Проект - Стильное Филимоново

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»










[pic]


[pic]


[pic]





Выполнила: ученица 8 «А» класса

Тарасова Екатерина

Руководитель: учитель технологии

Рейзер Л.В.







[pic]


1. Введение. 3

2. Определение конкретно задачи и её формулировка. 3

3. Звёздочка обдумывания. 4

4. Анализ идей, выбор оптимального варианта. 5-7

5. Традиции. История. 8-13

6. Стиль. Фольклорный стиль. 14-16

7. Использование элементов русского костюма в современной одежде. 16-20

8. Особенности филимоновской игрушки. 20-21

9. Коллекция ткани. 22

10. Основные машинные швы. 23

11.Выбор ткани, инструментов, оборудования. 24

12. Последовательность технологических операций. 24

13. Конструирование. 25-29

14. Моделирование. 30

15. Области наук, используемые при выполнении проекта. 31

16. Правила безопасного труда. 31-32

17. Реклама. 33

18. Экономическое обоснование. 34

19. Экологическое обоснование. 34

20. Контроль качества. 34

21. Самооценка. 35

22. Список литературы. 36






















[pic]

[pic]

Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу.

Н. М. Карамзин

В Алексинском крае,

Школьной стране.

Живёт, процветает один коллектив.

В [pic] се знают в округе его,

Он знаменит.


Там музыка льётся,

Как солнечный свет.

Там пляшут, танцуют

И радуют всех.


Камаринскую выдают,

Скучать никому не дают.

«Иваном да Марьей»

Коллектив тот зовут.


Пришло приглашение на конкурс им,

А в нём оговорка!

Приехать должны в необычных костюмах.

Таких, чтобы сразу узнали по ним

О ком своими костюмами мы говорим.


[pic]

Р [pic] аботая в кружке «Мастерица» перед нами встала задача – создать костюм для школьного танцевального коллектива «Иван да Марья». Но костюм должен быть необычным. Нужна была необычная идея. Помогла нам в разработке идей филимоновская игрушка. В этом костюме должны были соединиться современность, необычность, практичность, простота. Нам захотелось создать такой костюм, который стал бы визитной карточкой танцевального коллектива «Иван да Марья».

Умение делать вещи своими руками совершенно особая область творчества. Этому занятию мы с удовольствием

посвящаем многие часы, а результаты приносят особое удовлетворение. Причём в такой работе всё доставляет радость: выбор материалов, моделей и создание уникального изделия, по собственному вкусу.

[pic]


[pic]

[pic]

[pic] [pic]


ИДЕЯ №1

Комплект состоит из 2-х костюмов:

Костюм для девочки – блузка из ткани малинового цвета с рукавами «фанарик»; саран из ткани жёлтого цвета с нанесённым орнаментом, также имеется подъюбник тёмно-жёлтого цвета и пояс.

Костюм для мальчика – полосатые штаны; рубаха-косоворотка из ткани малинового цвета, низ рубахи и рукава отделаны желтой тканью с нанесённым на неё орнаментом. Костюмы шьются из атласа и шёлка. Для отделки используется тонкая атласная тесьма, а для обработки срезов ткани косая бейка.

[pic] [pic]


Идея №2

Комплект состоит из двух костюмов:

Костюм для девочки – блузка из ткани малинового цвета с рукавами «фанарик», манжеты рукавов отделаны декоративной тесьмой в полоску, юбка жёлтого цвета с карманами, также имеется подъюбник жёлтого цвета отделанный декоративной тесьмой в полоску;

Костюм для мальчика – рубашка - косоворотка с коротким рукавом, манжеты отделаны декоративной тесьмой в полоску, полосатые штаны и декоративный пояс. Комплект шьётся из атласной и шёлковой ткани.


[pic]



[pic]



























Идея № 3

Комплект состоит из двух костюмов:

Костюм для девочки – блуза из ткани малинового цвета с рукавами «фанарик», манжеты рукавов отделаны тесьмой жёлтого цвета; юбка из ткани жёлтого цвета с нанесённым орнаментом, также имеется подъюбник тёмно-жёлтого цвета; фартук из ткани белого цвета с нанесённым орнаментом.

