Творческий проект Русский народный сарафан

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


[pic] [pic]

[pic] [pic] [pic]

Содержание:

  1. Обоснование выбора темы проекта. (3 стр)

  2. Задачи и цели проекта.(4 стр)

  3. Звездочка обдумывания (5 стр)

  4. Дизайн – анализ проекта. (6 стр)

А) Значение русского народного костюма. (7 стр)

Б) Символическое значение одежды русского костюма. (8-9стр)

В) Виды одежды русского костюма. (10-11 стр)

Г) Деление женского русского костюма. (12-14 стр)

Д) Вышивка в русском народном костюме.(15-16)

Е) Ткани, применявшиеся для покроя и пошива народного костюма. (17-19 стр)

5.Анализ идей и выбор изделия. (20-23 стр)

6. Материалы. Инструменты. Оборудования. (24 стр)

7. Дополнение.

8)Конструирование изделия. (26 стр)

*Построение чертежа выкройки сарафана. (27 стр)

*Построение чертежа одношовного рукава. (28 стр)

* Построение чертежа кокошника. (29 стр)

Б) Моделирование изделия. (30 стр)

*моделирование сарафана (31 стр)

*моделирование рубахи (32 стр)

8. Техника безопасности. (33-34)

9. Подготовка ткани к раскрою. (35 стр)

10.Обмеловка деталей (36 стр)

11. Подготовка деталей к сметыванию. (37 стр)

12. Раскрой ткани. (37 стр)

13. Фото (38 стр)

14. Подготовка деталей к сметыванию. (39 стр)

15. Подготовка изделия к первой примерке. (39 стр)

*фото (40 стр)

16. Машинные швы, применяемые при изготовлении изделия. (41 стр)

17. Завершение изделия (42 стр)

18. Расчет предварительной себестоимости изделия. (43 стр)

19. Расчет полной себестоимости изделия. (44 стр)

20. Самооценка. (45 стр)

21. Реклама. (46 стр)

21. Литература. (47 стр)




Обоснование проекта.

Я посещаю урок актерского мастерства в школе. Часто мы выступаем с различными сценками, постановками и нам очень важен сценический образ. Чтобы его создать, нужны костюмы, которые не всегда можно найти. Наша команда начала учить новую сценку о царевне – лягушке. Я играю там немаловажную роль , а точнее главную, роль прекрасной царевны. Для этого мне нужно выглядеть, как и подобает настоящей красавице, и чтобы этого добиться, мне потребовался женский русский народный костюм, но его в школе не оказалось. Не спешив расстраиваться, решила – сделаю его сама, так как давно мечтала сшить что-нибудь красивое, но при этом нужное. Я загорелась этой идеей и начала воплощать её в жизнь.

Тематика народного костюма мне всегда была интересна. В народном костюме заложена сама мудрость нашего народа. Костюм может рассказать, чем и как жили наши предки, что ценили, какие тайны, и традиции у них были. Это очень интересно!

Мой проект поможет мне окунуться в мир плечевых изделий в народном костюме. Я узнаю, какие существуют разновидности сарафанов в русском народном костюме, их значение и символику, традиции, связанные с сарафаном.

Помимо изделия, которое мне поможет закрепить мои навыки в обработке швейных изделий, я думаю, у меня получится и очень интересная исследовательская работа.


[pic] [pic]

Цель проекта – исследовать значение сарафана в русском народном костюме и изготовить сарафан для русского народного костюма.



Задачи проекта:

  1. Планирование деятельности

  2. Дизайн-анализ проекта

  3. Анализ моделей для изготовления изделия

  4. Выбор материала для изготовления изделия

  5. Выбор вида отделки для оформления сарафана

  6. Расчет себестоимости изделия

  7. Изготовление изделия

  8. Отделка изделия

  9. Оформление документации

  10. Разработка презентации

  11. Защита проекта

  12. Анализ проведенной деятельности


Результат проекта – женский русский народный костюм.



[pic]

Звёздочка обдумывания

[pic]


Дизайн – анализ проекта

«Бывает красота движения и красота покоя.
Русский народный костюм – это красота покоя.
В его статике отражена яркая приподнятость,
чувство бодрости и здоровья».

