Проект Мышонок в технике сухое валяние ученицы 8 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


XXIV открытая научно-практическая конференция школьников г. Перми


МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №80»





Секция: «Мир моих увлечений»



Учебно-исследовательская работа на тему

«Мышонок в технике

сухое валяние»








Выполнила:

Бельская Татьяна Александровна,

ученица 8 «а» класса

Руководитель: Смолина Александра

Васильевна,

учитель технологии







г. Пермь 2015


Содержание:


1. Введение.

1.1 Обоснование

1.2 Цель, задачи

1.3 Критерии.


2. Организационный этап.

2.1 История возникновения техники валяния.

- Первые войлоки

- История «Сюнкской» традиции войлоковаляния

- Войлок в жизни славянских народов.

- Холодная зима Пермского края.

2.2 Виды валяния.

2.3 Инструменты и материалы для валяния.

2.4 Разновидности шерсти.


3. Технологический этап:

3.1 Техника безопасности.

3.2 Технологическая карта.

3.3 Экономический расчет.


4. Заключение.


5. Литература .

6. Приложение.












Существует много традиционных и современных видов декоративно- прикладного творчества. Многими из них я овладела в школе на уроках технологии – это и вышивка, вязание спицами и крючком, лоскутная техника, бумажная пластика, модульное оригами и другие. Я очень любознательная и этим я не ограничиваюсь. Меня легко увлечь интересным делом, поэтому свободное время дома я пытаюсь заполнить увлекательным занятием. Ведь не только я, а многие люди хотят познавать что-то новое, неизведанное, постигать и добиваться, пробовать все новые и новые вещи - это развивает и ведёт вперед, помогает достигать новые вершины. Я уверена, что сделанное что-то своими руками приносит огромное удовольствие. А недавно я познакомилась с новым для себя видом – валяние.

Летом приезжают мои бабушка и дедушка. Я хочу показать им то, чему научилась. И, вообще, хочу удивить их своими поделками, которые я сделаю своими руками в технике «сухое валяние» и подарю на память самое лучшее.


[pic]



Цель: Создание серого мышонка в технике сухого валяния без помощи взрослых и без копирования.


Задачи: - купить необходимые материалы

- изучить схему создания изделия

- изучить технику безопасности

- создать предмет - игрушку

- красиво украсить упаковку

- подарить любимой бабушке Инне.

Критерии:

- мышонок должен быть серого цвета

- мышонок должен быть небольшого размера

- ноги и руки мышонка будут закреплены на каркасе

- мордочка мышонка должна быть доброй и милой

- иметь розовый хвост, подушечки лап и носик

- иметь белый животик

- быть пушистым

- он должен быть аккуратным

- хвост должен двигаться

- он не должен падать, когда сидит

- он должен иметь черный, блестящие глаза

- рот и зона во круг глаз должны быть проконтурированы простым карандашом (лучше использовать мягкий карандаш).


Валяние - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти создается рисунок на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.


История:

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

История валяния берет свое начало в 5-6 тыс. до н.э.

Считается, что самыми ранними прототипами войлока были кусочки шерсти диких овец, которые выпадали на землю и скапливались внутри пещер.

Со временем копившаяся шерсть уплотнялась и сбивалась, впоследствии человек стал использовать её в виде подстил.

Изобретение войлоков, произошло гораздо позже чем ткачество, которому по меньшей мере 20 тыс. лет. Причина этого в том, что войлоковаляние не могло существовать до момента пока не получило своё развитие овцеводство. Шерсть дикой овцы не валяется, у неё нет чешуек которые позволяли бы волокнам сцепляться друг с другом, поэтому было необходимо вывести домашние породы овец. Помимо этого требовалось еще и очень большое количество шерсти, к примеру, на изготовление покрытия юрты нужно как минимум 100 кг. шерсти, соответственно необходимы большие отары. Хотя овца была одомашнена достаточно рано, организация овец в стада не могла существовать без одомашнивания лошади, что произошло примерно в 5-6 тыс. до н.э. это время и принято считать рождением войлоковаляния, когда производство локального типа приобрело массовое и жизни-определяющие значение.

