Пояснительная записка.
Преобразования в российской экономике изменяют содержание и характер туда, что отражается на отношении человека к труду, природе, к самому себе. Обществу требуются профессиональные, компетентные, предприимчивые, трудолюбивые, способные к самостоятельной творческой деятельности люди.
Одним из действенных средств реализации требований времени является использование разного декоративно-прикладного искусства. Его образовательно-воспитательная сущность заложена в изначальной связи человека с природой, в художественном отражении национального образа жизни, которые проявляются также в системе этнических традиций, народном мировидении, нравственно-этнических нормах. Народное искусство есть одно из важнейших средств воспитания гармонично развитой личности, развития её нравственной, трудовой, эстетической и технологической культуры.
В художественном ковроткачестве, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критерием прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры личности современного специалиста.
В толковом словаре Д.Н.Ушакова читаем: «Традиция-1) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений; 2) обычай, установившийся порядок в поведении, в быту».
Традиции в области народного искусства являются составной частью общечеловеческой культуры и меняются с требование времени. Следующему поколению передаются только те, что жизненны прогрессивны и способствуют дальнейшему развитию общества.
Одним из ярчайших образцов народного искусства, которое одновременно носит и трудовой воспитательный характер, является ковроткачество. Важным условием введения традиций художественного ковроткачестве в современный образовательный процесс является наличие ткацкого станка. Возникает необходимость изучения истории ткацких станков и рассмотрения процесса их развития и совершенствования. Если взять современный ткацкий станок и ткацкий станок XIX века, то можно увидеть, что в их строении и принципе работы ничего не изменилось – детали и приспособления носят такие же названия и работают по тому же принципу.
Особо ценным является узорное ткачество. Орнамент изделий ковроткачества составляют геометрические и растительные узоры. Необходимо отметить, что для современной учащейся молодежи расшифровка этих узоров, их «прочтение» раскроет многое из истории и культуры народов России и мира.
Выявлено, что народное декоративно-прикладное искусство является действенным средством формирования художественной, технологической культуры студентов. Этот процесс будет осуществляться более успешно, если:
- будут определены и научно обоснованы педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры;
- в содержании спецдисциплин по декоративно-прикладному искусству будет включен региональный компонент;
- будет использована система индивидуальных и коллективных форм творческой декоративно-прикладной деятельности студентов в учебной и внеучебной работе.
Цель спецкурса – улучшить профессиональную подготовку студентов к использованию традиций художественного ковроткачества в профессиональной деятельности.
Содержание спецкурса направлено на решение следующих задач:
- дать студентам представление об истории развития ковроткачества, знакомство с истоками возникновения и развития традиций ковроткачества, расширение знаний в области традиций ковроткачества и его видах в историческом развитии;
- воспитание любви к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры;
- выработка умений и навыков выполнения изделий на основе народного ковроткачества;
- выработка методических умений и навыков использований традиций ковроткачества в воспитании школьников;
- обучение использованию накопленных теоретических знаний в области традиций народного ковроткачества, умениям и навыкам выполнения изделий на основе традиций народного ковроткачества для использования их в будущей профессиональной деятельности.
Спецкурс «Художественное ковроткачество» реализуется в форме лекционных практических занятий.
Проверка усвоения знаний студента осуществляется в разных формах:
- в непосредственном опросе студентов в процессе получения знаний;
- вы выполнении домашних заданий;
- в написании рефератов.
Важно, чтобы все формы работы были не только подчинены задаче контроля успеваемости студентов, но и способствовали, в первую очередь, развитию интереса к традициям народного ковроткачества и формированию потребности использования их в подготовке учителя технологии.
Историко-культурная и педагогическая ценность традиций художественного ковроткачества – необходимая составная часть образования, обогащающая человека, формирующая ядро духовного становления личности будущего учителя, чья деятельность проходит в национальном регионе. Изучение и освоение традиций народного ковроткачества - это путь к формированию творческой личности, способной постичь красоту и непреходящую ценность своего народа.
Разделы и темы дисциплины.
Тематический план по курсу дисциплины
Кол-во часов самостоя
тельной работы студентов
Дневное
отделение
Заочное
отделение
Лекции
Семинары
(практика)
Лекции
Семинары
(практика)
1.
История ковроткачества
2
2.
Оборудование, инструменты
2
1
3.
Понятие и разработка эскизов
2
20
1
4.
Сырье для производства ручных ковров
2
5.
