Изготовление сувениров из древесины учебное пособие

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Управление образования и науки Тамбовской области

ФГБОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет»







О.С.Зотова



[pic]

[pic]



учебное пособие по технологии

для обучающихся (5 - 7 классы)











Мичуринск – наукоград 2012

В учебном пособии представлены разработки уроков по дисциплине «Технология» для обучающихся 5 - 7 классов, а также внеклассные занятия, рекомендованные для реализации проекта «Бизнес-ремесло» в рамках непрерывного агробизнес-образования, реализуемого в Тамбовской области.

Издание содержит материалы по изучению истории развития народных промыслов в Тамбовской области, технологии изготовления изделий из древесины и природного материала учебного и информационно-экономического характера, которые позволяют сформировать у обучающихся представление о стратегии устойчивого развития ремесла на селе как одного из составляющих социально-экономического развития Тамбовщины средствами организации и обеспечения эффективности агротуризма.

Задания, предлагаемые в пособии, могут быть использованы для организации деятельности учащихся по интересам во внеурочное время, в том числе для индивидуальной домашней работы по технологии в рамках агробизнес-образования.

Учебное пособие предназначено для обучающихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы агробизнес-образования.

Условные обозначения:

[pic] - это важно


[pic] - подумай и ответь


[pic] - внимательно прочитай и запомни



[pic] - практическая работа


[pic] - это интересно




Содержание стр.

От автора………………………………………………………………….. 6

Введение………………………………………………………………….... 7

Глава I. Технология обработки древесины

(для уроков технологии в 5 классе)……………………………………… . 13

§1. История развития народных промыслов и ремёсел

в Тамбовском крае……………………………………………………….. 13

§ 2. Древесина - природный конструкционный материал……… 16

§ 3. Графическая документация……………………………………. 20

§ 4. Приемы ручной обработки древесины………………………... 30

- Разметка древесины………………………………………………….30

- Пиление древесины…………………………………………………...34

- Строгание древесины………………………………………………...38

- Сверление древесины………………………………………………..42

- Долбление и резание древесины……………………………………45

- Шлифование древесины……………………………………………..51

- Отделка изделий из древесины……………………………………..54

Глава II. Технология обработки древесины

(для уроков технологии в 6 классе)………………………………………. 57

§ 1. История развития народных промыслов и ремёсел

в Тамбовском крае…………………………………………………………. 57

§ 2. Художественная обработка древесины: истоки и основные

направления ………………………………………………………………………………… 62

§ 3. Технология токарной обработки древесины…………………. 67


Глава III. Технология обработки древесины…………………………… 83

(для уроков технологии в 7 классе)

§ 1. История развития народных промыслов и ремёсел

в Тамбовском крае…………………………………………………………… 83


§ 2. Технология токарной обработки древесины……………………. 95

§ 3. Художественная отделка изделий из древесины……………… 119

Заключение…………………………………………………………… 132

Список литературы…………………………………………………. 133

Словарь……………………………………………………………….. .135

Приложения…………………………………………………………….140

Дорогие ребята!

Перед вами учебное пособие по изготовлению сувениров из дерева в традициях Тамбовской области. Чему оно может вас научить? Первое – основам предпринимательской деятельности в области обработки древесины. Что же нужно, чтобы стать успешным предпринимателем в сфере агробизнеса? Нужно не только уметь изготавливать сувениры, необходимо научиться подходить к этому процессу творчески, обдумывать каждое свое действие, быть ответственным. Это означает, что все новые действия сначала творчески осмысляются, а потом голова «дает указание» рукам, как и что надо делать. Именно научиться быть думающей, творческой личностью, поможет вам эта книга. Для чего это надо? Это поможет вам, как будущим предпринимателям, организовать собственное дело – ремесло. Например, делать такие изделия из древесины, которые бы при наименьших затратах на производство дали бы большую прибыль и не только возродили, но и прославили изделия Тамбовского декоративно-прикладного искусства.

Изучите пособие и убедитесь, как много нового и интересного вы узна­ете об изделиях из древесины.

Надеемся, что у вас все получиться!

Успехов вам!



Автор.

Введение

В многообразных проявлениях человеческой деятельности особое ме­сто занимает бытовая культура. Жизнь людей любой эпохи определяют не только глобальные общественные или экономические процессы, но и гос­пожа Повседневность. Порой народный костюм, скромный рушник, само­дельная кукла скажут о приметах времени больше, чем железобетонные кон­струкции или турбины. Вещи, сделанные из нехитрых природных материа­лов искусными умельцами, хранят тепло руки, причудливость воображения, частичку души мастера. Они отражение менталитета и культурного своеоб­разия народа, потому навыки их создания зовутся народными промыслами. Попробуем совершить путешествие в мир этих вещей, удивиться бесхитро­стной красоте ожившего чуда и порадоваться тому, что и сейчас на нашей земле живо искусство народных промыслов.

История традиционного типа народной художественной культуры сви­детельствует о том, что в недрах архаической культуры зарождались не только различные виды изобразительного искусства, но и ремёсла.

В.И. Даль дал такое определение ремесла: «Ремесло, рукомесло, руко­дельное ма­стерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб, - самое занятие, коим человек живёт, промысел его, требующий более телес­ного, чем умственного труда». «Промысел» или «промышление» у В.И. Даля означает «ручной труд, то есть ремесленное производство изделий как спо­соб добычи, уменье и средство для жизни, заработков». Недаром эти два по­нятия в народе использовались вместе в таких пословицах и поговорках, как «По ремеслу и промысел», «У ремесла не без промысла».

Крестьянские промыслы были тесно связаны с бытом русской деревни, но в отличие от изделий традиционного народного искусства, создаваемых для собственных нужд, изделия кустаря предназначались для рынка.

В Тамбовской губернии был развит гончарный промысел, он разви­вался в нескольких направлениях: производство кирпича, изготовление гли­няных труб, посуды, кафеля, игрушек. Гончарное ремесло передавалось по наследству, и, начиная с раннего возраста, мальчики вместе с девочками и женщинами приучались делать горшки, мять глину и укладывать высушен­ные и обожжённые горшки. Большинство кустарей занималось производст­вом кирпича. Но наиболее традиционными изделиями, выделывавшимися де­ревенскими гончарами на протяжении XIX века, были разного размера горшки с низким горлом для приготовления пищи, чашки для еды, «черепушки», разного размера кувшины, корчаги для воды, пива, кваса, браги, жаровни для приготовления мяса. К более поздним образцам следует отнести банки для цветов с поддонами, так как цветы на окнах крестьянских домов появились не ранее конца XIX века под влиянием города.