Возникло мокрое валяние, или валяние руками, в странах, где были одомашнены овцы и козы. Существует легенда о возникновении мокрого валяния, отсылающая нас в библейские времена. Она гласит, что на Ноевом ковчеге среди прочих животных были овцы, которыми приходилось жить в очень тесных помещениях. Шерсть овец падала на пол, пропитывалась влагой, а они еще и топтались по ней копытами. Когда Потоп окончился, и овцы покинули ковчег, на полу остался первый валяный ковер.

Войлоковаляние - древнейшее ремесло. Войлок помогал человеку выжить, защищал от холода и зноя, служил одеждой и кровом. Трудно представить путь и истории многих народов и цивилизаций, если бы не была одомашнена овца. Также трудно представить жизнь и культуру кочевых народов без войлока.

Первые войлоки

Самые первые войлоки определяются как работа протоиранских племен, и датируются археологами 3 тыс. лет до н.э. найдены были на территории Малой Азии. Техника войлоковаляния дошла и до наших дней, характерна она для народов Закавказья, Малой Азии, Ирана и Средней Азии. Одними из ярких носителей иранской традиции войлочного производства стали туркмены.

С древнейших времен войлоки научились декорировать, и способов украшения изобрели довольно много. Наиболее известны способы:

  • вваливание узора

  • аппликация. В качестве аппликативного материала может использоваться не только шерсть, но и другие материалы - ткань, кожа

  • мозаичный способ или инкрустация войлоком. При этом способе обычно используется также декоративная стежка

  • иногда используется вышивка по войлоку, украшение изделий бисером

и ракушками

  • изредка встречается роспись

Легендарные Скифы – Скотоводческие племена. Многочисленные изображения на скифских золотых изделиях свидетельствуют о существовании у северных кочевников большого количества войлочных изделий, а Геродот описывает, как Скифы носят войлочные шапки и кафтаны, живут в войлочных шатрах.

Настоящий переворот в представлении об искусстве войлоковаляния у ранних кочевников, произошел с открытием царских Пазырыкских курганов на Алтае, датируемых 6-4 вв. до н.э. Сложно-декорированные войлочные изделия являются самыми известными войлоками в мире. Сделанные они из тонких 1-2мм толщиной панелей, украшенных аппликацией войлок по войлоку, изредка дополняемых вышивкой тамбурным швом, окантовкой белым шнуром, или вырезанными из золотой фольги деталями. Прекрасная сохранность, непревзойденные технические качества, исключительная красота и особая аура скифской культуры. Тип войлока, который отличается тончайшей аппликацией, стал называться “пазырыкской линией”, но поистине культовым для любителей войлока во всем мире, стал огромный более 30 кв. м. войлочный занавес, изображающий сцену предстояния всадника перед божеством.

История “Сюнской” традиции войлоковаляния

Толстое многослойное войлочное полотнище крытое тканью, сцены борьбы животных и другие мифологические сюжеты, украшения в виде аппликаций с обязательной стежкой и окантовкой толстым витым шнуром, такова манера валяния и декорирования войлочных изделий, найденных в курганах Ноин-Улы (хунну, 2—1 вв. до н. э.) во внутренней Монголии.

Сюны, народ который отличался воинственностью и приверженностью кочевому образу жизни, особенностью их культуры было отсутствие ткачества. Единственным текстилем который они производили, были войлоки, поэтому последние имели для них особое значение. Изображение огромной юрты Чингисхана крытой войлоками, традиционные монгольские войлочные изделия, старинные и современные, подтверждает, что монголы прямые наследники и продолжатели “сюнской” традиции войлоковаляния. Яркими последователями этой традиции стали многие народы Центральной Азии: Тибетцы, Тувинцы, Алтайцы, Казахи. Сюнская манера войлоковаляния распространилась вплоть до Северного Кавказа, каждый народ вносил в украшения войлочных изделий свои национальные элементы, но все степные народы воспринимали и воспринимают войлок, как гарант их образа жизни.

