Тема : Вышивка. Счётные швы.
5 класс
Цель урока:
познавательная – научить учащихся технике вышивки шелковыми лентами.
воспитательная – воспитывать аккуратность, интерес к профессии вышивальщицы.
развивающая – развивать эстетический вкус, умения и навыки в выполнении вышивки.
Оснащение урока для учителя – книга «Вышивка». Планшеты – история вышивки, варианты изделий, картины.
Оснащение урока для учащихся – образцы изделий, наглядные пособия по закреплению нити, технологии выполнения швов, рисунки, инструкционные карты – шов «простой крест», шов болгарский,. Материалы и инструменты – ткань для вышивки, нитки мулине, ручные иглы, ножницы, карандаш.
Тип урока – нетрадиционный урок «Мастер-класс».
Межпредметная связь – история, изобразительное искусство.
Ход урока.
I. Организационный момент: проверка наличия учащихся, наличия принадлежностей.
II. Контроль знаний учащихся.
Вопросы: 1.Перечислить виды швов ручной вышивки.
2. Т. Б. с иглами , ножницами.
III. Изложение нового материала.
План.
Теоретическая часть урока.
I. Историческая справка о вышивке.
II. Кубанские рушники.
Практическая часть урока.
3.Выполнение вышивки.
Теоретическая часть урока.
1. Сегодня мы проведем нетрадиционный урок «Мастер – класс». Девочки из 10 класса расскажут и покажут некоторые из видов швов счётной вышивки .
Две ученицы рассказывают об истории применения вышивки.
Вышивка возникла очень давно, возможно именно тогда, когда первобытная женщина сшила первую одежду из шкур.
Искусство вышивки развивалось вместе с человеком и зачастую служило средством выражения его отношения к окружающему миру. Именно поэтому узоры вышивки порой символичны и связаны с верованиями и обрядами того или иного народа.
В древние времена различные виды вышивки имели своё предназначение. Очень часто с её помощью подчёркивалось социальное положение. Так, на найденном в Египте фараоне, наряду с цветочным орнаментом, вышиты узоры, которые имели право изображать на своей одежде только особы, принадлежащие к царскому роду.
Вышивка была распространена не только в Древнем Египте, но и в Древней Греции. Свидетельством тому служит найденная при раскопках ваза, датируемая V в. до н. э., на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах. Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шёлке с помощью золотых и серебряных нитей.
В культуре славянских народов вышивка также играла важную роль. Одежду расшивали разного рода орнаментами, которые не только украшали её, но и служили оберегами от зла. Неслучайно вышивка располагалась на вороте, подоле, краях рукавов, то есть именно в тех местах, где тело человека открыто. Определённые узоры предназначались для украшения праздничных и свадебных нарядов, ритуальной одежды. На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, окон, икон. Вышитые изделия считались оберегами, поэтому их дарили на свадьбу, рождение ребёнка.
В X-XII вв. вышивку стали использовать не только в ритуальных целях, но и для украшения различных вещей (сарафанов, головных уборов, полотенец, скатертей, занавесок, постельного белья и т.д.). в то время рукодельницы умели вышивать самые различные узоры, начиная от простых геометрических фигур и заканчивая сценками из жизни. Соревнуясь между собой в мастерстве, они постоянно совершенствовали приёмы вышивки.
Техника вышивки зависела от структуры ткани, видимо именно поэтому одним из наиболее распространённых видов стала вышивка крестиком, где стежки располагаются параллельно нитям утка, а также по диагонали. Столь же древним является и способ вышивки гладью.
Большое значение придавалось не только виду орнамента, но и его цветовой гамме. Определённые сочетания цветов в вышивке являлись визитной карточкой той или иной народности, региона, а иногда и отдельной деревни.
Таким образом, народная вышивка всегда была тесно связана с культурными традициями, в отличии от городской, которая в большей степени была подвержена влиянию моды.
2. Третья ученица рассказывает о рушниках Кубани.
Одно из первых мест среди предметов быта занимали вышитые тканные полотенца- «рушники». В казачью культуру пришёл культ древних славян украшать полотенцами священные деревья, а после- иконы. В каждом кубанском жилище были божницы- рушники до 4-х метров длиной и шириной до полуметра, которыми украшали иконы. В белореченских мотивах «божниц» преобладают растительные орнаменты из роз, лилий, вазонов с цветами. Во всех вышивках преобладали два цвета: красный – цвет жизни, чёрный- цвет земли. Вышивали простым и «болгарским» крестом. На праздничных рушниках преобладают изображение петуха. Кроме мотива петухов и роз встречалась вышитая надпись: «С добрым утром». Рушники часто расшивали лилиями. Праздничные рушники часто украшали вышивки с изображением листьев дуба и ягод калины. Рушники с вышитыми ромбами, концы которых перекрещиваются, дарили молодожёнам, строящим новый дом. На большинстве рушников, кроме петуха используется изображение голубя.
Практическая часть урока.
