ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
на тему:
Художественная обработка материалов
«Вышивка. Белая гладь»
Подготовила:МБОУ сош №43 ученица 10го класса Магомедова Раисат
Махачкала 2015 г.
Содержание:
1. Введение-------------------------------------------------------------------3
2. Основная часть.
2.1.История возникновения и развития вышивки-------------5
2.2.Народные промыслы Дагестана--------------------------------7
2.3.Художественная вышивка на одежде------------------------9
2.4.Из опыта моей практической деятельности-------------9
2.5.Различные виды глади-----------------------------------------------11
2.6.Азы ручной вышивки------------------------------------------------12
2.7. Образцы вышивки гладью--------------------------------------19
3. Заключение-------------------------------------------------------------21
4. Литература-----------------------------------------------------------22
5. Приложения----------------------------------------------------------23
1. Введение.
Размышляя над выбором темы будущего моего проекта, я решила остановиться на вышивке гладью так как современной образовательной системе принципиально меняются критерии качества образования. Это не только успеваемость по учебным предметам, но ещё и адекватное самоопределение выпускников, их профессиональная мобильность. Основной потенциал в решении этих задач имеет предметная область «Технология». По моему мнению, именно технология несёт в себе задатки качества образования. Сегодня, как никогда актуально формирование у учащихся технологической культуры. Предмет «Технология» предполагает подготовку учащихся к творческой преобразовательной деятельности. Именно на уроках технологии каждый учащийся может состояться как творец.
Актуальность работы заключается в том, что рукоделие, особенно художественное вышивание, приобретает всё большую популярность. Вышивание - одно из самых прекрасных видов декоративно – прикладного искусства. В результате преобразования материалов в декоративные формы и образы у детей формируются художественные трудовые навыки. Они имеют возможность получить удовлетворение от результатов своего труда.
Цели и задачи:
- совершенствование своих возможностей в области художественного вышивания;
- разработка и выполнение творческого проекта;
- изучение соответствующей дополнительной литературы.
Сегодня мы много говорим об усиленной работе с одарёнными детьми – и это, считаю правильно. Только кого мы считаем одарёнными и почему? Конечно, если на самом деле творчески, на должном уровне развивать технологическое образование - наверное все дети были бы талантливыми и каждый смог бы найти свою образовательную нишу в соответствии со своими познавательными интересами. К сожалению, в некоторых школах предмет « Технология» не воспринимается всерьёз. Отсутствие соответствующей материально-технической базы ещё в большей степени придают обучению технологии формальный характер. Предметная область «Технология» даёт учащимся представление о современных технологиях преобразования материалов, энергии, информации, живой природы. На уроках технологии мы с учащимися учимся выдвигать и обосновывать свои идеи, моделировать, конструировать, выполнять экономические расчёты, подбирать необходимые материалы, инструменты и определять технологические этапы изготовления задуманного изделия. Таким образом, уроки технологии способствуют формированию универсальных учебных действий учащихся. Кроме того, предмет «Технология» несёт в себе значительный созидательный, в том числе и воспитательный потенциал.. Программой предусмотрено выполнение хотя бы одного проекта каждым учащимся в течение учебного года, т.е. стандартом предусмотрена обязательная проектная деятельность: создание изделий или услуг, имеющих личную или общественную значимость. Только результаты практической деятельности могут дать им стимул к самосовершенствованию. В ходе выделенных на проектную деятельность по стандартам время (25%) в результате развития проектно-исследовательских навыков и технологического творчества у учащихся повышается уровень познавательного интереса; активизируется стремление к овладению практическими навыками; появляется устойчивый интерес к учёбе; формируются потребности в самообучении, саморазвитии, самореализации; усиливается мотивация к успешному продвижению.