В XIX веке Тамбовская губерния особенно славилась игрушками: лошадками, коровами и баранами, петухами с высокими гребнями и большими крыльями, поднятыми над спиной. Глиняные игрушки-свистульки в народе назывались «товарняк», так как гончары тысячами продавали их тряпичникам, а те в свою очередь меняли игрушки на продукты. Тамбовские свистульки были сделаны в виде фигурок собачек, оленей, а иногда головок солдата в папахе или барыни в капоре. Особенно выделялась сюжетная пластика: дамы и офицеры в колясках и каретах, запряженных парами и тройками лошадей, гусары и купцы в щедро украшенных мундирах и костюмах. Иногда игрушки обливали жёлто-зелёной поливой, более поздние – расписывали анилиновыми красками. К началу XX столетия относятся целые сюжетные композиции, посвященные Л.Н. Толстому: «Лев Толстой беседует», «Толстой на прогулке», «Толстой за работой». Исследователи считают подобные скульптуры явлением исключительным в народном искусстве. Помимо пластических композиций, изготавливалась также миниатюрная глиняная посуда: горшки, мисочки, кувшинчики, тарелочки, чашечки и т.д., повторяющие формы крестьянской утвари. Посуда также была полита желтоватой и зелёной глазурью.

Большое значение на Тамбовщине издавна придавалось в быту и обря­дах русским вышитым изделиям. Объектом приложения вышивки являлось всё многообразие одежды и ряд предметов домашнего обихода: полотенца, простыни, подзоры, платки и т.д. Тамбовские мастерицы предпочитали укра­шать изделия не только цветными шелками, но и металлической золотой или серебряной нитью, контуры цветных орнаментов обводились чёрными ни­тями. Техника вышивки: крест, счётные швы (бранка), строчка по сетке, рос­пись (реже) и т.д. Помимо вышивки, полотенца украшались кружевом. Од­ной из самых старинных техник тамбовской вышивки является шитьё цвет­ными шёлковыми нитями двусторонней гладью и швом «роспись по по­лотну», она использовалась для украшения оплечий женской одежды, полотенец, скатертей. Тамбовская вышивка не похожа на прочие, заметили это ещё в XIX веке исследователи искусства и русской старины. На фоне светлых, радостных и немного наивных традиционных деревенских сюжетов тамбовские узоры выглядели более строгими и сдержанными. Рисунок тамбовских вышивок серебром и золотом очень древний. Судя по всему, он сложился ещё задолго до монгольского нашествия.

Бытовал в Тамбовской области и другой промысел – изготовление изделий из соломки. Кажется, прозаичнее соломы ничего и не придумать. Но нашему народу сноровки, фантазии не занимать: из грубой лозы сотворит кружевное чудо, а уж из тончайшей золотой соломки – просто сказку. Дело кропотливое – будто тонкую золотую проволоку свиваешь. Зато и получались вещи не только прочные – туго сплетённые, но и красоты необыкновенной – ювелирной тонкости. Но широкого применения соломенные поделки не получили. Хоть и хороша соломка как доступный экологически чистый материал, но место это в крестьянском быту давно и прочно занято берёстой. И всё же соломенным промыслом занимались целые артели, у нас на Тамбовщине в селе Старинка Никифоровского района плели долгими зимними вечерами нарядные потешные кузовки на праздничный стол. С плетением соломенных игрушек на Руси связано много интересных обрядов и игр.

Любимых материалом народных умельцев было дерево. Оно обладает богатыми природными свойствами, легко обрабатывается. Из дерева делают посуду, игрушки, всевозможные предметы быта, а резьба и роспись превра­щают обыденные вещи в произведения искусства.

В народе широко бытовала исконная русская посуда: ковши, скопкари - их своеобразные пластичные формы напоминают плывущую по воде вели­чавую птицу. Не менее популярны были прялки, покрытые резьбой и роспи­сью, разнообразные по форме и декору в зависимости от места, где они дела­лись. Про степные районы Тамбовщины обычно говорили: «здесь вся губер­ния прядёт». Для тамбовских прялок ха­рактерна массивность, монументаль­ность сильно натянутой доски донца. Каково же художественное оформление тамбовских прялочных донец? Исследователи не раз уже отмечали, что кра­сота донца заключается, прежде всего, в единстве функциональности всей конструкции прялки и её пластического выражения. Монотонная плоскость доски вдруг оживает при соприкосновении с инструментом резчика: выямча­тая, трёхгранная или ногтевидная резьба придаёт донцу пластичность и бо­гатство фактуры, помогает ощутить всю вещь в целом. Можно только любо­ваться сплошным узором, состоящим из кругов и розеток, декоративных же­лобков.

Таким образом, можно отметить, что народное декоративное искусство представляет собой сложное структурное образование, соединяющее в себе произведения домашнего производства и ремесла, которые не только укра­шают быт народа, но и выражают его этническую сущность. Расширение сферы художественных промыслов в ущерб традиционному народному декоративно-прикладному искусству и домашнему ремеслу нарушило гармоническое соот­ношение утилитарной и эстетической функции, привело к упадку многие ху­дожественные промыслы. В свою очередь связь кустарных промыслов с ху­дожественно-промышленным делом при изготовлении предметов домашнего обихода привело к увлечению декоративными промыслами, превращению их в сувенирное производство.

На сегодняшний день производство сувенирной продукции выгодно по нескольким причинам:

- во-первых, предприятия малого бизнеса дают более 50% рабочих мест по всей стране;

- во-вторых, известно, что деятельность фирм малого предпринима­тельства приносит в бюджеты высокоразвитых стран более 60% всех дохо­дов;

- в-третьих, представители малого бизнеса значительно влияют на формирование конкуренции на современном рынке, что в свою очередь вы­нуждает работать предприятия на более высоком уровне. А это ведет к по­вышению качества производимой продукции. Кроме того, функционирова­ние малого предпринимательства ведет к формированию среднего класса на­селения страны. А для любой страны этот показатель является особенно важ­ным, ведет к повышению социального и экономического уровня развития го­сударства.

Большинство людей думают, что всякого рода бизнес, а особенно ма­лое предпринимательство, – это всегда большой риск, неизбежные потери, постоянные головные боли, нескончаемый поток проблем. Этот список можно продолжать достаточно долго. Да, многое из всего вышеперечисленного имеет место, но все-таки на этот вопрос можно посмотреть с другой стороны. Негативные элементы присущи большинству начинаний, и еще в большей степени это свойственно тем инициативам, которые требуют материальных и денежных вложений. Но вот что касается малого предпринимательства «Бизнес-ремесло», то очевидно, что из всех видов капиталовложения – это самый безопасный, так как несет в себе минимальный процент потерь вследствие минимизации вложенных средств. Более того, для «Бизнес-ремесла» не требуется большое количество рабочей силы. А это значит, что при открытии своего бизнеса Вы можете даже задействовать в нем своих родственников или друзей. В итоге мы можем сказать о том, что малое предпринимательство – это серьезный шанс получения хорошей прибыли при малых затратах.

Сегодня как никогда остро стоит проблема сохранения и возрождения русских национальных традиций в культуре нашего народа. Создание пред­приятия по изготовлению сувенирной продукции способствует развитию аг­ротуризма, дающего также и широкие возможности для трудоустройства на­селения охваченных им территорий. Будущее агротуризма в Тамбовской об­ласти связано, в частности, с традиционными промыслами и народными ре­меслами Тамбовщины.

