Творческий проект «И на камнях живут живые существа!»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


VIII Республиканская научно-практическая конференция

«Научно-концептуальные основы развития технологического образования молодежи»





Творческий проект

«И на камнях живут живые существа!»




Волкова Альбина Игоревна

Россия, Республика Саха (Якутия), г. Олёкминск,

МБОУ СОШ №1, 11класс












руководитель:

Тимофеева М.Л.,

учитель технологии.






Олекминск 2016


Актуальность

Роспись по камню - самый древний из всех видов искусства. Еще в первобытные времена наши предки наносили изображения животных и птиц на покатые стены пещер и отдельные камни. На Востоке до сих пор существует традиция дарить друг другу собственноручно расписанные камешки. Издревле считалось, что камни обладают собственной "душой". И общение с "душой камня" - самая ценная часть процесса росписи.

Морские и речные гладкие камешки (галька) очень широко используются в ручном творчестве. Их гладкая поверхность хорошо поддается окраске, ровно покрывается лаком. Галька хороша и в естественном цвете, который может варьироваться от белого до бордового и черного с натуральными вкраплениями различных оттенков.

В своей работе я продемонстрирую, как из простой речной гальки, используя доступные материалы, сделать оригинальные поделки, которые можно подарить своим родным, близким и друзьям. И для этого совсем немного надо: терпение и аккуратность – вот залог успеха в овладении этим великолепным искусством.


Объект моего исследования: способы декоративной росписи камня.

Предмет исследования: различные техники и материалы изобразительного искусства.

Цель исследования: расписать камни различными способами.


Наши задачи:

найти и систематизировать информацию об искусстве росписи камня;

- изучить технологию и приёмы нанесения рисунка на камень;

- разработать эскиз с учетом формы камня, подобрать цветовую гамму для

заданной композиции;

- выполнить основные этапы росписи камня;

- расписать камни необычными способами;


Гипотеза: изучив различные источники информации, мы предполагаем,

что роспись камня можно осуществить несколькими способами:

- росписью акварельными красками;

- росписью гуашевыми красками;

- росписью акриловыми красками;

- росписью в технике декупаж.


Для осуществления исследования по данной теме мы пользовались следующими методами:


1. Исследовательский:

- сбор и анализ разных источников информации;

- изучение литературы по теме исследования.

2. Практический:

- проведение опытов по росписи камня различными красящими веществами.


Практическая значимость

Расписанный камешек, может стать красивым сувениром на память о пребывании на морском берегу, может быть использован в повседневной жизни (магнит на холодильник), в интерьере, для украшения сада, цветочного горшка, в качестве подарка родным и друзьям.


Этапы работы:

1. Подготовка к исследованию. Сбор коллекции камней.

2. Поиск материала в Интернете.

1). Сбор справочной литературы по теме.

2). Поиск материала в Интернете.

3). Проведение опытов по росписи камня различными красками.

3. Оформление исследовательской работы.

4. Подготовка и защита работы.


Глава1. Роспись по камню – самый древний вид искусства.

Роспись по камню - самый древний из всех видов искусства. Еще в первобытные времена наши предки наносили изображения животных и птиц на покатые стены пещер и отдельные камни.

Камень и цивилизация неотделимы друг от друга, легенды о камнях и минералах — неотъемлемая часть древней истории человечества. Камень по-своему живой. Он — естественен, в отличие от металлов. В языческой Японии есть даже Сады Камней. Эти сооружения не просто клумбы – это ощущения. Есть для них и другое название – философские сады, так как каждый воспринимает расположение камней в саду по своему, в каждом он вызывает ощущение, которое может испытать только он. Найдя интересный камень, его бережно несут или везут домой и укладывают у своего дома или у террасы. Почему именно камни? На Востоке были уверены, что среди камней на Земле находят пристанище боги, так как именно камни самые чистые и самые надежные земные образования.

На Севере Руси груды диких могильных камней называют жальниками. А на возвышенных Красных холмах и по склонам долин стоят еще кое-где громадные Стражи Места. На них наложен обет молчания. Но есть и камни-"бубны", есть даже "поющие камни".

