Творческий проект по технологии Детский халат ПАЗЗЛ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Среди известных видов рукоделия особое место занимает шитье из лоскута. Изделия, выполненные в лоскутной технике, раскрывают богатство народных культур, помогают познать обычаи и нравы, учат любить и понимать прекрасное. Используя остатки ткани и данный материал (пояснит...



МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19

с углублённым изучением отдельных предметов»







ДЕТСКИЙ ХАЛАТ «ПАЗЗЛ»










Автор проекта: ученица 10 класса

Аванесян Аревик Эдуардовна

Руководитель: учитель технологии

Тименцева Елена Николаевна





Черногорск,




Оглавление


Введение. Определение потребности………………………………………4


Цели и задачи, критерии………………………….………………………..4


Схема размышления………………………………………………………...5


Исторические справки……………..……………………………………….5


Технологические основы лоскутного шитья……………………………...8


Разработка и анализ первоначальных идей………………………………10


Проработка лучшей идеи………………..………………….……..............11


Исследование и обоснование выбора ткани …………………………..13


Выбор оборудования, инструментов и приспособлений……………….14


Техника безопасности при работе………………………………………..14


Построение чертежа детского халата «Паззл»………………………….16


Изготовление детского халата «Паззл» ……………….………………...17


Испытание готового изделия……………………………………..............20


Реализация, практическая значимость………………………………......20


Экологическое обоснование……………………………..……………….21


Экономическое обоснование………………………………………….......21


Оценка и выводы по проекту……………………………………..………21

Реклама …………………………………………………………………….22


Список литературы…………………………………………..……….......22




Введение. Определение потребности



У моей близкой подруги есть маленькая сестренка, к которой я очень хорошо отношусь, и нет дня, чтобы я с ней не играла. С этой семьей я часто езжу на озера Хакасии, где мы столкнулись с проблемой нехватки в гардеробе малышки купального халатика.

Скоро у нее день рождения я решила подарить ей его. Изучила ассортимент в магазинах нашего города, сделала вывод, что нужный размер халата выполнен из синтетических тканей.

Потребность. Нам нужен халат из натуральных тканей. Так как на уроках технологии в совершенстве освоила швейное мастерство, решила изготовить детский халатик своими руками, буду шить! тем самым сэкономлю семейный бюджет.



Цели и задачи:


  • Изготовить легкий халат;

  • Сэкономить семейный бюджет, используя остатки ткани;

  • Изучить историю лоскутного шитья и историю халата;

  • Изучить технологические основы лоскутного шитья;

  • Выбрать технику и узор изготовления халата;

  • Исследовать остатки ткани;

  • Выполнить простую конструкцию кроя



Будущее изделие должно отвечать следующим критериям:


  • Экономически доступным;

  • Выполнено из натуральных тканей и в лоскутной технике;

  • Покрой и форма должны обеспечивать свободу движений ребенка.

  • Изделие должно получиться с развивающими элементами для ребенка.

  • Ткань из натуральных волокон

  • Яркое цветовое решение







Схема размышления

[pic] [pic] [pic]

Исторические справки.

История халата

Халат имеет очень увлекательную историю возникновения. Само слово произошло от арабского слова “хил’ат” – почётное платье. Возможно, происхождение слова как раз и обуславливает то, почему наши предки с уважением относились к этому элементу домашнего гардероба. В халате даже было позволительно встречать гостей.

Итак, родиной халата является Восток. Халатом признавали верхнюю распашную мужскую и женскую одежду у народов Западной, Средней и Центральной Азии. С давних времен халат был основным национальным предметом одежды на Востоке. Он имел свободный покрой, широкие рукава, пояс. В основном халаты шили из шелка, шерсти, замши, украшая изделие узорами, вышивкой. По цене и качеству пошитого халата можно было понять, к какому сословию относится хозяин. Богат он, знатен и зажиточен или беден и простолюдин. Чем достойнее человек, тем богаче его халат.

Со временем халат менял свой фасон: он становился то шире, то уже; по бокам красовались разрезы; ворот был то закрытый, то открытый; застегивался халат на красивую застежку или со свободным запахом.

В средневековый период, например халат, был не только домашней одеждой, но и парадной. В связи с этим издавались особые государственные указы, четко регламентирующие цвет, форму, материал халатов у императора, его приближенных и чиновников.

В Европе халат стал известен лишь в XVII веке. В Европу халат пришел из Турции, а турки переняли этот вид одежды у арабов. Турецкие халаты шились из ткани с продольной полоской. Халат в основном носили мужчины. Они надевали под него жилет с полу длинными рукавами, или же вовсе его не носили. Позже халаты стали изготавливать из атласной ткани, украшая их тесьмой. Долгое время в Европе халат был символом отдыха и праздности. Отсюда и пошло выражение – «халатно относиться к чему-либо», иначе говоря, неответственно, с пренебрежением относиться к делу.

В конце XIX века в моду вошли изделия из Востока: восточная тематика чувствовалась в интерьере домов, в мебели, в украшениях. Что касается халатов, их стали шить с широкими длинными рукавами, изображая на них деревья с изогнутыми стволами и огнедышащих драконов.