Костюм для мальчика – полосатые штаны; рубаха-косоворотка с жёлтой вставкой на груди, низ рубахи и рукава отделаны желтой тканью с нанесённым на неё орнаментом. Костюмы шьются из атласа и шёлка. Для отделки используется тонкая атласная тесьма, а для обработки срезов ткани косая бейка.


Идея № 3 взята за основу для создания костюма для танцевального коллектива.


[pic]

Ч [pic] увство прекрасного, чувство меры и целесообразности проявились в гармонии с природой и в отношении русского народа к одежде, причем как праздничной, так и повседневной. В каждой детали костюма был свой смысл, его цветовая гамма никогда не выглядела крикливой, случайной, эклектичной и сохраняла гармонию окружающей природы, демонстрируя безупречный художественный вкус, сохраняя неповторимость национального образа. В первую очередь это проявилось в крестьянской одежде, особенно в женской.

В [pic] комплекс такой одежды входили рубаха, панева, передник и головной убор. Существовало много разновидностей этого комплекта, различных по назначению, в том числе и обрядовых. Поверх рубахи в южнорусских областях одевалась панева, которая практически являлась юбкой и состояла из трех шерстяных или полушерстяных полотнищ. Паневы были распашными и замкнутыми, по талии собранные на шнурке, чем-то напоминают нынче модные юбки на кулиске. Носили паневы только замужние женщины. Поверх рубахи и паневы надевается передник, его надевали также поверх рубахи с сарафаном, завершая весь ансамбль. Передник всегда декорировался разнообразными узорами, вышивками, полосками тканей. Узорное ткачество, вышивка на нем распределялась от верха до низа, но в основном в нижней части передника. Подобную красоту русского стиля мы можем наблюдать и в наши дни на современной одежде.

Х [pic] арактер и стиль русской народной одежды обуславливался семейным положением, фигурой женщины, возрастом, назначением изделия, свойствами ткани, климатом.
Существовали интересные дополнения к комплектам женского костюма: платки и шали, расшитые перчатки и рукавицы, декоративные пояса, подвески и ожерелья, плетеные украшения из бисера и жемчуга, ленты, перстни и многое другое, но несмотря на все это разнообразие русская красавица не была похожа на «новогоднюю елку». Она поражала всех своей красотой, удивительным вкусом, изобретательностью, гармоничностью, чувством меры. Отличаясь богатым оформлением, яркостью, красочностью, русская одежда, при этом обладала сильным эмоциональным воздействием, воспитывала оптимизм, веру в себя, в свои силы.
Смелое сопоставление в женской одежде двух цветов - белого и ярко-красного - заставляло ее звучать особенно сильно. Кстати, в России красный значит красивый, а богатый драматизм красного в сочетании с энергией белого дарит ощущение бодрости и свежести. В построении одежды резкая грань двух цветов часто смягчалась дополнительной отделкой или вышивкой.

Ш [pic] ироко было развито бисероплетение лент, ожерелий, бус. Этот вид украшений популярен и в наше время. Многочисленные украшения из плетеного бисера по народным мотивам применяются в платьях современного модного направления. Бисерные детали однотонные и цветные с узорами по народным мотивам являются превосходным украшением для изделий из однотонных тканей, не имеют других отделочных элементов, создавая образный строй современных национальных изделий. Довольно таки интересным национальным украшением являлись ожерелья из цепей с нанизанными бусами из стекла и метала, бусы из янтаря, граната, жемчуга и многое другое. Цеповязание - один из старинных видов русского ювелирного производства. Цепи были самые разнообразные: из отделочных колец, более грубые украшали мужской костюм, изящные, плосковязанные с тонким рисунком применялись для ношения христианских символов-крестов, а также выступали как самостоятельные украшения.

В течение длительного времени декоративные пуговицы, изготовленные из разных металлов, предпочтительно из серебра, служили не только для застежки одежды, но зачастую нашивались как украшения. Впоследствии пуговицы изготовлялись без «ушек» и использовались как элементы для бус, ожерелий, серег, запонок. Большой любовью в России пользовались серьги. Для их изготовления существовали мастера-сережники. В течение длительного времени серьги прикрепляли к волосам, к головному убору. Лишь с начала 18 века швензу серег стали делать более тонкой, и серьги начали носить непосредственно в ушах.