В Европе повсеместно, наравне с дуплистыми дубами почитались камни со сквозным отверстием. В Риме на Палатинском холме был такой огромный камень, прозванный "Уста Правды". Считалось, что он издревле священ и некогда до боли сжимал руку клятвопреступника, который клялся, протискивая ее в отверстие. В Британии был, весьма почитаем Дырчатый Камень, куда до сих пор приходят молодожены, чтобы скрепить брачный союз рукопожатием через отверстие. Подобный дырчатый Цыган-Камень есть и у нас на Куликовом Поле.

Подвижные Камни Истины или качающиеся камни были в древности известны в Африке, и Европе, особенно в Ирландии и в Бретани. Эти глыбы весом до 500 тонн держатся так искусно на одном из своих углов, что достаточно простого прикосновения, чтобы заставить их раскачиваться; но даже объединенные усилия сотен людей не могли бы опрокинуть их.

Ни история, ни даже легенды не сохранили никаких сведений о творцах этих сооружений. Нет также данных и о времени их воздвижения.

Ученых ставят в тупик ползущие камни в Долине Смерти (Калифорния). Обломки скал весом до полу тонны под действием неведомых сил перемещаются по дну высохшего озера, преодолевая расстояние в десятки метров и оставляя отчетливые следы на песке. Геологи, ломающие головы над тайной их передвижения, выдвинули невразумительное предположение, будто камни переносятся штормовыми ветрами. Но оказалось, что отдельные близлежащие камни передвигаются в противоположных направлениях...

Культ Свешенных Камней распространен и в наши дни по всей Сев. Евразии. Вообще культовые камни представляют собой наименее изученный разряд археолого-этнографических памятников. Далеко не каждому открывают они свою Силу.

Сейды — Священные Камни финнов, карел и саамов. Обычно это — многотонные валуны, поставленные каким-то загадочным образом на маленькие ножки — мелкие камни.

Шаманы-нойды говорят, что в "живых", теплых на ощупь сеидах еще живут Духи. Это перекликается с убеждением полинезийцев, что те каменные изваяния, на которых не растет мох, еще живые. Саамы утверждают, что сеиды могли перемещаться-перелетать с одного места на другое. Сибирские селькупы также полагают, что камни способны даже путешествовать, закапываться в землю, прятаться от людей.

Все слышали о восьмом чуде света — Стоунхендже. Одна из легенд гласит, что чародей Мерлин, перенесший эти огромные глыбы из Ирландии за одну ночь, сказал: "Нет среди них камня, не наделенного силой волшебства".

Священными камнями, как правило, были необработанные валуны, часто

больших размеров и причудливой формы. Если они располагались на берегу озера, реки или в лесу среди деревьев, священные камни составляли единый обрядовый комплекс со своим природным окружением. Люди приходили к ним со всей округи, молились, купались в местном водоеме, вешали ленточки, полотенца или предметы одежды на деревья, пили воду из углублений камней и обливались ею для исцеления от болезней.

В фольклоре и мифологии славян камень предстает как некая основа, центр мира или некая точка, скрепляющая небо и землю. В былинах и сказках герои, превращающиеся в камень, или заключенные в него, словно засыпают, и камень уже воспринимается не как какой-то предмет, наделенный определенными свойствами, а как некое состояние покоя.

В фольклоре с камнями также связана тема божественного рока, судьбы. Взять хотя бы всем известный камень, лежащий у начала трех дорог.

Вообще камень занимает центральное место в архаической картине мира, воссоздаваемой в русских и белорусских заговорах. В заговорах известны образы каменной стены до неба, каменной тучи, каменной бабы, и другие сильные образы. Широко используются камни и в славянской народной медицине и охранительной магии.

Наш Краснодарский край тоже хранит на своей территории множество священных камней - это северокавказские дольмены, возраст которых значительно превышает возраст пирамид Египта. Дольменная культура распространена на Западном Кавказе, от Таманского полуострова до Абхазии. Дольмены – такая же Великая Тайна планеты Земля, как и идолы острова Пасха, Бермудский треугольник или Атлантида.