Надеемся, что данное пособие поможет вам при разработке проектов собственного будущего бизнес-ремесла с использованием русских национальных традиций и в приобщении к культуре нашей страны, региона и наследию наших предков.

Глава I. Технология обработки древесины

(для уроков технологии в 5 классе)

§1. История развития народных промыслов и ремёсел в Тамбовском крае

Тамбовская губерния была создана в 1779 году, и её границы оставались неизменными до 1923 года, затем они неоднократно менялись, а сама область то растворялась в более крупных административно-территориальных образо­ваниях, то включала в себя соседние области (Липецкую, Пензенскую). Со­временные границы Тамбовской области сформировались только в 1955 году, и, хотя сама она была образована Постановлением ЦИК (ССР от 27 сен­тября 1937 года, значительные изменения в сетке административных районов всё же продолжались постоянно.

Новейшая археологическая карта Тамбовского края фиксирует более восьмисот памятников культуры древности и показывает места миграции различных племён и этнических групп, их взаимодействие с окружающей средой и друг с другом.

Тамбовская область расположена в центральной части Восточно-Евро­пейской (Русской) равнины, занимает среднюю часть Окско-Донской низ­менности и на северо-востоке незначительную часть отрогов Приволжской возвышенности. На западе примыкает к Среднерусской возвышенности. Тамбовская область приурочена к лесостепной зоне Русской равнины.

На территории Тамбовского края имеются многочисленные следы ран­них (XII - XIII веков) и поздних (XVI - XVII веков) русских поселений. Большое количество предметов домашнего и хозяйственного обихода, най­денных в Тамбовском, Моршанском, Петровском и других районах области, указывают на тесные культурные связи русских с мордвой. Развитие много­численных ремёсел было связано с обработкой металла, кожи, кости, дерева. Прядение и ткачество, гончарные и ювелирные изделия говорят о специализа­ции многих ремесленников.

Тесные торговые и культурные связи поселенцев славян с другими наро­дами были прерваны татаро-монгольским нашествием, которое превратило земли к югу от Оки и к юго-востоку от Волги почти в пустынные степи, по­лучившие название «Дикое поле». Многие земли оказались во владениях та­тар или «мордовских князей», собиравших ясак для Золотой Орды со всей мордвы и уцелевших русских поселений. Татарские и мордовские князья, владевшие землями по Цне и Мокше, попадали всё больше под влияние ря­занских, а затем и московских князей. После вхождения в 1521 году Рязан­ского княжества, а с ним и тамбовских земель под власть Москвы начался процесс заселения края, а вместе с этим и возрождение земледелия, животно­водства и различных ремёсел.

Заселение и колонизация Тамбовщины в XVI - XVIII веках представ­ляла собой сложный исторический процесс, приведший в движение многие на­роды русской земли. Освоение большой территории лесостепной зоны способ­ствовало строительству новых городов и сёл, что было продиктовано не только потребностями обороны, но и экономическими задачами. Созданная во второй половине XVI века, Верхоценская полость входила в Шацкий уезд. За­селение Тамбовского края до строительства укреплений и городов производи­лось различными формами колонизации. Большое участие в заселении края принимали монастыри, которые не ограничивались крещением нерусских на­родов и приобретали земельные владения, где возникали деревни и слободы.

В 30-е годы XVII века началось строительство мощной линии укрепле­ний для того, чтобы закрыть южные пути проникновения татар на Русь. Соз­дание укреплений в бассейне рек Воронежа и Цны способствовало строитель­ству городов Тамбова и Козлова. «На всех этапах XVII века ведущая роль в заселении Тамбовского и Козловского уездов принадлежала русскому народу. Его трудом и энергией, мужеством и отвагой за короткий срок были достиг­нуты реальные успехи в этом процессе. Активное участие в заселении района принадлежит коренному мордовскому населению, украинским переселенцам», - пишет Ю.А. Мизис. Миграция крестьян с севера на юг приобрела массовый характер. На тамбовские земли переселялись из Рязанского, Шацкого, Влади­мирского, Московского и других уездов.

Тем не менее, пёстрый этнический и социальный состав переселенцев и местного населения не мог в целом повлиять на резкое изменение структуры населения Тамбовского края: основу его составляли мордва и русские пересе­ленцы, которые жили в одних и тех же деревнях и сёлах. Происходило бы­строе обрусение мордвы и её христианизация. Осуществляли этот процесс мо­настыри и миссионеры. Христианизация мордовского населения завершилась в 60-е годы XVIII века, а термин «мордва» исчез из официальной переписки. «Цнинская мордва сначала юридически, а затем и этнически исчезла и асси­милировалась с русскими. В настоящее время только географические названия, фамилии и этнический облик местных жителей напоминает нам о бывшем ко­ренном населении края», - отмечает Ю.А. Мизис.

Произведения народного декоративно-прикладного искусства несут в себе широкий спектр взаимопроникновения и взаимовлияния русского и мор­довского народов. Несмотря на то, что во многих районах прежнего житель­ства мордва оказалась в положении этнического меньшинства среди русского этнического массива, она сохранила свои обряды, обычаи и народное искус­ство. В результате миграционных процессов XV - XVIII веков, значительных социально-экономических изменений в XIX веке произошло смещение куль­турных ареалов народов, населяющих Тамбовщину. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сложные миграционные процессы на протяжении многих веков создали неоднородный этнический состав населения Тамбовского края. Стоянки каменного века, поселения и курганы эпохи бронзы, городища раннего железного века, мордовские «тверди» и могильники, ранние русские поселения, курганы, оставленные половцами и татаро-монгольскими ордами, множество русских сёл XVI - XVII веков - вот сколь сложен исторический профиль области.

§ 2. Древесина - природный конструкционный материал

Дерево состоит из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои. Деревья, имеющие листву, называют лиственными, а имеющие хвою — хвойными. Лиственными породами являются береза, осина, дуб, ольха, липа и др., хвойными породами — сосна, ель, кедр, пихта, лиственница и др. Лиственницей называют дерево за то, что она, как и лиственные породы, на зиму сбрасывает хвою. Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части. Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую — вершинную. Поверхность ствола покрыта корой. Кора является как бы одеждой для дерева и состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего — лубяного (рис.1). Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой служит проводником соков, питающих дерево. Основная внутренняя часть ствола дерева состоит из древесины. В свою очередь древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца. П [pic] о числу годичных колец определяют возраст дерева.

[pic] 1 - сердцевина

2 - сердцевинные лучи

3 - ядро

4 - годичные кольца

5 - камбий

6 - лубяной слой

7 - кора Рис. 1 Строение древесины

Рыхлый  и  мягкий  центр  дерева  называют  сердцевиной.  От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи. Они имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева. Сердцевинные лучи создают рисунок (текстуру) древесины.