В Китае, например, халат носят с брюками. В Японии же халат – “кимоно” является самой дорогой национальной одеждой.

В Россию халат пришел из Европы в XVIII веке. И сразу же стал популярным элементом домашней одежды. В кинематографии и литературе халат также нашел свое применение. В русской литературе XIX века халат – был примером праздного, бездельного времяпрепровождения. Доказательством тому послужило произведение И. А. Гончарова «Обломов», где главный герой постоянно носил халат.

Интересную историю имеет узбекский халат – чапан – стеганый халат на вате. Он является элементом национальной одежды узбеков - мужчин. Однако узбекский чапан, который носили наши далекие предки и в котором модничают современные узбеки, стал национальным символом страны. Чапан - просторный, длинный и широкий халат без воротника и пуговиц, его рукава прикрывают кисти, тем самым, заменяя перчатки. Он кроится таким образом, что одна пола заходит на другую, и поэтому чапан не распахивается при ходьбе, сбоку есть разрезы для удобства. В зависимости от времени года халат может быть легким без подкладки, или теплым на вате - его обычно подвязывают ярким вышитым платком. Полы, рукава, воротник чапана обшивают красивой тесьмой. В древние времена по чапану можно было узнать о его владельце многое: род занятий, доход, место жительства. Бедные носил халаты из сатина, средний класс – из плюша, а зажиточные предпочитали шелк и бархат. Самые обеспеченные слои населения носили чапан, вышитый серебряными и золотыми нитями. Узбекский халат очень универсален: в нем не жарко летом, а зимой он не даст замерзнуть. Преподнести чапан в подарок – это символ большого уважения и почтения.


История лоскутного шитья

Среди известных видов рукоделия особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Принято считать, что эта техника зародилась в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань – материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. На Руси принято считать причиной появления своеобразного лоскутного шитья бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую и создавать различные изделия окружающего быта. Не случайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья на Руси возникал именно в период кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков: ведь недаром шитье из лоскута называют также «лоскутной мозаикой». В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно – прикладного и народного искусства.

Английские названия «пэчворк» (patchwork – лоскутное шитье) и «квилт» (quilt – стеганое одеяло) появилось в современной России совсем недавно, когда наши соотечественницы в городах столкнулись с возможностями этого творчества благодаря иностранцам. Можно даже считать, что лоскутного творчества в России и не было никогда. Это не соответствует действительности. В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографического музея хранится немало изделий, отделанных лоскутной аппликацией, необыкновенные стеганые одеяла XVIII века хранятся и в Историческом музее в Москве.

Существует притча о лоскутном шитье. Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один. Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.


Технологические основы лоскутного шитья

К наиболее распространенным видам лоскутного шитья относятся: пэчворк, квилт, текстильная мозаика, текстильный коллаж и аппликация.

Пэчворк (в переводе с английского – лоскутное изделие) - один из видов народного творчества, это кропотливый труд, который требует большой аккуратности и точности.

Квилт (в переводе с английского – одеяло стеганое) – это разновидность пэчворка и отличается от него тем, что обязательно имеет три слоя: верх, собранный из лоскутков, прокладку, придающую изделию объем (чаще легкий синтепон или синтетический ватин) и подкладку. В настоящем квилте все ткани сшиваются между собой вручную, образуя полотно, а затем простегивают одновременно все три слоя мелкими стежками.

Текстильная мозаика (в переводе с французского – орнамент), выполненный из отдельных, пригнанных друг другу разноцветных лоскутков – это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой встык с помощью машинного шва «зигзаг». Обычно используются плотные ткани, такие как сукно, драп и другие – они хорошо держат форму, а соединительный шов подчеркивает контуры, участвуя в создании композиции рисунка.

Текстильный коллаж (в переводе с французского коллаж – наклеивание) - работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, отличную по цвету, c определенным рисунком, в котором основа играет роль фона. Иногда коллажи создаются целиком из лоскутков. В этой технике могут быть выполнены панно, портреты, картины, натюрморты и другие произведения декоративного искусства.

Аппликация (в переводе с латинского – прикладывание) – это накладное шитье, которое часто дополняет изделия, выполненные в лоскутной технике и является декоративным элементом. Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, дерево, дом и так далее); сюжетной (отражающей действия, события – например восход солнца, полет птиц); декоративной, включающей орнамент, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Для любого изделия в лоскутной технике, лоскутки должны сложиться в определенный замысел, задуманный узор, в котором отдельные элементы, взаимодействуя друг с другом, образуют композиционное единство изделия.

В лоскутном шитье существуют различные технологические способы соединения лоскутных деталей разнообразных геометрических форм. Их часто называют техниками. Условные названия техник: "полоска", "квадрат", "треугольник", "свободная техника" означают, что речь идет о соединении друг с другом полосок, квадратных или треугольных лоскутов ткани, а также произвольное соединение лоскутов различных форм и размеров.

Машинные швы. Познакомимся с теми видами машинных стежков, которые наиболее часто используют в лоскутном шитье.

