[link]
[pic]
[pic]
Новый год немыслим без красавицы-елки:
[pic]
[pic]
Все эти изделия создают уют, улучшают настроение, делают жизнь ярче, интереснее.
Анализ положения дел в отрасли
В последнее время красота и индивидуальность жилища стала особо актуальной. Это можно проследить как визуально, так и с помощью маркетинговых исследований. На первых стадиях целесообразно попробовать удовлетворить потребности своей родной станицы и, приобретя опыт, расширять ассортимент и пределы реализации продукции. Данный сегмент рынка не особо развит в нашем районе, что подтолкнуло заниматься именно этим делом. При серьезном подходе к собственному бизнесу можно наладить эффективное производство, способное удовлетворить потребности не только нашего района.
Основными конкурентами могут стать производители подобной продукции (в том числе и не в нашем районе). Таким образом, главной производственной задачей для предприятия становится изготовление качественных неповторимых изделий по доступной цене.
Сильной стороной конкурентов является опыт многих из них в освоении народных промыслов. Поэтому освоение данного сегмента невозможно без знаний истории ремесел, основных принципов искусства и его секретов.
Бисер — удивительный и прекрасный материал, с помощью которого можно изготовить множество различных украшений, игрушек. Также его можно использовать в вышивке, в ткачестве, плести из него неповторимые аксессуары и многое другое.
Что же такое таит в себе бисер, если он благополучно переходит из века в век и по сей день не теряет своей актуальности?
Древние времена
В доисторические времена бусинами для людей служили мелкие предметы природной среды. Это могли быть зубы животных, раковины, небольшие кусочки сталактитов, зернышки, которые легко поддавались прокалыванию.
В 6000 г. до н.э. в Турции Ливане и Сирии зарождаются первые формы кустарного производства, которые позволили не только производить бусины, но и торговать ими.
Существует несколько версий, откуда появилось стекло. 0дну легенду записал римский историк Гай Плиний Старший, живший в I в. н.э. Она гласит, что стекло открыли финикийские купцы, которые, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, заночевали у берегов Сирии. Решив развести огонь на берегу и не найдя ничего, на что можно было бы поставить горшок над огнем, они воспользовались крупными кусками селитры, которые принесли с корабля. Утром же, проснувшись, обнаружили вместо куска селитры прозрачный и твердый слиток, который необыкновенно поблескивал в лучах солнца. После этого открытия финикийские торговцы в различных странах мира стали торговать изделиями из стекла. Бисер у них использовался и для украшения облачения умерших, и в качестве искупительных даров.
Другая легенда гласит, что родиной стекла является Древний Египет. В египетских гробницах, относящихся к IV в. до н.э., найдено множество изделий из стекла: бусы, амулеты, посуда. Египтяне очень любили изделия из бисера. Доказательством этому служит тот факт, что даже символы божественной власти фараонов — ожерелья Солнца создавались не только из золота, но и из бисера. Особенно ценился бисер под названием «фаянс»: его бусины помещали в оправу из чистого золота и носили только фараоны, считая амулетами. Сетками из бисера покрывались женские платья. Изготавливали египтяне бисер, наплавляя стеклянную массу, окрашенную в синий, зеленый или черный цвет, на кусочки кварца.
В Месопотамии бисер не являлся амулетом, здесь он являлся признаком социальной значимости, показателем богатства и принадлежности его хозяина к состоятельным слоям общества.
В III—II вв. до н.э. в Греции бисер делали уже всевозможных расцветок и форм.
В 400г. до н.э., в период эллинизма, центром изготовления бисера становится Александрия, также бисер был очень распространен в городах Римской империи: Антиохии, Риме. Появляется новая техника «мозаичного стекла», основанная на использовании цельных или полых стеклянных трубочек. Постепенно римляне научились очищать стекло от различных примесей при помощи раствора двуокиси марганца. А с изобретением, стеклодувной трубки начинается производство стеклянных сосудов, предназначенных для использования в быту.
Постепенно наряду с Египтом и Римом центром производства стекла становятся и мусульманские страны. Они вводят в технологию изготовления бисера различные приемы: так появляются бусины с изгибом, с глазком, с зубчиками и с перышком.
Постепенно действующие центры по обработке стекла теряют свою значимость: им на смену приходит венецианское стекло, которое принимает на вооружение опыт предшествующих поколений по обработке стекла.
