Научная работа: Личность педагога и ученного

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современные условия развития общества определяют новый характер деятельности педагогической системы образования, которая заключается в ориентации школьников на творческий поиск. В Концепции модернизации российской системы образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г., №1756-р, в Программе развития образования до 2020 года определены важность формирования творческих способностей школьников, необходимость их успешной социализации в условиях социально-экономической нестабильности и напряженности современного общества. В свете сказанного проблема развития художественно-творческих способностей школьников и художественного образования относится к числу актуальных проблем, так как каждый исторический этап развития общества формирует свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования.

В январе 2010г. была утверждена Национально-образовательная инициатива «Наша новая школа», которая предусматривает развитие школьного образования, оказание государственной поддержки и создание системы поддержки талантливых детей. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (30 ноября 2010 г.), Президент Д.А. Медведев заявил: «Стратегическая задача нашего государства - поддержка учащейся молодежи. Забота о будущих поколениях – это самые надежные, умные и благородные инвестиции». Сегодня как никогда ясно, что для возрождения демократической России, необходимо воспитывать у подрастающего поколения такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Благодаря способностям в той или иной сфере ребенок может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями. Все это ведет к формированию и развитию творческого человека в современном его понимании. Творческий человек–это не только специалист и не только личность, а именно человек, умеющий мыслить и действовать нестандартно, всегда готовый к совершенствованию своих представлений, мировоззрений, мироощущений. Особенно ярко они проявляются в художественном творчестве, частью которого является декоративно-прикладное искусство. Этапы развития общества показывают, что основой его прогресса является человек, его многоплановая деятельность, в том числе художественно-творческая. Преобразование жизни, создание нового общества сегодня связываются с полной отдачей как интеллектуальных, так и творческих сил человека. Поэтому на качественно ином уровне осознается социальная значимость не только интеллектуальных, духовно-нравственных и профессиональных качеств личности, но и степень ее художественно- творческого развития (М.М. Байрамбеков, И.М. Раджабов).

В условиях целенаправленного обучения и воспитания, декоративно-прикладное искусство, в частности ковроткачество, побуждает школьников к творчеству, вызывает у них волевое напряжение, эмоциональный подъем, пробуждая целую гамму эмоций: гордость, за выполненную работу, «захваченность» работой, энтузиазм и др. Без воздействия на чувства невозможно развитие художественно-творческих способностей личности. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность декоративно-прикладного искусства доходчива и имеет большое значение не только для трудового и эстетического воспитания, профессионального становления личности, но и для формирования творческой активности, самостоятельности, социальной активности. Правильно поставленное художественное обучение развивает в воспитанниках жажду творческой деятельности,- по К.Д. Ушинскому, это две стороны единого процесса обучения. Творческая самоактуализация выражает интеллектуальную, эмоциональную и волевую готовность (стремление) человека реализовывать свои возможности наиболее полно, в соответствии со своими способностями, в том числе художественно-творческими.


История ковроткачества

Ковроткачество – изготовление художественных текстильных изделий, обычно с многоцветными узорами или изображениями, из хлопчатобумажных, шерстяных или шелковых нитей. Существуют два вида ручного ковроткачества – ворсовое и безворсовое. При ворсовом ковроткачестве ковровая ткань формируется из нитей основы, утка и ворса. Лицевая поверхность ворсового ковра образуется из коротких цветных нитей, крепящихся узлами к нитям основы. После каждого ряда узлов ворсовой пряжи пропускается уточная нить. Безворсовое ковроткачество представляет собой процесс создания ковровой ткани простым полотняным переплетением.

Ковроткачество это старинный художественный народный промысел. Производство ковров известно с тех времен, когда человек научился изготовлять цветные войлочные кошмы из шерстяного волокна методом свойлачивания, а также овладел способами получения пряжи и тканей и волокнистых материалов. О древности ковроткачества свидетельствуют памятники глубокой старины – уникальные ковры, хранящиеся в музеях многих стран мира, коллекциях, художественных фондах, а также записи историков, географов, этнографов. Самый древний из известных ныне ворсовых ковров ручной работы относится к V в. до н.э. Он был найден ученым-археологом С.Н. Руденко в 1949 г. на территории СССР, в высокогорьях Алтая, в захоронении знатного скифского вождя. Ковер пролежал во льдах около 2500 лет, он очень хорошо сохранился. Этот ковер поражает художественной культурой композиционного решения, что свидетельствует о большом мастерстве древних ковроделов.

