Проектная работа:Комбинирование техник - Резьба и хохломская роспись по дереву.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОЛЕТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕРПУХОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ











ПРОЕКТ

для районной научно – практической конференции

(секция «Прикладное творчество»)

по теме: «Изготовление шкатулки
в технике хохломской росписи с элементом резьбы по дереву
»







Исполнитель проекта:

ученица 5 «Б» класса

Копылова Екатерина

Руководитель: учитель

технологии

Терещенко Татьяна Евгеньевна









Ноябрь 2016 г.










[pic]






















[pic]








[pic]

[pic]

Содержание


8

1.6

Центры хохломы

10

2

Резьба по дереву

11

2.1

Классификация видов резьбы по дереву

11

2.2

Элементы трёхгранновыемчатой геометрической резьбы

13

2.3

Орнаменты геометрической резьбы

13

2.4

Правила безопасной работы при выполнении трёхгранновыемчатой геометрической резьбы по дереву

14

3

Процесс создания моей шкатулки

15

3.1

Этапы работы

15

3.2

Описание работы

16

Заключение

18

Список использованных источников

19



Введение

Меня всегда привлекали деревянные вещи. Они создают уют в доме, хранят в себе тепло человеческих рук. Я давно мечтала сделать изделие из дерева своими руками.

Обоснование выбора проекта

Идея для проекта пришла ко мне при посещении кружка «Народные мотивы» в моей школе.

Преподаватель Татьяна Евгеньевна познакомила меня с понятием «резьба по дереву», показала фотографии орнаментов резьбы, примеры готовых изделий. Меня очень заинтересовала техника геометрической резьбы, и я решила попробовать.

Мне хотелось выполнить изделие в технике резьбы по дереву в сочетании с хохломской росписью. С хохломской росписью я была знакома ещё с детского сада, но расписывать деревянное изделие никогда не пробовала.

Для своего проекта я выбрала не просто дощечку, а шкатулку из липы ,а для росписи ,-хоровод из клубники в травном стиле.

Вопервых, шкатулка более функциональна, чем доска. В ней можно хранить украшения, драгоценности, монетки. Аккуратная, красивая, неповторимая, она может стать хорошим подарком и украшением любой комнаты.

Вовторых, при выполнении резьбы на крышке шкатулки мы с педагогом выбрали чертёж символического знака солнца – «Сияния», что будет иметь обереговое значение ,и у меня было меньше шансов пораниться, т.к. держать шкатулку нужно за основание.

Актуальность проекта

В современном мире забываются культурные истоки России. Уходят в забвение прялки и ткацкие станки, деревянная кухонная утварь, лавки, сундуки. На смену традиционному ткачеству пришли готовые фабричные ткани, костюм древних славян заменила готовая современная одежда, которую мы приобретаем в магазинах. Вышивку, как украшение тканей и одежды, заменил печатный фабричный рисунок, деревянную утварь кухонные принадлежности из пластика, стекла, стали. Всё это изготавливается на фабриках. Один и тот же предмет повторяется тысячи раз – одна баночка для крупы из пластика или стекла похожа как две капли воды на другую. Предметы обихода теряют свою привлекательность и индивидуальность. Да, они удобны в использовании, но безлики.

На мой взгляд актуальность проекта состоит в необходимости возрождения народных художественных промыслов и ремесел как способа самовыражения, как культурного наследия России.

Целью проекта является изготовление шкатулки в технике хохломской росписи и трёхгранно–выемчатой геометрической резьбы по дереву, вовлекаясь при этом в активный творческий процесс, показать и рассказать о своей работе.



Задачи проекта:

изучить историю и технологию выполнения хохломской росписи, резьбы по дереву и приобрести навыки в технике выполнения этих ремёсел;

освоить технику нанесения чертежа и выполнения геометрической трёхгранно–выемчатой резьбы по дереву;

приобщиться к полезной деятельности, народному творчеству, культуре и традициям России;

развить свои творческие способности, композиционное мышление, эстетический вкус;

приобрести навыки отбора и систематизации большого объёма информации, умение аргументировано и кратко излагать основные результаты своей работы.