Как делали бисер в старину
В плотную глиняную посуду помещалось двести фунтов смеси размельченного кварца или кварцевого песка с добавлением щелочи (соды, селитры, поташа, иногда для этих целей использовался свинец) и немного извести. Далее все это нагревалось до состояния жидкой раскаленной кассы. Для окраски стекла перед нагреванием нужно было в массу добавить марганец или кобальт, железо или медь. Всю массу затем нужно было нагреть и тщательно перемешать.
В полученную массу опускалась полоса из железа, и на ее конце собирался комок стеклянной массы. Далее в нее вводилась еще одна полоса железа. Полоски отсоединялись друг от друга, и таким образом образовывалась тонкая стеклянная нить. Сложность состояла в том, что нить должна была стать тонкой и застыть, прежде чем она коснется пола. Поэтому для выполнения этой операции требовалось минимум два человека, одновременно расходящихся друг от друга. Нить могла достигать 100 м в длину, ее диаметр мог составлять от 15 мм до 1 мм. Далее нить нарезалась небольшими кусочками, от 60 до 90 см, а уже эти кусочки в свою очередь становились сырьем для получения крученого выдувного бисера.
Средние века
Во второй половине XV в. зарождаются новые приемы изготовления бисера из полых стеклянных трубок. Эти трубки разрезались на мелкие кусочки, а затем шлифовались до придания им округлой формы.
В XVI в. был изобретен новый способ изготовления бисера. Назвали его «над лампой» От слова «lume» (лампа). Лампу использовали для наплавки слоя стекла на железную проволоку с огнеупорным покрытием. Путем нагнетания воздуха в меха воздух разгонялся, и тем самым раздувалось пламя лампы. У мастерицы на расстоянии руки располагались куски медной проволоки, минерал авантюрин в порошке или в виде палочек, тонкие нити из цветного стекла, стеклянные трубки различной толщины и цветов, плоскогубцы, кусочки чистого золота и серебра, газовая горелка. Струя воздуха направляла пламя в сторону печи. Работница, сидя за защитным стеклом, нагревала стеклянную палочку, держа ее в одной руке. Другой рукой она на медную проволоку наплавляла стекло. Таким образом получался одноцветный бисер. Чтобы изготовить многоцветный бисер, нужно было подготовить основу из стекла пастельных тонов и покрыть ее слоем прозрачного стекла. Для того чтобы бисер украсить точками, мастерица использовала тончайшие нити из цветного стекла. После формирования бусина погружалась в золу, где она медленно остывала. Таким образом можно было избежать трещин. Заключительный этап изготовления бисера — это удаление из остывшей бусины проволоки путем вытравливания кислотой. Проволока удалялась, а в бисерине получалось отверстие.
В 1604 г. люди, которые изготавливали бисер, и люди, которые мастерили аксессуары из бисера (бисерщики), объединяются в корпорацию мастеров — изготовителей четок и цветного бисера. 1606 г. становится пиковым по количеству мастерских по изготовлению бисера и преобразованию его в четки и другие аксессуары. Только в Венеции насчитывалась 251 мастерская. Постепенно количество мастерских пошла на спад. В 1764 г. их оставалось 22, а после войны между Австрией и Францией их и вовсе осталось 12. Несмотря на это, спрос на бисер неуклонно рос. Менялась мода, вместе с ней видоизменялись взгляды на украшения. В ХХ в. появляются первые машинные способы изготовления модных украшений. С 1867 по 1874 г. особым спросом у французских мастеров пользуются граненые бисеринки черного цвета.
Украшения из бисера плели как мастера, так многочисленные мастерицы, работавшие на дому. При помощи длинных и тонких иголок они нанизывали бисер на нити из хлопка. Этот бисер называли «бусинками священника». Сегодня такой бисер, к сожалению, уже не выпускается.
XIX – XX вв.
В конце XIX в. бисер нашел применение у таких знаменитых художников, как Тиффани, Эмиль Галле, широко использовался модельерами для отделки женской одежды и для изготовления аксессуаров, В наше время к теме бисера обратились знаменитые модельеры: Валентин Юдашкин, Пако Рабан, Кристиан Лакруа и многие другие.