В Торфянском государстве искусство ковроделия было известно в Ш-П вв. до н.э., что подтверждается археологическими раскопками на территории Туркменской ССР. В литературных источниках упоминается, что Александр Македонский, вскрыв гробницу царя Кира, обнаружил тонкие пурпурные ковры.

В древние времена безворсовые ковры, паласы и килимы широко использовались в быту, а также во время военных походов. Ворсовые ковры служили ложем в жилищах кочевых народов, ими защищались от холода, утепляли земляной пол.

Арабские историки сообщают, что древняя столица Армении в X-XII вв. славилась коврами особенно красного колорита, именуемые кермес. Ворсовые ковры входили в число приношений Армении халифам Багдада.

Имеются сведения, что в XIII-XV вв. в Анатолии (Малая Азия) вырабатывались тончайшие ковры, «самые красивые в мире», которые вывозились в Египет, Индию и Китай.

В Иране (Персии) ковроделие получило широкое развитие в период правления шаха Таммаша (1524-1576 гг.) и шаха Аббаса (1586-1623 гг.). В дворцовых мастерских создавались великолепные шерстяные, шелковые и золотканные ворсовые ковры, которыми покрывали стены и пол в приемных залах и комнатах шахских дворцов. Кроме того, ковры предназначались для подношения иностранным послам.

В древнем Китае были созданы исключительные по художественным достоинствам и техники исполнения высокохудожественные шерстяные ворсовые и шелковые безворсовые паласы и ткани «кэсы» отличающиеся сложной композицией и изысканной декоративностью. Они предназначались для украшения стен в приемных знати, для изготовления одежды императоров и высших сановников, а также для ритуальных обрядов подношений. На китайских ворсовых коврах часто изображались пейзажи с драконами, священные лошади, собаки, фантастические животные, летучие мыши, облака, шахматы.

Ковроткачеством занимались не только на Востоке. Европа тоже имеет блестящую историю ковроделия. Наиболее известными областями ковроделия являются страны Пиренейского полуострова, испытавшие влияние мусульман, а также Балканские страны, которые в течении многих лет находились под властью Оттоманской империи. В XVI и XVII веках европейская знать и аристократия высоко ценили восточные ковры.

В Санкт-Петербурге по указанию Петра I была основана императорская шпалерная мануфактура, которая сыграла значительную роль в развитии ковроделия. В 1722 г. здесь была выполнена шпалера с изображением Петра I верхом на коне. В государственных архивах сохранились высокохудожественные эскизы рисунков ковров, выполненные в 1838 г. главным художником Санкт-Петербургской императорской шпалерной мануфактуры П. Черемичевым. В начале XIX в. были широко известны ковровые фабрики и мастерские в городах России Завидово, Курск, Воронеж, Шадринск и других городах и селах, где ковры изготовлялись ручным и полумеханическим способами.

В нашей стране сегодня одним из центров художественных народных промыслов является Дагестан. Одним из наиболее массовых видов художественных народных промыслов в Дагестане вплоть до настоящего времени является ковроделие. По словам исследователей Дагестана, нет округа, который бы не вырабатывал того или другого типа ковров. Техника узловязания, которая применялась в ковроткачестве еще до нашей эры, давала возможность воспроизводить сложные орнаментальные композиции.


Описание педагогического эксперимента в общеобразовательных учреждениях Республики Калмыкия

Опытно-экспериментальная работа в системе дополнительного образования МОУ «Кетченеровскя гимназия» им. Х.Косиева ми МОУ «Элистинский сельский лицей». Она охватывала четыре этапа.

Первый этап (2000-2002 г.г.) – организационный. В его рамках изучалась теоретику – методологическом, научные литературы по актуальным, современным проблемам развития образования в России и за рубежом, становления и развития, творческой личности школьника в системе дополнительного образования, средствам и художественного искусства, в частности художественного ковроткачества.

В качестве базы исследовании было определена МОУ «Кетченеровская гимназия» им.Х.Косиева, где на добровольной основе, сообразно способностям, познавательным потребностям и интересам, а также в соответствии с увлечением были сформированы две группы учащихся 8-10 классов ( по 20 школьников).

После оснащения специальном помещении необходимым оборудованием, инструментами и материалы, проводились практические занятия с периодичностью два раза в неделю по разработанным автором и научно-методическим пособиям.