Целью педагогической деятельности коллектива нашей школы является формирование технологической культуры учащегося. Ведущим компонентом здесь стали технологически важные качества для личности: трудолюбие, ответственность, предприимчивость, потребность в самоактуализации. Психологический мониторинг, который был проведён в нашей школе, показывает, что созданная нами технологическая модель помогает старшеклассникам развивать такие качества личности, как способность и желание трудиться, умение работать в группе, творчески подходить к делу, быть мобильным и ответственным в своих профессиональных намерениях. Мои девочки на практических занятиях обслуживающего труда активно работают с тканями любой фактуры, с кожей, соломкой, бумагой, бисером; работают над вышиванием картин, панно. Они умеют и любят экспериментировать. Пример: в коллективном проекте девочки 7 класса выполнили ансамбль – брючный костюм в технике вязания. Каждая из двух девочек внесла свою лепту в комплект. В итоге получился яркий, красивый, интересный ансамбль. Девочки уверенно работают в техниках: аппликация, макраме, вышивки различных видов, пэчворк. Основной задача выбора данной работы заключается в совершенствовании техники вышивания. Научиться творить красоту, при желании достаточно просто. В каждом человеке живёт любовь к прекрасному, тяга к творчеству, желание украсить свой дом и быт. Вещи, сделанные своими руками, впитывают душеное тепло мастера, оберегают дом, создают атмосферу взаимопонимания в семье, передают тепло и любовь близким. Да и сам процесс вышивания развивает художественный вкус, доставляет радость творения. На уроках технологии я знакомлю девочек с различными видами рукоделия, но их особо заинтересовала художественная вышивка.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения и развития вышивки.
В Последние годы в школах уделяется большое внимание изучению различных видов народного декоративно-прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют собой те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой материалов. Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе. Вышивание известно было ещё в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство процветало широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам. В Одиссее упоминается о вышивании и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьем. Считается, более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Одежда Аарона и сыновей его, во время богослужений, состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами. . Ассирияне и евреи, вероятно, заимствовали вышивание из Египта. О значительном распространении вышивания в Египте свидетельствуют сохранившаяся, хотя и в редких случаях, вышитая одежда на мумиях и изображения древних египетских фараонов на саркофагах и на памятниках.
Страсть к богатым вышивкам быстро распространилась в Греции и Риме и доходила до таких чудовищных размеров, что нередко правительством делались попытки запретить или, по крайней мере, несколько сократить безумную роскошь, но безуспешно. При византийских царях искусство вышивки достигло высокой степени совершенства, как по богатству, так и по исполнению. Вышивками не только покрывали одежду, но с особенною роскошью вышивали даже конские сбруи и седла.
При византийских же царях введено было впервые в вышивке употребление серебряных ниток. Во Франции ещё ранее того благодаря установившимся частым торговым отношениям с греческими колониями искусство вышивания стало быстро распространяться, но первые сюжеты вышивок были почти исключительно заимствованы из СВ. Писания. В истории говорится, что Карл Великий, сам любивший роскошно одеваться, дал сильный толчок дальнейшему развитию этого искусства.
В Англии ещё ранее того искусство вышивания уже стояло на высокой степени совершенства… распространению богатых вышивок, заимствованных как с византийских образцов, так и умусульман. Они способствовали широкому распространению богатых вышивок, заимствованных как с византийских образцов, так и у мусульман. Особенно занимались этим искусством в монастырях; также и знатные дамы, запертые в замках, во время походов и рыцарских похождений своих супругов, посвящали вышивке своё свободное время.
Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более доступными, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах. Первый сборник такого рода был издан в Кёльне в 1527 г. Петром Квинти. В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. В вышивке появляются растительные орнаменты - ритмическое чередование элементов или группы элементов. Особенно широко орнаменты используются для украшения одежды, белья, скатертей, салфеток. Вышивкой также украшали не только одежду, но и ковры с изображением деревьев и птиц. Вышиванием занимались даже царственные особы.
2.2.Народные промыслы Дагестана.
