Содержание процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение ковроткачеству
Современная школа испытывает острую необходимость в обосновании и разработке теоретико-методических аспектов и адекватном технологическом обеспечении процесса развития творческого потенциала личности. Именно всестороннее развитие детей, актуализация заложенных в них природой способностей и задатков позволит личности занять достойное место в обществе.
Творчество — это особый вид человеческой деятельности, для нее характерны: наличие благоприятных условий, личные качества, оригинальность результата, умение познавать новизну.
Создание нового предопределяется уровнем развития творческого потенциала личности. Учеными (А.Г. Асмолов, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, Б.Д. Эльконин) выявлена его связь со способностями, которые, по мнению Л.Г. Вяткина, представляют собой совокупность общих и специфических качеств личности [40]. Эти способности обнаруживаются не столько в конкретных знаниях, навыках и умениях, сколько в реальной эвристической, созидательной деятельности, которая требует напряжения и выявления всех человеческих сил.
К художественно-творческим способностям относятся: оригинальный художественный замысел; самостоятельная реализация - создание нового произведения, имеющего художественную ценность и социокультурную значимость; адекватная оценка результата художественно-творческой деятельности. Как известно, творческие способности лежат в основе любой креативной деятельности, как фундамент для развития творческого потенциала [85].
Сущностные характеристики художественно-творческих способностей и взаимосвязь с творческой деятельностью, а также с творческим потенциалом, позволяют выделить их структурные компоненты.
Мотивационно-целевой компонент отражает отношение личности к деятельности (цель, интерес, мотивы). Это наличие интереса у ученика к определенному виду художественной деятельности, потребность создавать художественные произведения и осознание этого, стремление приобретать общие и специальные знания. Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, а также полученных на занятиях и во время практической деятельности, сведения о целях, задачах, содержании, методах и приемах организации художественно-творческой деятельности. Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации художественно-творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Этот компонент направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности. Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку художественно-творческой деятельности и ее результатов. Оценку своих возможностей и уровня притязаний в художественном творчестве, определение оптимальных методов и приемов работы на основе собственного опыта [33].
Поэтому художественно-творческие способности - это сложное личностно-деятельностное образование, которое включает мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и возможностей психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня их развития.
В формировании у ребенка креативного подхода к жизни, к повседневной реальности значительное место должно отводиться искусству и природе. По силе эмоционального воздействия на учащихся природа стоит наравне с искусством. Сила искусства в том, что оно учит творчески воспринимать саму действительность, приучает образно мыслить и вносить элемент творчества в деятельности человека. Декоративно-прикладная деятельность дает широкую возможность организации продуктивного взаимодействия учителя и ученика, основанного на принципах творческого сотрудничества.
Творческое направление предполагает развитие креативных способностей учащихся в рамках прикладной деятельности, которая складывается из художественного восприятия, возникновения замысла, опирающегося на воображение; создания эскиза; реализации задуманного; анализа результата творчества; оценки достигнутого; внесение корректив и дополнений.
Процессуальный компонент технологии включает методы, формы, средства развития творческого потенциала учащихся. При выборе методов мы ориентировались на классификацию, предложенную М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала выделяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный и исследовательский. (М.Н. Скаткин).
В процессуальном компоненте педагогической технологии важное значение имеет личность педагога, искусство, природа, художественно-творческая деятельность. Основной задачей результативного компонента является определение достигнутого уровня сформированности свойств и качеств личности, знаний, умений и навыков. Для ее решения и определения уровня творческого потенциала используется мастер - класс.
Наиболее действенным наполнением содержания процесса развития художественно-творческих способностей школьников, на наш взгляд, является приобщение к декоративно-прикладному творчеству через организацию дополнительного образования в общеобразовательной школе.
В целях разработки полноценной, педагогически выстроенной, технологически грамотной дополнительной образовательной программы необходимо глубокое проникновение в историю декоративно-прикладного искусства, особенно народного.
В связи с этим, нами был проведен анализ развития и становления калмыцкого национального декоративно-прикладного искусства, опиравшийся на исследования Н.А. Шагаевой. Приобщение к народному искусству в целом и декоративно-прикладному как части его невозможно без понимания законов народного сознания и мышления, без раскрытия системы взглядов на окружающий мир и место в нем человека.
Калмыцкое декоративно-прикладное искусство отразило в себе древние культы и верования предков, а именно языческие культы: культ небесных светил, водных источников, гор, культ предков, обожествлялись животные и растительный мир в его связях с жизнью людей, с ритмическим чередованием времени суток, времени года. Орнамент в калмыцком декоративно-прикладном искусстве, как и мифы, объясняет существующий социальный и космический порядок в том его понимании, которое свойственно донной культуре. Таковы, например:
- «Мерктя зег» (меркитоновский орнамент) от слова меркиты – название одного из ойрато-калмыцких родов, изображает бутон с двумя черешками, символизирует жизненные силы природы.
- «Бамб зег» (тюльпан), стилизованные изображения степного тюльпана, символа единства трех уровней бытия.