Там где когда-то зародилась сюнская традиция войлоковаляния, она продолжает жить и теперь, в современной Бурятии. С давних времен изготовление войлока у Бурят было одно из главных забот короткого сибирского лета. Все начиналось со стрижки овец. Проводили её в конце июня, начале июля, стричь позднее было нельзя, т.к. новая шерсть не успевала отрасти до начала зимы, животные могли погибнуть. Первичная обработка шерсти у бурят такая же как и у других народов занимающихся войлоковалянием.

Войлочные изделия небольшого формата валялись вручную, считалось, что это сравнительно не сложная работа, делали её женщины, а вот большие полотнища для покрытия юрт изготавливались мужчинами особым способом. Рулон, заготовка будущего войлока, зашивали в сырую коровью кожу, к краям шеста привязывали веревки, свободные концы постромок соединяли со стременами осёдланной лошади и прокатывали по ровному травяному полю пока войлок не сваляется. Считалось, что для получения доброкачественного войлока достаточно расстояние 15-20 дистанций полета стрелы, что равняется приблизительно 1.5-2 км. В кочевом быту требовалось много войлока, но как бы не был важен войлок для юрт, без войлочных кошун небольшого размера, было не обойтись, они использовались для внутреннего убранства бурятского жилища. На войлочных матрасах спали, на войлочных ковриках ели, войлок любовно украшали. Женщины терпеливо стежок за стежком самодельными нитками из сухожилий лошадей и диких животных простегивали древние узоры, оберегая себя, семью, весь род от сил зла, надеясь на лучшее.  Так войлок становился не просто посредником между человеком и богами, но и добрым духом и хранителем жилищ. Возведение юрт требовало немало усилий и мастерства. Деревянно-решетчатый каркас собранный и связанный покрывался войлоком, который состоял из отдельных кусков разного размера и назначения. Крыша покрывалась четырьмя полукруглыми кусками войлока образующими два слоя мягкой кровли. Они перекрывали загнутые края стеновых покрытий так, чтобы дождь и снег не попадал внутрь жилища. Стены обтягивались тремя прямоугольными полосами, верхний край которых заходил на потолочные шесты. После закрепления покрытия его обвязывали сверху волосяными веревками. Самый низ обтягивался двумя узкими и длинными кусками войлока, которые имели значения утеплителя и отдушины. Только на строительство одной не большой юрты, требовалось войлока от 90 до 150кв.м. а ведь многие семьи имели по 2-3 юрты. Когда со временем у Бурят появились деревянные дома, своим видом они напоминали юрту.

Войлок в жизни славянских народов

Славяне никогда не были кочевниками и никогда не жили в юртах, а вот о войлоке знали не понаслышке, умели делать и его, и полувойлоки характерные для европейской традиции войлоковаляния. Древнеславянские названия шерстяных тканей, дошедшие до нас благодаря летописям, звучат не привычно и таинственно: водмол, апона, орниц, ерига, сукно.

Слово сукно встречается в памятниках письменности, начиная с 12 века, но способ его изготовления очевидно гораздо древнее. На территории старой Ладыги, археологами найдены войлочные фрагменты не ясного назначения, и головное покрывало датируемой 8 веком, а вот валеной обуви археологами пока нигде не обнаружено, значит ли это, что в знаменитых валенках наши предки не ходили? До нас дошел способ, с помощью которого славяне валяли сукно, шерстяную ткань типа сермяги. Шерсть раскладывали на доске, понемногу и непрерывно её поливали горячей водой, а двое крепких мужчин устраивались друг против друга около доски и ногами двигали по ней ткань, то к себе, то от себя, при этом образовался тонкий слой похожий на тонкий войлок. В холодную пору славяне мужчины и женщины надевали длинные теплые одеяния из сукна, назывались они свитами от слова свивать, что значило кутать. В конском убранстве у славян широко использовался войлок, из него делали подкладки для хомутов и седел, конские попоны. Начиная со скифов, и по сей день, войлок есть и остается самым подходящим материалом для конского убранства.

