ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Организация кукольной мастерской»
(внеурочная деятельность в средней школе)
Выполнила:
Андреева Татьяна Александровна,
учитель технологии,
первая квалификационная технология.
Казань
2016 г.
Оглавление
Введение 3стр.
Литературный обзор 4стр
Актуальность проекта 6стр
Цели и задачи проекта 7 стр
Проектное решение 8 стр
Жизненный цикл и этапы реализации проекта 16 стр
Сроки реализации проекта 16 стр
Этапы реализации проекта 17 стр
Подготовительный этап 17 стр
Основной этап 17 стр
Заключительный этап 18 стр
Бюджет проекта 19 стр
Ожидаемые результаты реализации проекта 20 стр
Риски реализации проекта и пути их преодоления 22 стр
Основные критерии и показатели эффективности
реализации проекта 23 стр
Заключение 24 стр
Список источников информации 25 стр
Введение
Перед нами, как перед учителями технологии, в связи с введением новых стандартов образования стоит задача организации внеурочной деятельности. Работа учителя направлена на развитие у ребенка универсальных учебных действий: личностных, предметных и метапредметных. Такой вид творчества интересен детям, она развивает их, и дети видят результаты своей работы.
Кукольная мастерская - нетрадиционный способ организации деятельности учащихся при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности. Кроме сообщения и освоения информации, детям передаются способы работы. В мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться своим индивидуальным образовательным маршрутом. Знания при такой работе не даются, а извлекаются в процессе практической деятельности. Обучение построено поэтапно, от простого - к сложному.
Это может быть достигнуто за счет вовлечения детей в театральную деятельность: постановка школьных праздников, спектаклей, изготовление костюмов и декораций.
Литературный обзор
Зачатки театрального искусства существовали еще в первобытном обществе, до появления ранних цивилизаций. Театральное искусство как таковое возникло на Востоке, в Древней Греции и Риме, а затем продолжило развиваться в средневековой и ренессансной Западной Европе и России.
Обращаясь к историческому прошлому театра, хочется отметить, что разнообразные зрелища и действа существовали с глубокой древности. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, это потребность в отдыхе, во-вторых - познание и открытие себя, мира, человеческой души, в-третьих - манипуляция общественным сознанием. Художественное отражение реальной действительности совершалось с помощью драматического действия. Взаимодействие характеров, раскрытие психологических или общественных конфликтов, попытка привлечь зрителя к участию в реализации замысла - вот что лежит в основе театрального действия.
История простой народной куклы исчисляется тысячелетиями. Во все времена она занимала важное место в жизни человека, была проводником между миром людей и миром духов. На Руси она ведет начало от богини судьбы и плодородия Макоши. Главное предназначение древнерусской куклы, кроме забав, оберегать ребенка от нечисти, сглаза и порчи. Кукла – оберег внешне чем-то похожа наобычную, хоть ее и изготавливали из сена, свежескошенной травы, ветоши и дерева. Одна и та же кукла могла выполнять различные роли в играх детей тех времен. В какой-то степени куклы всегда были артистами, ведь они «выступали» во время обрядов и праздников. Люди не могли брать на себя роль божества и эту роль играли куклы – на Руси куклы Коляда, Купава, Масленица участвовали в праздниках, связанных со сменой времен года. В средние века суть религиозных действий с куклами постепенно исчезала, как и сами древние обряды, а формы продолжали жить, переходя в другие жанры, стили, направления. Куклы вышли на площади, ярмарки, приняли активное участие в публичных представлениях.
Еще в 80-х годах прошлого века без петрушки не обходилось ни одно народное гулянье, ни одна ярмарка. В дни ярмарок, больших праздников, масленицы, вербной недели, в Троицын день петрушка пользовался колоссальным успехом, его представления шли непрерывно целый день.
С кукольным театром в начале XVII в. нас познакомили немецкие бродячие скоморохи – шпильманы. Русские странствующие скоморохи – веселые люди, в древности единственные представители у нас светского искусства, потомки византийских скоморохов. Заимствовав у шпильманов нехитрое устройство их кукольного театра, русифицировав их репертуар, скоморохи разнесли его по всем уголкам Московии. Возник театр петрушки.
Татарский Государственный Театр Кукол «Экият»- один из старейших театров Татарстана. Был образован в 1934 году. У истоков создания театра стоял талантливый режиссёр, актёр, художник директор Сергей МакаровичМерзляков и ведущие мастера-актёры Марьям Хисамова, Мария Язвина, Фуат Тагиров, Борис Рычков и другие. Первые спектакли театра «Петрушка-Октябрёнок», «Красная Петрушка» игрались на двух языках.