[pic]

И [pic] здавна основой основ любого русского костюма является длинная, туникообразная рубаха с широкими ру­кавами. Рубахи были разные. Праздничные - для воскресных дней и престольных праздников, будничные - для работы дома и в поле; обрядовые делились на свадебные, предсвадебные и погребальные - «горемычные». В сундуке для приданого невеста обычно хранила 5-6, а то и дюжину рубашек. Самую красивую рубашку невеста надевала в день свадьбы. Шилась она из лучшего домотканого полотна. Наряд­ные рубашки надевали в день первой борозды, в день выгона скота, в день нача­ла сенокоса и жатвы. Полотно, из кото­рого они изготовлялись, экономили, по­этому рубашку шили из нескольких сортов ткани, различающихся толщиной и плотностью. Верхнюю часть рубашки шили из лучшего «кужельного» полотна и называли «станом», «станушкой». Ниже талии надставляли подставу из грубой конопляной ткани, при надобности ее сменяли другой. Были рубашки и без подставы, так называемые «цельные» или «скрозные» (додольные). Вышивка играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил.

Д [pic] еревенская мода не признавала коротких рубах, они шились длинными. Если женщина среднего роста, она шьет себе рубаху такой длины, что, когда она ее надевает, подол лежит на полу. Во многих селах рубаху носили «с пазухой» - рубаху выдергивали из-под пояса и спускали ниже на поневу, фигуру женщины такой напуск делал дородной и округлой, полностью скрывая талию.

Со второй половины XIX века для украшения рубах стали использовать кусочки различных тканей из кумача и мелкоузорного ситца. Этот старинный способ украшения одежды применялся еще в боярском костюме, когда кусочки драгоценных заморских тканей, оставшиеся от раскроя больших одежд или от уже сношенных, нашивали как украшения на новое платье. Кроме тканых, вышитых узоров использовались разноцветные «травчатые» ленты, вьюнки, кружева, блестки, золотые и серебряные галуны и позументы.

Но древнейшим и любимым способом украшения рубах оставалась все же вышивка. Вышивалась даже будничная одежда. В старинном узорочье орнаменты были геометрическими. Наиболее распространен­ной фигурой орнамента можно считать ромб. Он является основой орнаментальных композиций, когда ромбы сочетаются в различных комбинациях: вписываются один в другой, сцепляются цепочкой, накладываются друг на друга. Ромб в народном сознании соотносился с солнечным кругом. Узоры вышивки были священными, божественными изображениями или знаками - символами, обладающими магической и оберегающей силой. Ук­рашались даже «горемычные» рубахи, причем и здесь соблюдались каноны в использовании узоров и цвета. Траурная одежда была белая. При трауре по родителям носили белые рубахи с белой вышивкой, а по детям - с черной. Без всяких украс были рубахи только у женщин-вдов. На покойников рубаху шили на «живую нитку».

[pic]

В [pic] старинном костюме рубаху редко носили отдельно: в северных и центральных районах России сверху надевали сарафан, а в южных - поневу.

Понева - это юбка, состоящая из трех полотнищ шер­стяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии пле­теным узким пояском - гашником; ее носили только за­мужние женщины. Понева - древняя одежда, упоминается еще в письменных источниках домонгольского периода.

Термин «понява» («понева», «понька») - общеславянский, поначалу обозначал кусок ткани, пелену, покрывало.

Ткани для понев брали домашне­го изготовления: шерстяные (пря­жа преимущественно из овечьей шерсти) и из растительного волокна - конопли. Техника изготовления ткани была простейшая - полотняное переплетение. Чередо­вание шерстяных и растительных нитей создавало на ткани узор из клеток.

Поневы так же, как и рубахи, делились на праздничные, расхожие и будничные. Будничные отделывались по низу узкой полоской домотканой тесьмы. В праздничных же поневах большое внимание уделялось «клаже» - это нашивки по подолу, в которых максимально использовалось все богатство отделки.

