Муниципальное общеобразовательное учреждение
Петропавловская средняя общеобразовательная школа
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Волшебный крестик»
Выполнил: ученица 9Б класса Назаренко Елизавета
Проверил: учитель технологии Пономарева Т.Н.
с.Петропавловка 2014
Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………..........................3
Цель и задачи проекта…………………………………...………………………………..3
Банк идей ………………………………………………………..……….4
Технологическая последовательность……………………………….....6
Экономический расчет…………………………………………………9
Экологическое обоснование………………………………….10
Литература (интернет-ресурсы)……………............................13
Любое рукоделие – шитьё, вязание, декупаж, роспись стекла, вышивка –вам под силу. Вы всё сможете сделать своими руками. Вы скажете, что сейчас подростки только и знают, что сидеть в компьютере. Но это не обо мне. В свободное время я люблю рукодельничать.
Хочу представить творческий проект по теме «Волшебный крестик», так как из всех видов рукоделия мне больше всего нравится вышивать. Это очень интересное и увлекательное занятие, потому что из белого полотна ткани и ниток получается произведение искусства. Вышивать я научилась в 6 классе на уроках технологии. Первые крестики у меня были не ровными, кривыми, «фальшивыми». Но потом со временем начали получаться ровные, красивые крестики.
Цель проекта: создание картин, используя технику вышивки крестом.
Задачи:
овладеть приемами работы,
способствовать развитию творческих способностей, эстетического вкуса.
И стория вышивки
Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов и преданий можно предположить, что люди шили и вышивали с древних времен. Но в отличие от глины, дерева и металла, ткани не выдерживают испытания временем. Влага и солнце достаточно быстро приводит ткань в негодность, поэтому до наших дней сохранились лишь несколько образцов шитья и вышивки, изготовленных до XV века. В качестве нитей использовали растительные волокна и жилы животных.
Возникновение вышивки относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Усовершенствование её техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной игле, затем – к бронзовой и позднее – к стальной, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т. д. Её эволюция прослеживается по изображениям вышивок в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времён и народов. Сложившиеся в давние века у отдельных народностей и этнических групп традиции узорной вышивки (с характерными для них местными композициями и техническими приёмами, орнаментальными и изобразительными мотивами, цветовым строем и т. д.).
Дольше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов и в особенности одежды, удерживаясь в ряде стран до наших дней в народном творчестве. Эти традиции проступают и в узорной вышивке для верхушечных слоев общества (например, в шитье испанского придворного костюма 16 века), более подверженной воздействию общей стилевой эволюции искусства. Теснее связана с развитием современного ей изобразительного искусства сюжетная вышивка. Яркими её образцами являются и самые ранние из сохранившихся вышивок – седельные покрышки с типичными для скифо-сибирского «звериного стиля» фигурами животных, и расшитые стилизованными фигурами человека-ягуара древнеперуанские мантии из некрополя в Паракасе.
Для шитья 14 – 17 веков характерны свойственные русской иконе выразительность общего силуэта фигур (нередко усиленная контурной линией из жемчуга) и чистота изысканных цветовых сочетаний.
В вышивке южных районов (главным образом в Воронежской) со 2-й половины 19 века господствует яркая полихромия; плотное, «ковровое» шитьё поражает тонкой цветовой гармонией и энергией ритмических ударов чёрного. Ряд народных вышивных промыслов возник во 2-й половине 19 века в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (мстёрское шитьё белой гладью, торжковское золотое шитьё и другие). Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приёмы и пластический строй вышивок для верхних слоев общества, при работе на рынок «от себя» постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с народной вышивкой. Фигурные композиции приобретают обобщённость и ритмическую строгость симметричных построений, орнамент — плоскостно-силуэтную трактовку.
С развитием фабричного производства во 2-й половине 19 века народная вышивка в промышленно развитых странах переживает упадок. Не выдерживая конкуренции с машинной вышивкой, она постепенно лишается своих художественных традиций и вырождается в подражание фабричным образцам. Новую жизнь народная вышивка обрела в СССР и в странах, идущих по социалистическому пути развития, где поддерживаются действующие и возрождаются угасавшие её центры как средоточие высокого мастерства и художественного вкуса, где к работе с объединёнными в производственные комбинаты мастерами привлекаются обученные в вузах художники. Возрождение народной вышивки благотворно сказалось и на художественном качестве машинной вышивки, например, саратовской, в которой осваиваются мотивы белой строчки поселка Крестцы (Новгородская обл.), вышивка Ивановской и Горьковской областей, гладьевой вышивкой Мстёры. Вышивка является также одним из самых распространённых и популярных видов самодеятельного искусства и домашнего рукоделия.
Банк идей [pic]
[pic] [pic]
[pic]
Мне очень нравятся растительные мотивы, пейзажи, животные . Но все сразу не получается выполнить. Начнем по порядку.
Требования к изделию.
Доступная технология изготовления.
Доступные инструменты и материалы.
Небольшие экономические затраты.
Эстетичный вид изделий.
Техника выполнения
Счетный крест. Пожалуй, самый старинный и, бесспорно, самый простой в исполнении вышивальный шов – это счетный крест, с помощью которого рукодельницы всех стран мира выполняют причудливые узоры на салфетках, скатертях и одежде. Счетный крест используется по-разному. Им можно оформить кайму или «заполнить» детали, обведенные контуром. Шов крестиком особенно подходит для вышивки букв и повторяющихся узоров.
Ткань для вышивки крестом. Крестом обычно вышивают на тканях с равномерным переплетением нитей, таких, например, как «Аида», либо по канве – так гораздо проще считать нитки. Каждый крестик должен образовывать идеальный квадрат, то есть оба стежка должны выполняться с захватом равного количества нитей.
