Исследовательская работа Елецкие кружева как неофициальный символ России.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


13


Кадетская школа Липецкой области

имени майора милиции Коврижных А.П.






секция: краеведение


Елецкие кружева

как неофициальный символ России.


















выполнил ученица 9б:

Чубарова Полина

Руководитель:

учитель технологии, искусства:

Проскурина О.Г.













Липецк, 2016


Оглавление.



Введение ……………………………………………………………………….3


Основная часть ………………………………………………………………………4


Глава 1 История появления Елецкого кружева


Глава 2 Технология выполнения аппликации


Заключение ………………………………………………………………………7


Библиографический список ……………………………………………………………8


Приложения ……………………………………………………………………..9
































Введение.

Актуальность.


  • Любовь и уважение к родной стране является важнейшей частью патриотического воспитания. Чтобы вырасти патриотом своего края, надо его знать и знакомиться с его традициями и обычаями. Наша область славится кружевами.


  • Кружевоплетение – традиция, которую можно и нужно передавать из поколения в поколение. Я думаю, что эта исследовательская работа интересна всем, она направлена на формирование общей культуры. С помощью разных форм работы я смогу узнать много нового о культурных традициях своего региона.



Цель проекта:


  • изучение традиций русского народного творчества в Липецкой области на примере Елецкого кружева;

  •  узнать, как можно больше о неофициальных (народных) символах России.


Задачи проекта:


  • уточнить и расширить знания о родном крае;


  • познакомиться с кружевоплетением;


  • приобщаться к народному декоративно-прикладному искусству;


  • развивать интерес к труду мастеров Липецкой области;



  • выяснить может ли Елецкие кружева стать неофициальным символом России.


Объект исследования: народный промысел Елецкие кружева.

Методы исследования: анализ литературы по декоративно-прикладному творчеству, обобщение фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация, моделирование.















Основная часть.

Глава 1.

История появления Елецкого кружева.

Слово «кружево» впервые появляется в летописи XIII века. Князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королем (1252) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» .

В духовной грамоте XV века говорится о ларце «с костьми, а в нём каймы и круживо...», а в духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя Василия Борисовича Волоцкого (1503) упоминается «сорочка шита червчата, рукава сожены... да круживо на портищо шито золотом да серебром...».

Новый вид рукоделия – плетение узора из нитей на коклюшках – привезён в Россию из Западной Европы в начале XVII века, где кружевоплетение появилось во второй половине XVI века (до этого были известны лишь шитые кружева).

Елецкое кружево зародилось в богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Там выплетались кружева исключительно для домашнего обихода. Главным образом для украшения полотенец. Постепенно оно стало обслуживать не только потребности домашнего быта и народных обрядов, но и церковного богослужения. Документально подтвержденной датой рождения Елецкого кружева следует считать 1801 год. К этому времени относится сохранившееся кружевное полотенце со словами: «Сей плат шила дьяконова дочь Александра Ивановна, 1801 год».

Елецкое кружево зародилось в богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Там выплетались кружева исключительно для домашнего обихода. Главным образом для украшения полотенец. Постепенно оно стало обслуживать не только потребности домашнего быта и народных обрядов, но и церковного богослужения. Документально подтвержденной датой рождения Елецкого кружева следует считать 1801 год. К этому времени относится сохранившееся кружевное полотенце со словами: «Сей плат шила дьяконова дочь Александра Ивановна, 1801 год».

В народное предании говорилось: «В церкви батюшка сказывал: очень давно напал на наш Елец бусурманин Тимур с войском несметным. Много защитников полегло. Но последние стояли крепко, хоть кругом дым, смрад. Дышать и то тяжело – ну прямо настоящий ад. Хотят держаться, но силы уже на исходе. И тут будто даровал господь предводителю ельчан кольчугу невиданную: лёгкую, как пух, и не пробиваемую ни копьём, ни стрелой калёной. Воодушевились тут защитники, вслед за предводителем ринулись на врагов. А бусурмане подумали, что восстали посечённые христиане и, ужаснувшись, отступили от разрушенного города. И люди потом в благодарность всевышнему за спасение от гибели стали плести кружево, которое сетчатым узором напоминает ту чудесную кольчугу».

Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов.

Елецкие кружева получали разного рода дипломы, медали на Всемирных выставках в Париже (1937), Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970).

В 1994 году на выставке в Москве Елецкие кружева были удостоены золотой медали.

Всего же "Елецкое чудо" экспонировалось на 120 международных выставках, всякий раз неизменно вызывая восхищение.

Лучшие образцы работ Елецких мастеров включены в коллекции ведущих хранилищ народного искусства, а также находятся во многих частных собраниях России и Европы.

В 1960 г.  был основан Елецкий комбинат художественных изделий, с 1974 г. – ПО «Елецкие кружева». Сейчас – ЗАО «Елецкие кружева».

Елецким кружевом торгуют по всей России.

Спросом пользуется новая сезонная коллекция 

из цветного кружева.

На Руси издревле кружево создавалось двумя различными по технологии способами, парным и сцепным способом. Для изготовления кружева необходимо оборудование - коклюшки, на которые наматывается нитка, "подушка" и подставка. Для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется крючок. Чаще всего кружево плетется по заранее от рисованному рисунку - сколку.

Неповторимый облик Елецкого кружева, основывается на природных мотивах. Тут можно встретить оленей, коней, рыб, птиц, цветы и травы.

За многовековой опыт работы техника кружевоплетения достигла своего совершенства.

Качество нитей играет большую роль. В вологодском кружеве это в основном лён, а в Елецком – качественный шёлк в одно, два и более сложений. Для нарядов царственных особ, например, княгинь Романовых, использовались золотые нити.

































Глава 2.

Технология выполнения аппликации по мотивам Елецкого кружева.


  • Изучение мотивов Елецкого кружева;

  • Создание эскизов;

  • Подбор материалов;

  • Деление кружева на модули;

  • Распределение элементов по эскизу;

  • Перенос рисунка на картон;

  • Закрепление рисунка клеем;

  • Оформление рисунка контуром-жгутом;

  • Нанесение сетки;

  • Оформление работы в рамку.


Техника безопасности.


  • При работе с клеем пользоваться кисточкой, если это требуется.


  • Брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.


  • Излишки клея убирать мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.


  • Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.


  • Во время работы открывать окно и проветривать помещение.


Экономическое обоснование.


На свою творческую работу по мотивам Елецкого кружева я затратила 280 рублей, подобное панно в оригинале мне бы обошлось порядка 3000 рублей.

Область применения полученных навыков.

Декор одежды кружевными аппликациями.

Теперь такой декор я могу легко выполнить сама.

[link]


































Приложения.


Рисунок 1. Панорама города Ельца.

[pic]

Рисунок 2, 3.

[pic]


Дом-Музей Елецкого кружева.

[pic]


Рисунок 4. Прошва с вышитой под ней надписью: «сей плат сшила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года». 

[pic]

Рисунок 5. Елец начала 20 века.

[pic]

Рисунок 6. Дом-Музей Елецкого кружева.

[pic]


Рисунок 7.Памятник защитникам Ельца.


[pic] [pic]

Рисунок 8, 9, 10, 11. Работы Елецких мастериц.

[pic] [pic]

[pic]


Рисунок 12, 13. Процесс выполнения кружева.

[pic] [pic]


Рисунок 14, 15, 16. Мотивы Елецкого кружева.

[pic] [pic] [pic]

Рисунок 17, 18.Члены царской семьи в одежде оформленной кружевом.

[pic] [pic]


Рисунок 19, 20. Мотив моей творческой работы.

[pic] [pic]

Рисунок 21,22,23. Практическое применение полученных навыков.

[pic] [pic] [pic]

Рисунок 24.Работа Елецких мастериц.

[pic]