Внеклассное мероприятие 6 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Управление образования Акмолинской области


Аккольская средняя школа № 2










Разработка открытого урока

по предмету «Технология»





Тема: «Использование древних орнаментальных мотивов при изготовлении украшений»






Подготовила: Гордейко С.Э.















Цель: Закрепить и расширить знания учащихся в изучении национального орнамента казахского народа.

- Познакомить учащихся с разнообразными видами национальных украшений, способами их обработки, назначением.

- Развить интерес к казахской национальной культуре к народным обычаям, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

- Воспитать любовь к родной земле, чувство гордости за свою страну, эстетический вкус и творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.


- Тип урока. Комбинированный


-Метод проведения занятия. объяснительно-иллюстративный ,частично поисковый, репродуктивный (инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа).

-Средства обучения. Наглядные пособия, практические, трудовая деятельность, творческий интерес.


-Межпредметные связи. История, рисование.

Ход урока:


1 Организационный момент.

-готовность учащихся к уроку.

-оформление класс.


2. Повторение.

-самый распространенный элемент в казахском орнаменте?

-основные виды орнамента?

-значение жёлтого цвета в орнаменте?

-значение зелёного цвета в орнаменте?

-отчего зависит характер орнамента?

-как называются подвески к свадебной шапке?

-какое значение имели перья филина на головных уборах?

-что определяет длина свадебных подвесок?

Дать определение национальному украшению.

Шолпы; жактау; алка; тумарша; билезик.


3. Сообщение новой темы.

Сегодня мы поговорим о казахском декоративно- прикладном искусстве. Ювелирное искусство является одним из развитых видов казахского прикладного творчества. Казахское ювелирное искусство развивалось на основе древних традиций и имело большой спрос у населения, так как каждый стремился иметь оберег от сглаза, бедствий, амулеты с различными благо пожеланиями. Ювелиры изготавливали в основном женские украшения, которые отражали возрастные и имущественные различия, а также выполняли обрядовую и магико-религиозную функцию.

Материал и форма украшений имели символическое значение и тесно переплетаются с мифологией и обрядностью. Так, например, изображение птицы символизирует собой свободу, счастье. Силу добра можно видеть в перстне типа кус мурун, что обозначает - птичий клюв. Со временем утрачивается первоначальный магический смысл и изделия приобретают художественно-эстетическое значение.

Основной материал, из которого изготавливают украшения - это серебро, так как серебро ковкий, мягкий, легко поддающийся обработке, с красивым блеском металл. Серебро, осмысливаемое в народе как священный металл, применялось не только для изготовления украшений к костюму, но и использовалось в качестве инкрустаций для декора почти всех изделий домашнего обихода: деревянного купола юрты. мебели, деревянной и кожаной посуды, всевозможной хозяйственной утвари, конского снаряжения .В итоге серебро освещало своим мягким сиянием весь предметный мир казахов. Также использовали медь, олово и реже золото.

Мастера, которые работают с металлом, называются зергерами. Зергеры пользовались большой известностью в степных краях. Они изготавливали разнообразные казахские национальные украшения: «сакина» - кольцо, «жузик» - перстень, «билезик» - браслет, «сырга» - серьги, «шолпы» - украшения для кос, «алка» - ожерелье, «тумарша» - амулет, «жактау» - подвеска к свадебной шапке.

Мастера-зергеры ковали и отливали в формах женские украшения: браслеты, серьги, кольца, ожерелья, перстни, серебряные с позолотой накладные бляшки для поясов, детали женских головных уборов. Накладными металлическими пластинами, декорированными насечкой, гравировкой, чернением, вставками из сердолика, лазурита и других полудрагоценных камней. При изготовлении серег, колец, перстней и других женских украшений применялись такие древние виды художественной обработки металла, как скань, зернь, чеканка.

Наибольшим разнообразием отличаются съемные украшения и в первую очередь браслеты и жакту (подвески к свадебной шапке саукеле). Ювелирные изделия Западного Казахстана отличались крупномасштабными формами с ясными пропорциями, визуально выделявшимися даже на расстоянии. Декор изделий основывался на строгом геометрическом орнаменте. Характерной особенностью украшений Северного Казахстана было наличие вставок из разноцветных камней и стёкол, многообразие форм, удлинённость силуэта, обилие подвесок, придававших изделиям пышную нарядность. В Центральном и Восточном Казахстане украшения отличались соразмерностью форм, лаконичностью художественных средств, где преобладали гравированный и чеканный орнамент. Южно-казахстанские изделия декорируются сквозной резьбой в сочетании с голубой эмалью и со вставками из поделочных камней. По браслету на руке девушки можно было узнать, откуда она родом.


Сақина — кольцо. С помощью зубила и шила на кольцо наносятся простейшие орнаменты. Иногда кольца делаются и без орнаментов.

Жүзік — перстень украшается драгоценными и полудрагоценными камнями, разноцветными стеклами или элементами из самого же серебра, из которого делаются выпуклые орнаменты: "балдақ", "отау", "құстұмсық".