Ткачество:
12
- технология обрабатывания основы
2
16
1
- затягивание уток
2
13
1
- косичка – закрепление основы
1
7
- обработка краев
1
7
1
- кисточки (бахрома)
1
7
- растягивание и выпрямление
2
12
1
- утюжка
2
18
6.
Цветоведение
8
8
7.
Изготовление декоративных ворсовых ковров
2
10
Итого
30
118
6
Программа спецкурса.
Тема 1. История ковроткачества
Понятие ковроделия
- Пазарыкский ковер
- безворсовые ковры, паласы и килимы
- шерстяные ворсовые и шелковые безворсовые паласы древнего Китая
- основы императорской шпалерной мануфактуры России
[pic]
[pic] [pic]
[pic]
Литература.
Татлицкая Э. «Безворсовые ковры Дагестана», Махачкала, 1975,127
Алиева К. «Безворсовые ковры Азербайджана», Баку, 1988,129
- Левин А.М. «Художественные ковры СССР», Москва Экономика, 1975,89.
Тема 2. Оборудование и инструменты.
1. Горизонтальные и простые вертикальные деревянные станки.
2. Деревянная многозубчатая колотушка.
3. Двух или трехзубчатая колотушка «киркит» из оленьих или козьих
рогов, или из металла.
4. Крючкообразный ножик.
5. Ножницы.
6. Иголки или булавки.
[pic]
[pic]
[pic]
Тема 3. Понятие и разработка эскиза
Создание ковра начинается с проектирования и патронирования технического рисунка. Проектирование нового рисунка ручного или машинного ковра и его патронирование имеют определенные ограничения, зависящие от технических возможностей производства.
Поэтому ковровый мастер или художник наряду с художественной специальной подготовкой должен хорошо знать технологические процессы коврового производства в целом.
При создании рисунка немаловажное значение имеет количество цветов ковровой пряжи. Например, при создании туркменского ковра с разрезным ворсом, который отличается наиболее совершенным колоритом, используют всего четыре-шесть цветов. В коврах ручной выработки число цветовых тонов не ограниченно.
Эскизы (кроки) и технические рисунки ковров и ковровых изделий выполняются в художественных и экспериментальных лабораториях ковровых предприятий.
Эскиз рисунка утверждает художественный совет, в состав которого входят художники декоративно-прикладного искусства, искусствоведы, технологи, архитекторы. После утверждения эскиза готовят технический рисунок патрон. Рисунок переносят на канзовую бумагу, разделенную на клетки, каждая из которых соответствует одному ворсовому узлу (пучку) готового изделия.
После разработки рисунка начинается изготовление ковра.
[pic] [pic]
[pic] [pic]
[pic] [pic]
Литература:
КовешниковаН.А. «Дизайн, история и теория», Москва, Омега – Л, 2007
Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. «Основы теории и методологии дизайна», Москва МЗ ПРЕСС, 2005
Алексеев Н.А. «Личностно-ориентированное образование, вопросы теории и практики, Тюмень, 1997, 231
Тема 4. Сырье для производства ручных ковров
Виды пряж
Синтетические полимерные материалы
[pic]
[pic] [pic]
[pic] [pic]
Тема 5.Ткачество
технология обтягивания основы
затягивание уток
косичка (закрепление основы)
обработка краев
кисточки (бахрома)
растягивание и выпрямление
утюжка
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Тема 6. Цветоведение
Выбор цветовой схемы
- монохромная схема
- комплектарная схема
- смежная схема
[pic] [pic]
[pic]
[pic]
Литература:
Алексеев Н.А. «Личностно-ориентированное образование, вопросы теории и практики, Тюмень, 1997, 231
Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей», Москва, Владос, 2005
Тема 8. Изготовление декоративных ворсовых ковриков
Декоративный ковер
Ручные декоративные ковры
[pic] [pic]
[pic]
[pic] [pic]
[pic] [pic]
[pic]
[pic] [pic]
Литература:
Кларин В.И. «Метаморфозы и ценности ориентации педагогического сознания», Москва, Педагогика,1998,3.
Материалы трех Катановских чтений «Развитие творческой способности на занятиях по декоративно-прикладному искусству»
Реп Г. Восточные ковры, Берлин 1996, 411
Сандра Харди «Коврики своими руками», Москва, 1999, 274
Татлицкая Э. «Безворсовые ковры Дагестана», Махачкала, 1975,127
Алиева К. «Безворсовые ковры Азербайджана», Баку, 1988,129
Левин А.М. «Художественные ковры СССР», Москва Экономика, 1975,89.
Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. «Основы теории и методологии дизайна», Москва МЗ ПРЕСС, 2005
Примерный перечень тематики рефератов
Развитие личности школьника в гуманитарном образовательном пространстве
Технология формирования самостоятельности в порцессе освоения ковроткачества
Отражение преемственности поколений в ковроткачестве и его влияние на процесс воспитания
Развитие творческого потенциала обучаемых, и его психолого–педагогические основы.
Примерный план конспект по теме
Тесты для определения уровня знаний
Тест
на определение уровня знаний
Методика диагностики знаний и умений
Одной из составляющей процесса обучения является организация контроля и коррекции знаний, а особенно для учителя технологии - умение на их основе выполнять практическую деятельность на уроке. Реализация управляемого процесса обучения предполагает организацию контроля, обеспечивающую систематическую обратную связь, позволяющую строить адаптивную систему обучения, своевременно корректировать действия преподавателя и учащихся в процессе обучения.
Требования к системе контроля и оценке учебных достижений учащихся на уроке должны соответствовать следующим положениям:
1. Адекватность системы контроля и оценки учебных достижений учащихся идеям и принципам технологии обучения.
2. Система контроля должна обуславливать инициативу учащегося, самостоятельность в учебе.
3. Планомерность и систематичность контроля.
4. Учет индивидуальных особенностей (т.е. индивидуальные качества учащихся - медлительность, застенчивость, самоуверенности и т.п.).
Контроль положительно влияет на развитие памяти и мышления, воспитание воли, привычки к систематическому труду и самоконтролю, а также имеет методическую направленность в плане обучения будущих учителей технологии по варианту II «Культура дома»
В процессе достижения конечной учебной цели предусмотрены следующие виды контроля: входящий, текущий, итоговый. Входной контроль определяет исходный уровень знаний учащихся. Как правило, он определяет степень подготовленности учащихся к выполнению учебной программы либо в полном ее объеме, либо адаптированной к конкретному учащимися. Эта информация позволяет приспособить 'учебный процесс к особенностям знаний данного контингента обучаемых.
При тестировании рекомендуются к использованию следующие типы заданий: задания на аналогию; задание на исключение лишнего; задание последовательности; задания на нахождение ошибок.
Тестовое задание состоит из 4 номеров, которые включают по пять вопросов, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки практического задания
1.Правильное освоение темы по истории традиций ткачества.
2.Правильность совокупности и последовательности выполнения технологических операций.
3.Соблюдение безопасных приемов при выполнении ручных работ и рациональная организация рабочего места.
4. Освоение названий оборудования и принципов работы на них.
5. Освоение последовательности изготовления всех операций.
6. Степень самостоятельности выполнения задания.
7. Соответствие применяемых узлов и соединений характеру композиции.
8. Аккуратность выполнения работы и качество оформления.
Тестовые задания по выявлению усвоения теоретических знаний
по народным традициям
Выберите вариант правильного, на Ваш взгляд, ответа:
| б) | вид декоративно-прикладного искусства, которым занимались в свободное время; |
| в) | процесс взаимного переплетения нитей основы и утка. |
|
|
|
2. | Уток используют: |
| а) | для хранения пряжи; |
| б) | для удобства использования пряжи в работе. |
|
|
3. | Ручные булавки хранят: |
| а) | в специальной игольнице; |
| б) | в коробочке с остальными инструментами; |
| в) | в клубочке с тесьмой или пряжей. |
|
|
|
4. | Пестрядь использовали: |
| а) | для изготовления одежды; |
| б) | для украшения изделий; |
| в) | для домашнего убранства. |
|
|
|
5. | Пояса отличаются: |
| а) | по этническим группам; |
| б) | по длине. |
|
|
№2 |
|
1. | Ткацкий стан предназначен: |
| а) | для ткачества ковриков; |
| б) | для изготовления паласов, сумахов; |
| в) | его использовали в качестве сельскохозяйственного оборудования. |
|
|
|
2. | Правильная поза при выполнении ручных работ: |
| а) | повышает качество выполнения технологических операций; |
| б) | снижает утомляемость; |
| в) | сохраняет осанку. |
|
|
|
3. | Полоска картона, пропущенная между нитями основы до начала ткачества, необходима: |
