тема: Завершение работы над изделием , |
связанным крючком |
цели: познакомить учашихся со способами соединения деталей ,связанных крючком;приёмами выполнения влажно-тепловой обработки деталей изделия,выполненного крючком ;учить выполнять швы,используемые для соединения деталей ;обвязывать край изделия и применять технологию влажно-тепловой обработки вязаных изделий ;воспитывать интерес к рукоделию. |
Оборудование: детали изделия ,крючок ,пряжа , игла, нитки; крахмал для приготовления крахмального раствора; утюг , проутюжильник,образцы |
изделий , связанных крючком. |
Словарь: вертикальный шов,тамбурный шов, обвязка, влажно-тепловая обработка. |
Ход урока |
1. Организация урока. |
Приветствие . |
Проверка готовности учащихся к уроку. |
2. Сообщение темы урока. |
После того как работа над основными деталями изделия завершена ,приходит время окончательной отделки ,соединения деталей и отпаривания изделия . Как правильно выполнять эти операции ,чтобы внешний вид изделия не отличался от задуманного , вы узнаете сегодня на уроке. |
3. Повторение пройденного материала. |
Опрос ущашихся по вопросам: |
- Как рассчитывается количество петель ,необходимых для вязания изделия ? |
- Для чего на изделии делаются вытачки? |
- Как рассчитать количество укороченных рядов? |
- Как вывязывается круглый вырез горловины? |
4. Изучение нового материала. |
а) Соединение деталей изделия . |
Большая часть работы над изделием проделана ,осталось лишь несколько завершающих операций , но именно от них будет зависеть внешний вид изделия , так что пренебрегать ими ни в коем случае нельзя. |
Итак , сначала необходимо детали соединить. |
Вязанные крючком детали соединяются иглой , на швейной машинке или с помощью крючка. Иглой обычно сшиваются детали ,выполненные из толстой и объёмной пряжи. Используют некоторые из трикотажных швов , которые применяются и для соединения деталей , связанных на спицах (рис.1.) . |
Полотно с однородной мелкой фактурой можно сшить на машинке . В этом случае шов прокладывается на расстоянии 0.5 - 1 см от края изделия. После сострачивания деталей все швы нужно аккуратно разгладить через марлю. |
Ажурные детали соединяются только с помощью крючка рядом соединительных столбиков. Соединять их нужно таким образом ,чтобы шов ни в коем случае не нарушил узор. |
Кокетка пришивается к основному полотну только после того ,как её края будут зафиксированы рядом обвязки . Сначала её примётывают к основному полотну , выполняя необходимую припосадку , и только после того ,как убедятся в идеальной посадке , соединяют детали с изнаночной стороны иглой или рядом соединительных столбиков. |
б) Обвязка изделия , выполненного крючком . |
Обработка краёв вязаного полотна играет существенную роль в том , как изделие будет выглядеть и сидеть на фигуре . Если пренебречь обвязкой краёв изделия после соединения деталей ,то уже после нескольких стирок оно может изменить форму. |
Обвязывать край можно двумя способами : прямым (возвратным) и спиральрым вязанием. При прямой обвязке получается двустороннее полотно (например планка с застёжкой ) , а с помощью круговой обвязки можно оформить нижний край кофточки или юбки , а также горловину. |
Обвязывая крючком горловину или верхний край топа, обязательно следует стремиться сохранить форму выреза. Этого можно добиться , если выполнять на внутренних углах сокращение петель путём провязывания вместе нескольких столбиков с общей вершиной,а на внешних - увеличение петель путём провязывания нескольких столбиков с общим основанием .При круглой или эллипсовидной обвязке горловины число прибавляемых и убавляемых петель является наименьшим ; больше всего убавлений и прибавлений производится при ромбовидном вырезе горловины. |
Как уже упоминалось , кокетку нужно обвязать ещё до того , как она будет пришита к модели . Она должна иметь жёсткие края ,чтобы не потерять форму , поэтому будет целесообразно обвязать деталь несколькими рядами низких столбиков ,а затем одним рядом столбиков без накида , производя захват не за петли столбиков нижнего ряда ,а через весь ряд.Таким образом , получается двойная по толщине обвязка , которую можно дополнить рядом "рачьего шага". |
В вязании крючком очень часто применяется декоративная отделка. Край , отделанный каймой , выглядит очень нарядно . вязание каймы - обычно довольно трудоёмкий процесс , а то , как изделие будет выглядеть в целом , зависит от сочетаемости фонового рисунка модели и отделочной каймы. Обязательно следует учесть несколько моментов. |
Во-первых , фоновое полотно должно быть отделено от каймы несколькими рядами плотной вязки , иначе желаемого эффекта невозможно добиться,а узоры каймы и основных деталей сливаются. |
Во-вторых ,чтобы зафиксировать форму мелких деталей , нужно провязать по их периметру нескольких рядов столбиками без накида . В некоторых случаях недопустимо обвязывать изделие , располагая столбики в каждую косичку или каждый столбик. При такой обвязке край может получиться неровным ,поэтому нужно заранее определить , с каким циклом следует провязывать по 2 петли вместе , чтобы края оставались ровными. Сокращения можно также распределить на 3-10 рядов обвязки, в этом случае в готовом полотне они будут практически не видны. Провязывая в одну ячейку ажура большее или меньшее количество столбиков , можно не только стянуть край полотна до нужного размера , но и растянуть его до образования фалдов. |