На первом этапе опытно-экспериментальной работе были подобраны адекватные методики, методы и средств для комплексного обследования личности учащихся занимающихся в студии художественного ковроткачества. (анкеты, опросный лист для самоанализа и самооценки; включенные наблюдения, контент-анализ школьных документов). Кроме того предполагалось изучение личности школьников, того предусматривалось программой опытно-экспериментальной работы изучение личности, способности испытуемых, опираясь на информации полученной от родителей и школьных педагогов (формализованное интервью)

Второй этап (2003-2005) – констатирующий эксперимент.

Эта фаза опытно-экспериментальной работы.

Проводилось комплексное обследование личности участников эксперимента, изучение их мативационно-потребностной сферы, ценностных и профессиональных ориентации, а также степень заинтересованности занятиями по художественному ковроткачеству. Ознакомительные практические занятия по художественному ковроткачеству носили пилотажный характер.

Синхронно изучалась мнение родителей относительно уровня творческих способности детей-участников эксперимента, увлеченность декоративно-прикладным искусством.

Третий этап (2006-2008 гг.) - формирующий эксперимент.

На этом этапе испытуемые включались в полную силу занятия по художественному ковроткачеству, обретали необходимую профессиональные знания, навыки и умения, постигали «тайну» самостоятельного творчества.

Успешному, эффективному овладению мастерством художественного ковроткачества способствовало содействие учителей-предметников, а также администрации образовательного учреждения. Наиболее характерны это выразилось в разработке и реализации цикла интегрированных уроков в учебное время (история – художественное ковроткачество, география – художественное ковроткачество, литература – художественное ковроткачество, изобразительное искусство – технологи – художественное ковроткачество). Содержание и методика интегрированных уроков разрабатывались автором совместно со школьными педагогами-предметниками и рассматривались на заседании методических объединений.

На третьем этапе опытно-экспериментальной работы изучалась мнение экспертов об эффективности такого рода интегрированных уроков, их влияние на развитие познавательных интересов и духовного мира школьников. С помощью анкетирования и интервьюирования школьников и учителей определялась результативность занятий по художественному ковроткачеству, влияние на развития творческого потенциала личности.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности школьники получили возможность пробы своих творческих сил – самовыражения, самопрезентации посредством участия в школьных, городских, республиканских и всероссийских выставках декоративно-прикладного искусства (художественного ковроткачества – поселок Кетченеры, поселок Аршан, город Элиста, г. Астархань, г.Махачкала, г.Славянск на Кубани, г.Владикавказ, г.Краснодар, г.Москва); постоянно занимали призовые места.




Четвертый этап (2009-2010гг.) – результирующий этап.

На этом этапе обрабатывался и систематизировался эмперический материал, полученный в ходе выборочного обследования, школьников их родителей и учителей-предметников.

В этих целях применялись методы математической статистики; в таблицах, графиках и диаграммах, обобщались итоги эксперимента. Проведенный анализ обработаны эмпирических данных позволил перейти составлению выводов и практических рекомендации, адресованных родителям, учащимся и школьным учителям. Данные разработки нацелены на развитие творческого потенциала личности школьника, его патриотического и эстетического воспитания, возможный выбор будущей профессии – учителя технологии, специалиста по декоративно-прикладного искусства.

Особое место разработанных автором рекомендации отведено педагогическому взаимодействия с учителями-предметниками в рамках интегрированных уроков.

МОУ «Кетченеровская гимназия» им.Х.Косиева.

Опытно-экспериментальная работа: первый этап – подготовительный – 2000-2002гг.; второй этап – константирующий – 2003-2005 гг.; третий этап – формирующий эксперимент – 2006-2008 гг.; четвертый этап – аналитический (итоговый завершающий) – 2009-2010 гг.

Аналогичная опытно-экспериментальная деятельность по разработкам, применявщимися в МОУ «Кетченеровской гимназии» им.Х.Косиева, проводилась в МОУ «Элистинский сельский лицей» (2005-2010 гг.)

Первый этап – подготовительный организационный – (2005-2006 гг.)

Определение базы исследования – 8-10 классов (20 школьников) Элистинрского сельского лицея.

Ознакомления администрации и педагогического коллектива с авторскими концептуальными и практическими разработками по художественному ковроткачеству, в старшем звене обучения, а также применявшимися педагогическими и эмперическими методами и методиками обследования учащихся-испытуемых. Оснащение кабинета оборудованием – ткацкими станками, инструментами, а также необходимыми материалами для индивидуальной и групповой работы. Проведение пробных занятий по художественному ковроткачеству в системе дополнительного образования

Второй этап - констатирующий – (2007-2008 гг.)