- «Эля зег» - знак парящего орла, символ степного простора.
В калмыцком орнаменте выделяют четыре основные исторически сложившиеся группы мотивов: геометрические, растительные, астральные и зооморфные. И еще пять дополнительные: культовые буддийские, исторические, абстрактные, сатирические, алфавитные. Все они символизируют разные понятия, но знатоки калмыцкого орнамента отмечают, что систематика орнамента по тематическому принципу условна, т.е. некоторые орнаменты могут относиться к разным группам одновременно. (Материалы полевых исследований. Информация народного мастера – прикладника Васькина Г.С.)
Калмыцкая орнаментальная культура отличается сложнейшей классификацией, видов калмыцкого орнамента, по крайней мере, тех, что нам известны, всего насчитывается около 130, причем каждый вид поименный, со своим содержанием и предназначением. Одним из древнейших видов орнамента у многих народов мира, в том числе и у калмыков, является геометрический, который может состоять из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, спиралей, крестов и др. По общему мнению ученых, с его помощью человек выражал свое представление о мире как в простых знаках-символах воды, земли, солнца и т.д., так и в более сложных формах, например, таких, как распространенный ленточный орнамент в культуре многих народов мира – меандр. У калмыков изображение меандра встречается на самых дорогих одеждах и предметах. В условиях трудовой кочевой жизни у калмыков сложился культ солнца, воды, огня, от которых полностью зависела жизнь степняка поэтому поклонение небесным светилам, получили широкое распространение в прикладном искусстве калмыков.
Старинные калмыцкие орнаменты выделяются удивительной цветовой гармонией, строятся на контрастах, или решены в единой гамме, но символика цвета всегда тесно связана с символикой сюжетного решения. Именно поэтому, по мнению А.Г. Митирова, употребление различных цветов в калмыцком орнаменте носило осмысленный, систематизированный, можно сказать, канонизированный характер, что составляло одно из отличий орнамента всех монгольских народов, в том числе и калмыков. В поэтике цвета, присущей калмыцкому декоративно-прикладному искусству, отразилось мировосприятие народа, обусловленное древними верованиями, представления о жизни, о мироздании.
Орнаментальная культура народа нашла выражение и в многочисленных поговорках, пословицах и благопожеланиях, что служит подтверждением синкретичности народной культуры. У калмыцких мастеров- прикладников бытовали такие благопожелания и пословицы: «Пусть в узоре вашей работы останется имя Ваше навсегда» («Кесн кедлмшн зег сяяхн ончта болж, нерян келулж оньдиндан менд йовна»); «Помыслы мастера в орнаменте, а потребителя – в изделии» («Урна санан зеегт, эмтна санан кергт») (Материалы полевых исследований. Информация народного мастера – прикладника Васькина Г.С). Все это как раз и составляет содержание образовательных программ дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству в Республике Калмыкия.
Развитие художественно-творческих способностей личности учащихся является одним из ведущих направлений деятельности любого педагогического коллектива. В школах сложилась определенная система работы с одаренными, мотивированными, творческими детьми: это создание авторских учебных программ, кружки по интересам, работа факультативов и спецкурсов, проведение разнообразных конференций, олимпиад, конкурсов, предметных недель, подготовка научных докладов.
Работе с художественно одаренными, мотивированными, творческими детьми уделяется большое внимание на уроках: дифференцированное обучение, творческие задания, исследовательская работа, использование новых методов, форм, технологий. Создаются условия, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя. Целенаправленная работа учителей помогает, учитывая запросы одаренных, мотивированных, творческих детей, развивать их интеллект, социально-коммуникативные навыки, способности и задатки. На педсоветах рассматриваются вопросы о мотивации и стимулировании успеха в процессе обучения. Наряду с другими вопросами, идет заинтересованный разговор о развитии художественно одаренной, творческой личности. Учителя делятся опытом работы, рассказывают об использовании новых форм, методов, технологий и педагогике сотрудничества. На таком педсовете выстраивается четкая программа работы с художественно одаренными детьми, которая затем успешно реализуется.
Обществу нужны художественно одаренные творческие люди и задача педагогов состоит в том, чтобы рассмотреть и развивать способности одаренных, мотивированных, творческих детей. На заседаниях школьных методических объединений могут рассматриваться вопросы: о работе с художественно одарёнными детьми, привлечении учеников к художественной деятельности и развитие их творческих способностей, о формировании аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и создания художественных произведений, развитие у школьников целеустремлённости, самостоятельности. Одной из эффективных форм в содержании процесса развития художественно-творческих способностей школьников в рамках дополнительного образования могут стать конкурсы «Воспитанник года». Задачи этого конкурса:
- утверждение активной жизненной позиции учащихся;
- стимулирование детей к самостоятельной художественно-творческой деятельности;
- реализация творческого подхода к работе с детьми;
- повышение престижа знаний, интеллектуального и художественно-творческого потенциала учащихся. Конкурс можно проводить по следующим номинациям:
«Первая ступенька» (отмечается самый успешный воспитанник младших групп).
