Конспект урока технологии на тему Художественная обработка металла.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2».














Урок по теме: « Художественная обработка

металла».

7 класс

Учитель Коротков С.А.






















г. Константиновск



Тема: Художественная обработка металла.


Цель:

- ознакомить учащихся с видами художественной обработки металла; учить приёмам выполнения простейших видов художественной обработки металла;

- способствовать повышению интереса к эстетике оформления изделий;

- формировать художественный вкус, культуру, пробуждать интерес к творчеству.

(Слайд №2)


Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Сообщение темы и целей занятия. (Слайд№1, №2)

3. Изложение программного материала.

Художественная обработка металлов на территории России возникла с незапамятных времен. Вначале для художественной обработки человек использовал только золото, затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы. (Слайд №3)

Центрами художественной обработки металлов на Руси были в разное время Владимиро-Суздальское княжество, Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Кострома, Казань, Вологда, Великий Устюг, Москва, Петербург, ряд городов Урала.

Основной орнамента изделий являлись стилизованные сюжеты былин, сказок, вероисповеданий.

Подобный стиль орнаментации сохранялся в изделиях Руси до XVII века, не испытывая сколько-нибудь заметного влияния творчества мастеров других стран. (Слайд №4)

Начиная же с эпохи Петра I искусству присущи те же стилевые закономерности, что и западноевропейскому. В это же время всесторонне подготовленные мастера художественной обработки металла группируются при крупных оружейных заводах: Тульском, Сестрорецком, Златоустовском. Наряду с фабрично-заводской промышленностью развивается мелкое кустарное производство. Примерно в те же годы внедряются механические способы обработки металлов: кованное серебро заменяется гладким листовым, чеканка все более уступает место штамповке, находит применение гальваническое золочение.

На современном этапе центрами художественной обработки металлов в России являются: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Касли, Кострома, Ростов (Ярославский), Великий Устюг, Пермь, Якутск.


С древних времен умельцы из поколения в поколение бережно передавали свои знания и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до наших дней искусство декоративной и художественной обработки металлов. Новый скачек в развитии искусства художественной обработки металлов произошел на современном этапе с выходом закона об индивидуальной трудовой деятельности.


2) Для выполнения художественной обработки металла необходимо выполнить подготовку материала. Существует несколько видов отделочных операций по обработке металла. (Слайд №5)

Шлифовка — зачистка поверхности изделия шкуркой и абразивными пастами; производится вручную или машинным способом.

Полировка — придание поверхности металлических изделий зеркального блеска. Эта операция выполняется на вращающихся полировочных кругах с применением полировочных паст. При обработке отдельных участков полировка производится ручным инструментом.

Эти операции являются как бы подготовительными с помощью следующих металлу придается другое содержание.

Воронение — образование декоративного и антикоррозийного покрытия на поверхности стальных или чугунных изделий в виде окисной пленки. Воронение производится путем нагревания изделия в щелочном растворе или в масляной эмульсии.

Анодирование — электрохимическая обработка поверхности изделия, способствующая образованию прозрачной и прочной пленки, поддающейся проникающему окрашиванию. С помощью анодирования металл может быть окрашен в любой цвет.

Серебрение, золочение, хромирование, омеднение — нанесение декоративных и антикоррозийных металлических покрытий электролитическим или химическим способом.

После подготовки приступают непосредственно к созданию изделия с помощью следующих видов художественной обработки металла: чеканки, гравировки, скани, создание эмалевых поверхностей, фигурного литья, ковки, и других приемов. (Слайд №6)

Чеканка - процесс получения на заготовке рельефного изображения посредством холодной обработки, т.е. ударов молотка по чекану или с помощью штампов. Различают механизированную и ручную чеканку. (Слайд №7)

При ручной чеканке работа производится специальным чеканочным молотком и набором чеканов — вспомогательных инструментов, имеющих форму притупленных зубилец. Чеканка может служить самостоятельным способом изготовления художественных изделий или быть элементом художественной обработки изделия. Вот примеры этих изделий. (Слайд №8-№11)

(Слайд №12)

Гравировка — оформление художественных изделий поверхностной порезкой определенных рисунков, орнаментов, изображений.

Гравировка выполняется вручную специальными резцами — штихелями. По характеру технических приемов различается: штриховая гравировка — выполнение рисунка контурными линиями и штрихами и рельефная резьба — при которой производится выборка фона и рельефная разделка деталей изображения.


Насечка — выполнение узора путем инкрустации т.е.наплавлении другого металла. Насечка производится по стали или слоновой кости серебром, золотом или медью. Техника насечки состоит в выборке контурных или локальных углублений на поверхности изделия с помощью штихеля и впайке металлической проволоки или пластинок, используемых для инкрустации.