Использование схем. Рисунки для вышивки крестом всегда представлены в виде схем, где одна клетка обозначает один вышитый крестик. Подобные схемы – большое подспорье, ведь с их помощью можно буквально поштучно подсчитать количество крестиков в готовом узоре.
СКонтуры и детали. Объемные узоры или декоративные линейные детали вышивают крестиком в комбинации со швом «назад иглу». При выполнении этого шва, так же как и крестика, необходимо подсчитывать нити ткани. Только в этом случае получится аккуратный рисунок. По традиции такие узоры выполняют в одно сложение.
оветы
Чтобы нить при вышивании не путалась и не скручивалась, ее длина не должна превышать 40-50 см. Для шерстяных или других ниток с рыхлой фактурой эти цифры должны быть поменьше - 20-30 см. В случае закрепления первого стежка петельным способом, первоначальная длина нити должна быть в 2 раза больше, потому что при заправке в иглу ее надо будет сложить пополам. Чтобы не измерять каждый раз длину рабочей нити, опытные мастерицы прикладывают ее к своей руке. Размер кисть-локоть является наиболее оптимальным. Если вышивка не в одну нитку, то перед вышиванием отрезанный от пасмы кусок нужной длины надо разделить на отдельные нитки, расправить, а потом соединить в требуемом количестве. После этого нить будет меньше скручиваться. Обычно пасма мулине состоит из 6-ти тонких ниточек. Для вышивания используются не все, всё зависит от размера канвы. При вышивке крестом, для начинающих показателем хорошей работы служит ровный гладкий рисунок, сквозь который ткань канвы не должна быть видна. Поэтому количество ниток при вышивке определяется в зависимости от размера канвы. За размер канвы берется количество крестиков на дюйм. Самым популярным является канва Аида 14, для нее берется нить в 2-3 сложения, для Аиды 18 вытягивается 2 нитки из пасмы, а Аида 11 требует для работы 3-4 нити. Чтобы определить, какое количество ниток подойдет в конкретном случае, можно вышить несколько крестиков с разным количеством ниток и посмотреть, какой будет наиболее плотным.
[pic] [pic]
Откуда начать вышивать? Наконец, определен размер канвы, отрезана нить нужной длины, можно начинать вышивку. И сразу возникает вопрос - с какого места это лучше делать? Многовековая практика вышивания говорит о том, что на канве обязательно должна быть определена центральная точка. Ее можно найти путем сгиба канвы сначала вдоль, потом поперек. Точку лучше всего отметить водорастворимым маркером, но можно булавкой или наметочным стежком.
Внимательно рассмотрев схему картины, которую вы собираетесь перенести на канву, определите самое лучшее место для начала работы. Но если следовать советам опытных вышивальщиц, то даже вышивка крестом у начинающих детей получится симметричной и аккуратной, если начать ее с середины канвы.
Закрепление нити в начале работы. Чтобы добиться ровной поверхности вышитой картины, без бугорков и провалов, при вышивании крестиком узелки на изнаночной стороне делать нельзя ни в коем случае. Закрепить нить возможно несколькими способами: методом "Петля", с узелком, без узелка, с узелком наружу и под стежками.
[pic]
Игла для вышивания крестиком не должна иметь острый кончик и повреждать канву. Ее закругленный конец должен раздвигать волокна основы и попадать в угловое отверстие.
[pic]
Для большего удобства и равномерного натяжения, канву следует заправить в пяльцы или натянуть на специальную рамку.
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Закрепление нити в конце работы. Как и в начале работы, закрепление нити в конце должно производиться без узелков. Нить пропускается с изнаночной стороны под несколькими стежками, а затем обрезается. На изнаночной стороне нить обвивает несколько раз один стежок. Один момент, который надо помнить при закреплении нити - темный цвет может просвечивать сквозь более светлые нитки, поэтому надо стараться избегать подобных ситуаций. Нить можно закрепить и еще одним способом - пропуская ее сквозь вертикальные стежки на обратной стороне.
[pic]
Стирка готовой работы. Во время вышивания даже при аккуратной работе, канва пылится и пачкается, нитки немного затираются. Поэтому вышивку после окончания работы следует обязательно постирать. Желательно обычным хозяйственным мылом, чтобы не полиняли нитки.
Затем отжать вышивку через полотенце и просушить, разложив ее на столе. Завершающий этап - вышивка отпаривается утюгом с изнаночной стороны для сохранения рельефности рисунка.
экономический расчет
Материал Кол-во
Цена, руб.
Сумма, руб.
Мулине
10
12
120
Канва
0,3м
300
90
Пяльцы
1
50
50
Итого
260
Для выполнения последующих работ, затраты будут ниже, так как останутся нитки мулине, пяльцы, канва.
экологическая оценка проекта:
изготовление и эксплуатация проектируемых изделий не повлекут за собой изменений в окружающей среде,
нарушений в жизнедеятельности человека.
Так как используются х/б материалы, нитки, пяльцы – деревянные, которые не выделяют токсичных веществ.
экспертная оценка и самооценка
С чего начинается вышивка?
С коробки большой с мулине,
Со шпулей, моталок и косточек,
А может быть с пялец вообще? [pic]
А может она начинается
С наборов, что дарят тебе?
С чего же она начинается?
Конкретно мне трудно сказать.
Но, в общем, какая мне разница –
Я просто люблю вышивать!
Перспектива. Сейчас можно использовать компьютерные программы для создания схем вышивки крестом (Программа «Крестик» - создание схем вышивок из любых фотографий , FancyWorkMaps). И я хочу попробовать вышить портрет мамы.
Литература
[link]