«Неновичок» (отмечается самый старательный и творческий воспитанник средних групп).
«Через тернии – к звездам…» (отмечается воспитанник старшей группы, достигший успехов в художественно-творческой деятельности).
«Восходящее солнце» (отмечается самый творческий воспитанник из всех групп).
«Что может быть прекраснее творчества» (защита художественно-творческих проектов)
Проведение конкурса «Воспитанник года» способствует выявлению художественно-творческих способностей детей, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, формирует социально-активную жизненную позицию.
Важное место в работе с художественно одаренными детьми имеет участие школьников в творческих конкурсах и выставках, которые позволяют им проявлять свою художественную индивидуальность, реализовать свой творческий потенциал, принимать самостоятельные решения. Педагогам дополнительного образования необходимо ориентироваться на педагогику, которая поддерживает и развивает индивидуальность ребенка, создает условия для формирования художественно-творческой личности. Педагог – ключевая фигура в работе с художественно одаренными, мотивированными, творческими детьми, поэтому большое внимание уделяем повышению квалификации учителей через курсы, методические семинары, мастер-классы и путем самообразования. Развитие художественно-творческих способностей школьников – это включение в художетсвенно-творческую деятельность одаренных, мотивированных, творческих, способных детей в соответствии с их индивидуальными интересами, обучение учащихся работе со специальной литературой, формирование культуры творчества, оказание практической помощи учащимся в проведении художественно-творческой работы, организация индивидуальных консультаций, подготовка, организация и проведение защиты художественно-творческих проектов, конкурсов, турниров, выставок и др.
Анализируя работы учащихся, можно отметить, что дети получают радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознают внутреннюю свободу, и самодостаточность своей личности, получают новые знания, систематизируют их. У детей это формирует навыки художественно-творческого труда, расширяет кругозор, эрудицию в разных областях знаний, воспитывает волю, психологическую устойчивость, нравственные принципы школьников. Они осознают свою значимость, свою принадлежность к большому искусству, знакомятся с методами творческой работы, у детей появляется познавательный интерес, любознательность, они учатся общению со сверстниками и единомышленниками, имеют возможность принимать участие в творческих экспериментах и исследованиях.
Для успешной работы с художественно одаренными, мотивированными, творческими детьми в школе необходимо материально-техническое обеспечение. Оно включает: оснащение кабинета ковроткачества, пополнение библиотечного фонда справочной, научно-популярной литературой, энциклопедиями, компьютеризацию образовательного процесса с выходом в Интернет, обеспечение необходимым оборудованием и материалами клубов и кружков.
Хорошо зарекомендовали себя и такие формы работы как проведение:
- круглого стола: «Презентация достижений школьников»;
- педагогических чтений: «Одаренные дети: особенности работы с ними», «Креативность: содержание, развитие, диагностика».
- марафон педагогических идей,
- выставки достижений учащихся,
Необходимо проводить работу по обновлению содержания образования, форм, методов и приемов организации, образовательного процесса с учетом современных требований. Педагогическими коллективами решаются задачи развития художественно-творческих способностей и интеллекта учащихся, формируется их нравственный и гражданский облик. Вырабатывается стратегия и тактика функционального, педагогического, социально- психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и художественно одаренных детей. Необходима работа по решению ряда проблем. Среди них: удовлетворение повышенной познавательной потребности, обучение путем открытий, представление познавательной инициативы, развитие креативности при научных исследованиях, участие в мероприятиях, позволяющих художественно одаренным детям проявлять способности при решении нестандартных задач, повышать свою самооценку. Целесообразно добиваться гармоничного развития художественно одаренных детей через развитие творческой активности, фантазии, воображения, правильной ценностной ориентации, дивергентного мышления, гармонии и интеллекта и чувств. Нам предстоит совершенствовать психолого- педагогическую диагностику художественно одаренных детей, адресную поддержку учащихся и педагогов для развития способностей и таланта, работу с семьями одаренных детей, адаптацию в социуме одаренных детей.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что формы работы с мотивированными, творческими детьми предоставляют учащимся возможность развивать свой творческий и художественный потенциал, максимально реализовать себя, предоставляют им возможность пробовать, учиться на собственных ошибках, выбирать, моделировать собственный стиль жизни. Генеральная линия работы с художественно одаренными, мотивированными, творческими детьми – их развитие и социальная поддержка, создание образовательной среды художественной деятельности, воспитание активной жизненной позиции и духовной культуры, обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей художественно одаренных детей. Отсюда содержание процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение художественному ковроткачеству включает в себя организацию учебного процесса в рамках дополнительного образования по декоративно-прикладному профилю с обязательной реализацией системы художественно-творческих проблемных задач, обеспечивающих саморазвитие школьников в образовательном процессе.
Эльдерова М.З. кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования МБОУ СОШ – 15, ведущий специалист отдела МП и ВР «Калмыцкого государственного университета»