Работа хороша, если в ней польза и душа.

Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано.



1 Хохломская роспись по дереву

Хохлома – это старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Нижегородской губернии на левом берегу Волги. Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились).

Особенностью хохломского промысла является изготовление золочёной деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно–травная роспись. В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый.

1.1 История возникновения промысла

В середине 17 века в дремучих заволжских лесах появились раскольники, которые спасались от преследования властей. Среди них были и художники–иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из–под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи – золотистые, которые бывают в полдень, и красные киноварные на зорьке. В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей.

Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной или огненной.

Особая связь у хохломы с иконописью. От нее роспись унаследовала не только некоторые технологические приемы. Близок хохломе колорит местных икон, в котором преобладают теплые тона: оранжевые, красные, зеленовато – желтые, золотисто – коричневые, сочетающиеся с золотым фоном. Часто в иконах местного письма встречаются и мотивы орнамента, напоминающие хохломской.


1.2 Хохлома в быту

Деревянная посуда с самых давних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины (сосуды под вино), обеденные миски, ложки разных форм и размеров. Деревянную посуду можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вотчинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду окрашивали в яркие цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная доска или ковш считались подарком.

Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой – варёным льняным маслом.

Расписанная, да ещё и с золотом, посуда была для крестьянина недоступна. Однако народные мастера сумели сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской – золотой, но чтобы пользоваться ей могли и крестьяне. Так появилась посуда с хохломской росписью – посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется и может служить очень долго. По наряду эта посуда соперничает с золотой, а по дешевизне доступна всем.

1.3 Технология создания изделий

Процесс изготовления хохломских изделий очень не прост.

Сначала «бьют баклуши», то есть делают грубые бруски заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа «бельё» (неокрашенные изделия).

После сушки (12–15 суток при комнатной температуре) «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. Это нужно для того, чтобы закрыть все поры, сделать водонепроницаемый слой. После грунтовки изделие 78 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды и прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3–4 раза. Последний слой высушивают до «небольшого отлипа» когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

Следующий этап «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело–зеркальный блеск, и готовы для росписи. Так стали делать только с конца 19 века, когда то изделия покрывали серебряным порошком, позже оловянным.

Роспись наносится на изделие масляными красками и закрепляется сушкой в печи, потом покрывается несколькими слоями лака, причем каждый слой сушится отдельно. Лак под воздействием высокой температуры и превращает серебристый цвет изделия в золотой.

1.4 Виды хохломской росписи

Существуют два основных вида хохломской росписи:

«верховая» – роспись красным и черным цветом на золотистом фоне (рисунок 1);

«под фон» – нанесение золотистого рисунка на цветной (красный или чёрный) фон (рисунок 2). Сначала наносится контур рисунка, потом закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона.
















[pic]

Рисунок 1 – «Верховая» роспись.

Рисунок 2 – Роспись «под фон».

1.5 Основные элементы хохломской росписи

Есть несколько элементов, присутствие которых обязательно в хохломском узоре (рисунок 3, рисунок 4). Из этих элементов складываются более сложные узоры:

«осочки» (рисуются легким движением кончика кисти сверху вниз);

«травинки» (мазки с небольшим плавным утолщением);

«капельки» (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия);

«усики» (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в спираль);

«завитки» (то же, что и «усики», но с легким нажимом – утолщением в середине элемента);

«кустик» (комбинация симметрично расположенных «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»);

«ягодки» (декоративные ягодки брусники, смородины, рябины, клубники или крыжовника; рисуются печаткой – тычком или кистью, а после подсыхания «разживляются» желтым цветом).


[pic]

Рисунок 3 – Элементы хохломских узоров.



[pic]














Рисунок 4 – Узор «ягодки».



1.6 Центры хохломы

Изделия хохломских мастеров прочно вошли в наш быт, стали неотъемлемой частью культуры. Продукция промысла отправляется в 35 стран мира, утверждая славу русского искусства за рубежом. Творчество создателей «золотой» Хохломы отмечено правительственными наградами. В коллективах хохломского промысла немало лауреатов Государственных премий, заслуженных художников Российской Федерации.

