Развитие творческих способностей школьников в процессе проектирования и моделирования объектов.
Энергия детей неисчерпаема, ее лишь надо направить в нужное русло. Дети понимают и ощущают больше, чем нам кажется, и только искренность в общении и кропотливый труд помогут нам понять их. От мастерства учителя зависят ценностные ориентации учащихся.
Мы, педагоги, должны не просто передать знания, но и уметь пробуждать в маленьком человеке жажду познания, заинтересовать, а потом уже научить. Наша задача – научить его самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным, ведь сведения, полученные собственным трудом, остаются в памяти на долгие годы.
Задача далеко не простая, и, чтобы ее решить, я пытаюсь найти оптимальные и эффективные технологии обучения, так как считаю, что инновационные педагогические исследования – основа работы современного учителя.
Сегодня самое главное – дать ребёнку возможность поверить в свои силы, почувствовать себя уверенным и востребованным.
В современных условиях важная роль в обучении предмету «технология» отведена участию обучающихся в проектной деятельности, способной подвести ребенка к самостоятельному созданию алгоритма познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проект – творческое задание интеллектуально-практического характера, выполняется учащимися в соответствии с программой школьного курса "Технология".
Моделирование – построение моделей, процесс познания действительных объектов, метод изучения технических сооружений, мыслительный и практический вид деятельности, непосредственно создание моделей.
Макет является разновидностью модели. Макет, который в точности, во всех деталях передает оригинал, называется моделью.
Используя архитектурно-художественное моделирование, как проектную деятельность обучающихся на уроке технологии, можно сформулировать, а в последующем и решить комплекс задач.
Главная цель - создание условий, способствующих формированию творческой личности, при помощи которых решаются следующие задачи:
- развивать художественно-творческие способности и образно-логическое мышление обучающихся;
- формировать проектное мышление и осознанное научно-художественное видение природных форм и использование их в творчестве;
- способствовать развитию любознательности и расширению кругозора;
- развивать трудолюбие и самостоятельность посредством создания разнообразных по масштабу и технике творческих работ;
- воспитывать любовь и бережное отношение к культурному наследию;
- способствовать проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе творческих заданий;
- воспитывать желание к самореализации и саморазвитию;
- изучать свойства художественных средств и технологий;
- освоить основные правила и методы творческого проектирования.
Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Необходимо учитывать и возможности материально-технического обеспечения, экономической и экологической целесообразности.
Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы – временного творческого коллектива одноклассников, при этом работа каждого должна быть четко оговорена. Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
Учитывая возраст и навыки обучающихся можно предложить работу по готовым эскизам и чертежам с использованием преимущественно репродуктивных, воспроизводящих методов.
Целесообразно применять методы, способствующие умственному развитию учащихся, т.е. проблемные, исследовательские и др.
В моделировании важно соблюдать принцип наглядности, так как создание моделей предполагает, хотя и в упрощённой форме, копирование существующих в действительности технических объектов. С этой целью можно использовать диафильмы, кинофильмы, рисунки (напечатанные и выполненные от руки), готовые образцы, детские игрушки.
С середины 1990-х в Калмыкии наблюдается движение по увековечению исторической памяти. Обращение к духовным истокам становится нормой жизни, как и должно быть. Открытие буддийских храмов, ступ, сувурганов, первый визит его Святейшества Далай-ламы XIV в Калмыкию, других наставников, несущих учение Будды, становятся эпохальными событиями в жизни нашей малой Родины. После визита Далай-ламы XIV в Калмыкию в республике появляются хурулы, молельные дома, другие буддийские строения. Жители нашей республики стали совершать паломничества в государства, проповедующие буддизм. Среди паломников была и наша землячка, жительница п. Аршан, Шогляева Ксения Борисовна, которая и стала инициатором строительства Ступы Мира в родном посёлке, при поддержке председателя буддийского центра «Тилопа». Жители посёлка приняли самое активное участие в изготовлении атрибутов для Ступы Мира.
Идея строительства Ступы настолько вдохновила учащихся школы, что ученики 8 класса Манджиев Мерген, Церен Хаптаханов, Данзан Лебедев, Баина Аксенова предложили создать её макет. К слову сказать, макет был выполнен по эскизу, соответствующему оригиналу.
Основным материалом для макетирования традиционно служат бумага типа «ватман» и тонкий картон. Отличие бумаги от картона заключается в том, что картон имеет лицевую и изнаночную стороны, часто отличающиеся по цвету. Для макетов можно использовать как тонированную, так и белую поверхности для большей выразительности творческого замысла. Макет можно склеить из бумаги, картона, а можно использовать необычный материал — пенопласт или пенокартон. Работа с пенопластовыми панелями или пенокартоном не отличается от работы с бумагой, но добавляет макету объем и эффекты фактуры.
Для работы с бумагой и пенопластом нужны: макетный нож или резак с выдвижным лезвием, хорошо заточенный, ножницы с прямыми концами, клей (наиболее удобны ПВА, «жидкие гвозди», резиновый клей), металлическая линейка. На парту необходимо положить специальную доску из фанеры, пластика или оргалита.
Для улучшения качества макетов рёбра, грани сгибов должны быть четкими, без заломов и искривлений. Для этого по линиям будущего сгиба надо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро.
Часто бумаге необходимо придать различную форму. Чтобы сделать криволинейную поверхность, следует пропустить бумагу через какой-нибудь цилиндрический предмет, например, карандаш или ручку. Другой, часто применяемый, способ закругления листа бумаги (при изготовлении цилиндра, конуса или другого тела вращения) - разделить развертку данного объекта вертикальными линиями на равные полосы шириной по 3–5 мм и макетным ножом слегка надрезать лист со стороны сгиба.
Еще один важный момент работы - выбрать правильный способ склеивания макета. Самый аккуратный - это склейка встык (на ребро), более простой - приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги.
Архитектурно-художественное моделирование, как проектная деятельность обучающихся на уроке технологии имеет ряд положительных сторон:
- способствует изучению истории зодчества, изучение современной архитектуры;
- актуализирует межпредметные связи (математика, черчение, история, география);
- развивает творческие способности у обучающихся:
- предусматривает минимум материала и инструмента;
- несёт воспитательный характер.
На сегодняшний день Ступа Мира ещё не завершена, но ребята с уверенностью могут представить её внешнее убранство.
Вот уже многие годы, отдавая все свои знания своим ученикам, всегда стремлюсь наполнить процесс обучения духовным содержанием. Я бесконечно люблю своих учеников и очень хочу, чтобы они состоялись в жизни и были способны интеллектуально, нравственно и результативно влиять на общественное согласие, политическую стабильность и устойчивое развитие нашего общества. Как это мне удалось? Не знаю. Не мне судить, так как уяснила для себя одну важную истину, что не стоит, добившись какого-то результата на определённом отрезке жизненного пути, думать, что теперь находишься на большей высоте, чем другие. Ведь всегда есть те, которые находятся на ещё большей высоте, чем ты. Эта простая мысль всегда сопровождает меня в моей столь нужной людям профессии!