Декоративно-прикладное искусство Дагестана представляет собой как бы большой разноцветный букет. В системе ценностей культуры народное и декоративно-прикладное творчество Дагестана занимает одно из центральных мест, так как произведения народных умельцев отражают веками сложившиеся традиции и опыт народа, его мироощущение, сохраняют связь времён. В создании материальной культуры горцев были задействованы различные виды художественных ремёсел: ткачество, золотое шитьё, узорное вязание, выделка кожи и войлока, гончарное, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву и камню, вышивание. Сегодня очень важно и крайне необходимо поддерживать и развивать освоение культурного наследия народов Дагестана в системе народного образовании, потому что решение проблемы профессиональной подготовки школьников сегодня будет способствовать активному включению выпускников школы в социально-экономическую жизнь республики путём их участия в практической деятельности, в том числе и школьной.
[link] для создания удивительных нарядов, которые блистают на подиуме. Когда же коллекции создаются массового покупателя, то художественная машинная вышивка – отличное решение! Для многих ателье наши услуги – палочка-выручалочка. Театр и кинематограф тоже требуют роскошных нарядов – особенно при воссоздании исторических эпох. Уму непостижимо, сколько удивительных платьев с вышивкой создана для таких сериалов, как «Великолепный век» или «Игра престолов». В первом случае создателям ленты требовалось воссоздать роскошь султанского дворца: а ведь тогда деньги без счёта уходили на наряды обитательниц гарема! Во втором случае вообще нужно было создать новый мир с новой прихотливой роскошью. Художественная вышивка на одежде – это удивительное и захватывающее искусство, в котором для каждого есть что-то интересное.
2.4.Из опыта моей практической деятельности.
В своей практике я использую различные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, упражнения, инструктажи. Практикую также такие методы как демонстрация средств наглядности, работа с учебными инструкционными картами. Определяющим методом при формировании собственных умений и навыков учащихся я считаю, является самостоятельная работа. А результативность самостоятельной работы учащихся – это получение глубоких и прочных знаний, ускоренное формирование умений и навыков, выработка навыков самостоятельной работы, развитие познавательных и творческих способностей, над чем мы и работаем с учащимися в течение почти года. Обычно я практикую индивидуальную работу при организации самостоятельной деятельности учащихся. Для меня эта форма важна тем, что она учит индивидуальному труду, способствует более сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков; формированию таких качеств личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели. На примере приложенного мною урока по теме: «Технология вышивки простым крестом» в 6 классе я хотела показать совместную активную работу учителя и учащихся по достижению результат соответствующего цели урока. На своих уроках я стараюсь уделять больше внимания развитию у учащихся самостоятельной познавательной деятельности и творческого отношения к освоению учебной дисциплины. Стараюсь проводить свои уроки в соответствии с современными требованиями. Отличительная особенность моих уроков - создание доброжелательной атмосферы, доверие и уважение к учащимся, внимание к их интересам, потребностям, возможностям; формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности; создание учащимся психологического комфорта; развитие самостоятельной познавательной деятельности. Важным моментом в своей работе, я считаю- самостоятельная работа учащихся с инструкционными технологическими картами инновационного характера, в которых последовательно и подробно с наглядным изображением в виде схемы и фотографии описаны мною неделимые приёмы работы по вышиванию в авторской технике «Аккуратной изнанки».Именно при выполнении этих приёмов по алгоритмам авторских рекомендаций и получается такой идеальный результат вышивки детских работ, который представлен на фотографиях. (Приложения в конце работы).
Одним из наиболее выразительных приемов вышивки является художественная (белая) гладь. В своем развитии она прошла путь от счетных вышивок, выполняемых простыми видами швов, до сложнейших объемных мотивов в сочетании с различными гладьевыми разделками геометрических форм. Искусство вышивки гладью совершенствовалось тысячами безымянных мастерицю
2.5. Различные виды глади.
1.Белая гладь с настилом. Белая гладь получила свое звание потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях (маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками - мулине, шелк. Чтобы научиться вышивке белой гладью, надо познакомиться с некоторыми самыми необходимыми приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом "вперед иглу" и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом "вперед иглу", затем внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежками за контур в направлении, противоположном стежкам настила.