В настоящее время репертуарные афиши театра насчитывают около 40 спектаклей. Наиболее значительные среди них «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка», «Буратино», «Цветик-Семицветик», «О, забавный Шурале».
Академический Театр кукол имени С.В.Образцова был создан в сентябре 1931 года. Первоначально в театре работал 12 человек. Творческое «кредо» нового театра- развитие кукольного жанра. Зритель ежегодно знакомится с 2-мя или с 3-мя новыми постановками молодого театра. Популярностью пользовались марионеточные спектакли «Цирк на сцене»,агитационный спектакль «Джим и доллар». В театре создавались оригинальные конструкции кукол и сценические оформления, которые варьировались от агитационного спектакля до народной сказки.
Актуальность проекта
Главная идея проекта - обеспечить условия для самореализации творческих возможностей и потребностей ребенка, создать такую образовательную среду, которая способствовала бы самоутверждению личности в различных сферах творческой деятельности.
Смысл участия в проекте заключается в том, чтобы учитель и учащийся не просто осваивал чьи-то продукты деятельности, а производил их самостоятельно. Такой подход активизирует образовательный процесс, придает ему творческий и исследовательский характер, передает учащемуся инициативу в организации своего процесса познания и творчества. В этой системе педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, а учебный процесс, строится как диалог с познаваемой реальностью и с другими людьми.
Театральная мастерская - уникальная развивающая среда для юного человека в период становления личности. Подростки, увлекающиеся театром, общительнее других, они способны к более глубокому самоанализу, лучше понимают других людей, у них развита способность к сочувствию и сопереживанию. Кроме того, они чаще всего избавлены от комплекса непонимания, не чувствуют себя покинутыми и одинокими, а значит, в существенной степени защищены от влияния тоталитарных группировок и наркотиков. Приобщая юного человека к искусству, театральная мастерская пробуждает в нем талант зрителя, сотворца театрального действия, без участия которого спектакль, как произведение искусства, не может состояться.
Цели и задачи проекта
Цель проекта «Кукольная мастерская»- реализация творческой активности учащегося через создание театральных кукол.
Задачи:
Формирование у учащихся знания об истории театральной куклы; приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для реализации декоративно-прикладной деятельности; формирование индивидуального стиля при изготовлении куклы;
Развитие творческой активности ребёнка путём самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа); активизация образного мышления и творческого поиска ребёнка посредством освоения различных технологий изготовления куклы.
Воспитание личностно-значимых, коммуникативных качеств детей через общение в коллективе, художественно-эстетического вкуса, аккуратности, а также способствовать приобретению инструкторского опыта, формирование у детей положительного отношения к труду и творчеству, стремление своим посильным трудом доставить окружающим радость и получить от этого моральное удовлетворение.
Проектное решение
Новизна исследования заключаются в интегрированном подходе по организациисовместной деятельности нескольких объединений школы: театральной студии и двух мастерских, направленных на изготовление кукол. Поскольку мы создаем кукольную мастерскую, то нам предстоит решить ряд вопросов:
. 1.Что необходимо для создания мастерской?
2.Какое помещение выбрать для мастерской?
3.На какие виды делятся куклы для кукольного театра?
4.Какой вид кукол выбрать для изготовления?
5.Какие бывают декорации и как их можно изготовить в условиях мастерской?
Для создания мастерской необходимы материальные ресурсы и методическое оснащение.
4.1. Практически все материалы не дорогостоящие, часть имеется в кабинете технологии (лоскутки ткани, нитки), сырье для изготовления кукол и декораций (ткань, бумага, нитки, гипс, картон, деревянные бруски, гуашь, акриловые краски и т.д.). В работе можно использовать вторичное сырье (картон, деревянные бруски и т.д.). Для приобретения более дорогостоящих материалов можно подключить спонсоров (заинтересованные родители или организации), так как мы планируем использовать современные материалы: фоамиран, полимерная глина, холодный фарфор и другие новые материалы, которые очень интересны детям.
Методическое оснащение: программа организации учебной деятельности в мастерской, специальная литература, содержащая технологии изготовления кукол и театральных декораций.
4.2Для занятий группы школьников подходит любое светлое помещение. Для работы школьной кукольной мастерской не обязательно иметь специальное помещение, достаточно оборудованного кабинета технологии. Помещение должно отвечать санитарно-гигиеническим нормам: быть сухим, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением, чтобы не вредить здоровью ребенка.