У нас в Якутии тоже есть священные горы.В Верхоянском районе существуют Кисиляхи (Кигиляхи или киhилях) — это высокие скальные столбы… Кигиляхи (якут. кисиляхи, киси — человек) — высокие скальные столбы причудливой формы, образованные в результате криогенного выветривания. Камни, торчащие на поверхности плоских гор или из-подо льда со снегом, похожи на человека, откуда и происходит название.

На самом деле, люди, побывавшие здесь, ощущают улучшение самочувствия и прилив удивительной энергии. Священные горы Кисилээх – загадочное место не только Якутии, но всей планеты. Не часто встретишь место на Земле, которое изобилует такого рода каменными фигурами, где корректируется энергетическое поле и восстанавливается здоровье.

Таким образом, какую бы религию или мифологию мы ни взяли, какую бы народность ни рассматривали – она неразрывно связана с образом камня.

Камень всегда воспринимался людьми, как нечто бескрайне мудрое, идущее сквозь века, как нечто сильное, равнодушное к воздействию огня, воды и ударов.





Глава 2. Исследование.

2.1. Опыт № 1. Роспись камней акварельными красками.

Предположим, что камни можно расписать акварельными красками. Для эксперимента мне понадобились акварельные краски, кисти, простой карандаш для эскиза. Прежде чем начать рисовать, я подготовила камни: хорошенько промыла их водой и дала высохнуть. Рабочее место застелила газетой.

После чего мне нужно было придумать набросок, который я буду наносить. Форма речной гальки, ее цвет и фактура сами дают подсказку будущей картины: например, треугольный камень напоминает сердечко, а круглый – очертание лица, рыбку или жучка. Затем я нарисовала на камне обычным карандашом то, что замыслила. Как только эскиз был изготовлен, я приступила к росписи красками.

Акварельная краска на камень ложилась неровно, бледно, сильно впитывалась. Рисунок получался тусклым, поэтому я поняла, что сначала камень нужно подготовить, а для этого мне необходимо было нанести грунт. В качестве грунта я использовала акриловую краску для потолков. Это нужно для того, чтобы цвета выглядели ярче, особенно если используешь тёмные камни.

После высыхания фонового цвета, я нанесла контуры рисунка простым карандашом, а затем приступила к работе в цвете. Краски ложились мягче, намного ярче, чем без грунта. После высыхания работу покрыла бесцветным лаком.


2.2. Опыт № 2. Роспись камней гуашевыми красками.

Предположим, что камни можно расписать гуашевыми красками. Для эксперимента мне понадобились гуашь, кисти, простой карандаш для эскиза. Гуашевые краски ложились на камень неровно и цвет был тусклый. В этом случае мне тоже необходимо было загрунтовать поверхность камней. В качестве грунта я использовала акриловую краску для потолков, которой я покрыла чистые камни. Получилась гладкая, ровная поверхность, на которой было легко рисовать. Дальше я нанесла карандашом набросок и приступила к росписи камня. Гуашевые краски ложились мягко, рисунок получался ярким.

После высыхания краски я покрыла камни лаком. А приклеив к обратной стороне магнитики, мои камни стали украшением на холодильник. Отличные получились сувениры в подарок моим друзьям!


2.3. Опыт № 3. Роспись камня акриловыми красками.

Предположим, что при росписи камня можно использовать акриловые краски. Для эксперимента мне понадобились акриловые краски, акриловые краски с перламутром, синтетические кисти, игла для прорисовывания тонких деталей, газеты.

Сначала я нанесла кистью основной фоновый цвет, а затем приступила к прорисовыванию мелких деталей. Для этого уже использовала зубочистки и иголку. При работе с акриловой краской я учитывала, что акрил быстро сохнет, поэтому кисти всегда оставляла в воде, чтобы предотвратить высыхания краски на них, иначе кисти будут испорчены. При работе с краской хорошо застилала рабочее место газетой и надевала старую одежду.

Мне понравилось рисовать акриловыми красками, так как рисунок получался ярким, краски ложились мягко. Акриловые краски после высыхания не смываются, поэтому камень можно даже не покрывать лаком.

Некоторые камни от природы были очень красивыми, с причудливыми рисунками, поэтому я на некоторых из них расписывала не всю поверхность, а только часть. Так я подчеркнула естественную красоту камня.