2.Художественная цветная гладь. Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, плоской гладью.
3. Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям. На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.
4. Русская гладь. Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в 2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.
Чтобы научиться основным приемам вышивки гладью, не требуется большого навыка и мастерства, в чем вы можете убедиться, прочитав ниже перечисленные виды швов, применяемые в вышивке гладью.
2.6.Азы ручной вышивки.
1.Стебельчатый шов
С [pic] тебельчатый шов состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В растительных узорах им чаще всего вышивают стебли или отдельные линии, а также обшивают контуры узоров.
Шов удобно выполнять снизу вверх или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад, как при выполнении шва "назад иголку", но выходит на лицевую сторону ткани примерно посередине последнего стежка, при этом нить лежит всегда с одной стороны от уже вышитых стежков - или слева, или справа от них.
Изнаночная сторона стебельчатого шва совпадает со швом "назад иголку".
2.Петельный шов
В [pic] ыполняется в направлении слева направо движением иглы сверху вниз. Вначале можно наметить две параллельные линии, которые ограничивают шов по высоте. Но для толстых тканей с хорошо выраженным переплетением нитей в этом нет необходимости.
Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз (нить при этом остается под иглой) и затягивают рабочую нить до образования петли (см. рис. а). На рис. б) стежки шва расположены на некотором расстоянии друг от друга.
Но они могут быть расположены и очень плотно (см. рис. ниже, а), это даже необходимо, если петельный шов используется для обшивки края изделия. В этом случае, чтобы край получился более рельефным и прочным, можно выполнять его по предварительно проложенному настилу (рис. б). Кроме того, стежки шва могут быть различной длины (рис. в) и лежать в различных направлениях.
[pic]
Кроме того, петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы - например, листики, цветочки (рис. г).
3.Шов "узкий гладьевой валик"
Ш [pic] ов выполняется в 2 приема: сначала швом "вперед иголку" справа налево нужно наметить линию гладьевого валика (она может быть как прямой, так и криволинейной), а затем в направлении слева направо укладывать мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины (см. рис.).
Этим швом можно выполнять тонкие линии рисунка вышивки (он получается прочным и красивым), а также отделывать край изделия.
4.Плоская гладь
"П [pic] лоская гладь является двусторонней, широко используется в растительных орнаментах для вышивания и широких, и узких узоров.
Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу (рис. а). Гладь может быть прямой (рис. а) ил косой (рис. б).
В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях - от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов - от края к центру (см. рис. ниже).
[pic]
5.Гладь вприкреп.
И [pic] спользуется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных стежков, прикрепляющих длинные стежки к ткани.
Длинный стежок из экономии нитей лучше делать только по лицевой стороне (рис. а), а короткий прикрепляющий стежок - в направлении слева направо так, чтобы он обвивал длинный стежок и захватывал под ним несколько нитей ткани (рис. б).
Можно поступать в другой последовательности: сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.
6.Гладь с настилом
В [pic] ыполняется по предварительно проложенному настилу, чтобы вышивка получилась более выпуклой, рельефной. Настил обычно прокладывается нитками более толстыми, чем рабочие (см. рис. слева, а). Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом "вперед иголку", затем прокладывают настил (рис. а) в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу (рис. б). Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью (рис. в). При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу.
7.В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т. е. выпуклые кружочки. Последовательность их выполнения показана на рис. ниже.
[pic]
8.Шов "узелки"
В [pic] ыводят нить на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 навива нити на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом (рис. а). При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок (рис. б).
Шов декоративный, им выполняют тычинки цветов, серединки цветов и другие элементы.
9.Владимирский шов ("верхошов")
Ш [pic] ьется большими стежками, идущими от края к центру контура и обратно.
Последовательность исполнения шва: закрепите нить на лицевой стороне, в нижней части обшиваемого контура. Затем сделайте небольшой стежок вверху контура (рис. а) и затяните нить до образования гладьевого стежка. Аналогичным образом сделайте маленький стежок внизу контура рисунка (рис. б) и т. д.