Поневу носили в основном замужние женщины, и в памяти народа она осталась как «вечный хомут и бабья кабала».

Фигура женщины в этой одежде казалась более приземистой, чем в сарафане. Деревенская одежда соответствовала укладу крестьянской жизни, и полнота женщины означала для крестьянки здоровье, а здоровье - это и дети, и работа без устали, «до седьмого пота».

Совершеннолетие девушек отмечалось в народе обрядом - «загонять в поньку», когда в праздник на девушку при всех родных подруги надевали поневу. Окончательно поневу надевали во время свадьбы.

Поневы, которые носила молодая жена до рождения первого ребенка, были самыми красивыми. Молодая после венца надевала поневу с «хвостом» из красного сукна, шелка, бахромы и даже с бубенцами.

[pic]

Помимо понев крестьянки носили сарафаны и юбки.

К [pic] омплекс одежды с сарафаном в конце XIX - начале XX века ассоциировался в России с «национальным кос­тюмом».

Существовало три основных типа сарафана: косоклинный, прямой, сарафан с лифом.

Наиболее ранними считались косоклинные сарафаны.

Шились они из домотканого шерстяного материала черного, темно-синего или красного цветов. Покрой их - два прямых полотнища спереди, швы по центру и по бокам. У распашных сарафанов между полотнищами располагалась застежка со множеством пуговиц. Спинка косоклинных сарафанов имели одно прямое полотнище и два клина по бокам, иногда к клиньям пришивали по 2 и даже 4 подклинка. Подолы сарафа­нов богато украшались красным сукном, лентами, блестками, золотой тесьмой. Вторая разновидность сарафанов - прямые, «московские». Они сменили косоклинные. Покрой их на удивление прост. Сарафан шьется из 4-5 прямоугольных полотнищ, собранных на груди и спине под обшивку, без застежки, удерживается на плечах лямками.

Шились такие сарафаны из набивного ситца, кумача, пестряди. Носили их преимущественно молодые женщины и девушки - в праздник.



[pic]

П [pic] оверх рубахи, поневы или сарафана надевали передник, который получил название «завеска», «занавеска», «запон». Его шили из полотнища холста, перегнутого пополам, в месте сгиба делали прямоугольной формы вырез для головы. Спинка была укорочена, иногда с отверстием «окошечком». «Занавески» были с длинными рукавами и без рукавов. «Занавески» на кокетке - более поздняя замена старинного туникообразного передника. Интенсивность цвета в орнаменте постепенно усиливалась сверху вниз за счет вставок из яркого ситца, полос узорного ткачества и вышивки, лент, кружева, бахромы. Самая широкая узорная полоса - цветная перевить - помещалась не в самом низу, а немного отступая от края.


[pic]

Г [pic] оловные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее - полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки.

Девичий головной убор дополнялся «пушками» - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» - яркими Селезневыми перышками. В древности славянские девушки ходили с распущенными волосами. Позднее этот обычай сохранился только в свадебных обрядах.

Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой. Сверху она обтягивалась кумачом, ситцем или бархатом. Затылок прикрывала прямоугольная полоса ткани - позатылень. В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов.

С середины прошлого века наибольшее распространение получили платки. Вначале они были дорогие, с тканым рисунком, позднее ситцевые, с набивным растительным орнаментом. Платки являлись как бы продолжением русского полотенчатого головного убора. Сведения о полотенцах-убрусах сохранились в письменных памятниках, начиная с XII века. Полотенца или платы (куски холста) носили обычно поверх головного убора - кички-кокошника. Наряду с полотенцами носили и ширинки - это полоса холста, часто затканная узорами, перегнутая по диагонали (ее получали, от­резая полоску ткани по ширине холста, откуда и название).

Молодые женщины в первый год замужества складывали ши­ринку жгутом и повязывали ею повойник или сороку концами вперед. В XIX веке головные полотенца, ширинки вытеснены платками. Ими сначала покрывали голову на мягкие волосники, а затем прямо на волосы, причем и женщины, и девушки. Платок девушки завязывали под подбородком, а замужние «по-бабьи» - концами назад.