Проведение занятий по художественному ковроткачеству в системе дополнительного образования с учетом индивидуальных познавательных интересов и способностей учащихся (по разрабтанной авторской программе, которая прошла абробацию на протяжении десяти лет МОУ «Кетченеровской гимназии» им.Х.Косиева. Проведение обследования личности школьников-участников эксперимента, а также опрос их родителей на предмет оценки их мнения о способностях и увлечениях детей, Подготовительная работа с учителями-предметниками по интегрированным урокам относительно применению в образовательном процессе интегрированных уроков (включавших фрагменты истории и технологии художественного ковроткачества).

Третий этап – формирующий – (2008-2009 гг.)

Продолжение и углубление занятии по художественному ковроткачеству в контексте системы дополнительного образования, овладение более сложными видами и технологиями ковроткачества, сувенирной продукции с национальным колоритом, Стимулирование испытуемых по средствам участия выставках декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Калмыкии и за её пределами.

Выборочный опрос учителей-предметников в целях определения пользы и эффективности интегрированных уроков (история - художественное ковроткачество, география – художественное ковроткачество, литература – художественное ковроткачество и др.)

Анкетирование школьников – участников эксперимента в целях сбора информации по влиянии занятии художественного ковроткачества, интегрированных уроков на развитие личности, творческих способностей, познавательных интересов, а также, возможно, на содержание профессиональных ориентации.

Четвертый этап – аналитический – (2009 -2010 гг.).

Проведение итогов опытно-экспериментальной деятельности: обработка и обобщение собранного эмперического материала, сапоставление его с результатами опытной экспериментальной деятельности по анологичной программе в МОУ «Кетченеровской гимназии» им.Х.Косиева

Автор исследования успешно защитил авторскую программу по художественному ковроткачеству и получил позитивный отзыв и рекомендации на ее внедрение (реализации), в образовательный процесс школах Калмыкии.

На завершающем этапе эксперимента осмысливался, накапливался и редактировался материал для учебного пособия «Ковроткачест во – Посвящение матери», книга была издана в 2010 году в городе Элисте.

Опытно-экспериментальная работа охватывал два периода (две фазы).

В рамках первой фазы она проводилась в течении десяти лет в МО «Кетченеровской гимназии» им.Х.Косиева. За это время художественным ковроткачеством занимались и прошли полный курс обучения (в течение трех лет) 75 – человек в специально сформированных группах по 13 15 школьников в каждой.

Вторая фаза опытно - экспериментальной деятельности начала 2005 году и завершилась в 2010 году – длилась пять лет.

Если в первый период проводилась – теоретико – методологическая разработка основ занятий художественным ковроткачеством, поиск методик и средств изучения влияния обозначенных дополнительных занятий на личность учащихся, развитие его творческого потенциала, то во второй фазе экспериментальное исследование носило массовый характер. На основе апробированного материала опытной экспериментальной деятельности проводилась в Элистинском сельском лицее, на факультете «Дизайна» КФ МГГУ им.Шолохова, а также на республиканских курсах среди социально не защищенных слоев населения степного края (многодетные и одинокие матери).

Накоплен положительный опыт включения занятий художественного ковроткачества в системе дополнительного образования, его концептуальные обоснование позволили автором организовать на базе РИП КРУ РК семинар и мастер классы для школьных учителей технологии и дополнительного образования.

Таким образом, в образовательной системе Республики Калмыкия расширилось дополнительное пространство, обеспечивающее развитие личности школьника и его творческого потенциала на разных этапах обучения и воспитания, в разные возрастные периоды.

Участие школьников в выставках

Основной задачей объединения, я считаю формирование у учащихся практических трудовых навыков, творческой инициативы и воспитание эстетических вкусов. Ведь в объединении закладываются приоритетные нравственные принципы, идет подготовка к жизни в обществе.

Кроме теоретических знаний, воспитанницам приходится овладевать рисованием, черчением, развивать зрительную память. Огромную помощь оказывают экскурсии на природу, в Сити-Чесс, музеи, храмы, хурулы и театры республики.

Поэтому участие в смотрах, конкурсах, выставках – это предвосхищенные общественной потребности.

Считаю традиционным участие в ежегодном республиканском смотре – конкурсе по национально-прикладному творчеству «Наследие наших предков сохраним и приумножим». Юная ткачиха Костенко О. заняла первое место,(март, 2009г.), первое место в номинации «Поделки» в республиканском конкурсе «Степная антилопа» (март, 2010г.), первое место в номинации «Ковроткачество» в выставке декоративно-прикладного творчества «Город мастеров» (сентябрь, 2010г.) и провела мастер-класс для истинных ценителей народного творчества и прикладного искусства. Частью программы мастер-класса стала демонстрация техники изготовления ковров, воспитанницами, постигающими мастерство ковроткачества, развивающими рисунки и узоры в соответствии со своей творческой фантазией и эстетическим вкусом современных реалий.