Таким образом, стежки располагаются на небольшом расстоянии друг от друга по лицевой стороне. А по изнаночной стороне образуется ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора. Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки располагают по форме узора: в цветках - от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине и т. д.
10..Шов "цепочка"
Э [pic] то глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка.
Последовательность выполнения шва показана на рис.
Итак, выводят нить на лицевую сторону в точке 1 и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 движением иглы сверху вниз делают стежок (рис. а) и затягивают нить, образуя 1-ю петлю. Последующие петли выполняются аналогично (рис. б), таким образом образуется шов "цепочка" (рис. в). Им можно вышивать как прямые контуры, так и криволинейные.
11.Шов "петля вприкреп"
Ш [pic] ов состоит из ряда отдельных петель, расположенных по узору.
Чтобы выполнить петлю, нитку закрепляют на изнаночной стороне, выводят на лицевую сторону в точке 1 и отводят вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 делают стежок, равный длине петли (рис. а). Полученную петлю закрепляют небольшим стежком в точке 4 (рис. б).
На нижнем рис. показана последовательность выполнения цветка швом "петля вприкреп".
[pic]
[pic] 12.Теневая гладь
Эта гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называетый теневой эффект.
Последовательность выполнения теневой глади.
Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводям изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже.
Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка - то в направлении центра цветка, если листик - в направлении центральной жилки и т. д. Поэтому для упрощения работы, а также пока у вас нет достаточных навыков в вышивании, можно на ткань карандашом нанести штриховые линии, которые указывают направление стежков.
На рис. слева показана последовательность выполнения лепестка цветка. Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки (рис. а).
Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета (рис. б). Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Готовый лепесток показан на рис. в. Переход цветов в лепестке - от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).
На рис. ниже показана последовательность выполнения листика, имеющего жилку посередине. Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).
Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз (рис. а). Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз (рис. б), только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой) (рис. в).
[pic]
13.Прорезная гладь
Прорезная гладь - это сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. [pic]
Последовательность выполнения глади такова: сначала контуры деталей прошивают стежками вперед иголку, затем прорезают отверстия и обшивают валиком. Нитку закрепляют с изнаночной стороны мелкими стежками, излишки ткани обрезают маленькими ножницами.
Каждое отверстие вышивают отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось переходов ниток.
13.На рис. показана последовательность обработки круглых отверстий. Сначала контур кружка обшивают швом вперед иголку (рис. а), затем в его центре ножницами делают разрез крест накрест (рис. б). Края разреза иголкой подгибают вовнутрь и обшивают гладьевым валиком, иголка при этом направляется в отверстие, а не из него (рис. в). Стежки нужно укладывать плотно, чтобы края ткани не осыпались.
Часто встречаются кружочки, обшитые с одной стороны утолщенным настилом глади. В этом случае с утолщенной стороны кружок обшивают швом вперед иголку не в один, а в два-три ряда (рис. а) и затем выполняют вышивку, начиная с узкой части кружка (рис. в).
У [pic] [pic] длиненные дырочки выполняют аналогично.
2.7. Образцы вышивки гладью.
Разнообразные растительные орнаменты, состоящие из небольших цветков, листиков, бутонов, можно вышивать на салфетках, скатертях, блузах одним или несколькими цветами ниток.
Узор на рис. 1 вышит одним розовым цветом, но так как стежки выполнены под разным наклоном, вышивка приобретает светотеневой эффект: кажется, что узор выполнен разными нитками: светло-розовыми, розовыми и темно-розовыми.
[pic] [pic]
Часто в узорах украинских вышивок встречаются белые, красные, черные, синие цвета ниток. Сочетания таких цветов называют контрастными (рис. 2).
[pic]
Красив узор, выполненный в тональном подборе цветов ниток (рис. 3).
Тональное цветовое сочетание - это подбор ниток от светлого до темного тона, например: светло-голубой-, голубой -, темно-голубой, синий или светло-желтый, темно-желтый, оранжевый.