| а) | для закрепления будущего полотна; |
| б) | для того, чтобы полотно было удобно снимать со станка; |
| в) | для того, чтобы полотно было удобно снимать со станка и закреплять нити основы в. конце работы. |
|
|
|
4. | Во время ткачества для прибивания нитки утка используют: |
| а) | бердо; |
| б) | нитченки; |
| в) | тупой конец ножниц. |
|
|
|
№3 |
|
1. | Зев – это: |
| а) | пространство между нитями основы; |
| б) | расстояние от верхней до нижней горизонтальной планки; |
| в) | пространство, образуемое при помощи проборной планки, между передним и задним рядами нитей основы. |
|
|
|
2. | Паласовое переплетение – это: |
| а) | переплетение, получаемое чередованием нити утка с нитью основы со смещением зева по отношению к предыдущему ряду в шахматном порядке; |
| б) | переплетение, получаемое нитями разных цветов; |
| в) | переплетение, полученное чередованием нити утка с нитью основы. |
|
|
|
3. | При образовании кромки: |
| а) | сохраняется чередование нитей утка и основы, как в предыдущем ряду; |
| б) | чередование нитей утка и основы изменяется в шахматном порядке по отношению к предыдущему ряду утка; |
|
|
|
4. | Стягивание полотна к центру не получается, если: |
| а) | не затягивать сильно уток; |
| б) | не затягивать уток и время от времени притягивать края полотна к раме веревочками; следить за изменением толщины нити утка при смене цвета или клубка нитей; прокидку утком делать рыхло; |
| в) | Ткань рыхло, без натяжения. |
|
|
|
№4 |
|
1. | Соединение утков разного цвета на границе разноцветных плоскостей сцеплением соседних утков образуется, если: |
| а) | нити утка разного цвета обвивают друг друга между парой нитей основы; |
| б) | нити утка разного цвета обвивают одну нить основы. |
|
|
|
2. | Сцепление утков используют: |
| а) | для того, чтобы в паласе не образовались щели; |
| б) | для того, чтобы создать определенный декоративный эффект; |
| в) | и в том, и другом случае. |
|
|
|
3. | Ели мы не будем сцеплять утки между собой, то: |
| а) | все полотно обязательно рассыплется на отдельные части; |
| б) | в полотне образуются необходимые декоративные щели; или получается эффект «ступенчатости» контура рисунка; или возникнут зубцы-утолщения на месте соединения утков; |
| в) | В паласе образуются щели. |
|
|
4. | Закончите формулировку: Узорное ткачество – это … |
|
|
5. | Для изготовления ковриков, паласов использовали: |
| а) | материалы растительного (лен) и животного (овечью шерсть) происхождения; |
| б) | только шерсть; |
| в) | покупные хлопчатобумажные нитки. |
Правильные ответы к тестовым заданиям
№ вопросов
Номера заданий
№1
№2
№3
№4
1
в
б
а
б
2
б
а
а
в
3
а
в
б
в
4
а
а
б
5
а
а,ж,и,к,в,д,з,г,е
а
а
Тестовое задание по выявлению усвоения теоретических знаний
по традициям Калмыцкого народного ткачества
Выберите вариант правильного, на Ваш взгляд, ответа:
| б) | вид декоративно-прикладного искусства, которым занимались в свободное время; |
| в) | процесс взаимного переплетения нитей основы и утка. |
|
|
|
2. | Уток используют: |
| а) | для хранения пряжи; |
| б) | для удобства использования пряжи в работе. |
|
|
3. | Ручные булавки хранят: |
| а) | в специальной игольнице; |
| б) | в коробочке с остальными инструментами; |
| в) | в клубочке с тесьмой или пряжей. |
|
|
|
4. | Пестрядь использовали: |
| а) | для изготовления одежды; |
| б) | для украшения изделий; |
| в) | для домашнего убранства. |
|
|
|
5. | Пояса отличаются: |
| а) | по этническим группам; |
| б) | по длине. |
|
|
Тестовое задание по выявлению усвоения теоретических знаний
по традициям Калмыцкого народного ткачества
Выберите вариант правильного, на Ваш взгляд, ответа:
1. Ткацкий стан предназначен:
а)
для ткачества ковриков;
б)
для изготовления паласов, сумахов;
в)
его использовали в качестве сельскохозяйственного оборудования.
2.
Правильная поза при выполнении ручных работ:
а)
повышает качество выполнения технологических операций;
б)
снижает утомляемость;
в)
сохраняет осанку.
3.
Полоска картона, пропущенная между нитями основы до начала ткачества, необходима:
а)
для закрепления будущего полотна;
б)
для того, чтобы полотно было удобно снимать со станка;
в)
для того, чтобы полотно было удобно снимать со станка и закреплять нити основы в. конце работы.
4.
Во время ткачества для прибивания нитки утка используют:
а)
бердо;
б)
нитченки;
в)
тупой конец ножниц.