Стачной шов. Применяют для соединения деталей. Срезы готового шва вначале проутюживают «на ребро», затем, если необходимо, заутюживают в одну или разутюживают в обе стороны.

Двойной стачной шов (машинная сборка). В лоскутном шитье двойной шов используют довольно часто: рюши, оборки, воланы, ленты. Для выполнения машинной сборки длина стежка должна быть максимальной, нижняя нитка — прочной и толще верхней. Натяжение верхней нити ослаблено. На лицевой стороне ткани намечают линию сборки и строчат по обе стороны от нее (расстояние между строчками 5—8 мм). Закончив, тянут за концы нижней нитки, равномерно распределяя сборки по всей длине.

Бельевой шов (французский). Это один из самых простых запошивочных швов для тонких тканей. Складывают две детали изнаночными сторонами, скалывают булавками и стачивают на расстоянии 1 см от срезов. Проутюживают шов «на ребро», срезают с припуска 7 мм и складывают лицевая сторона с лицевой так, чтобы шов попал точно на сгиб и скалывают его булавками. Стачивают детали, отглаживают шов, а затем заутюживают в одну сторону.

Ложный шов «в замок». Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани. Складывают две детали лицевыми сторонами, скалывают булавками и строчат, отступив от срезов на 1,5 см. Приутюживают шов «на ребро» и срезают с верхнего припуска 10 мм.

Зигзагообразный шов (зигзаг). В лоскутном шитье зигзагом присоединяют «змейку», тесьму, используют в аппликациях, обрабатывают срезы изделий.

Шов «встык» используют для соединения лоскутов из толстой ткани без припуска на швы. Лоскуты укладывают срезами встык и строчат сначала по краям срезов, а затем швом «зигзаг», захватывая оба среза.

Обработка срезов изделия. Ткань тянется больше всего по косой нити. Это свойство используют при обработке срезов изделия руликом или кантом из косых полосок, которыми можно обшить любую форму среза: прямую, овальную и даже круглую. Обрабатывают изделия не только косыми полосками, но и скроенными по поперечной нити, а также готовой тесьмой. Раскрой косых полосок из «косынки». «Косина» считается идеальной, если ткань кроят под углом 45° к долевой нити.


Разработка и анализ первоначальных идей

Халат с запахом и воротником «Шаль», зеленого цвета. Втачной рукав и накладные карманы. Линия талии подчеркнута поясом. Думаю, что для моего халата нужен капюшон. (Рис.1).

Халат с капюшоном, выполнен из искусственной ткани. Линия талии подчеркнута поясом. Покрой халата мне нравиться, хочется другую расцветку и натуральную ткань. (Рис.2).

Халат выполнен из ткани в клетку с отрезной талией, накладными карманами. Застежка на петли и пуговицы. Халат без рукавов, а мне хочется, чтобы был рукав. (Рис.3).

[pic]


Рис.1. Халат с запахом и воротником «Шаль»




[pic]







Рис.2. Халат с запахом и капюшоном

[pic] Рис.3 Летний халат без рукавов


Проработка лучшей идеи

Решение: конструкцию разработаю по модели №2, выберу натуральную хлопчатобумажную ткань и более яркое цветовое решение, для этого применю фантазию в лоскутном шитье, так как у меня много остатков ткани. Для изготовления детского халата подойдут яркие тона: красный – символ огня, солнца; оттенки синего – символ покоя и равновесия; желтый - символ тепла и надежды, зеленый – символ роста. Эти цвета являются самыми распространенными в изделиях декоративно-прикладного творчества разных народов.

К детской одежде предъявляют много требований, продиктованных особенностями возраста. Она должна быть легкой; покрой и форма должны обеспечивать свободу движений. Микроклимат, создаваемый одеждой, должен быть ровным, без резких температурных колебаний.

Для маленького ребенка нужен интересный рисунок. В лоскутном шитье существуют известные схемы геометрических орнаментов: «Ананас», «Соты», «Домик», «Рельсы», «Птица», «Лист», «Звезда», «Колодец» и др. Думаю, что я должна создать свой рисунок. Наблюдая за игрой малышки в паззлы натолкнула меня разработать халат с рисунком «паззл», который думаю ей понравиться. Она сможет не только носить халат, но и изучать цвет, растения, животных, насекомых и подводный мир. ( Рис.4)


В процессе проектирования исследовала историю игры «Паззл»

Паззлы, как и многие другие прогрессивные новшества, придумали в Великобритании. Создатель этой простой в исполнении, но гениальной игры - обыкновенный учитель географии, в далеком 18 веке решивший развлечь своих учеников. Он разрезал карту мира на составные части и предложил школьникам собрать ее. Кстати, она была сделана из дерева, а детали первого паззла повторяли очертания границ государств. Занятия в новом оригинальном стиле настолько заинтересовали учеников, что подобную форму обучения начали использовать и в других школах.

А к началу 20 века паззлы уже продавались по всему миру, как самостоятельная игра, которой всерьез и надолго увлеклись все, от мала до велика. Паззл, складная картинка, мозаика ( [link]