На западе и юго-западе Казахстана делают красочный объемный перстень, называемый "құдағижүзік" кольцо для сватьи. В кольцо сразу вдеваются оба рядом расположенных пальца. Поверхность перстня объемная. Он украшается драгоценными камнями, разноцветным стеклом и покрывается позолотой. Орнамент на перстне делается из чистого серебра или вырезается из посеребреного железа и прикрепляется к перстню, создавая имитацию черненного серебра.

Құдағижүзік — перстень — традиционный подарок родителей невестки молодой свекрови, нашедшей общий язык с невесткой и ставшей ей второй матерью. Перстень надевается сразу на средний и безымянный палец. Его поверхность закрывает почти четыре пальца.

Сырға — серьги — обычно носили взрослые девушки и "молодухи". Раньше пожилые женщины, хотя и имели серьги, но не носили их. До революции казахские женщины носили платки — "жаулық" и "кимешек". Кимешек прикрывал уши, и не было надобности в ношении серег. Различаются следующие виды серег: айшыкты сырга — в виде месяца, ай сырга — в виде луны, тумарша сырга — серьги-амулеты (треугольной формы); салпыншакты сырга — серьги с подвесками; козалы сырга — серьги с подвесками, наподобие хлопковых коробочек; тасты сырға — серьги с камнем; қаралы сырға — черненые серьги; иыкты сырға — серьги до плеч; қоңырау сырға — серьги колокольчики; күмбезді сырға — куполообразные серьги; сояу сырға — остроконечные серьги. Название серег в основном зависело от того, на что они были похожи внешне, из какого металла и каким методом сделаны.

Белдік — пояс, ремень. Жигиты среднего возраста или мужчины лет пятидесяти, в основном щеголи — салы и сери, поверх камзолов под-поясывались "Kіce" и "кемер белбеу". В отличие от других видов ремней "Kice белбеу" имеет кожаные подвески, прочно прикрепленные на ремешках, так называемые "оқшантай", в форме старинной пороховницы. "Кемер белбеу" короткий: он только один раз опоясывает талию человека. Оба конца ремня заканчиваются "қапсырма" — застежками из железа. Поверхность "белбеу" украшается серебряными бляхами, драгоценными и полудрагоценными камнями. Такие пояса носят и женщины. Пояса для мужчин обычно делаются из шелка, бархата и сукна.

Орнаменты, украшающие пояса, в основном цветные, а серебряные бляхи — черненые, иногда и с позолотой.

Шолпы — украшение для кос в виде подвесок. Это нанизанные друг на друга небольшие звенья из металла или серебряные монеты. К самой верхней монете прикрепляется завязка из веревочки или цепочка. Эта завязка вплетается в косу вместе с волосами. Порой шолпы делают методом "сымкептеу". Между монетами вставляются драгоценные и полудрагоценные камни. Поверхность рукодельных монет украшают чернением или вырезают на каждой монете отдельный уникальный орнамент. Раньше взрослые незамужние девушки носили в косах украшения "шолпы".

Алқа — ожерелье. Это прекрасный образец ювелирного украшения казахской женщины. Прекрасные уникальные виды алка встречаются в западных и юго-западных регионах Казахстана. На местном диалекте их называют "өңіржиек" (нагрудник). Эти ожерелья соединяются друг с другом при помощи маленьких колечек и состоят из нескольких четырехугольных украшений. В середине и по краям каждого украшения вставляются драгоценные камни. Такие украшения делаются из тонкого, внутри полого, серебра. Тұмарша — амулетик, одеваемый на шею. Ювелиры делают его из серебра в виде треугольника или небольшой трубочки и прикрепляют к тонкой цепочке. Это украшение делается полым изнутри для ношения бумажек с записями молитв. Издревле считалось, что амулеты предохраняют владельцев от сглаза, порчи и всякой другой беды. Поэтому люди, верящие в необычные свойства амулета, делали его из серебра, украшали всевозможными орнаментами, позументами, покрывали позолотой. Обычно такой дар преподносили свекрови родители невесты через год после свадьбы.


4. Информация учащихся об украшениях.

-шолпы.

-уки-аяк

Заслушиваются сообщения, подготовленные учащимися.


5. Практическая работа.

Вводный инструктаж.

Правила техники безопасности при работе с ножницами.

Рассмотрев украшения на иллюстрациях и в книгах, учащимся дается задание: используя орнамент и дополнительные украшения (бусы, цепочки, бисер, копейки) создать свое украшение, побывать в роли зергера – мастера ювелирных изделий. Одновременно с этим учащиеся знакомятся с техникой обработки металла (чеканка), так как основой украшений служит вырезанный из металлической пластины фрагмент орнамента.


6. Индивидуальная работа с учащимися.

Текущий инструктаж.

-последовательность обработки,

-приёмы обработки.


7. Закрепление нового материала.


Кроссворд.


-Мифическое животное изображённое на гербе Казахстана.

-Нагрудное украшение.

-Подвеска к свадебной шапке.

-Украшение для кос.

-Завершение юрты.

-Тип амулета.

-Цвет, обозначающий знание и мудрость.

-Складное жилище чабана.


8. Подведение итогов.

Показ работ учащихся, оформление стенда.


[pic]