Камбий — тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только с камбия происходит образование новых клеток и ежегодный прирост дерева по толщине. «Камбий» — от латинского «обмен» (питательными веществами).

Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола (рис. 2).

[pic]












Рис. 2 Разрез ствола дерева

Разрез 1, проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцовым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез 2, проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез 3 проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние. По этим разрезам выявляются различные свойства и рисунки древесины.

Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам: текстуре, запаху, твердости, цвету.

Сосна — хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Древесина красноватого цвета с ярко выраженной текстурой. Применяется для изготовления окон и дверей, полов и потолков, мебели, в строительстве судов, вагонов, мостов.

Ель — хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Цвет белый с желтоватым оттенком. Применяется для изготовления музыкальных инструментов, мебели, окон и дверей.

Береза — лиственная порода. Твердая. Цвет белый с бурова­тым оттенком. Используется для изготовления фанеры, мебели, посуды, ружейных лож, ручек инструментов, лыж.

Осина — лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с зеленова­тым оттенком. Склонна к загниванию. Используется для изготовле­ния спичек, посуды, игрушек, бумаги.

Липа — лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с нежно-розовым оттенком. Применяется для изготовления посуды, чертежных досок, карандашей, изделий с художественной резьбой.

Ольха — лиственная порода. Мягкая. Цвет белый, на воздухе краснеет. Служит сырьем для изготовления фанеры, долбленой посуды, упаковочных ящиков.

Дуб — лиственная порода. Твердая. Цвет светло-желтый с коричнево-серым оттенком и ярко выраженной текстурой. На радиальном разрезе просматриваются сердцевинные лучи в виде блестящих полосок. Применяется для изготовления мебели, паркета, облицовывания ценных изделий, а также в конструкциях мостов и вагонов.

Текстура древесины наиболее распространенных пород показана на рисунке 3.

[pic]

Рис. 3 Текстура древесины


Текстурой древесины называют рисунок на ее поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон. О красивой поверхности древесины говорят, что она имеет богатую текстуру. Например, древесина грецкого или маньчжурского ореха имеет коричневые и серые цвета самых разнообразных оттенков, она высоко ценится при изготовлении из нее мебели, лож охотничьих ружей (рис. 3, а). Особо ценную текстуру образуют не проросшие почки (глазки) на поверхности карельской березы (рис. 3, б). Красивые текстуры имеют дуб, ясень, а также растущие в Африке, Америке, Австралии породы красного дерева (рис. 3, в), дающие древесину красного цвета различных оттенков. Такие ценные породы древесины строгают на тонкие листы (шпон), которые наклеивают на ценные изделия.

[pic] Новые термины: камбий, торцовый разрез, радиальный разрез, тангенциальный разрез, годичные кольца, текстура.

[pic] Вопросы и задания:

1. Из каких частей состоит дерево?

2.  Какие породы деревьев вы знаете?

3. Где применяется древесина?

4. Что показывают годичные кольца?

5. Что называют текстурой древесины?



[pic] [pic]

1. Изучите описание или таблицу пород деревьев.

2. Выпишите в тетрадь основные признаки, по которым определяются породы древесины.

3. Определите породы древесины по образцам, выданным учителем.

[pic] [pic]

Древесина является гигроскопичным материалом, который обладает свойством поглощать влагу из окружающей среды и отдавать ее. Ее влажность изменяется при изменении климатической характеристики окружающего воздуха. Например, при относительной влажности воздуха 50% и температуре +20 °С равновесная влажность древесины составит 9%, при влажности воздуха 30% и температуре +25 °С этот показатель равен 5%. Скорость изменения влажности древесины зависит от породы.

Деформация древесины, являющейся анизотропным материалом, происходит неодинаково в различных направлениях и зависит от типа распила и от наличия остаточных напряжений после сушки. Следует также отметить, что при нормальной влажности в помещении (нормой считается влажность 40-65%). Хорошие с точки зрения минимизации остаточных напряжений результаты дают вакуумная или вакуумно-конвективная сушка

Свежесрубленное дерево может иметь относительную влажность древесины 50-70%. Существуют различные способы сушки древесины, в т.ч. горячим воздухом, СВЧ и с помощью вакуумных камер.

Защита древесины подразумевает сравнительно широкий круг мер и средств, призванных воспрепятствовать влиянию на нее воздействий, разрушающих ее или изменяющих ее характеристики в нежелательном направлении. Это, прежде всего, защита от влажности, предусматривающая нанесение на поверхность дерева (с пропиткой его на некоторую глубину) лаков, восковых мастик или масел. Защита от влажности в процессе хранения и транспортировки предусматривает использование соответствующей упаковки, защищающей как от влажности, так и от механических воздействий при перевозке.

Для определенных условий эксплуатации предусматривается пропитка древесины пирофобными и антисептическими средствами. С целью повышения твердости древесины она подвергается специальному прессованию, повышающему плотность поверхностных слоев. И, наконец, задаче защиты натуральной древесины служит поддержание нормальных условий эксплуатации. Излишняя влажность или наоборот пересушенный воздух вредны для нас также, как и для используемых нами изделий из натурального дерева.

§ 3. Графическая документация

Изделия из древесины состоят из отдельных деталей, которые различным образом соединяют друг с другом. Прежде чем изготовить какую-либо деталь, выполняют ее технический рисунок, эскиз или чертеж. Такие изображения будущего изделия называют графической документацией.


[pic]

Рис. 4 Технический рисунок детали

[pic]

Рис. 5 Эскиз детали

[pic] Технический рисунок — это наглядное объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размеров и материала (рис. 4).

Эскиз представляет собой изображение детали от руки с указанием размеров и сохранением соотношений между ее частями (рис.5). На эскизе S40 означает, что толщина детали равна 40 мм.

Чертежом называют изображение изделия, вычерченное с помощью чертежных инструментов по определенным правилам (рис. 6).

[pic]















Рис. 6 Чертеж детали:

а) главный вид; б) вид сбоку (слева); в) вид сверху

Линии: 1-контура, сплошная основная; 2-выносная, сплошная тонкая; 3-размерная, сплошная тонкая; 4- осевая симметрии, штрихпунктирная;5-невидимого контура, пунктирная.

Часто деталь имеет такие большие размеры, что ее изображение в натуральную величину не помещается на листе бумаги. Трудно также изобразить в натуральную величину очень маленькую деталь. Для этого используют уменьшенное или увеличенное изображение детали. Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры, называют масштабом.

Установлены строго определенные масштабы: для уменьшения — 1:2; 1:2,5; 1:4 и др., а для увеличения — 2:1; 2,5:1; 4:1 и др. Например, если на чертеже сделана запись «М 1:2», то это означает, что изображение в два раза меньше действительного, а если «М 4:1», то в четыре раза больше. На чертеже, эскизе или техническом рисунке, изображенном в любом масштабе, размеры детали проставляют действительные.