А, уж, совсем красивые камешки я просто покрыла лаком для волос, чтобы придать им более яркий глянцевый вид, как если бы они только что были подняты с берега моря. Получилось прекрасное украшение для декора.


2.4. Опыт № 4. Декорирование камня в технике «декупаж».

Изучив подробно теоретический материал, я продолжила свои исследования. Предположим, что камень можно декорировать в технике декупаж. Декупаж (франц. découpage — "разрезание, вырезание" от couper — "резать") - это одно из интереснейших направлений в искусстве украшения различных предметов. Базируется он на вырезании мелких предметов из бумаги, салфеток, ткани и наклеивании их на основу с последующим раскрашиванием, лакировкой, покрытием сусальным золотом и прочими эффектами. Предмет, который подвергается купажу, покрывается сверху несколькими слоями лака, которые делают «стык» совсем незаметным. В конечном итоге, получается эффект росписи.

Для выполнения работы мне потребовались: гладкий речной камень, ножницы, бумага с картинками для вырезания, клей ПВА, кисти, карандаш, водостойкие лаки и краски для покрытия, блестки.

Сначала я выбрала понравившийся рисунок на салфетке и вырезала его. Разделила салфетку на слои и далее работала только с самым верхним, красочным слоем.

Затем на камень, предварительно прогрунтованный и покрытый акриловой краской, я наложила вырезанный мотив, затем нанесла клей ПВА, разбавленный водой в соотношении 1:1. Чтобы не было пузырьков, работала осторожными плавными движениями от центра к краям. Салфетка должна была полностью пропитаться клеем. Кисти использовала синтетические.

После высыхания для эффекта я нанесла контуры и после полного высыхания, покрыла камень завершающими слоями лака, чтобы защитить от механических повреждений и влажности. Слоев лака может быть различное количество: от 2 до 40, столько, сколько нужно для того, чтобы картинка слилась с предметом, на котором она наклеена.

Техника декупажа мне очень понравилась, так как она позволила в короткие сроки украсить красивой картинкой поверхность камня. Такой техникой может пользоваться любой человек, даже без способностей к рисованию. Получается имитация настоящей тонкой росписи.


Мне так понравилось декорировать камни, что я с огромным удовольствием занималась этим в свободное время. У меня получилось много красивых камней, которые я подарила своим бабушкам для украшения сада и цветочных горшков.


Вывод: роспись по камню нужно проводить только после нанесения грунта и фонового цвета, иначе рисунок получается бледным, краска плохо ложится.


2.5.Использование гальки человеком.

Галька, один из множества даров природы, представляющая из себя мелкие камни или обломки более крупных пород, округлой или угловатой формы и различных размеров. Без этого прекрасного материала не обходится ни одна стройка, дорожные работы. В ландшафте галька используется в качестве декоративной отсыпки, для облицовки стен, цоколей жилых зданий, оформлением альпийских горок, сооружение фонтанов и настила на дне водоемов. Аллеи, выложенные галькой, получаются симпатичными и очень мило смотрятся. Натуральный камень, особенно, ошлифованный до блеска, служит идеальным материалом, для создания садовых и парковых дорожек. Разнообразие форм, размеров и цветов этого природного материала, делает их пригодными для различных конструкций. Гальку используют как украшение стен и даже для изготовления некоторых аксессуаров интерьера.













Заключение.

В результате проведённого исследования моя гипотеза подтвердилась, я произвела роспись камней различными способами: роспись акварелью, гуашью, акриловыми красками и в технике «декупаж».

В нашей работе мы продемонстрировали самые простые, элементарные техники, но и они заслуживают должного внимания, так как это неповторимые эксклюзивные работы. Такие виды росписи могут использовать маленькие художники для создания своих шедевров.

Сфера применения камней, расписанных ручным способом так же безгранична, как неограничен полет человеческой фантазии. Неповторяемые узоры и рисунки, сочетания различных способов нанесения краски на камень позволяют использовать такой вид творчества в самых различных видах дизайна интерьера.

Иногда, для того, чтобы изменить действительность достаточно принять решение и протянуть руку — выбор за вами. Красок хватит на всех!



Список используемых источников:


1.Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.

2.Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.

3.Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.

4.Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.

5.Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.

6.Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.

7.Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

8.Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дом «Дром Оникс», 2000.