Не спокойное было время, славянам много приходилось воевать, и войлок верно служил им в этом деле. Из него делались мягкие подклады для шлемов, при ударе топора или меча, войлок смягчал удар. Пригодились в военном деле и полувойлоки. Из сукна изготавливался мятель (плащ) который мог быть элементом воинской одежды. Намотав на руку толстое валяное сукно, воин мог использовать его в качестве своеобразного щита, да и в военных походах такой плащ служил и одеялом и палаткой.

Сколько тысячелетий войлоку? Где его начало? Сумеем мы сохранить то, что досталось нам от предков? В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока. В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины.

[pic]

Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна. В России, в центральных и северных её районах понятие войлок  связано в первую очередь с валенками, войлок также традиционно использовался для хозяйственных нужд как теплоизолятор.

Еще каких-то 30-40 лет назад валенки имел почти каждый житель нашего Пермского региона, так как пережить холодную уральскую зиму без них было просто не возможно. Мне рассказала моя бабушка, а ей её бабушка, которая всю свою жизнь прожила в деревне Третяки Очерского района Пермского края. Что раньше по селам и деревням ходили мастера по изготовлению валенок. Было их 2-3 человека, обычно это были родственники. Для них специально на определенное время выделяли баню, где они работали, делали валенки на всю семью у которых жили. Хозяин должен был их кормить, ну и за работу платить. Дефицита сырья не было, т.к. практически каждая семья на деревне держала от 2 до 10-15 овец. Валянием, как впрочем и другими промыслами сельский народ занимался после уборки урожая, поэтому работа кипела и глубокой осенью и зимой. Раньше до 60-х годов прошлого столетия слово ВАЛЕНКИ на селе у нас почти не употребляли. Грубая рабочая обувь из войлока называлась – пимы, а тонкая парадная – чёсанки. Так как работники работали в бане, которую приходилось постоянно протапливать, легким этот труд не назовешь. Он требовал от мастеров силы, здоровья и терпения. А главное, я поняла, что для изготовления обуви (валенок) применяли технику мокрого валяния, т. к. изделия, выполненные в этой технике намного прочнее.

[pic] [pic]



За последние несколько лет, искусство войлока переживает свое второе рождение. Раз освоенное человеком войлочное производство не прерывалось никогда, и почти не изменялось за прошедшие века, только вот из разряда простого ремесла войлоковаляния давно перешло в ранг высокого искусства.



[pic] [pic]

 



[pic]









[pic]


Шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал.



Осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния.





[pic]


Пример сухого валяния


Материалы для валяния:

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом.

Расходные материалы — шерсть мериноса, так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон, вата, другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шелк, органза, различные декоративные нити и волокно.

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме до стирки.


[pic] Иглы для валяния.


Разновидности шерсти:

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхостная для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.

Ангора или мохер: шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.


[pic]


1. Техника безопасности:

- Подготовить рабочее место, инструменты приспособления.

- Держать инструменты в исправном состоянии.

- Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.

- Во время работы быть внимательным, не стоит отвлекаться.

- Не вкалывать иголки в одежду или случайные предметы.

- Нельзя брать иглу в рот.

- Хранить иголки нужно в игольнице.

- Не подносить работу близко е глазам.

- Сидеть прямо.

- Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.

- Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

- Лезвия ножниц должны быть остро наточены.

- Игла должна быть прямой, избегайте кривых игл.

- Нельзя работать с иглой на ходу.