На рисунке 7 показан деревянный ящик. Как построить чертеж ящика, по которому его можно изготовить? Если мы посмотрим на ящик с различных направлений (показаны стрелками от 1 до 6 на рис. 7), то увидим, что ящик с разных сторон выглядит неодинаково.

[pic]







Рис. 7 Технический рисунок деревянного ящика:

Виды: 1- спереди; 2 - сверху; 3 - слева; 4 - справа; 5- снизу; 6 - сзади

Представим, что ящик помещен в куб (рис. 8). На каждой из шести стенок куба нарисуем изображение ящика, которое мы можем увидеть, глядя в направлениях, указанных стрелками на рисунке 7.

Развернув стенки куба, получим шесть видов изображений (рис. 9).

Не всегда необходимо изображать много видов для полного представления о форме и размерах предмета. Чаще всего достаточно бывает трех: вид спереди (главный вид), вид слева и вид сверху (виды 1 - 3).

Контуры изделий изображают сплошными основными линиями 1 (см. рис. 6). Выносные линии 2 от контуров детали проводят тонкими линиями. Между выносными линиями наносят размерные линии 3 со стрелками, над которыми проставляют размеры в мм. Оси отверстий и оси симметрии деталей показывают линиями 4 оси и симметрии.

[pic]















Рис. 8 Проекции ящика на стенки куба:

1-на заднюю плоскость; 2- на нижнюю плоскость; 3,4-на боковые плоскости; 5- на верхнюю плоскость; 6-на переднюю плоскость



[pic]

















Рис. 9 Шесть видов изделия:

1- главный (спереди); 2 - сверху; 3 - слева; 4 - справа; 5 - снизу; 6 - сзади

Название детали, а также сведения о материале, из которого она изготовлена, записывают в правом нижнем углу чертежа, эскиза или технического рисунка. Прочитать графическую документацию (чертеж, технический рисунок или эскиз) - значит определить название изделия, масштаб его изображения, количество видов, размеры и форму, материал, из которого оно изготовлено. В таблице 1 приведены различные типы линий, применяемых в чертежах.

Таблица 1. Линии чертежа

Наименование

Изображение

Назначение

Размеры

Сплошная толстая основная

[pic]

Линии видимого контура

Толщина — s = 0,5... 1,4 мм

Сплошная тонкая

[pic]

Размерные и выносные линии

Толщина — s/2...s/3

Штрихпунктирная тонкая

[pic]

Осевые   и   центровые линии

Толщина — s/2...s/3, длина штрихов — 5...30 мм, расстояние между штрихами — 3...5 мм

Штриховая

[pic]

Линии невидимого контура

Толщина — s/2...s/3, длина штрихов — 2...8 мм, расстояние между штрихами — 1...2 мм

Сплошная волнистая

[pic]

Линии обрыва

Толщина — s/2...s/3

Штрихпунктирная с двумя точками

[pic]

Линии сгиба на развертках

Толщина — s/2...s/3, длина штрихов — 5...30 мм, расстояние между штрихами — 4...6 мм



[pic] Новые термины: деталь, технический рисунок, эскиз, чертеж, масштаб, вид.

[pic] Вопросы и задания:

1. Что называют техническим рисунком, эскизом, чертежом?

2. Какие виды изображений деталей вы знаете? Для чего они нужны?

3. Какими линиями изображают контуры деталей, выносные и размерные линии?

4. Что такое масштаб?

5. В какой последовательности выполняют эскиз?

6. Что значит прочитать чертеж?

7. Составить кроссворд на тему «Чертежные инструменты и принадлежности».



[pic] [pic]



Внимательно изучите предложенную учителем деталь. Выберите подходящий масштаб и посередине листа рабочей тетради тонкими линиями выполните эскиз детали.

Проверьте соответствие между изображением и деталью и обведите видимые контуры на эскизе сплошной толстой линией. Проведите выносные и размерные линии, обмерьте деталь и проставьте на эскизе ее размеры.

В правом нижнем углу листа запишите необходимые основные сведения о детали.

Прочитайте предложенный учителем чертеж какой-либо детали.

[pic] [pic]

Рисунок – это графическое изображение, выполненное от руки на глаз, которое дает представление о внешнем виде предмета и не дает представления о внутреннем устройстве и размере.

Чертеж – это графическое изображение, выполненное при помощи специальных чертежных инструментов и принадлежностей по правилам построения изображений, которое дает полное представление о внешнем и внутреннем устройстве предмета и его размерах.
Первым материалом была земля, затем стены пещер, камни. Позже стали использовать бересту, кожу, хлыст, пергамент, папирус, бумагу и другие инструменты.
Бумагу впервые стали делать в Китае во II веке. Сырьем для ее изготовления служили стебли бамбука и луб шелковичного дерева. Слово бумага – древнерусское, происходит от греческого слова bambakion – бамбук. В Европе бумага появилась в XI-XII вв., она пришла на смену папирусу и пергаменту, которые были слишком дорогие.
По мере развития потребностей общества( градостроение, ремесло, техника и прочих) графическое изобразительное искусство постоянно совершенствовалось.

Первые сведения о чертежах, напоминающих современные, относятся к XV веку. Так, Леонардо да Винчи в технических рисунках и эскизах раскрывал свои идеи в области техники и строительства. Применение чертежей в России началось несколько позднее, в XVI веке. Большим стимулом к развитию графической культуры явилась деятельность Петра I. Сам Петр любил чертить и делал это прекрасно. Вернувшись из Голландии, где он работал на кораблестроительных верфях, Петр привез диплом, где значилось: «Корабельную архитектуру и черчение планов изучил основательно и разумел эти предметы в такой степени, сколько мы сами разумеем».

Для выполнения чертежей необходимы различные инструменты, материалы и принадлежности.

1. Чертежная бумага должна быть белой и плотной. Чертежи не допускается выполнять на бумаге произвольного размера. Бумага, предназначенная для выполнения чертежей, называется форматом. Формат – французское слово, в переводе означает «очертание». А1 841х594, А2 594х420, А3 420х297, А4 297х210.

2. Карандаши бывают твердые (Т или H), мягкие (М или B). При подготовке к работе необходимо правильно затачивать карандаши. Длина заточенного участка должна быть около 30 мм, графитового стержня около 10 мм. Графитовый стержень карандаша заостряется в виде конуса или лопаточки.

3. Линейки используются деревянные или пластмассовые. Для проведения горизонтальных линий используется длинная линейка с головкой – рейсшина (слово немецкое, означает «большая линейка»)

4. Угольники используются для черчения. Используют два угольника, один с углами 90О, 45О, 45О, другой – с углами 90О, 60О, 30О.

5. Готовальня – набор чертежных инструментов.

6. Циркуль – латинское слово, означает «круг».






