывать, иначе одежду невозможно было снять. И только позже, когда изобрели застежку, рукава стали вшивать в пройму. Похожая история произошла и с воротником. Его не вшивали в горловину, а надевали поверх платья.
Эпоха готики явила миру длинную, плотно облегающую в области лифа одежду, со шлейфом и совершенно узкими рукавами, либо, наоборот, сильно расширяющимися от плеча к запястью. Высокий конусообразный головной убор с длинной вуалью или накидкой и узкие остроносые башмаки дополняли наряд модницы того времени.
Облегающие формы одежды были запрещены духовенством в 1195 г. и постепенно изменились на более широкие.
Группа № 2
[pic]
2 группа «Мода нового и новейшего времени».
В XVI-XVII вв на территории Северной Европы происходит поворот от готической средневековой культуры к новому искусству, основанному на идеях Реформации . С другой стороны, здесь происходит формирование буржуазии и зарождение капиталистических отношений, которые, в последствии, стали основой для формирования новой Европы, с развитой промышленностью и торговлей, свободной городской культурой.
Изменения в стилях одежды и моды затронули все Европейские страны, причем каждая из них имела свои отличительные особенности.
Итальянский костюм XIV века отличался своим благородством и простотой. Линии одежды были мягкими, ниспадающими, драпировки выгодно подчеркивали открытость и духовность национального колорита. В Италии проявление поздней готики получило минимальное распространение. В покрое одежды господствовало плавное чередование мягких линий с простотой форм. В такой одежде итальянцы чувствовали себя органично. Очертания итальянского костюма имели значимую, предопределяющую роль при формировании новых тенденций одежды в XV столетии.
Во Франции в XVI веке французская мужская одежда подвергается ряду изменений. Пурпуэн становится верхней одеждой в ансамбле мужского костюма. Сначала в 10-30 годах он был с глубоким вырезом, из-под которого виднелся воротник мужской рубашки, как по итальянскому образцу. Начиная с 20-х годов и вплоть до 30-х, пурпуэн делают без рукавов. Далее с 40-50-х годов пурпуэны начали изготавливать уже с вшивными рукавами, причем рукава были из той же материи, что и основное изделие.
В период с 1615 по 1620 года в английском костюме нашли свои проявления многие элементы немецкой моды. Так, рукава приобрели пышные широкие формы, значительно увеличился размер отложного воротника, практически вся английская одежда была задекорирована большим количеством разрезов.
В XIX-м веке мануфактурные технологии благодаря изобретению паровой машины (а также электричества) вышли на новый уровень. Это была великая мода нескольких десятилетий. В гардеробе появились меховые пальто – гепельц и сюртук – герок, а традиционный уличный фрак безвозвратно исчез из гардероба.
Группа № 3
[pic]
3 группа «Направление современной молодежной моды».
Как и сами подростки, молодежные направления моды меняются очень быстро. То, что было в моде вчера, сегодня уже не модно. Направления меняются также и в пределах определенных географических групп. Одни подростки любят носить шорты и сланцы, в то время как другие склонны к более изысканным стилям.
Очень часто направления молодежной моды находятся под влиянием музыки, которую они слушают, начиная от рок-н-ролльного стиля 1950-х годов и заканчивая хип-хоповским безразмерным стилем в одежде. При этом джинсы, футболки, толстовки и кроссовки являются самыми важными атрибутами гардероба подростка. Украшения, которые подростки добавляют ко всем этим вещам, дали начало новому направлению. Одежда в стиле 60-х годов, украшенная символами мира, снова вошла в моду. По этой же причине вошли в моду пирсинг, вышивка, татуировки, английские булавки, стразы, черепа, скейтборды и другие символы.
Некоторые модные направления никогда не выйдут из моды, в независимости от последних новинок в мире моды. Отличным примером может служить пара хороших джинсов. Они удобные, стильные и их можно носить в разных случаях. Среди девочек очень популярны узкие обтягивающие джинсы, особенно девочки с фигурой в виде песочных часов выглядят прекрасно в таких джинсах, так как они стремятся подчеркнуть свою тонкую и стройную фигуру.