В настоящее время у хохломской росписи два центра – город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района.

Несмотря на то, что в двух исторически сложившихся очагах промысла искусство Хохломы развивается по–разному, предприятия постоянно обмениваются творческим опытом. Произведения семёновских и сёминских мастеров, дополняя друг друга в экспозициях отечественных и международных выставок, дают представление о поистине неисчерпаемых возможностях современного искусства Хохломы.


2 Резьба по дереву

Резьба по дереву является одним из традиционных видов русского народного декоративно-прикладного искусства. В ней нашли своё яркое проявление художественная одаренность русского народа, его любовь к украшению жилища и бытовых предметов, высокое мастерство, умение понимать и использовать возможности материала.

В нашей стране, издавна славящейся лесными богатствами, искусство резьбы по дереву получило развитие еще в глубокой древности. Дерево всегда было под рукой и являлось одним из основных материалов, предоставленных природой человеку и поддающихся обработке несложным инструментом.

Прекрасными художественными произведениями становились в руках народных умельцев деревянные предметы домашнего обихода: столы, скамьи, сундуки, ларцы, люльки, прялки, швейки, блюда, чаши, братины, ковши, ложки, солонки. Резьбой украшали жилища, храмы, элементы мебели. Труд резчиков по дереву применялся в украшении судов.

Интересным направлением в резьбе по дереву было изготовление пряничных досок. Русские резчики вложили много выдумки, художественного вкуса и мастерства в оформление данных предметов. Пряничные доски удивляют разнообразием форм и украшений. Они могли быть огромных размеров и совсем маленькие, с надписями и узорами, с реальными, взятыми из жизни образами и оформленными сказочными сюжетами.

Имея многовековую историю, искусство резьбы по дереву успешно развивается и в наши дни.

2.1 Классификация видов резьбы

Современная резьба по дереву не имеет строгой классификации, так как в одних и тех же изделиях могут сочетаться разные виды резьбы. Условно можно выделить следующие виды резьбы:

сквозная резьба;

глухая резьба;

скульптурная резьба.

Для сквозной резьбы (её ещё называют ажурной) характерно прорезание участков рисунка насквозь стамесками, резцами или лобзиком. Фон при этом удаляется. Данный вид резьбы с давних пор широко распространён, особенно в украшении деревянных домов (рисунок 5). Часто применяется способ резьбы с использование трафаретов. В сочетании с другими видами резьбы придаёт изделию ажурность, воздушность, лёгкость.

Глухая (или плоская) резьба отличается от сквозной полным отсутствием прорезей на фоне, а также рисунком, идущим практически вровень с поверхностью (рисунок 6).


[pic]







Рисунок 5 – Украшение домов с помощью сквозной резьбы.

Естественное солнечное освещение, а также специальная подставка позволяют увидеть глухую резьбу в наилучшем свете. Глухая резьба включает в себя все подвиды рельефной и  [link] ы, среди которых особое место занимает геометрическая резьба с её орнаментами и композициями, составленными из геометрических фигур в различных комбинациях.










Рисунок 6 – Примеры глухой (рельефной и плосковыемчатой) резьбы.

Главным преимуществом глухой резьбы по дереву можно считать то, что она дает возможность максимально включить фантазию и воображение, экспериментируя с орнаментом и способами его нанесения на плоскость. Возможно поэтому глухая резьба добилась широкого применения в оформлении интерьеров домов.

Отличительной особенностью скульптурной (объёмной) резьбы является изображение отдельных фигур людей, животных, птиц или других объектов (рисунок 7). Фактически она является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций.

[pic]

Рисунок 7 – Пример скульптурной резьбы.









2.2 Элементы трёхгранновыемчатой геометрической резьбы

Трёхгранно-выемчатая геометрическая резьба по дереву относится к подвиду плосковыемчатой глухой резьбы. Основным её элементом является трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которых образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз (рисунок 8).

Рисунок 8 – Элементы трёхгранно–выемчатой геометрической резьбы.