Со временем сложные крестьянские головные убо­ры заменяются на мягкие - в виде шапочки-чепца из легкой, чаще всего фабричной ткани: повойников, сборников, - поверх покрывали платок.

[pic]

В [pic] ажное место в костюме занимали различные укра­шения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны - низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серь­ги, подвески, иногда они достигали плеч. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля.

[pic]

Основной обувью крестьян были лапти, но крестьянские девушки из зажиточных семей носили сапоги «на колечках» (гармошкой). Лапти плели из вязового или липового лыка (одевались они на онучи из сукна, холста), изготавливали их в технике «через челнок» (основа - пенька, уток - шерсть). Лапти лаптям были рознь: в зависимости от числа полос лыка, применявшихся для плетения лаптя, их называли пятериками, шестериками, семериками. Великорусский лапоть был прямого плетения; на орловской земле повсеместно были распространены лапти московского типа, сплетенные из липового лыка косым плетением. Праздничными считались вязовые красноватые семерики. Чтобы укрепить и утеплить лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной веревкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали. Держались лапти на сборах - веревках из конопляного волокна или шерсти. Вязаные чулки носили обычно до колен. Вязали чулки, как правило, из белой и черной шерсти, часто без пятки. И «модницы» натягивали на себя по шесть пар шерстяных чулок, для шика их еще собирали на ногах гармошкой. Для дома или работы в поле в жаркую, сухую погоду надевали веревочные лапти - чуни, в разных деревнях их называли по-разному - «чоботы», «чоботки», «тапки».

[pic]

Мужская крестьянская одежда шилась в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна, овчины. Наряду с ними в конце XIX - начале XX века ис­пользовались и фабричные: кумач, ситец, сатин, плис, дешевые шерстяные ткани.

Комплекс мужской будничной одежды состоял из рубахи-косоворотки с разрезом по левой стороне груди и штанов (портов). В зимнее время поверх холщовых штанов надевали штаны из домашней шерстяной ткани или онучного сукна. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском, к которому по мере надобности прикрепляли гребень, дорожный нож или другие м [pic] елкие предметы. Праздничную рубаху делали из тонкого отбеленного холста и украшали тканьем и вышивкой красно-черными нитями «настилом» либо «крестом» ворот или разрез на груди, манжеты рукавов и подол. Ноги обували в лапти с онучами или сапоги, в зимнее время носили валенки.

Голову покрывали шапкой из серого войлока. Со второй половины XIX века был широко распространен картуз. Зимой носили ушанку или треух из сукна с оторочкой из овчины. Поверх рубах в зависимости от сезона и погоды надевалась распашная одежда из сукна: зипуны, кафтаны, свиты. Зимой носили овчинные полушубки, тулупы. Верхнюю одежду подпоясывали обычно широкими шерстяными домоткаными кушаками. Одежда крестьянских мальчиков отличалась лишь размерами, а по крою, фасону, элементам была практически такой же, как одежда взрослых мужчин.


[pic]

К [pic] то из нас не хочет быть модным и стильным? Для этого совсем необязательно слепо следовать модным тенденциям, которые сменяют одна другую с молниеносной быстротой. Вполне достаточно найти свой стиль в одежде, который будет гармонично сочетаться с вашим образом.

Нет ни одного художника-модельера, который в своих поисках не обращался бы к богатейшему материалу народного творчества. Да и может ли быть иначе? Ведь народ веками выражал в костюме свой идеал прекрасного. Созданный многовековой коллективной творческой фантазией, народный костюм несказанно красив. Глядя на традиционную народную одежду, мы ощущаем удивительный духовный мир, постигаем образную насыщенность одежды.

Ч [pic] то же характерно для костюма в фольклорном стиле? Прежде всего - натуральные ткани и расцветки, использование таких приемов и отделок, как вышивка, мережка, кружево, плетение... Иногда встречаются аппликация и лоскутная техника. Самый распространенный рисунок - геометрический, хорошо сочетающийся со структурной ткани. В него вкрапляют цветные бусины, бисер, металлические бляшки и многое другое.

Вероятно, не так уж много найдется сегодня привеженцев народного стиля. Что ж, это вполне объяснимо — нынешний бурный ритм жизни (особенно в городах) идет вразрез с ровным, спокойным народным стилем.