Сегодня мы научимся вышивать несколько видов швов, но и с помощью них уже можно вышить небольшую картину или украсить изделия.
Девочкам предлагается рисунок по выбору.
III. Показывает учитель способы закрепления рабочей нити в начале и в конце вышивки.
Для начала нужно определиться, что мы хотим вышить? Если речь идёт о том, чтобы попробовать себя в вышивке крестом, тогда достаточно взять маленькую простую картинку - схему с изображением предмета.
Картинка – схема – это картинка, разбитая на квадратики. Квадратик на схеме соответствует квадратику на ткани, на которой мы будем вышивать. Для тех, кто пробует, можно взять вот такую картинку.
Слайд 1.
Это схема восточного кувшинчика. Она достаточно простая.
Слайд 4
Для работы нам потребуется: пяльцы, канва для счётной вышивки нитки мулине, иголка для вышивания крестом (иголочка должна быть с тупым носиком) и ножницы. Для вышивания схем с большим количеством цветов и большим размером надо использовать пяльцы большого размера или рамки.
Определяем размер рисунка, для этого посчитаем количество клеточек по горизонтали и вертикали. Размер рисунка по горизонтали 12 клеточек, по вертикали – 12 клеточек. Таким образом, количество стежков 12х12.
Перед работой следует обработать края канвы. Для этого можно обшить края ниткой или использовать флизелин, который с помощью утюга приклеивается к краям канвы.
Слайд 5
Чтобы правильно разместить вышивку на канве, определяем на канве центр. Для этого сгибаем ткань пополам по вертикали, затем ещё раз пополам по горизонтали. Центр отмечаем. Центр схемы рисунка – это отмеченный вами центр на канве. Можно начать вышивать от центра канвы, а можно отсчитать количество клеточек от центра и начать вышивать с любого края.
Слайд 6
Для вышивания нам потребуются нитки. Моток мулине – это пасма, длина которой, если её раскрутить, около 8 м в зависимости от фирмы – производителя. Пасма состоит из 6 тонких нитей. Нам нужно отрезать от пасмы небольшой отрезок ниток и отделяем 2 нити.
Слайд 7
Крепим нитку. При вышивании крестом не должно быть узелков, перетяжек, стяжек ни на лице, ни на изнанке работы. Для этого нужно аккуратно и надёжно закрепить нитку. Для этого я обычно беру из пасмы одну нить, складываю её пополам, на одном конце у нас образуется петелька, с помощью которой я и закрепляю нить.
Слайд 8
После того, как нитка заправлена в иглу, определено место начала вышивки, вводим иголку в левый нижний угол квадратика, оставляя одно переплетение нити. Оно понадобится для закрепления. Вводим иглу с ниткой так, чтобы на лице осталась небольшая петелька.
Слайд 9, 10
Выводим иглу обратно на лицо, но между петлёй и иглой должно находиться одно переплетение нити. Выведенную иглу с ниткой протаскиваем сквозь петлю и затягиваем узелок так, как показано на фото. Мы закрепили нить, но, чтобы узелка не было видно на лице, уводим иголку с ниткой на изнанку сквозь левую нижнюю дырочку квадрата – узелок тоже уйдёт на изнанку вышивки. Теперь можно приступать к выполнению крестика.
Слайд 11, 12
Выводим иглу в верхнем левом углу и делаем диагональный стежок в нижний правый угол квадратика. По схеме нам нужно прошить в этом ряду три крестика. Прошиваем три стежка, затем в обратную сторону – выполняем верхние стежки крестиков. Таким образом, мы прошили первый ряд схемы.
Все крестики должны быть ровными, аккуратными. Обязательным условием является то, что верхние стежки крестиков должны быть всегда в одном направлении.
Слайд 13
Дальше продолжаем вышивать по схеме. В конце работы нам надо закрепить нить, я прячу её обычно на лице вышивки. Лицо при этом нисколько не страдает, и изнанка выглядит тоже аккуратно. Для этого на изнанке разделяем нити и каждую в отдельности закрепляем за стежок. Затем выводим на лицо и прячем, проводя иглу под крестик. Аналогично закрепляем и вторую нить. Этим способом мы надёжно закрепляем нитку и обрезаем её.
Слайд 14
Продолжаем вышивать по схеме. Следим за натяжением нитки в крестиках, вышиваем без стяжек. Нитку прячем на лице. Вот такой кувшинчик у нас получился. Изнанка тоже получилась аккуратной.
Слайд 15
Вышивка закончена. Согласитесь, что вышивать крестом очень легко!
Весь класс делится на три группы. В каждой группе помогают и еще показывают как выполнять швы старшеклассники.
Проверить у каждого обучающегося качество выполненной работы.
IV. Закрепление материала.
1) Способ закрепления нити в начале и в конце работы.
2) Назвать виды счётных швов.
V. Итог урока.
1) Назвать лучших учащихся.
2) Разобрать наиболее характерные недочеты в работе.
3) Достижение цели урока.
4) Оценить работу обучающихся.
VI. Домашнее задание.
Вышить изделие.