2.3 Орнаменты геометрической резьбы

Сочетание и повторение выемок, сколышков, геометрических фигур различной глубины и ширины создают множество вариантов разнообразных орнаментов (рисунок 9).








[pic]

«Бусины»

«Витейка»

[pic]








[pic]

«Соты»

«Сияние»

Рисунок 9 – Примеры орнаментов геометрической резьбы.

2.4 Правила безопасной работы при выполнении трёхгранновыемчатой геометрической резьбы по дереву

При выполнении трёхгранно–выемчатой геометрической резьбы по дереву должны соблюдаться следующие правила:

заготовка должна быть зафиксирована в удобном и безопасном для работы положении;

работу необходимо выполнять только острым инструментом;

режущий инструмент нужно держать в руке крепко и уверенно, контролировать усилие в конце реза;

свободная рука должна удерживать заготовку, пальцы не должны находиться на пути резания ножа – косяка;

все движения при резьбе должны выполняться кистью руки;

необходимо последовательно выполнять операции резьбы: разметка, наколка, качалка, подрезка;

угол резания при подрезке должен быть 30 45 градусов в зависимости от функционального назначения изделия;

линии разметки должны срезаться;

в процессе работы необходимо следить за чистотой среза.

3. Процесс создания моей шкатулки

Шкатулки являются предметом домашнего обихода и служат для хранения различных мелких предметов. В шкатулках можно хранить деньги, ценные бумаги, письма, фотографии. В красивых шкатулках лежали когда-то дуэльные пистолеты. Наибольшим спросом шкатулки пользуются у женщин, в них они хранят свои украшения и драгоценности, швейные и вышивальные принадлежности.

В течение многих веков люди изготавливали шкатулки из различных материалов: глины, древесины, камня, металла, стекла, пластмассы. Они различались размерами, конструкцией, формой. Искусные мастера изготавливали шкатулки с секретами, замочками, инкрустировали их драгоценными каменьями, металлами, слоновой костью. Но самыми разнообразными были шкатулки из древесины, так как этот материал лучше обрабатывается. Ценились шкатулки из ценных пород дерева ореха, бука, акации, дуба, палисандра, самшита. Если же не было ценной древесины, мастер мог скромную шкатулку украсить богатой резьбой или художественной росписью.

3.1 Этапы работы

Этапы работы, входы и выходы процесса, а также применяемые в работе инструменты и материалы представлены в таблице1.

Таблица 1

3.2 Описание работы

Заготовка для моей шкатулки изготовлена из липы. Это дерево имеет очень мягкую древесину, светлый тон, нежную текстуру. Липа имеет ценную особенность – мало изменять форму. Поэтому заготовки из липы применяются для изготовления различных декоративных изделий. Я выбрала заготовку круглой формы.

Для своей шкатулки я выбрала технику трёхгранновыемчатой геометрической резьбы по дереву в сочетании с хохломской росписью.

Моя работа началась с чертежа. На листе в клетку я с помощью карандаша, линейки и циркуля начертила эскиз резьбы (рисунок 10). Приходилось несколько раз использовать ластик, т.к. не всегда получались ровные линии. Первоначально я хотела выполнить резьбу по все площади крышки шкатулки.

[pic]









Рисунок 10 Эскиз.

В центре эскиза расположен элемент «Сияние». Сначала я планировала сделать его на 8 лучей, но потом пришла к выводу, что элемент на 16 лучей будет выглядеть гораздо лучше. Вокруг «Сияния» расположен элемент «Соты» разных размеров от меньшего к большему.

Затем я приступила к переносу эскиза на шкатулку. Это называется разметкой на изделии. Для разметки необходимо использовать карандаш 2Н, т.к. было важно не смазать рисунок на шкатулке. Я перенесла на крышку шкатулки центральный элемент резьбы и разметила окружности для элемента «Соты».

Прежде чем приступить к резьбе, я ознакомилась с техникой безопасной работы и приёмами трёхгранновыемчатой резьбы по дереву. Она состоит из следующих этапов:

наколка;

качалка;

подрезка , срез в три приёма.