Ф [pic] ольклорный стиль - это заимствование не только приемов декоративного оформления одежды - отделок, вышивок, но в первую очередь элементов и способов кроя, форм и предметов одежды.

Народная одежда отличается рациональной простотой форм, в ней чувствуешь себя раскованно и свободно, она подразумевает близость к природе, в которой так нуждается современный городской человек. Уютные шали, платки, накидки, капюшоны, безрукавки, свободные теплые кофты, стеганки, дубленки, сборчатые юбки, многослойные комплекты и многое другое мода взяла из вековой сокровищницы национальной одежды.

Стиль, навеянный мотивами народного творчества, - фольклорный, одно из тех звеньев, которые связывают прошлое нашего народа с настоящим и будущим. Из века в век его силуэты и краски остаются для нас близкими. Национальный костюм обладает необычной силой долговечности. В любой обстановке он подчёркивает в человеке такие ценные качества, как достоинство, элегантность, изысканность.

К [pic] фолк–стилю принадлежит одежда с элементами национального костюма. Она очень удобна и незаменима как в теплую, так и в холодную погоду. Фолк-стиль не обошел своим вниманием длинные юбки. Фолк-юбка – это длинная, до пят - юбка из какой-нибудь набивной или шерстяной, обязательно немнущейся ткани. А есть ли брюки в этом стиле? Конечно. Это довольно узкие брюки из тянущейся ткани. Брюки сочетаются с жакетом из буклированной шерсти с поясом. В летние жаркие денечки ничто не заменит натуральных льняных тканей. Фолк-стиль знаменит также своими шарфами - с выразительным орнаментом. Этот шарф небрежно повязывают поверх жакета или джемпера.

Фольклорный стиль может быть в моде, а может и нет. В любом случае он может существовать и сам по себе. Использовать фольклорный стиль в повседневной жизни лучше всего для отдыха. Костюм в народном стиле воспринимается как художественное произведение. Как правило, одежда этого стиля носится очень долго, она как бы вне времени, вне обстоятельств. Если интерьер выполнен в народных традициях, то национальный костюм будет как нельзя кстати. Например, если на кухне деревянная мебель и деревянные стены с расписными досками для нарезки, яркими блюдами и блестящим самоваром, то и хозяйка, одетая в фольклорном стиле, будет смотреться гармонично. Фартук с аппликацией, блуза с мережкой и вышивкой, длинный сарафан в русском стиле создадут атмосферу отдыха и домашнего уюта.

Для тех кто шьет или учится шить, фольклорный стиль представляет особый интерес, так как вдохновляет и располагает к творчеству, позволяет придумывать новые модели самому. Практически в каждом национальном костюме много элементов ручной работы: простые и сложные вышивки, мережки, нашитые ленты, вязаные вставки, детали из овчины и другого меха. Фольклорный стиль - это не копирование этнографического костюма, а свобода в выборе новых идей и решений.


[pic]

[pic] Народный костюм является образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента, раскрывает нам многие тайны и законы красоты народного искусства. Использование народных мотивов в современной моде приводит к созданию интересных моделей в этническом стиле.

Функциональность одежды

и народные традиции.

Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. Творческая деятельность модельеров на базе народных мотивов зависит от ряда объективных факторов. Одним из них является необходимость ставить художественное решение одежды в зависимость от её утилитарной функции. В отличие от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде утилитарная функция конкретно проявляется в гораздо большем количестве вариантов. В связи с этим образное решение одежды должно в каждом таком варианте иметь черты, соответствующие той обстановке, в которой человек находится. Поэтому и использование народных мотивов в проектирование одежды разных видов должно происходить по разному.

Одежда для службы.

О [pic] дежда для службы имеет следующие формы: юбки с блузками, сарафаны с блузами, платья, платья-костюмы и т.п. Как правило она имеет простые конструктивные формы, свободные или слегка прилегающие к фигуре.