Учащиеся объединения «Ковроткачество» приняли участие на выставках республиканского форума женщин в 2009-2010гг. где получили высокую оценку женской общественности.

Индивидуальные творческие поиски и находки, нетривиальные авторские подходы и выполнению изделий привели моих воспитанниц А.Северцева, О.Костенко, Д.Боваева, Н.Класова, В.Мукаева на республиканских, на Всероссийских конкурсах и Международных выставках декоративно-прикладного искусства (Элиста, март-сентябрь 2009-2010гг., Чебокссары, июнь 2010г., Железноводск, май 2010г., Славянск-на-Кубуни, август 2009-2010гг.), где они заняли призовые места. Это обогатило знания учащихся, расширило наши связи по взаимопроникновению культур.

Активно участвуя в общественной жизни республики, мы традиционно выставили ковровые изделия в сентябре 2010 г. на 145-летний юбилей г.Элиста, 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России, 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза, видного общественно-политического деятеля, генерала-лейтенанта Б.Б.Городовикова, в День поселка Аршан, в рамках Дней литературы и искусства Калмыкии в лицее, на высоком организационном и методическом уровне провели мастер-классы по ковроткачеству на базе лицея.

Объединения «Ковроткачество» приняли участие: 06 января 2010г. Выстаке декоративно-прикладного искусства «Рождество христово 2010», г.Элиста, ГКЗ, РК;

2-7 февраля 2010г. Провославная выставка-ярмарка «Здравствуй масленица», город-герой Новороссийск; 4-й – Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры «Горцы» (август, 2010г.) РД, г.Махачкала; Первая – Международная провославная выставка-ярмарка «Земля русская храни веру православную», (27 июля, 2010г.) г.Астархань; «Феродиз-10», ХП – Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов на Кавказских Минеральных Водах, (19-22 мая, 2010г.) г.Железноводск; Седьмой – Международный фестиваль Славянской культуры, Международная выставка-ярмарка «Россия мастеровая», (5-6 августа, 2010г.) г. Краснодар, г.Славянск-наКубани; Российский открытый фестиваль народного творчества «Живая вода», (июль, 2010г.) г.Астархань; Всероссийский конкурс мастеров декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая», (24 июня, 2010г.) г.Чебоксары, ЧР; Вечер портрет посвященное 100-летию Б.Б.Городовикова и республиканский этап эстафеты «Родная школа», (30 октября, 2010 г.) МОУ «Элистинский сельский лицей»; Республиканский фестиваль инвалидов «Поверь в себя», (19 ноября, 2010г.); Выставка изделий декоративно-прикладного искусства посвященное национальному празднику «Зул», (1 декабря, 2010г.); «Ладья-2010», совместная выставка-ярмарка, Торгово-промыщленная палата РФ, Правительство Москвы, Ассоциация народные художественные промыслы России и Экспоцентр, (8-10 декабря, 2010г.) г.Москва; Выставка творческих работ учащихся Элистинского сельского лицея в рамках аккредитации лицея. (13-14 декабря, 2010г.) школа, п.Аршан; Выставка творческих работ учащихся и учителей посвященной тематической проверке Министерство образовании, культуры и науки РК по теме профилактика детского дорожно- транспортного травматизма. (15 декабря, 2010г.) п.Аршан; Выставка творческих работ учителей в рамках городского семинара по теме ИКТ в современном образовательном пространстве. (23 декабря, 2010г.) п.Аршан.





Использованная литература

  1. Блиничева И.Б., Мельников Б.Н. Я и мир чудесных тканей. - М., 1976.

  2. Гамзатова П. Р. Функции молитвенного ковра в культуре ислама. – М., 1998.

  3. Гогель Ф.В. Ковры. – М., 1950.

  4. Ларина Е.И. Ковроткачество народов Российской империи. Нация: Тюрки. – М., 2007.

  5. Неелов В.И. Ткачество: от плетеных рам до многозевных машин. – М., 1986.

  6. Русские традиционные художественные производства / Путеводитель-справочник. Автор текста Н.Н.Мамонтова. – М., 1995.

  7. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства: Учебное пособие. – М., 2001.

  8. Семенова М. Быт и верования древних славян. – СПб., 2001.


Ресурсы всемирной сети Интернет:

  1. [link]




М.З.Эльдерова