§ 4. Приемы ручной обработки древесины

Разметка древесины

Прежде чем начинать обработку детали, нужно разметить заготовку. От правильности и точности разметки во многом зависит качество детали. Даже небольшие ошибки в нанесении разметочных линий могут повлечь за собой непоправимый брак. Несмотря на кажущуюся простоту этой работы и несложность применяемого инструмента, необходимо быть очень внимательным, а по окончании разметки тщательно проверить сделанные построения.

Для проведения линий в столярном деле применяют рейсмус, чертилку и циркуль с остро заточенными ножками. Следует иметь в виду, что на гладких по­верхностях, предназначенных для полирования или покрытия нитролаками, от этих инструментов остаются глубокие, трудно устранимые следы.

Для проведения линий при разметке лучше всего пользоваться простым графитовым карандашом. Для разметки деталей из твердых пород дерева применяются карандаши ТМ, Т, 2Т и ЗТ, для мягких пород, например, для липы или ели - карандаши М.

Для разметки применяется следующий инструмент:

а) линейка металлическая или деревянная с миллиметровыми делениями служит для измерения и откладывания размеров. При разметке также можно пользоваться складным метром или стальной рулеткой, для размеров менее 100 мм – штангенциркулем,

б) угольник металлический служит для разметки прямых углов и их проверки. Правильность таких угольников проверяется сличением их с контрольным угольником. Если контрольного угольника нет, то на ровной доске с прямой кромкой проводят по угольнику линию, затем угольник поворачивают на другую сторону и проводят рядом с первой линией вторую. Если линии получились параллельными, угольник верен,

в) малка служит для откладывания углов и их проверки. Устанавливают малку на желаемый угол с помощью транспортира или угломера,

г) рейсмус служит для нанесения линий, параллельных кромке.

Для более быстрой и точной разметки рекомендуется использовать шаблоны (рис 10). Такие шаблоны можно изготовить самому. При их изготовлении следует учесть необходимость плотной посадки.

[pic]

а б

Рис. 10 Шаблоны:

а - для разметки шипом, б - для разметки «в ласточкин хвост»

1- чертилка, 2 - заготовка, 3 – шаблон


[pic] Новые термины: штангенциркуль, малка, рейсмус, рулетка, шаблон.



[pic] Вопросы и задания:

1.Что называется разметкой?

2. Какой инструмент используется для разметки и измерения углов 45 и 135°?

3. Для чего применяется рейсмус?

4. Какая кромка называется базовой?

5. Что применяется для нанесения линий разметок?

6. Какие из перечисленных инструментов применяются при разметке деталей из древесины?

[pic] [pic]

Простой рейсмус с переменными размерами разметки можно сделать из бруска твердой древесины и шурупов, которые вворачивают в торец бруска и с помощью линейки устанавливают расстояние, необходимое для нанесения риски. При разметке параллельные линии можно наносить и с помощью угольника: в нем сверлят отверстия возле определенных отметок, вставляют карандаш и, перемещая угольник, делают разметку.

[pic]
Самодельные рейсмусы

При обработке древесины применяются деревянные угольники и угольники с металлической линейкой — пером. Угольник с металлическим пером после проверки может быть пущен в дело. Деревянные угольники после покупки нужно просушить в течение 2—3 мес. в комнате и проверить. Проверяют вначале внешний угол деревянного угольника, приставляя его внешний угол к внешнему углу металлического угольника. Обнаруженные у деревянного угольника выступы притирают шлифовальной шкуркой. Для проверки внутреннего угла деревянный угольник прикладывают этим углом к внешнему углу металлического угольника, а между соприкасающимися поверхностями помещают копировальную бумагу, которая окрасит выступающие неровности внутреннего угла. Затем эти неровности притирают шлифовальной шкуркой средней зернистости.

Время от времени деревянные угольники следует проверять, для чего можно воспользоваться упрощенным способом. Нанесите на бумагу или доску основную прямую линию и, приставив к ее середине угольник, проведите перпендикулярную линию. Затем переверните угольник и приставьте к середине основной линии с другой стороны — угольник должен совпасть с ранее нанесенной перпендикулярной линией.

Для разных по размеру деталей необходимо иметь два-три угольника разного размера со сторонами 30, 20 и 10 см. Обычно мастера изготавливают угольники сами, для прочности оклеив по кромке рейкой из темного твердого дерева — получается красивый и надежный инструмент. Лучшая древесина для угольника — клен, для рейки — мореный граб. Слесарные угольники (металлические) хотя и очень точны, но тяжелы, а поэтому неудобны. Неприятно к легкой детали прикладывать измерительный инструмент намного более тяжелый. Все же следует иметь один такой угольник с пером 15—20 см для проверочных работ.

На металлической линейке часто стирается шкала делений. Чтобы избежать этого, обработанное ацетоном полотно линейки окрасьте белой или красной нитрокраской, после чего протрите линейку тканью. С полотна линейки краска снимется, а в углублениях цифр и рисок останется. Так вы получите четкую шкалу делений.

Надо постоянно проверять исправность разметочного инструмента и немедленно устранять обнаруженные дефекты. Шаблоны с повреждениями по периметру обязательно заменяют новыми. Разметочный инструмент и шаблоны нужно хранить в сухом месте, желательно в подвешенном состоянии. Мелкие инструменты хранят на стеллажах с гнездами для каждого инструмента.



Пиление древесины

Пиление - это технологическая операция по разделению заготовки на части при помощи пилы. Пила это многорезцовый режущий инструмент, у которого резцами являются зубья (рис.11).

[pic]

Рис. 11 Виды пил:

а) ножовки, б) лучковые пилы,

в) зубья пил для поперечного (1) и продольного (2) пиления

В зависимости от того, насколько толстый выбран массив древесины для работы используют ту или иную пилу. А от закрепления на верстаке заготовки зависит используемый при работе прием пиления. Если закрепить заготовку на верстаке горизонтально, а пилу при этом расположить перпендикулярно к самой детали, то такой прием называется горизонтальным. При этом место распила должно несколько выходить за поверхность верстака, чтобы при работе невозможно было повредить рабочую доску, при этом выполнять процедуру будет намного удобнее.

Особенностью поперечного распила является то, что он проходит не вдоль волокон, а поперек них. При этом возрастает вероятность образования отколов как с оставляемой части, так и с отпиливаемой. Если откол произошел на отпиливаемом куске, то легко можно убрать лишнюю древесину с нужной части. Но если откол произошел именно там, где необходимо иметь ровную гладкую поверхность, то придется или реставрировать древесину, или выпиливать новую деталь. Избежать таких неприятностей вам поможет тонкая ножовка с «мышиным» зубом. При распиле делают несколько движений лезвием ножовки по уже отмеченной линии, тем самым лезвие укрепляют в массиве древесины. При дальнейшей работе только корректируют движения ножовки, если ее полотно пытается обойти попавшийся сучок или трудный участок. Физических усилий при правильном пилении быть не должно: только небольшой равномерный нажим на ножовку во время плавных движений обеспечит ровный пропил. Заготовку лучше всего расположить так, чтобы отпиливаемый кусок находился с левой стороны: при завершении пиления свободная левая рука легче удержит ненужный кусок и не даст ему упасть на ноги. Все движения при выпиливании детали делают вразмах, то есть полностью проводя полотно ножовки по распилу.