(Билибин И.Я., художник)



Что такое дизайн? В переводе с английского языка design – цель, замысел, план. Дизайн – это творческая задумка создателя. Новый, необычный подход к предметам и вещам. Проще говоря, дизайн – это все то, что нас окружает, весь окружающий мир со всеми новшествами и постоянным прогрессом. Автомобили, компьютеры, тостеры, телевизоры, кондиционеры – везде постаралась рука конструктора-дизайнера. Но дизайн – это не только создание новых электроприборов и средств связи с окружающим миром. Дизайн включает в себя и разработку буклетов, открыток, книг, одежды и мебели.



С чего же начинается дизайн продукции? С постановки условий и главных задач. В первую очередь ставятся рамки и ограничения в выборе материала, изобразительных средств, формы изделия. Сам дизайнер должен обладать отменным вкусом, чувством стиля, а его изобретение – новейшими, необходимыми свойствами.







И [pic] стория русского народного костюма.

Народный костюм сегодня — в основном достояние музейных коллекций. С течением времени богатейшее национальное наследие, хранящееся в музеях, приобретает еще большую уникальность и ценность. Доступ в музеях к таким произведениям народного искусства все больше ограничивается из-за необходимости не нарушать условия их хранения.

О [pic] [pic] дежда россиян менялась с изменением жизненного уклада, соответствовала социальному статусу носивших ее людей. Очень долго по одежде можно было определить, где живёт человек. При исследовании подлинников русского народного костюма установлено их характерное отличие для всех географических зон и регионов. Это объясняется свойственным тому времени почти повсеместным оседлым образом жизни, малым уровнем миграции населения.

Русский народный костюм всегда являлся объектом материальной и духовной культуры. Одновременно с этим своим качеством он — знак (символ), кодирующий половые, региональные, функциональные различия людей, т.е. особый способ передачи информации.





Русский народный костюм

Символическое значение одежды русского костюма.

  • Слово «КОСТЮМ», пришедшее из французского языка, означает «ОБЫЧАЙ».

  • Костюм выполняет не только практическую функцию, но и создает облик человека определенной эпохи. По костюму можно было определить общественное и семейное положение.

[pic] Русский крестьянский мир жил по своим природным законам, основанным на коллективном принципе жизни. Это осознается и выражается на языковом уровне. За лексической единицей диалектного языка закреплено особое культурное поле, в котором отражены особенности крестьянского мировосприятия. Язык любого народа - это его историческая память, отраженная в слове.

Головной убор – кокошник. История кокошника полна тайн и загадок, а точного ввремени его появления не знает никто.
Коко́шник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты.

В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и
Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В
Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других
местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок»,
«наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока».



Одежда от плеч до пола - мир земной, в котором обитает человек.

  • [pic] Одежда должна была защищать человека не только от холода и жары, но и оберегать его от воздействия недобрых сил внешнего мира. Поэтому народный костюм был наполнен охранительными заклинательными знаками, которые выполняли роль многочисленных оберегов. Одежду обязательно украшали узорами, особенно те ее части, которые соприкасались со внешним миром, - ворот, низки рукавов и подол. В этих узорах - символических оберегах - преобладали солярные знаки.



В [pic] иды одежды русского костюма.

  • Женский костюм вводит нас в особый мир – мир хранительницы семейного очага, обычаев предков. Роль женщины в доме считалась очень важной, её простым хозяйственным делам придавался магический смысл. Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.



  • О [pic] сновой женского и мужского костюма была РУБАХА из домотканой льняной материи. Рубаха - древнейший элемент одежды. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была единственным предметом одежды. Женская рубаха отличалась от мужской по сути дела, только длиной (у МУЖЧИН длина рубахи была ниже коленей, а у ЖЕНЩИН до самых пят), и более богатой отделкой. Самой красивой считалась венчальная рубаха. Основной цвет был красный. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица.

  • М [pic] ужчины носили рубаху и порты. Обувью служили лапти, носили и кожаные сапоги. Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданное.

