Управление образования Администрации Тюменского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Янтыковская средняя общеобразовательная школа
Тюменского муниципального района
Проект по технологии:
«Капроновая кукла»
Выполнила:
Махмутова Лиана Валиевна
ученица 8 класса
МАОУ Янтыковской СОШ
Руководитель проекта:
Юскаева Лена Мидхатовна
[link]
Приложение №2
Банк идей и предложений
Модель №1
[pic]
Модель №2
[pic]
Модель №3
[pic]
Приложение №2
Технология изготовления
Формируем каркас туловища. Для этого с помощью ручного лобзика по железу выпиливаем трубы нужной длины для каркаса ног и туловища. Придаем необходимую форму ног сгибанием металлопластиковой трубы.
[pic]
Отрезаем из куска синтепона полоску шириной примерно 10 см и наматываем на каркасы, предназначенные для ног.
[pic]
Натягиваем сверху колготки.
[pic]
Ноги и туловище крепим с помощью тройника, предназначенного для соединения металлопластиковой трубы.
Каркас рук делаем из проволоки. Положение на уровне плеча фиксируем с помощью скотча.
[pic]
[pic]
Подготавливаем пальцы рук. Нарезаем десять штук проволочных отрезков (условно см 30) и столько же полосок синтепона.
[pic]
Складываем проволоку и отрезок синтепона пополам. Слегка оттянув петельку синтепона, начинаем скручивать проволоку от кончика.
Затем уже обвиваем каркасик из проволоки синтепоном.
[pic]
Для перчатки берем две салфетки и два кусочка ткани, выкроенных из штанишек. А теперь складываем две ткани колготки между двумя салфетками.
Из картона делаем шаблон выкройки ручек и обводим его контур на поверхности. Затем прострачиваем будущую перчатку мелким машинным швом по нарисованному контуру.
Аккуратно вырезаем отстроченные ладошки ручек и выворачиваем. Затем вставляем палочку- каркасик в каждый пальчик перчатки.
Добавляем синтепон на тыльную сторону ручки и чуть-чуть с внутренней стороны.
[pic]
Вырезаем ленту из синтепона шириной 10 см и обвиваем каркас руки.
Натягиваем колготки, соединяем основание руки с кистью.
[pic]
Приступаем к обивке туловища. Отрезаем кусок синтепона по размеру туловища, в целях экономии внутрь можно набить кусками синтепона из старых изделий. Соединяем по шву, натягиваем сверху колготки.
Пришиваем в области плеча и низа.
[pic]
[pic]
Формируем шею из синтепона и колготок. Пришиваем шею к туловищу
[pic]
Приступаем к изготовлению головы. Берём шарик синтепона нужного размера, натягиваем в «шортики» колготок (так как кукла большая, чулочная часть не подходит)
Формируем лицо куклы: сначала формируем носик, потом щёки и рот.
Волосы делаем из ниток для вязания коричневого цвета.
Отрезаем нити нужной длины и формируем по 5. Пришиваем пучки волос нитками начиная с темени.
Заплетаем волосы в косы.
Глаза приклеиваем с помощью клея «Момент»
Вставляем голову в каркас и пришиваем к шее.
Наносим макияж кукле.
Кукла готова.
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Приложение №3
История создания кукол
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной . белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.
Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.
В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).
Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы. [pic]
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Много времени я посвятила изучению традиционной куклы в разных районах России. Посмотрела, как делают ее старушки в деревнях. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.
Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.
В студии, которой я руковожу, ребята давно научились изготавливать таких кукол. Только одеваем мы их не в тряпочки и лоскутки, а в костюмы наших прапрабабушек: в сарафаны и поневы с рубахами, в костюмы крестьянок различных губерний России.
На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок. Свадебный костюм особенно нравится нашим девочкам своей тихой красотой.
А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор "сорока" с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.
Вот и вам, дорогие девочки, предлагаю самим изготовить такую же куклу, а если вы слишком малы, пусть вместе с вами потрудятся ваши мамы и бабушки.
Итак, что нам с вами потребуется: ножницы, иголка, нитки, цветные лоскуты, белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы, которая называется "скалкой", маленькие пуговки, цветная тесьма, нитки "мулине" для косы, бисер или мелкие бусинки.
Сначала изготовим "скалку". Плотно скатаем кусок ненужной ткани и обошьем его белой тряпицей, можно для этой цели воспользоваться старым журналом, скатав его в трубку и тоже обшив белым материалом. Зрительно делим "скалку" на пять частей, одну часть занимает лицо, остальное - туловище.
Теперь сошьем для куклы сарафан. Возьмем лоскут прямоугольной формы шириной приблизительно 2,5 объема "скалки", стачаем его и украсим тесьмой, как показано на рисунке. Затем верх сарафана наберем на двойную нитку, наденем на "скалку", затянем и завяжем узлом нитку. Сарафан готов. Сделаем к нему пышные рукава тоже из прямоугольных кусочков материи, стачав и собрав на нитку в двух местах: вверху и внизу. Рукава пришиваем в месте соединения сарафана и головы куклы.
Из ниток "мулине" сплетем косичку и прикрепим ее. Затем завяжем ленту вокруг головки куклы красивым бантом, а также подвяжем тесьмой сарафан. Наша кукла готова. Повесим ей на шею бусы. Посмотрите, какая получилась красавица!