Сначала я тренировалась в выполнении элементов резьбы на дощечке. Я попробовала элемент «Сколышки». Он прост в выполнении, но подходит только для плоских и прямоугольных изделий. Затем я тренировалась в выполнении элемента «Сияние». При выполнении резьбы необходимо прикладывать большое усилие при нажиме на резец. У меня часто не хватало силы протолкнуть резец дальше. Именно тогда я поняла, что не смогу качественно выполнить то количество резьбы на своей шкатулке, которое было запланировано. Тогда я решила оставить на крышке шкатулки только центральный элемент «Сияние». И приступила к проектной резьбе.

Сначала я сделала краевые элементы в форме треугольника с тупым углом. Сложность была в выполнении закруглённых окончаний данных элементов.

Затем я приступила к выполнению элемента правого луча. Этот луч я вырезала так: по линии, соприкасающейся с крайним элементом, я вела резец, затем упиралась в вершину и делала качалку. Вырезание левого луча далось мне труднее, т.к. я правша. Я вела резец из центра по линии, соприкасающейся с правым лучом, доходила до вершины и делала качалку.

После выполнения резьбы я приступила к росписи шкатулки в технике хохломы. Я решила применить хохломскую роспись «под фон». Я выбрала хохломской орнамент «ягодка клубничка».

Технология нанесения росписи на мою шкатулку отличалась от традиционной хохломской. Не было этапов грунтовки, пропитки олифой, лужения изделия и сушки его в печи для получения эффекта хохломского золота. Я использовала золотую гуашь.

Сначала я затонировала шкатулку нанесла «подфонок». Кистью № 6 я наносила золотую гуашь на оставшуюся поверхность крышки и боковую часть шкатулки. Слой гуаши нужно было нанести достаточной толщины для того, чтобы его яркость была контрастна с чёрным фоном.

Затем по золотому фону карандашом 2Н я нанесла задуманный рисунок: черенки, листья и ягодки.

Следующим этапом стало нанесение чёрного фона. Сначала я обвела чёрной гуашью карандашный рисунок. Потом обвела элемент «Сияние» по намеченной окружности, оставив тонкую линию золота.

Далее последовала «оживка» придание рисунку цвета, прорисовывание мелких деталей, добавление бликов и элементов росписи. В моей росписи были использованы такие элементы хохломской росписи, как:

«ягодки клубнички» с прорисованными семечками и цветочками;

«травинки»;

«листики».

Последним этапом работы было покрытие шкатулки лаком и её сушка.


Заключение

В результате работы над проектом я узнала:

  • историю возникновения хохломской росписи;

  • технологию выполнения хохломской росписи в давние времена и в настоящее время;

  • основные виды и элементы хохломской росписи;

  • многовековую историю искусства резьбы по дереву;

  • виды современной резьбы по дереву;

  • элементы и орнаменты трёхгранно–выемчатой резьбы по дереву;

  • правила безопасной работы при выполнении резьбы по дереву.

В результате работы над проектом я научилась:

  • выполнять основные элементы хохломской росписи и создавать комбинированные композиции;

  • выполнять чертёж и основные элементы трёхгранно–выемчатой геометрической резьбы;

  • работать с литературой, выбирать нужный материал из большого объёма информации;

  • систематизировать информацию;

  • создавать презентацию к своей творческой проектной работе.

Готовая шкатулка мне понравилась. Работа была сложная, требовала внимания и аккуратности, но результат того стоил.

Моя шкатулка выглядит необычно из-за сочетания резьбы и росписи. А самое главное – такой шкатулки нет ни у кого в мире! Она уникальна!


Список использованных источников


    1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хохлома.

    2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Резьба по дереву.

    3. Рыженко В.И. Краткая энциклопедия художественных работ по дереву. – М.: Издательство «Оникс», 2007.

    4. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.

    5. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. – Л.: Лениздат, 1974.

    6. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991.

    7. Глозман Е.С., Глозман А.Е. Школа резьбы по дереву. – М.: Эксмо, 2007.

    8. Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. – М.: Издательство «Народное творчество», 2002.

20