Тестовое задание по выявлению усвоения теоретических знаний
по традициям Калмыцкого народного ткачества
Выберите вариант правильного, на Ваш взгляд, ответа:
1. Зев – это:
а)
пространство между нитями основы;
б)
расстояние от верхней до нижней горизонтальной планки;
в)
пространство, образуемое при помощи проборной планки, между передним и задним рядами нитей основы.
2.
Паласовое переплетение – это:
а)
переплетение, получаемое чередованием нити утка с нитью основы со смещением зева по отношению к предыдущему ряду в шахматном порядке;
б)
переплетение, получаемое нитями разных цветов;
в)
переплетение, полученное чередованием нити утка с нитью основы.
3.
При образовании кромки:
а)
сохраняется чередование нитей утка и основы, как в предыдущем ряду;
б)
чередование нитей утка и основы изменяется в шахматном порядке по отношению к предыдущему ряду утка;
4.
Стягивание полотна к центру не получается, если:
а)
не затягивать сильно уток;
б)
не затягивать уток и время от времени притягивать края полотна к раме веревочками; следить за изменением толщины нити утка при смене цвета или клубка нитей; прокидку утком делать рыхло;
в)
Ткань рыхло, без натяжения.
Тестовое задание по выявлению усвоения теоретических знаний
по традициям Калмыцкого народного ткачества
Выберите вариант правильного, на Ваш взгляд, ответа:
1. Соединение утков разного цвета на границе разноцветных плоскостей сцеплением соседних утков образуется, если:
а)
нити утка разного цвета обвивают друг друга между парой нитей основы;
б)
нити утка разного цвета обвивают одну нить основы.
2.
Сцепление утков используют:
а)
для того, чтобы в паласе не образовались щели;
б)
для того, чтобы создать определенный декоративный эффект;
в)
и в том, и другом случае.
3.
Ели мы не будем сцеплять утки между собой, то:
а)
все полотно обязательно рассыплется на отдельные части;
б)
в полотне образуются необходимые декоративные щели; или получается эффект «ступенчатости» контура рисунка; или возникнут зубцы-утолщения на месте соединения утков;
в)
В паласе образуются щели.
4.
Закончите формулировку: Узорное ткачество – это …
5.
Для изготовления ковриков, паласов использовали:
а)
материалы растительного (лен) и животного (овечью шерсть) происхождения;
б)
только шерсть;
в)
покупные хлопчатобумажные нитки.
Библиография:
Волков И.П. Воспитание творчеством . –М.: Знание, 1989. – 84 с.
Волков И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск . –М.: Педагогика, 1989 . –с.101-142.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
Жизнь как творчество / Под ред. Л.В.Сохань, В.А. Тихонович. –Киев: Наукова Думка. 1985. –304 с.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя . –М.: Педагогика. 1987 . -159 с.
Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика / Материалы республиканской конференции . –Оренбург: Изд-во «Южный Урал», 1993 . -400 с.
Развитие творческой активности школьников / Под. ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991.-155с.
Резерв успеха - творчеств / Под. ред. Г. Нойера и др. – М.: Педагогика, 1989. – 118с.
Столович Л.Н. Жизнь – Творчество - Человек. – М.: Политиздат.1985. – 415с.
Развитие творческой способности на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Материалы 3-х республиканских Катановских чтений. Абакан, 1996. -2с.
Г.Н. Волков, Борликов Г.Н., Степь как этнопедагогическое пространство «Гегярят», 2003. – с. 1-4.
Барадулина В.А., Танкус О.В. Основы Художественного ремесла, Москва «Просвещение», 1978.
Волков Г.Н. Педагогика Национального спасения, Элиста 2003.
Волков Г.Н. Педагогика любви, Москва 2002.
Волков Г.Н. этнопедагогика, Москва 1999.
Кюбра Алиева, Безворсовые ковры Азербайджана, Баку 1988
Левин А.М.; Леошкевич И.Е.; Саруханов С.Е., Художественные ковры СССР, Издательство «Экономика», Москва 1975.
Реп Г. Восточные ковры, Берлин 1996
Сандра Харди, Коврики своими руками, Москва 1999.
Ташлицкая Э. Безворсовые ковры Дагестана, Дагестанское книжное издательство, Махачкала 1985.
Вяткин Л.Г., Тарский Ю.И., Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых; Акмеологические аспекты. Саратов, 1994.
Ушинский К.Д. Избранные Педагогические Сочинения Т.1 Москва 1953.