- При работе с иглой необходимо следить за направлением входа иглы в шерсть и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.

! Дополнительно: Данная работа не рекомендуется:

- маленьким детям!

- всем, боящимся игл!

- всем, боящимся уколоться!

Потому что, если вы новичок и как бы вы не старалались, все равно пару раз заедете иглой по пальцу.


Технологическая карта



Мышонок в технике сухого валяние





[pic]

Выбор материалов



[pic] [pic] [pic]

Иглы

Шерсть

[pic]

[pic] [pic]

Серая

[pic] [pic]

Тонкая

Толстая

Белая


Розовая




Создание основы тела и головы


[pic]


Создание лапок


[pic] [pic]

Руки и ноги должны быть на каркасе

Создание мордочки




[pic]

Пушистый живот из белой шерсти


Оформление тела и головы

Нос из розовой шерсти



[pic] [pic]

[pic] [pic] [pic]

Черные глаза-бусины

Создание ушей




Изготовление хвоста


[pic]





Итоговый этап:

Распушовка тела














Экономический расчет:


1.





2.




3.


4.



5.



6.


Шерсть:

- серая

- белая

- розовая


Иглы:

- грубая

- тонкая


Бусины


Губка для мытья машины



Карандаш 4В



Толстая проволока



2

1

1



2

3


2


1



1



1



100 рублей

50 рублей

50 рублей



50 рублей

60 рублей


10 рублей


150 рублей



13 рублей




Итог: 483 рубля




[pic]



Оценка результата моего труда:

Я считаю, что мышонок получился довольно хорошим, потому что в целом я выполнила поставленную перед собой цель и все задачи. Изделие соответствует всем критериям. Мышонок получился достаточно милым, неплохого качества: не очень твердый и не очень мягкий. У него соблюдены пропорции тела и имеется пушистый мех, не смотря на то, что я не смогла достать обратные иглы для распушовки.

У него розовые ладошки и пяточки, а так же розовый носик. Имеется белая шерсть на животике.

Отдельно хочу отметить каркас: одна передняя лапка и две задние лапки сделаны на зубочистках, вторая передняя лапка на игле, а хвост на толстой проволке. Благодаря этому игрушка получилась достаточно крепкая, а хвост можно использовать в качестве подставки, так как он гибкий.

Из-за нехватки опыта, я не смогла сделать все идеально

Лично мне и моим родителям понравился мышонок, надеюсь, что остальным он тоже понравится.


Литература:


  1. Бейтмен Д., Эшер Ш. Фелтинг. Стильные поделки и аксессуары из непряденой шерсти. - М.: Контэнт, 2007 .

  2. ​ Кнаке Ж. Картины из фетра своими руками: Практическое руководство /пер. с нем. под ред. Климовой О.М. - М.: Ниола-Пресс, 2008.

  3.  Кокарева И. Живописный войлок. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2009.

  4. ​ Семпелс Е. Б. Энциклопедия войлока. - М.: Мода и рукоделие, 2008.

  5. ​ Шинковская К. Вещицы из войлока. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2008 .

  6. ​ сайт [link]









Приложение


[pic]


Шерсть для валяния и иголки для валяния


[pic]


Основа тела и головы


[pic]


Создание рук


[pic]


Создание передних и задних лап.

[pic]


Основа тела


[pic]


Оформление тела



[pic]


Распушовка для создание объемов и ушей.











[pic]



Вид сбоку:


[pic]


Вид сзади:


[pic]



Мелкие детали работы:



[pic]



Хвост сделан из толстой проволоки, обмотанной розовой шерстью и закреплен прозрачным лаком для ногтей.









Мордочка:


[pic]



Глаза-бусины приклеены на клей и покрыты для блеска прозрачным лаком.

Нос, свален из маленького кусочка розовой шерсти.

Рот провален толстой иглой и покрыт серым мягким карандашом.


[pic]

24