Девочки любят надевать роскошные платья, которые бы привлекали внимание к их женственности и элегантности. Есть несколько торжественных случаев, таких как школьный выпускной, где девочки хотели бы выделяться среди своих сверстниц благодаря собственному чувству стиля. Для таких случаев замечательно подходят длинные ниспадающие платья. Но больше всего у юных девушек популярностью пользуются платья в стиле Золушки, в которых они выглядят элегантно и изысканно. Платья в стиле ампир – еще одно из любимых девочками направлений, они обычно бывают с завышенной талией, что придает еще больший эффект юности. Обычно такие платья бывают ярких и живых цветов, таких как розовый, лиловый, голубой, лавандовый и бирюзовый.
Молодежная одежда в целом забавна и энергична. Сам молодежный стиль яркий и бросающийся в глаза. Они знают, как сочетать разную одежду, чтобы получался уникальный стиль, и используют для этого всю свою креативность и новизну. Да, они ярые последователи своих примеров для подражания в мире моды, но все же они уверены в том, что их собственный стиль также заметен окружающим.
Изучение нового материала.
Объяснение нового материала (рассказ учителя дополнен компьютерной презентацией).
2. Силуэты в современной одежде.
Из выступлений мы узнали, что с началом появления человека на Земле, он всегда особое внимание уделял одежде и своему внешнему виду. С развитием человеческого общества, становлением первых государств и цивилизаций изменяется отношение к моде. Внешний вид человека и его одежда может очень много рассказать о своем владельце. Костюмы прошедших времен и современные мы легко отличаем по характерному силуэту в фас или профиль.
Силуэт – это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень». В моде через определенные промежутки времени линии силуэта повторяются, но в разных вариациях в духе времени
Меняется мода, меняется и силуэт. Если вы хотите выглядеть современно, нужно, прежде всего, найти свой силуэт, соответствующий времени. Несмотря на все своеобразие и неповторимость костюмов разных эпох, их можно вписывать в одну из простых геометрических фигур – прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. На протяжении последних десятилетий постоянно в моде можно выделить четыре силуэта: прямой, полуприлегающий, приталенный, трапециевидный.
Прямой силуэт – наиболее «универсальный», его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур. Одежда прямого силуэта может быть узкой, вытянутой или более широкой.
Полуприлегающий силуэт – слегка подчеркивает формы фигуры. При этом одежда может быть короткой или более длинной.
Приталенный силуэт – можно уподобить двум «встречным» треугольникам или трапециями, и он интересен в том случае, если есть контраст между тонкой талией и легкими, свободными формами верха и низа одежды. Приталенный силуэт возможен при узком или свободном лифе, расширенной или зауженной юбкой.
В силуэте «трапеция» расширение происходит от линии плеча или проймы. Значительное расширение одежды книзу лучше выглядит на фигурах относительно высокого роста, худощавых.
Овальный силуэт предлагается модой редко и долго не удерживается, так как он противоречит естественным пропорциям телосложения, зрительно выглядит неустойчивым.
Практическая работа.
Задание: каждая рабочая группа получает карточку задание (Приложение № 1). Установите соответствие между типом силуэта и видом одежды.
Стиль в одежде.
Особенности исторического пути развития каждой нации, ее самобытность, обычаи и традиции находят отражение в костюме. Каждая историческая эпоха создавала свой художественный стиль. Например, стили «рококо», «барокко».
Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в искусстве и архитектуре общность художественно-выразительных средств. Одежда, являясь носителем стиля, выражает его с помощью силуэта, цвета, фактуры ткани.
В современной одежде различают три основных стиля: классический, спортивный и романтический.
Классический стиль - мало подвержены капризам моды, которая вносит лишь небольшие изменения в покрой, отделку одежды, чуть уже или шире плечо, лацкан, плотнее или свободнее изделие по линии талии. К этому стилю можно отнести жакет, кардиган (удлиненный жакет без воротника), жилет, блейзер (женский жакет, выполненный по образцу мужского пиджака классического стиля), брюки со складкой спереди, платья рубашечного покроя.
Спортивный стиль - наиболее распространен в наше время среди молодежи. Одежда этого стиля подходит как для работы, так и для активного отдыха. К ней, относя куртки, комбинезоны, джинсовую одежду.
Романтический стиль (или фантазийный) представляет одежда нарядная, экстравагантная, подчеркивающая женственность и обаятельность. Этому стилю присущи различные отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Здесь могут быть использованы и элементы национального (фольклорного) костюма. Одежда тонко дополняется бижутерией. Ткани используются воздушные, блестящие, струящиеся. Чаще в этом стиле шьются нарядные платья, блузки.
Свой гардероб вы можете формировать по своему вкусу из одежды разных направлений, но очень важно научится одеваться в соответствии с ее назначением.