Учитывая специфику деятельности мастерских, дети не должны сидеть тесно, мешая друг другу при работе. Необходимо, чтобы учебное оборудование помещения для занятий включало комплект мебели, инструменты и приспособления, наглядный и другой материал, нужный для занятий.
Столы в учебном классе следует размещать так, чтобы естественный свет падал с левой стороны, а падающие от рук тени не создавали помех во время работы.
Для хранения текущих работ, создающих большие неудобства для других групп, желательно иметь подсобное помещение.
В учебном кабинете необходимо разместить постоянную выставку детских работ.
Ножницы, иголки, шильца для надкола, карандаши, кисти и стеки, проволоку и другие мелкие приспособления лучше хранить в отдельных ящичках, чтобы при необходимости не тратить время на их поиск. Комплекты дидактических материалов удобно хранить в отдельных папках по темам занятий.
В учебном помещении должна находиться настенная доска для показа различных графических приемов, записей необходимой информации, размещения наглядного материала, кратковременных просмотров и выставок изделий. Современное оснащение кабинета требует технических средств обучения - компьютер, проектор и др. Комплект оборудования кабинета должен включать одну-две швейные машины для стачивания изделий (одежда и аксессуары для кукол) и гладильную доску.
4.3.Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления.
За многовековую историю кукольного театра люди придумали и создали очень много разнообразных кукол. Театральные куклы могут быть как маленькими (пальчиковыми), так и большими.
Театральные куклы отличаются друг от друга внешностью и устройством. Каждая кукла обладает своей индивидуальностью, но в зависимости от их устройства принято различать несколько классических видов театральных кукол. Театральные куклы могут быть пальчиковыми, перчаточными, конусными, тростевыми и т. д.
ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ
Верховые куклы – т. е., те, что во время спектакля находятся над ширмой, выше работающего с ней кукольника. Термин введен в оборот русскими народными кукольниками, противопоставляющими верховых кукол марионетке. Верховые куклы, в свою очередь, подразделяются на несколько видов:
. [pic]
Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы – чуть больше кисти кукловода. Классический образец перчаточной куклы – русский Петрушка. Древние странствующие комедианты-петрушечники обходились без ширмы: на поясе актера закреплялось полотнище, свободный конец которого натягивался на обруч и поднимался вверх, выше головы кукольника. Из-за его верхнего края и показывался петрушечный спектакль. Одновременно на этой «сценической площадке» могли находиться только два персонажа – по количеству рук кукольника. Юбку с обручем допетровских скоморохов сменила простыня, развешенная на палках, а затем – ширмы, образующие четырехгранный столб, внутри которого помещался актер со своими куклами.
Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.
К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости, т. н. гапита, пропущенного внутри головы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов.
Принципиально иначе устроена кукла – марионетка(от франц. Marion, Marionette – название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом (т.н. невропастом) сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка – на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. К подвижным сочленениям в плечах, бедрах, коленях, шее, локтях, кистях рук, ступнях прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлению-крестовине – т. н. ваге, или коромыслу. Левой рукой кукловод держит и раскачивает вагу, управляя основными передвижениями марионетки, правой – перебирает остальные нити, заставляя куклу совершать более сложные движения. Сценическая площадка, по которой движутся куклы, называется платформой и находится на уровне глаз зрителей. Выше находится огражденное пространство, т. н. тропа, с которой кукловоды, скрытые от публики, управляют марионеткой. [pic]
Среди других видов театральных кукол существуют следующие:
Куклы-автоматы – это механические куклы, «оживление» которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т. д. Известны и куклы (например, китайские) которые кувыркаются сами собой от помещенной внутрь ртути, своей текучестью, изменяющей центр тяжести куклы. Подобные куклы-автоматы используются, например, в спектаклях Три толстяка по Ю. Олеше (кукла наследника Тутти) или Соловей по Г.-Х. Андерсену. Однако в целом возможности применения кукол-автоматов в театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму. Подобные автоматы первоначально использовались в культовых целях, когда на глазах изумленных зрителей происходило чудо оживления статуи божества. Позже куклы-автоматы получили широкое распространение на ярмарочных аттракционах и в аристократических светских салонах (в Санкт-Петербургском Эрмитаже представлены роскошные механические часы-автомат «Павлин»). Поэтому же принципу устроены и часы на фасаде Московского театра кукол им. С. В.Образцова. Сегодня в определенном смысле потомками этих автоматов можно считать компьютерные игры, в процессе которых по сути разыгрывается виртуальное театральное представление с интерактивным
участием игрока
[pic]