Вот примеры. (Слайд №13-№15)

(Слайд №16)

Давильные работы — вытягивание пустотелых объемных изделий концентрической формы.

Накатка — способ нанесения рельефного рисунка или фактурной разделки на изделия концентрической формы. Накатка производится путем сопряжения вращающейся заготовки, закреплённой в патроне токарного станка, со стальным колесиком, на поверхности которого выгравирован соответствующий рельефный узор.

(Слайд №17)

Штамповка — обработка металла посредством тиснения или удара. Производится на механических прессах со сменными приспособлениями — штампами. Основными элементами штампов являются ударный или рубящий инструмент — пуансон и стальное ложе, повторяющее конфигурацию изделия.

(Слайд №18)

В художественной обработке металлов особое место занимает техника

филиграни или скани (от древнерусского скать – свивать).

Скань (филигрань) - способ изготовления художественных изделий из крученой или гладкой проволоки, иногда уплощённой посредством вальцовки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде, веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т.д. В единое целое элементы филиграни соединяются при помощи пайки.

Различают филигрань ажурную и фоновую. Ажурная филигрань – это своеобразный кружевной узор с насквозь просматривающимся рисунком.

Филигрань, напаянная на специально подготовленный фон называется фоновой. И ажурная и фоновая филигрань бывает плоской и объемной.

В сочетании с филигранью и другими способами художественной обработки металла применяют зернь.

Зернь - оформление отдельных элементов изделий напайкой металлическими шариками («кернерами») диаметром от 0,5 до 1-4 мм. в заранее подготовленные ячейки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Вот примеры. (Слайд №19-№24)


Отдельными видами художественной обработки металла известными издавна можно назвать ковку и литьё. (Слайд №25)

Ковка — пластическая обработка металла путем плющения, изгибания, скручивания, рубки и т. п. Выполняется механическим способом или вручную с помощью несложного инструмента: молота, наковальни, зубил, фасонных пробойников.

(Слайд №26)

Литьё — формование изделий из расплавленного металла. Наиболее распространенные способы художественного литья: отливка изделий в одностороннюю или двустороннюю земляную форму и отливка в кокиль — металлическую разъемную форму.


Эмалирование нанесение на изделие эмалей. (Слайд №27)

Искусство нанесения эмали известно со времени древнего Египта и всегда

требовало исключительного мастерства и высокой профессиональной культуры. Составы эмалей, способы их приготовления и методы их нанесения всегда держались в секрете.

Эмаль представляет собой легкоплавкое стекло сложного

состава, предназначенное для наплавления на металл. Цвет эмалей – самый

разнообразный и достигается за счет введения в сплав соответствующих

красителей. (Слайд №28)


На промысле работают потомственные мастера, семейные династии, есть свои формы обучения преемственности художественного ремесла.

В качестве сюжетов мастера используют натюрморты, пейзажи, образы сказочных персонажей. (Слайд №29)

Искусство художественной обработки металлов прошло длительный путь развития, опираясь на традиции и знания великих мастеров, продолжает развиваться в современных условиях. Мастерами художественной обработки металлов создано множество произведений вошедших в духовную сокровищницу человечества, в его культуру. В этих произведениях наиболее сильно и ярко выражено мировоззрение той или иной эпохи, понимания людьми красоты. Т.е. это история нашей родины, запечатленная в металле.


Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 года промысел включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.






4. Практическая работа. (Слайд №30)


Учитель даёт индивидуальное задание: выполнить эскизы оформления творческих проектов (учитывая способности учащихся).

Примечание. Можно предложить учащимся самостоятельно нарисовать изделия в которых будет использоваться художественная обработка металлов (животных, птиц, геометрические фигуры).


5. Итог урока.


Оценка практической работы.

Учитель отмечает наиболее удачно выполненные работы.

Д/задание сделать…



Список литературы.


1. Народы России. Энциклопедия. Гл. ред. В.А.Тишков. М., Научное

издательство "Большая Российская Энциклопедия", 1994. С. 304.


2. Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки

металлов. М.: Высш.шк., 1981.



3. Буркат Г.К. Серебрение, золочение. Л.:

Машиностроение,1984.


4. Постникова-Лосева М.М. и др. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М.:

Наука, 1983.


5. Федотов А.И., Улановский О.О. Граверное дело. Л.:Машиностроение, 1981.


6. Новиков В.П., Павлов В.С. Ручное изготовление ювелирных украшений,

Л.:Политехника, 1991