В-третьих , лёгкое ажурное полотно лучше всего обвязывать предельно простой вязкой - полустолбиками или столбиками без накида. Фоновое полотно будет выглядеть эффектно, если украсить его оконтовочным кружевом . Кайма с большим количеством пико выглядит очень красиво , но она непрактична. После каждой стирки изделия придётся потратить много времени на вытягивание пико, иначе вещь утратит свой первоначальный вид. |
3. Влажно-тепловая обработка изделия , связанного крючком. |
Поговорка "Портной гадит ,а утюг гладит" актуальна и для вязальщиц . Действительно , с помощью утюга легко исправить многие дефекты , допущенные во время работы. Трикотажное полотно очень пластичное , и если пользоваться утюгом умело , то деталь можно припосадить , приутюжить, растянуть в нужных местах таким образом, чтобы она изменила форму. |
Однако в неумелых или торопливых руках утюг может принести больше вреда,чем пользы. Даже безукоризненно выполненную вещь легко испортить , если не принять во внимание правила утюжки трикотажа и свойства использованной в работе нити . |
Основное правило влажно - тепловой обработки трикотажных изделий - строгая последовательность всех операций . Некоторые нити не терпят прямого воздействия раскалённой стали утюга или горячего пара. Рисунок на полотне из этих ниток , обработанный паром , может изменить форму и превратиться из рельефного в плоский . Поэтому рекомендуется испытать , как пряжа реагирует на пар , на образце, связанном для расчёта петель. Если аккуратная утюжка не вредит рисунку , детали вполне можно подвергать отпариванию. |
Прежде чем приступить к отпариванию, следует внимательно осмотреть изнанку каждой детали и с помощью крючка заправить все нити и узлы. Выполняя эту работу , нужно стараться не стягивать полотно. Оставшиеся концы нитей от начала работы не обрывают , а используют при соединений деталей. |
На гладильную доску надо положить мягкую ткань тёмного цвета , приложить к ней бумажную выкройку и обвести её мелом или заостренным кусочком сухого мыла. Затем выкройку убирают , а на контур накладывают связанную деталь изнаночной стороной вверх. При этом необходимо совместить деталь с контуром на ткани и наколоть её на выкройку. В этом случае пользуются портновскими булавками , которые вкалывают по всему контуру с шагом в 1-2 см по самому краю полотна , в кромочные петли. |
Особое внимание следует обращать на форму пройм. Если они связаны по прямой , а выкройка требует вогнутых форм , то вязаное полотно в нужных местах следует слегка растянуть. |
Непосредственно утюгом можно обрабатывать лишь пряжу с небольшими включениями искусственных волокон. Чистая шерсть превосходно реагирует на обработку паром : распрямляется , становится более пушистой и красивой. |
Допустимо утюжить детали с не слишком выпуклым рисунком. В этом случае деталь с изнанки покрывают 2-3 слоями влажной марли и, слегка касаясь поверхности утюгом , отпаривают её. Деталь после паровой обработки не спешат отсоединять от выкройки. Она должна оставаться наколотой на протяжении 10-20 минут, пока окончательно не высохнет. |
Если в работе использовались хлопчатобумажные нити, детали следует слегкаподкрахмалить . Для этого приготавливают крахмальный раствор: заваривают в 1 стакане кипятка 1 столовую ложку крахмала и проваривают на слабом огне при постоянном помешивании до тех пор , пока не образуется однородная студенистая масса . Готовый крахмал разводят в воде (1 столовая ложка крахмального раствора на 1 стакан воды), смачивают в ней марлю и, наложив на готовую деталь , слегка проглаживают утюгом. |
Сильно крахмалят только салфетки , занавески и скатерти . Их следует выполоскать в воде с добавлением крахмального раствора. Чтобы изделие не потеряло форму . его сушат , наколов за фестоны или зубчики на выкройку . Высохшее изделие проглаживают утюгом через сухую марлю. |
5. Практическая работа. |
Задание 1.Приготовить крахмальный раствор и использовать его для подкрахмаливания образцов вязание крючком разных узоров. |
Задание 2. Произвести окончательную отделку изделия : соединений деталей, обвязку деталей и влажно-тепловую обработку. |
Целевые обходы: |
1. Контроль за правильностью выполнения приёмов работы. |
2. Контроль за соблюдением правил безопасной работы. |
3. Помощь учащимся , испытывающим затруднения. |
4. Контроль за объёмом и качеством выполненной работы. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
1. Исходное положение-стоя, руки на поясе.На счёт "раз" - медленно садитесь на стул; на счёт "два" - сразу же встаньте .Повторить 10-12 раз. |
2. Исходное положение - стоя , руки на поясе , стопы параллельны , на ширине ступни . На счёт "раз" - выполнить перекат с пятки на носок ; на счёт "два"- с носка на пятку. Повторить 6-8 раз. |
6 . ИТОГ УРОКА. |
1. Выставка работ учащихся. |
2. Заключительное слово учителя. |
Вот и закончили вы пусть и небольшое , но всё-таки полноценное изделие , на котором учились правильным приёмам работы. Какие они все разные у вас получились , хотя изночально у всех вас были практически одинаковые крючки и пряжа. Ведь тут в полной мере проявились и ваша фантазия , и мастерство . и вкус. Я думаю , что теперь вы сможете стать авторами таких шедевров , которые станут предметом зависти окружающих. |
3. Решение кроссворда с ключевым словом "Вязание". |
* Вязание платья , полувера или жакета чаще всего выполняют по....(выкройке) |
* Основной материал для вязания.(пряжа) |
* Перед началом вязания необходимо выполнить выбранным узором...(образец) |
* Горловину изделия оформляют путём ... петель.(убавления) |
* Процесс изменения выкройки - основы для изготовления выкройки других моделей.(моделирование) |
* Свойство трикотажа , отличающее его от тканого полотна.(растяжимость) |
* Сетчатое вязание.(филе) |
|
|
|