Пилить можно вдоль заготовки (рис. 12, а) и поперек нее (рис. 12, б), вдоль волокон и поперек, под углом. Виды столярных пил: широкая ножовка (служит для поперечного пиления), узкая (служит для резания тонких материалов), ножовка с обушком (для неглубоких точных проб), комбинированные ножовки (для любых работ).

Чтобы полотно пилы не застревало в пропиле, делают развод зубьев. В результате этого пропил становиться шире, чем толщина ножовки.

Приспособления для пиления - это устройства для облегчения работы: упор (позволяет точно начать пиление), стусло (позволяет пилить под нужным углом).

Правила пиления: прочно закрепить заготовку, делать запил, правильно удерживать инструмент, пилить не по линии разметки, а рядом с ней (оставляя линию на заготовке), строго соблюдать направление пиления, при окончании пиления ослабить нажим на полотно.

[pic]
Рис. 12 Пиление заготовки:

а – вдоль волокон; б – поперек волокон


[pic] Безопасность труда при пилении: необходимо использовать исправную, остро заточенную ножовку, использовать приспособления, не допускать резких движений, левую руку держать вдали от полотна пилы, класть ножовку зубьями от себя, надёжно крепить заготовку, надёжно удерживать пилу, не сдувать опилки, использовать щётку.

[pic] Новые термины: ножовка, стусло.

[pic] Вопросы и задания:

1. По каким признакам подразделяют лучковые пилы?

2. Чем отличаются зубья пил для продольного, поперечного и смешанного пиления?

3. Чем отличаются приемы пиления древесины ручными инструментами вдоль и поперек волокон?

4. Как контролируют качество пиления?

5. Какие правила техники безопасности следует соблюдать при пилении ручными пилами?

6. В чем сущность процесса пиления?

7. Какие виды пиления вы знаете?


















Строгание древесины

Строгание древесины с целью обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей осуществляют с помощью различных стругов (строгальных инструментов). Среди стругов наиболее распространены шерхебели, рубанки и фуганки (рис. 13). Этими инструментами с деревянных заготовок сострагивают стружки.

[pic]

Рис. 13 Виды стругов:

а - шерхебель, б - рубанок, в - фуганок

Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка — прямолинейная (рис. 14).

[pic]

Рис. 14 Ножи:

а - шерхебеля, б - рубанка, в - рубанка со стружколомателем

(1- стружколоматель, 2 - болт)

Шерхебелем выполняют первичное, более грубое строгание поверхностей, а рубанком — окончательное, чистовое. «Шерхебель» — слово немецкого происхождения, что означает «струг для грубого срезания».

Рубанок (рис. 15) состоит из колодки 1, ножа 2, клина 3, ручки 4. Предназначен рубанок для сострагивания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесине, а также сострагивания заготовки в нужный размер.

[pic]

Рис. 15 Устройство рубанка

Колодки стругов могут быть деревянными, металлическими или комбинированными. Фуганки намного длиннее рубанков. Ими удобно получать ровные, плоские поверхности.

Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму клина. Например, нож рубанка в своей режущей части затачивается в виде острого клина. Две поверхности клина на своем пересечении образуют острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки.

Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. У правильно установленного ножа лезвие расположено над подошвой колодки без перекосов и выступает на 1...3 мм у шерхебеля и на 0,1...0,3 мм у рубанка.

Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой - за колодку или ручку с передней стороны. Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце - на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской (рис. 16).



[pic]

Рис. 16 Строгание рубанком

При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны.

Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности.

[pic] Правила техники безопасности

Надежно закреплять заготовку на верстаке. Работать рубанком с хорошо заточенным ножом. Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности. Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина. Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя

[pic] Новые термины: струги, шерхебель, рубанок, фуганок.

[pic]

Вопросы и задания:

1. Каково назначение и устройство рубанка?

2. Чем отличается шерхебель от фуганка?

3. От чего зависит толщина снимаемой стружки при строгании?

4. Почему строгание заготовки начинают с базовой поверхности?

5. Как нужно класть рубанок на верстак?


[pic]

[pic]

1. Ознакомьтесь с конструкциями шерхебеля, рубанка и фуганка.

2. Закрепите заготовку на верстаке, предварительно выбрав, какая из ее поверхностей будет базовой.

3. Прострогайте пластик и кромки заготовки, проверьте качество строгания.


Сверление древесины

Этот прием используют для проделывания различных отверстий. Отверстия могут быть сквозными и глухими, глубокими и неглубокими, широкими и узкими. Сверлением производят выборку круглых отверстий и гнезд под шипы, шурупы, болты, кроме того, высверливают выпадные сучки, чтобы заменить их пробками.

Перед тем как приступить к сверлению, подбирают сверло соответствующего размера, затем шилом наносят на древесину отметку, закрепляют сверло в патроне и устанавливают ровно на отметку. Если просверливают глухое отверстие, то по мере продвижения сверла в массив древесины постепенно ослабляют нажим на дрель, тогда не будет откола древесины и образования сквозного отверстия.

Древесину сверлят при помощи сверлилки и коловорота (рис.17). Для закрепления в них сверл используют зажимные патроны различных конструкций.

[pic]

Рис. 17 Сверла ручные и сверлильные инструменты:

а – перовое сверло; б – бурав; в – винтовое сверло; г – спиральное сверло;

д – коловорот; е – сверлилка; ж – центровое сверло; з – буравчик;

1 – нажимная головка; 2 – коленчатый стержень; 3 – ручка; 4 – кольцо-переключатель; 5 – механизм храповой; 6 – патрон; 7 – головка; 8 – нарезная ручка; 9 – стальной стержень; 10 – патрон; 11 – подрезатель; 12 – центр (острие)

Ручная винтовая сверлилка служит в основном для высверливания отверстий диаметром до 5 мм. На ее стержне имеется винтовая резьба для передвижения ручки. Усилие от руки, сжимающей ручку, передается стержню и начинает вращаться. Вторая рука оказывает воздействие на нажимную головку. От совмещения этих двух усилий и происходит внедрение сверла в древесину, т. е. процесс резания.

У коловорота процесс резания (рис.18) происходит от усилия, которое рука работающего создает при вращении коленчатого стержня коловорота с ручкой посередине. Снизу стержня находится патрон с трещоткой, дающей возможность устанавливать вращение вправо и влево. В коловороте можно крепить сверла диаметром до 10 мм.

[link] и цветных камней, которые накладываются на поверхность и отличаются от неё по цвету или материалу.