Такая одежда должна обеспечивать удобство в работе. Здесь почти недопустима такая отделка, как вышивка. Большинство моделей одежда для службы проектируются на основе идей, обусловленных требованиями.
Рациональные формы чаще всего классические, и, казалось бы, не нуждаются во введении народных мотивов. Однако, хотя и в небольшом дозе, эти мотивы всё-таки находят отклики в моделировании этого вида одежды. Безусловно, диапазон применения народного здесь ограничен: это лишь элементы покроя народного костюма, общий характер формы. Такие элементы не позволяют служебный характер одежды, они вносят особую теплоту в официальный костюм.


Домашняя одежда.

Н [pic] азначение домашней одежды - создать человеку условия для занятий и отдыха. Домашняя одежда должна быть удобной по форме и покрою, сочетать в себе черты декоративности, нарядности. Решение домашней одежды может быть более смелым и разнообразным по форме, цвету, тканям. Возможность использования множества форм, материалов, разнообразных цветов и отделок позволяют при моделировании допустить большую степень восприимчивости домашней одежды к народным мотивам. Например, в домашнем костюме используется традиционные элементы покроя рубах, приёмы расположения декора, характерные цветовые сочетания белого с красным, красного с синим и т.д. Широко применяются набивные ткани с рисунками по народным мотивам, а так же такие детали, как платки, шали.

Верхняя одежда.


К [pic] верхней одежде относятся костюмы, плащи, пальто, пелерины. Деление верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю оказывает влияние на выбор мотивов, применяемых для её моделирования. Но верхняя одежда отличается от летнего платья большей строгостью форм, лаконизмом декора. Вес решений, как правило, не допускается яркая вышивка, излишняя декоративность, пестрота.

Возможности отражения народных мотивов в моделировании верхней одежды несколько иные, чем в моделировании легкого платья. Здесь мы видим наработку элементов покроя не только народной верхней одежды поддевки, бекеши, свиты, но и рубах. Современные модели несут и едва заметные, и явные признаки покроя русских поддёвок, тулупов. Отражение народных мотивов в моделировании верхней женской одежды занимает значительно большое место, чем в моделировании служебной и домашней одежды.

Одежда для спорта и отдыха.

Т [pic] ребования применяемые к решению спортивного костюма, можно свести к двум основным: красочность и удобство. Эти же качества характерны для народного искусства. Не случайно черты традиционного костюма используются в современном моделировании спортивного костюма. Спортивная одежда легко принимает характерный, встречающийся в конструкции народных рубах. В моделировании современной спортивной одежды часто используются приёмы распределения декора, известные в народном костюме - четко выделяющиеся участки на груди, плечах, полосы на рукавах, вдоль швов и т.д. При этом цветовая композиция современных спортивных костюмов напоминает народные костюмы ритмом и традициями цветовых площадей, или берет от народного только принцип гармонии цвета.

Нарядная одежда.

[pic] К группе нарядной одежды относятся платья-костюмы, ансамбли. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды - функция эстетичности. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль.
Вышивка и различные отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям нейтральных форм, простых по конструктивному строю.
Особенность нарядной одежды заключается в том, что она должна выражать и подчеркивать индивидуальность человека. Само познание этой одежды исключает тиражирование. Здесь можно провести параллель с народным костюмом: ни один образец нарядного костюма не повторяет в точности другой, ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на то, что все они конструктивно т декоративно построены по одним и тем же принципам.

В наибольшей степени применяются элементы покроя верха народных рубах: прямые линии, проймы, полики, ластовицы и т.д. В моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка, форма, силуэт и особенности конструкции русских сарафанов. Отражение получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как членение по вертикальным линиям - по средней линии и линиям, расположенным симметричным относительно центра, построение формы с участием высокой кокетки, бретелей различной конструкции. Были также использованы приёмы расположения вышивки на сарафанах - например, вышивку располагали вдоль центрального шва, по линиям кокетки, на бретелях.

