Программа элективного курса
по технологии
«Дизайн - технологии»
Предпрофильное обучение
[link] .
Лоскутопластика в декоре жилого и общественного интерьера. Разнообразие предметов интерьера с использованием лоскутопластики (ширмы, абажуры, шторы, объемные декоративные композиции и т. д.).
Практическая работа: выполнение образцов (фрагментов) предметов интерьера в лоскутопластике; эскизирование; макетирование; работа с материалом.
Тема 5. Ручное ткачество.
Ручное ткачество как вид декоративно-прикладного творчества. Особенности образования рисунка и фактуры изделий ручного ткачества. Использование изделий ручного ткачества в интерьере и костюме. Основные технологические понятия: основа и уток, образование зева, переплетение, ткацкие рамы, оборудование и материалы, техники ткачества.
Практическая работа: освоение технологических приемов безворсового гладкого ткачества: подготовка основы и утка, приспособления для зевообразования, ткачество полотняным переплетением; элементы выполнения гобелена в счетной технике и по шаблону.
Поиск художественных решений использования ручного ткачества в оформлении костюма, аксессуаров, декоративных панно.
Освоение приемов фактурирования поверхности гобелена: «косички» с противоположным и односторонним наклоном стежков, ворсовые узлы, петельчатая фактура Создание объемных композиций с применением различных технологий ручного ткачества. Проработка идей фактурного и объемного гобелена в современном интерьере.
Тема 6. Батик.
Батик как один из видов декоративно-прикладного творчества. Технологии выполнения батика (узелковая, холодная, горячая) и их особенности. Материалы, инструменты и оборудование. Основы композиций разных жанров (натюрморт, пейзаж, анималистическая). Использование выразительных возможностей росписи тканей в одежде, в интерьере.
Практическая работа: выполнение эскизов разных вариантов батика; выполнение двух-трех вариантов законченных композиций росписи на ткани; освоение техники росписи «по–сырому»; работа с акварелью и гуашью; дополнительные эффекты в росписи тканей; ткань с печатными узорами; роспись ткани с помощью аэрографа; свободная техника письма.
Тема 7. Флористика.
Флористика как вид декоративно–прикладного творчества. Флористические декоративные композиции. Разнообразие флористических материалов и аксессуаров. Подготовка материала, техника крепления, необходимые инструменты.
Флористическое оформление костюма и аксессуаров (шляпа, сумка, бутоньерка на платье, ручной букет).
Практическая работа: подготовка живого материала и техника работы с ним; создание элементов флористической аранжировки костюма (на выбор).
Флористические интерьерные композиции: напольные, настольные, настенные.
Выбор формы сосуда для флористической композиции. Практика составления композиций (классических и современных). Использование модифицированных материалов как одно из направлений флористики.
Раздел 3. Дизайн–технологии.
Тема 8. Деловая игра «Дизайн-проект интерьера, костюма».
Условия и порядок проведения изложены в приложении.
Тема 9. Презентация итоговой работы (защита дизайн–проекта).
Методические рекомендации.
Решение образовательных задач курса достигается соответствующей организацией занятий. Каждое занятие рекомендуется проводить в логике основной идеи программы – осуществления проектной деятельности учащихся на основе интеграции содержания.
Первое занятие целесообразно начать с раскрытия понятия «дизайн», изучения видов дизайна, выявления в эвристической беседе общих закономерностей дизайнерской деятельности. Затем следует перейти к обсуждению профессии дизайнера и определить качества, которыми должен обладать представитель этой профессии.
На втором и третьем занятиях необходимо более подробно познакомить школьников с такими видами дизайнерской деятельности, как дизайн костюма и дизайн интерьера. При этом изучение теоретического материала целесообразно дополнить посещением соответствующих выставок.
Следующим логическим этапом является изучение четырех видов художественноприкладных технологий (на уровне получения общего представления и приобретения умений). На этом этапе каждый учащийся должен познакомиться со всеми четырьмя видами художественной обработки материалов, представленных в программе.
Все ранее приобретенные знания, умения интегрируются в процессе выполнения дизайн–проекта. Здесь выделяются две специализации: дизайн–проект костюма, дизайн-проект интерьера и формируются малые группы. Каждая группа выполняет свой дизайн-проект (костюма или интерьера) под руководством учителя. Внутри группы обязанности распределяют по реальному воплощению идей проекта, но мыслительная деятельность носит коллективный характер. Взаимоотношения в малой творческой группе осуществляются по принципу ответственной зависимости.
Дидактическим стержнем программы является проектная деятельность учащихся, в процессе которой проявляются интересы и склонности, творческие потенции учащихся. Завершающий этап проектной деятельности (защита дизайн–проекта) имеет особо важное значение как рефлексивная форма подведения итогов обучения. Описание хода проектной деятельности приведено в приложении. При групповой организации проектно деятельности оценивают как материализированный результат общих усилий, так и индивидуальное участие каждого с учетом распределения ролей.
Оценку определяют с учетом следующих критериев. Оценка дизайн–объекта:
- функциональность (соответствие назначению, удобство в использовании);
- композиционная целостность;
-стилистическое единство;
- гармония цвета;
- оригинальность.
Оценка процесса работы:
- проблемность (наличие проблемы в замысле);
- технологичность (выбор оптимального варианта и его разработан-ность);
- завершенность (законченность) работы;
- эвристичность (наличие творческого компонента в процессе проектирования;
- вариативность первоначальных идей, их оригинальность, нестандартность исполнительского решения и т. д.);
- экономичность (оптимальность затрат на материалы и изготовление);
- коммуникативность (высокая степень организованности группы, правильное распределение ролей и установление отношений ответственной зависимости).
Литература
Асманн Петер. Современная флористика. - М.: Культура и традиции, 1998.
Бравина Т. А Батик. - М.: ГОУ « Поиск>, 2005.
Венгер Л. А П. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973.
Джудит Блэклок. Букеты и композиции. - М.:Фитон+, 2003.
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник под общей ред. Г. Б. Минервина и В. т.Шимко. - М.:Архитектура-С,2004.
Иттен Иоханнесс. Искусство цвета. - М.:Изд-во д. дронов, 2001.
Кандинский В. А Точка и линия на плоскости. - Спб.:Азбука-Классика,2004.
Концепция профильного обучения на старшей ступени образования. Профильная школа. - 2003. - NQ1.
Концепция модернизации российского образования на период до 201 О года Официальные документы в образовании.-2002.-NQ4
Лернер И. Я. Прблемное обучение.-М.:Знание., 1974.
Нагель О. И. Художественное лоскутное шитье (основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): учебно-методическое пособие для учителя.Школьная Пресса,2004.
Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна.-М.:Молодая гваРДИЯ,1994.Метод проектов в технологическом образовании школьников / под ред. И. АСасовоЙ.- M.:Behtaha-Графф, 2003.Паранюшкин Р. В. Композиция.-Ростов н/Д:ФеНИКС,2001.