Приложения
















Приложение 1

Предполагаемые изделия


[pic]


Рис. 1 Мичуринское яблоко


[pic]

Рис. 2 Шкатулка гриб


[pic]


Рис. 3 Самовар



[pic]

Рис. 4 Барышня



[pic]

Рис. 5 Сударыни







[pic]

Рис. 6 Колодец

[pic]

Рис. 7 Сани





[pic]

Рис. 8 Игрушки - сувениры







[pic]

Рис. 9 Мельница



[pic]

Рис. 10 Брелок с секретом



[pic]

Рис. 11 Механическая игрушка





[pic]



Рис.12 Оберег

Приложение 2

Список самодеятельных художников и мастеров - умельцев

г. Тамбов

1. Дронова Т. В. (Тамбовская вышивка)

2. Сероухова И. А. (православный сувенир)

3. Овчинникова Т. А. (матрешки, сумочки, доски)

4. Иноземцева Л. Н. (коклюшечное кружево)

5. Субботина М. А. (художник)

6. Романова М. М. (роспись по дереву)

7. Соловьева Л. С. (изделия из природного материала)

8. Кузнецова В. С. (вышивка)

9. Ягун Т. В. (вышивка)

10. Павлова В. Г. (батик)

11. Клещ Е. В. (лозоплетение)

12. Жмаева Н. А. (пэчворк)

13. Скороходов В. С. (резьба по дереву)

14. Богуславская М. А. (мукосол)

15. Волкова В. А. (вязание крючком)

16. Удалова О. А. (декупаж)

17. Зверев С. А. (лозоплетение)

18. Клепов Н. В. (резьба по дереву)

19. Васильева Е. В. (резьба по дереву)

20. Фатнева Е. В. (бисер, соломка)

21. Алехина А. С. (кружевоплетение)

22. Павлов В. А. (батик)

23. Осипова Т. Б. (соломка, береста)

24. Криворучко В. П. (батик)

25. Лисанская А. Н. (хохлома, бисер)

26. Крылова Е. Л. (вышивка крестом, бисер)

27. Белякова И. Н. (береста)

28. Жукова Г. Г. (береста)

29. Дынник В. П. (лозоплетение)

30. Качанова Г. В. (соломка)

31. Баринова Т. И. (православный сувенир)

32. Кузнецова В. С. (вышивка)

33. Черненко Н. Н. (вышивка)

34. Литвин З. М. (соломка)

35. Яковлева Л. А. (куклы, аппликация)

36. Дубровская Е. М. (вышивка)

37. Воропаева Д. В. (кожа, бисер)

38. Филимонова Т. Н. (яйцо монастырское, текстильная кукла)

39. Воропаева Н. А. (макраме)

40. Соломина Ирина Владимировна (бисер)

41. Блудова Г. М. (вышивка)

42. Искендеров Р. Г. (резьба по дереву)

43. Ворона В. В. (вышивка)

44. Квасов Н. П. (художник)

45. Васильева Э. П. (вышивка)

46. Руденко Л. Н. (текстильная кукла)

47. Золотых А. В. (текстильная кукла)

48. Лазеева Любовь Николаевна (вышивка)

49. Пучкова Е. А. (вышивка)

50. Николаева О. А. (текстильная игрушка, батик)

51. Глушкова О. С. (вышивка)

52. Мягких И. В. (женские украшения, стеклярус)

53. Козловский Д. В. (художник)

54. Пучнина Г.П. (плетёная мебель)

55. Тамбовская областная общественная организация любителей книги (книги)

56. Хомутов Н.С. (Тамбовские сувениры)

57. Иконников С.Е. (ООО «Издательство «Юлис»)

58. Мелехова Галина Андреевна (вышивка, батик, фото)

 

Города и районы Тамбовской области

г. Рассказово

1. Верхотуров Б. П. (резьба по дереву)

2. Верхотурова Л. В. (резьба по дереву)

3. Лагутина С. Н. (текстильная игрушка)

4 Пучкова Татьяна Вячеславовна (вязаные изделия)

5. Шевцова С. Е. (береста)

6. Фокина Т. Н. (кружево, пинетки, салфетки)

7. Хомутов Ю. Т. (куклы)

8. Ершов А. К. (бурки меховые)

Рассказовский район

9. Протопопова Н. Ю. (береста)

г. Мичуринск

10. Курбатова Н. Н. «Русский стиль» (вязаные изделия) 

11. Рыжкин Е.И. (иконы)

12. Кучеров О.В. (иконы, мебель под старину)

13. Домышев В.П. (рамы, вагонки, брус)

14. Болдырева Е. А. (женские украшения из бисера и натуральных камней)

Мичуринский район

15. Предметы народного деревянного зодчества

г. Моршанск

16. Куличенков А. В. (резьба по дереву)

17. Фролов А. И. (резьба по дереву) 

г. Котовск

18.Жабин В. В. (художник)

19. Выставка декоративно-прикладного искусства

Кирсановский район, г. Кирсанов

20. Рубцова Е. А. (плетение)

21. Алтунин В.Г. (поделки из дерева)

22. Назаров В.Н. (плетение корзин)

23. Голыщинский сельсовет (поделки из нитей и шерсти)

24. Клуб «Мастерица» (вязание крючком и спицами)

25. Волынкин А.В. (художник, продажа картин)

26. Федосеев А.П. (продажа фотокартин и книг по природоведческой тематике

Сосновский район

27. ООО «Центр творчества Сосновка» Баранов Дмитрий Алексеевич

28. Абанина М.С. (вышивка крестом)

29. Кекелидзе Н.Н. (вышивка бисером)

30. Чекалова Е.В. (бисероплетение)

31. Сутормин В.А. (живопись)

32. Морозов Е.А. (живопись)

33. Долинский В.В. (живопись)

34. Платицин А.В. (изделия из дерева)

Пичаевский район

35. Маслова Н. Ф. (вышивка)

36. Раннев А. О. (резьба по дереву)

Умётский район

37. Никитин А. И. (вышивка)

г. Уварово

38. Мосолова Наталия Владимировна (художник)

39. Изделия художественных промыслов и ремёсел

Инжавинский район

40. Кобзев А. А. (ковка по металлу)

41. Заповедник «Воронинский» (выставка)

42. ОАО «Инжавинский санаторий (выставка)

43. Туристический комплекс «Русская деревня» (выставка)

44. Военно-патриотический клуб «52 параллель» (выставка)

Жердевский район

45. Иващенко Н. С. (роспись по дереву)

Токарёвский район

46. Ярушкина И. В. (вязание крючком)

Сампурский район

47. Осипова Л. В. (квилинг - искусство бумагокручения)

Тамбовский район

48. Лукьянчиков Сергей Юрьевич (резьба по дереву)

49. ТОГОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества», Трибунская О.Н. (изделия ручной работы)

50. ТОГОУ СПО «Многопрофильный колледж», Бетин А.П. (художественные изделия)

51. Рязанов В.И. (веники)

Никифоровский район

52. Ермолова М. Ю. (вышивка)

Ржаксинский район

53. «Ржаксинский Центральный дом досуга» (выставка поделок народных умельцев)