  • Дети до определенного возраста (11-12лет) носили только рубаху. Мальчики и девочки ходили в рубахах, сшитых из родительских обносков, или донашивали одежду старших братьев и сестер. Рубаху дополнял пояс. Только в под­ростковом возрасте у ребенка появлялась одежда, ука­зывавшая на пол. Пройдя обряд ИНИЦИАЦИИ (У ДЕВОЧЕК ПРОВЕРЯЛИ ИХ ТРУДОВЫЕ НАВЫКИ, А У МАЛЬЧИКОВ - ФИЗИЧЕСКУЮ СИЛУ) позволялось подросткам надеть «взрослую» одежду:

    • для мальчиков – порты,

    • [pic] а для девочек – сарафан или понева.

Девочки получали возможность носить дешевые украшения: серьги, бусы, низанные из сухих ягод, кос­ точек плодов, в ход пускались и разноцветные ленточки.

Обувью и в праздники и в будни служили лапти с онучами или чулками, коты.





  • Д [pic] евичий костюм был скромнее, чем у замужней женщины. Различался он и головными уборами. Волосы девушки заплетали в косы, на голову надевали ленту или венец. Замужние женщины не могли ходить с непокрытой головой вне дома, волосы убирали под головной убор. [pic] [pic]

Деление женского русского костюма

Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и северорусский.

    • Ю [pic] жнорусский комплекс отличался наличием поневы, передника-занавески, поверх которых надевали навершник.

Головные уборы: сорока, кичка.









    • Понева - домотканая клетчатая юбка из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом.

    • П [pic] ередник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей (ромбы, волнистые линии - знаки воды, образы матери - земли, птиц, древа жизни) . Он оберегал живот (что означает "жизнь" ) женщины, вынашивающей дитя.

    • По праздникам поверх поневы надевали богатую одежду - навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он делал женщину величавой и статной.

    • Для северорусского комплекса характерен сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник.

[pic]



Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.

Сарафану в северном русском народном женском костюме уделялось особое внимание. Красочные набивные сарафаны – особенность костюма Русского Севера, особенно Архангельской и Вологодской губерний. Крестьянки носили их и в будни, и в праздники. Изготавливались из всех возможных тканей, как домотканых, так и фабричных. Отличались разнообразнейшим декором. Термин «сарафан» впервые появился в русских источниках XIV в.





Типы сарафанов

  • Косоклиный

Шились они из домотканого шерстяного материала черного, темно-синего или красного цветов. Покрой их - два прямых полотнища спереди, швы по центру и по бокам. У распашных сарафанов между полотнищами располагалась застежка со множеством пуговиц. Спинка косоклинных сарафанов имели одно прямое полотнище и два клина по бокам, иногда к клиньям пришивали по 2 и даже 4 подклинка. Подолы сарафа­нов богато украшались красным сукном, лентами, блестками, золотой тесьмой

  • Прямой

Он шьется из 4-5 прямоугольных полотнищ, собранных на груди и спине под обшивку, без застежки и удерживается на плечах также лямками

  • Сарафан с лифом

Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину.
Сарафаны «с лифом», пришедшие в деревню из города, по существу были юбками, пришитыми к лифу.

[pic]



Вышивка в русском народном костюме

Русский народный костюм отличает богатая красочность – многочисленные оттенки красного: червонный, багряный, алый с вкраплениями синего, огненно – красный, и другие цвета.

Цвет в русском народном костюме всегда был символичным:

  • Красный цвет – жизнь, огонь, кровь.

  • Желтый – кратковременной разлуки.

  • Зеленый –растительный мир.

  • Синий, черный – тьма, горе.

  • Белый – свет, праздник.

  • Охра – земля.

  • Голубой, серый – надежда.

О [pic] рнаменты издревле использовались для украшения народного костюма. Узоры вышивали или создавали сразу при производстве ткани (тканые орнаменты).

Вышивка на одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Отдельные элементы вышивки имели символическое значение:





Э [pic] то прежде всего, солнце. Само понятие «узор» имеет один корень со словом «заря», что связано с цветом утреннего солнца.

  • ё [pic] лочки – пожелание человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель - это древо жизни и добра.

  • геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля.

  • волнообразные линии – вода. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. Линии располагали их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.


  • Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти её ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной.

  • [link]