Средняя школа №7 им. Ушинского
«Мозаика из бисера.
Выбор рисунка, цветовой гаммы»
/Открытый урок по технологии/
[pic]
Учитель технологии: Страшко Ж.А.
г. Талдыкорган, 2014г.
№ 24. Тема урока. Мозаика из бисера. 7 класс
Выбор рисунка, цветовой гаммы.
Цели урока: - расширить кругозор учащихся – в процессе изучения данного вида
рукоделия, обучить новым способам действия, новым рабочим приемам;
- ознакомить с последовательностью изготовления мозаики из бисера;
- развивать навыки работы в изготовлении мозаики из бисера;
- прививать культуру труда, бережливость;
- воспитывать познавательную потребность, интерес, эстетические взгляды;
- воспитывать организацию в работе над изделием.
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснение, демонстрация.
Оборудование: образцы, набор материалов (бисер, картон, клей, булавочки, рамка).
Ход урока:
I. Организационный момент. [pic]
Готовность учащихся к уроку, проверка посещаемости.
II. Повторение.
Заполнить кроссворд на тему: «Виды рукоделия».
III. Сообщение темы, целей урока.
IV. Объяснение нового материала.
Это одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. Ее знали еще древние греки. Уже в Древнем Риме и Византии техника мозаики получила весьма широкое распространение. В эпоху поздней Римской Империи мозаику уже можно было встретить практически везде — и в частных домах, и в общественных сооружениях. Римские мозаики выкладывались из маленьких кубиков (столбиков) смальты или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки. Но именно использование смальты расширило палитру мозаики и привело к созданию картин, конкурирующих с живописью. По большей части мозаикой отделывали пол, на стенах же предпочтение отдавали фрескам. В результате рождались нарядные и по-настоящему величественные пространства, достойные знати. Однако, несмотря на сложность мозаики, общим впечатлением от римских образцов всегда остается ощущение приземленности этого искусства; в нем нет той изысканности и утонченности, которая встречается позже в византийских мозаиках.
Бисерные работы – живое предание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и потому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далёком прошлом. Это роднит бисер с живописью по эмали и фарфору, которые также сохранили для нас вкусы и замыслы отдалённых поколений.
Поделки из бисера выполнены в технике мозаики. Сотнями бусин выкладывают красочные орнаменты на деревянной или керамической основе, покрытой расплавленным воском. Традиционными являются фигурки животных, маски, тарелки и дощечки. Стиль Huichol art трудно спутать с чем-то другим. Он выделяется яркой, богатой палитрой цветов и характерным этно узором. Впрочем, фотографии говорят сами за себя.
Бисер, используемый для работы, может иметь различную форму, цвет, прозрачность и материал, из которого он изготовлен. Наиболее распространен круглый бисер. Рубленый бисер, для краткости его называют рубка, собой короткие трубочки. Рубка бывает обычная и дополнительно прессованная (граненая). Косая рубка представляет собой короткие кусочки стеклянной трубочки, отрубленные под углом 45 – 60 градусов. В изделиях хорошо выглядит мелкий граненый богемский бисер. Новинкой является бисер «новый дизайн». Отверстия в таких бисеринках смещены и в профиль бисер имеет форму капли (такой бисер хорошо использовать на концах подвесок, при отделке края изделия и низании жгутов в вязании). Размер бисера (его диаметр) обозначается номером: чем мельче бисер, тем больше номер и имеет обозначение от 4-11.
V. Практическая работа.
Перед тем как начать практическую работу давайте повторим основные правила во
время ручных работ (рассказывают учащиеся).
- ноги должны твёрдо опираться об пол, чтобы не нарушалось кровообращение;
- голову немного наклонить вперёд;
- в процессе работы следует менять положение корпуса (от слегка согнутого к
выпрямленному и наоборот);
- надо аккуратно обращаться с клеем, помня, что он токсичен;
- осторожно работать острой палочкой.
Порядок разработки изделия:
1. Определить форму изделия и его размеры.
2. Продумать в целом его конструкцию и художественное решение. [pic]
3. Определить количество и пропорции отдельных элементов (если такие имеются) и способы их соединения.
4. Разработать эскиз изделия и его элементов, обратив особое внимание на места их соединения. При необходимости разработать переходные элементы.
5. Выбрать технику плетения или несколько видов техники, соответствующих конструкции изделия.
6. Составить схемы изделия и его элементов.
7. Выбрать или разработать орнамент.
8. Проработать расположение узора на изделии в целом и на его отдельных частях.
9. Нанести орнамент на схемы изделия и его элементов (в условных цветах).
10. Подобрать цветовую гамму бисера (стекляруса).
11. Проверить правильность выбранных решений, для чего сделать образцы в выбранной технике и цветовой гамме в соответствии с составленной схемой.
VI. Подведение итогов работы.
Проверка выполненной работы, выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Закончить мозаику из бисера, оформить в рамку.
VIII. Уборка рабочих мест.
Проверено: