О резьбе по дереву
Резьба по дереву – один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Своими корнями она уходит в глубь веков. Древесина всегда привлекала к себе внимания мастеров во всех странах мира: в умелых руках этот податливый, прочный и живой материал принимает любые формы и превращается в разнообразнейшие произведения искусства.
Строгой классификации резьба по дереву не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные ее виды.
Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:
1.
Сквозная (ажурная) резьба – это резьба, имеющая сквозные отверстия. При ней главным образом удаляются участки фона. За кажущуюся воздушность, легкость и схожесть с кружевом часто носит название ажурной резьбы. Подразделяется на собственно сквозную и накладную. Имеет два подвида:
1.1.
Прорезная резьба – сквозные участки фона прорезаются стамесками и резцами.
1.2.
Пропильная резьба - сквозные участки фона пропиливаются пилой или лобзиком.
2.
Глухая резьба - несквозная резьба, выполненная в массиве древесины, рассчитанная на восприятие рельефа при солнечном освещении или специальной подсветке.
2.1.
Плосковыемчатая резьба - характеризуется тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:
2.1.1.
Контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.
2.1.2.
Скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
2.1.3.
Геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба — имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур, среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.
2.1.4.
Чернолаковая резьба (резьба по черному лаку) — фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. Различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.
2.2.
Рельефная резьба характеризуется тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:
2.2.1.
Плоскорельефная резьба с подушечным фоном — можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заоваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком.
2.2.2.
Плоскорельефная резьба с выбранным фоном — та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также. Фон выбирается, а вот насколько глубоко по отношению к рисунку, определяет подвиды этой резьбы: барельефная - не очень глубоко, рисунок имеет низкий рельеф; горельефная - значительно глубже, рисунок имеет высокий рельеф.
2.2.3.
Абрамцево-кудринская резьба (кудринская) — зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом — вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.
2.2.4.
Резьба «Татьянка» — этот вид резьбы появился в 90-х годах 20 века. Автор (Шамиль Сасыков) назвал этот сформировавшийся в честь своей жены и запатентовал его. Как правило, такая резьба содержит растительный орнамент. Характерной особенностью является отсутствие фона как такового — один резной элемент постепенно переходит в другой или накладывается на него, таким образом заполняется все пространство.
2.2.5.
Ислими - особая резьба, характеризуется глубокой выборкой и чеканкой фона. Распространена главным образом в Средней Азии.
3.
Скульптурная (объемная) резьба – характерной особенностью является наличие скульптуры - изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически, является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций. Скульптурная резьба не имеет четких подвидов, а выделяются лишь направления, обусловленные культурными или историческими предпосылками: , и др.
3.1.
Богородская резьба - главным образом богородская игрушка.
3.2.
Миниатюра - небольшие декоративные скульптуры.
3.3.
Лесная резьба – это резьба на стоящих высохших деревьях (как правило использовались деревья вдоль дорог, стоянок на границах лесничеств и областей, потому что они оставались стоять в лесу), а в наше время этот вид резьбы перешел в садовую и парковую зону. Из элементов деревьев, сучьев, коряг изготавливаются всевозможные затейливые формы и композиции, скамейки, навесы, указатели и др. В их украшении используются сказочные персонажи, элементы народного фольклора, мотивы декоративного искусства и народного зодчества.
Резьба по дереву получила развитие практически во всех странах мира, отражая и сочетая культурные ценности и уникальные особенности каждой из них. Эти особенности воплощались и воплощаются в работах современных мастеров, радуя нас многообразием стилей и направлений этого древнего и прекрасного искусства.