Климатические условия, род занятий определили повсеместное распространение как у русских, так и у других славянских народов и их соседей, традиционной зимней овчинной одежды, отличающейся среди людей разной национальности формой, длиной, конструктивным и композиционным решением, а также способом ношения. Шубная овчина сочетает в себе одновременно полный пакет для зимней одежды: кожа является лицевой стороны одежды, а волосяной покров - одновременно и подкладкой и утеплителем. Изделие из такого материала в силу климатических условий России имеет исключительную важность. В настоящее время одежда из шубной овчины широко вошла в обиход не только в нашей стране, но и за рубежом. Современная одежда из шубной овчины удивительным образом отражает принципы создания народной одежды, в частности стремление выявить природные достоинство материала, естественное богатство фактур, их сочетание (мех, кожа). Формообразование народной овчинной одежды представляет исключительную ценность для специалистов проектирующих современную одежду, оно может определить путь дальнейшего проектирования одежды, исходя из функций материала, его пластических и декоративных свойств.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Особенности кроя русской народной одежды.

Ее силуэтные формы соответствуют естественным пропорциям женской фигуры. Крой без сборок на горловине и плечевых швов, напоминает форму прямоугольника перегнутого пополам. Для свободного движения руки в некоторых рубахах втачивалась ластовица, чем уже рукав, тем больше она. Однако структурная форма одежды без сборок по линии горловины не является совершенной с точки зрения посадки изделия по фигуре. Одежда такого кроя несколько вздергивается и имеет заломы, идущие от центра груди к низу изделия.

Моделирование современной одежды

на основе народного кроя.

В настоящее время получила одобрение допускаемая в современном моделировании некоторая условность в использовании стилевых традиционных элементов одежды. Каждый период времени выдвигает свои темы, ставит свои задачи в соответствии с новыми материальными возможностями и новами формами одежды.

Еще несколько лет назад русская народная одежда находилась за пределами художественных интересов создателей костюма. Но последние годы принесли с собой стремление интерпретировать мотивы, заложенные в одежде бывших Рязанской, Тульской, Калужской, Орловской, Курской и Воронежской губерний.

Предложение моды акцентировать плечевой пояс, талию дали возможность использовать богатою орнаментом народную одежду, например «слуцкие пояса» которые подчеркивают конструкцию модели и ее динамику. Используется необычные сочетания материалов: мех с ситцем, с шелком, вышивки по холсту, кружева - иными словами все, то что усиливает конструкцию, или образное решение модели, или подачу материала. Модель должна действовать, быть яркой, ясной по тенденции моды и по характеру использования традиций и вместе с тем сохранить основной принцип подачи образа манекенщицы - новой в каждой модели.

Русское народное творчество постепенно рождает новые решения, новые образы. Создаются платья-платки, платье-сюртук, платья с завышенной талией, платья с нижней юбкой. Рекомендован крой «русская рубаха», косоклинные сарафаны, косоворотки и, конечно, все богатство отделки - вышивки, плетеные пояса, бахрома, ленты, многослойность одежды.
Массовое распространение получили варианты платьев-рубашек и блуз в стиле народной крестьянской рубахи для девушек и молодых женщин, предназначенных в большинстве случаев для каждого дня. Свобода, легкость, мягкость определяют стиль этих изделий. Силуэт этих изделий удлиненный, стройный, имеет множество вырезов.

В [pic] настоящее время очевидно общее признание стилевых особенностей русской одежды в развитии моделирования современного костюма не только специалистами, но и простыми людьми. Жизненность этой одежды доказывает тот факт, что она получила свое развитие в моделях: выходной, нарядной, повседневной, спортивной, а также в многочисленных изделиях молодежной и детской одежды.



[pic]

В живописном уголке Нечерноземья, в Тульской области, над рекой Упой стоит русская деревня Филимоново, которая известна своеобразной глиняной игрушкой. В облике деревни – признаки гончарного промысла и залежи глины: и дома здесь не деревянные, а кирпичные, и крыши многие крыты черепицей. Гончары здесь жили всегда, а по местному приданию, и основателем деревни (ещё со времён Ивана Грозного) был гончар Филимон (отсюда и Филимоново).

Возникновение промысла.

П [pic] ромысел игрушки возник в середине 19 в. в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 в. производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Особенности производства.

Н [pic] а внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

О [pic] собенности филимоновской игрушки.

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.

В [pic] се персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью.

Роспись игрушек.

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и веселыми.

Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.

Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

[link]