Девушка в платье с декольте и блестящей вышивкой в учебном заведении или на работе выглядит нелепо. Так же будет выглядеть в театре поклонница спортивного стиля, одетая в джинсовую одежду. В тоже время, строгий элегантный костюм не будет вписываться в веселую атмосферу дискотеки, а повседневная одежда – в праздничную обстановку. Одежда человека, его поведение характеризуют его внутреннюю культуру, образ мыслей, интересы. Ведь говорят: «Встречают по одежки», а вдруг у вас не будет возможности доказать вторую часть пословицы, что «провожают по уму».
Практическая работа.
Задание: каждая рабочая группа получает карточку задание (Приложение № 2).
Определите, к какому стилю одежды относятся предложенные вам варианты.
Познакомьтесь с описанием гардероба девочки. По вашему мнению, соответствует ли одежда девочки современному образу молодого человека?
Требования, предъявляемые к одежде.
Одежда играет большую роль в жизни человека, защищая его от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Она имеет также психологическое и эстетическое значение. Поэтому, создавая одежду, необходимо исходить из определенных требований к ней - гигиенических, эксплуатационных, эстетических и экономических.
Гигиенические требования - это требования соответствия одежды ее назначению. То есть одежда должна создавать благоприятный микроклимат вокруг тела человека, быть легкой, мягкой, удобной.
Предъявляемые к одежде гигиенические требования достигаются подбором соответствующих тканей и разработкой рациональной конструкции изделия.
Эксплуатационные требования к одежде заключаются в следующем:
[pic] у изделия должна быть удобная конструкция и высокое качество обработки отдельных деталей и узлов;
[pic] одежда должна быть достаточной прочной, износоустойчивой;
[pic] изделие должно легко стираться, чиститься и т. д.
Выполнение этих требований зависит от покроя, свойств ткани, качества обработки, условий носки.
Эстетические требования заключаются в том, что одежда:
[pic] должна быть красивой;
[pic] соответствовать современному направлению моды;
[pic] учитывать индивидуальные особенности телосложения и возраста человека.
Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной.
Учет вышеперечисленных требований обязателен как при массовом, так и при индивидуальном изготовлении одежды.
В ходе объяснения учащиеся записывают в рабочих тетрадях основных требований, предъявляемых к одежде.
IV. Итог урока.
1. Закрепление изученного материала. Беседа с учащимися по вопросам:
[pic] Какие силуэты можно выделить в современной моде?
[pic] Учитываются ли при выборе силуэта особенности телосложения человека? Если да, то каким образом?
[pic] Назовите стили в одежде, которые вы узнали сегодня на уроке.
[pic] По каким признакам можно отличить одежду классического
стиля от романтического?
[pic] Как вы думаете, из какой ткани должна быть сшита блузка,
чтобы ее отнесли к спортивному стилю?
[pic] Как можно учесть выполнение гигиенических требований при
изготовлении домашнего халата?
[pic] Выводы по теме урока.
Итак, какие же выводы вы можете сделать после сегодняшнего урока? Что вы узнали нового? Как вы будете применять эти знания?
[pic] Сколько видов силуэтов используется в современной моде?
Вывод. В современной моде используют в основном 4 вида силуэта.
[pic] Что нужно учитывать при выборе одежды какого-либо силуэта?
Вывод. При выборе одежды определенного силуэта необходимо учитывать особенности телосложения человека.
[pic] Как нужно правильно одеваться, чтобы не выглядеть нелепо?
Вывод. Одежду разных стилей необходимо одевать в соответствии с ее назначением.
[pic] На каком этапе изготовления одежды необходимо учитывать
требования, предъявляемые к ней?
Вывод. При подборе ткани, проектировании и выборе способов обработки отдельных узлов одежды необходимо проверять, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым к одежде.
Итак, сегодня на уроке вы познакомились с разнообразием стилей в одежде. Узнали много нового о самих себе. Возможно, кое-кто впервые задумался, как он выглядит со стороны и что нужно сделать для того, чтобы выглядеть хорошо, что нужно знать, чтобы одеваться со вкусом.
Выставление оценок, их аргументация
V.Домашнее задание. Составьте список вашего гардероба. Подумайте. Что вы носите часто, а что лежит без пользы? Почему? Составьте две колонки. Что с чем сочетается: какая вещь выпадает из этого списка? Почему? Какие дополнения необходимы к вашей одежде? Что нуждается в новом украшении, обновлении?
[pic] [pic]