При вышивании разными цветами ниток, чтобы достичь их художественного сочетания, необходимо подбирать нитки в одной цветовой гамме с учетом цвета ткани. Надо знать, что все цвета вышивальных ниток делятся на две цветовые гаммы - теплую и холодную.
Начинаем вышивать гладью. Рекомендации.Для выполнения ручной вышивки необходимы очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, заостренная палочка (дырокол, или пендель), пяльцы.Иглы для вышивания должны быть короткими с удлиненным ушком. В большое ушко легко можно вдеть рабочую нитку в несколько сложений. Для вышивки на плотных и тонких тканях (маркизет, батист, шелк) применяют тонкие иглы с меньшими ушками. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая нить.
Наперсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палей от уколов при проведении иглы через ткань и бывает необходим при прокалывании нескольких слоев ткани.
Дырокол или пендель - заостренная палочка диаметром 5 мм. Применяют ее при вышивке белой гладью для выполнения дырочек.
Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют ее от деформации.
Для перевода рисунка на ткань используют копировальную бумагу. Мотив переносят на кальку, копировальную бумагу помещают красящей стороной на ткань, сверху размещают кальку с узором. Все слои необходимо сметать. Простым карандашом обводятся линии узора.
Современные журналы по вышивке во множестве предлагают термопереводные мотивы - бумага с мотивом помещается на ткань, сверху прижимается хорошо прогретым утюгом на 1-2 секунды, и рисунок готов. Один мотив можно использовать для перевода до 8 раз.
Узоры можно переносить на ткань и с помощью специального термопереводного карандаша. Для этого мотив вышивки переводится с рабочего листа на кальку - обводится по кальке специальный карандашом. Кальку повернуть вниз и положить переведенным рисунком на полотно. Кальку приметать и приутюжить. При необходимости перевести данный мотив еще раз, рисунок нужно обвести термопереводным карандашом повторно.
3. Заключение.
Когда я собиралась вышивать, я решила, что моя вышивка должна быть красивой, аккуратной, нужной, недорогой, сделанной от всего сердца. И ещё я знаю, что вышивание доставляет радость и красоту людям. Но для этого, как я говорю девочкам, нужно научиться хорошо вышивать. Нужно набраться терпения, аккуратности, ловкости рук, фантазии, цветовое восприятия, стремления к творчеству вышивка – это не просто вид рукоделия, а искусство, которое наравне с другими видами искусства занимает своё почётное место в повседневном быте человека. Она не требует каких-то особых приспособлений, для неё необходимы только нитки, иголка, и ткань для вышивания. Выполнение проекта с детьми способствует развитию и совершенствованию своих возможностей в области рукоделия и проектной деятельности; овладению технологическим мастерством, развитию художественного вкуса. И творческого отношения к выполняемой работе. Вышивка – это не просто вид рукоделия, а искусство, которое наравне с другими видами искусства занимает своё почётное место в повседневном быте человека. Вышивание способствует развитию и совершенствованию своих возможностей в области рукоделия и проектной деятельности, овладению технологическим мастерством, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе. Чтобы овладеть этим благородным искусством, необходимы большое желание, внимательность и терпение. Вышивание развивает, улучшает сенсорные и моторные навыки учащихся.
4. Список литературы.
1.Бернс К.Г. Вышивальный промысел в России. Женские промыслы. Спб.1999г.
2.Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М., 2000г.
3.Гумилевская М.Н. «Строчка и вышивка». М.,2000г.
4 Емельянова Т.Б. «Декоративная вышивка в быту». М., 2001г.
5.Королева Н.С. «Народная вышивка». М.,2001г.
6.Крысина О.Г. «Вышивание. Советы молодой семье» М.,2003г.
7.Яковлева В.Я. «Рязанская вышивка». М .,2001г.
8 Работнова И.П.,Яковлева В.А. «Русская народная вышивка». М., 2002г.
5. Приложения.
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]