Бисероплетение становится одним из видов творчества. Из бисерных сеток изготавливаются шляпки и перчатки, бисером расшиваются сумки, одежда, не говоря уже о разнообразии всевозможных украшений.
Сегодня интерес к бисеру захлестнул весь мир, так как это доступный материал, с помощью которого можно изготовить неповторимые по своей красоте и оригинальные изделия. В настоящее время возникают новые школы и направления со своими сюжетами и приемами. Постепенно мастера этого прекрасного искусства развивают в своем творчестве лучшие традиции прикладного искусства.
Исторические центры изготовления бисера
Венецианский бисер
Первые документы, в которых говорится об обработке стекла в Венеции, о производстве стеклянных сосудов в форме бутылок для домашнего обихода, относятся к X в. Именно этот век считается веком расцвета бисерного венецианского производства. Бисер и изготовленные из него украшения разнообразных цветов и оттенков распространялись купцами по всей территории Европы. Изделия из бисера пользовались покупательским спросом, очень часто жители Африки, Америки, океанских островов отдавали за украшения из бисера золото, пряности, меха, поэтому секреты изготовления венецианского бисера хранились в строжайшей тайне. За разглашение секретов технологии человеку грозила смерть, а его близким родственникам — темница.
С начала XIII в. в несколько раз увеличивается количество мастерских по производству стекла. Во избежание пожаров в Венеции, согласно постановлению Большого совета, все стеклоплавильные печи, кроме небольших мастерских по производству четок и обработке драгоценных камней, было решено перенести на остров Мурано, недалеко от Венеции. Жители Мурано образовали свое государство: у них были свои суд, администрация, свои монеты и даже свой посол в Венеции. Долгое время это место считалось единственным в Европе, где производили бисер.
В это же время мастера Тюрингии, которые не единожды пытались раскрыть секреты изготовления стекла, пришли к тому, что изобрели способ, с помощью которого можно было изготовить легкие дутые стеклянные бусы. Затем чешские мастера в Богемии открыли и освоили производство по изготовлению высококачественного бисера. На сей раз пришел их черед скрывать секреты производства.
В результате конкуренции между странами за лидерство в производстве бисера, что особенно ощущалось между Венецией и Чехией, в выигрыше остался все тот же бисер. Он не только стал более разнообразным по цвету, размеру и форме, но и приобрел еще большую популярность.
Во второй половине ХVШ в. появилась машина по вытягиванию трубок из стекла. Это позволило ускорить и удешевить производство бисера.
Русский бисер
Археологические находки при раскопках в Киеве, Чернигове, Новгороде, Старой Ладоге, относящиеся к IX— XIII вв., свидетельствуют о том, что в это время на территории Древней Руси было известно стеклоделие.
Всего на территории Древней Руси найдено около 26 тысяч стеклянных поделок, бусин различных размеров и расцветок. Это все виды стеклянных, многоцветных и одноцветных, золоченых бус местного изготовления или привозных. Некоторые находки вполне могли быть местного производства, доказательством могут служить раскопки мастерских по производству стекла с остатками сырья, полуфабрикатов, различных поделок и бусин.
В XI в. в Киеве действовала большая мастерская по изготовлению стеклянных бус, сосудов, смальты для мозаик. Позже такие мастерские открылись во Владимире, Чернигове, Рязани и других городах. Не так давно исследователи обнаружили, что и в Москве существовала мастерская по изготовлению бисера. Однако период татаро-монгольского нашествия надолго прервал работу этих мастерских на территории Древней Руси.
Первые попытки вновь организовать бисерное производство на Руси относятся уже к концу XVII в., когда в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению стекла. Но эти попытки не увенчались успехом. Производство просуществовало лишь до начала XVII в. Все это время бисер ввозился из-за границы. Поставщиками были Венеция, Германия, Чехия. Очередную попытку наладить стеклодувное производство в России предпринял великий ученый М.В.Ломоносов. Он в совершенстве владел техникой изготовления смальты (непрозрачное стекло различных цветов) и считал, что для России крайне важно наладить производство по изготовлению бисера. Для убеждения властей в необходимости развития стекольного производства Ломоносов приводил данные о сотнях пудов стекляруса и бисера, которые привозятся в Россию через Санкт-Петербургский порт. Великому ученому удалось убедить власти в своей правоте.
Фабрика была организована а 1754 г. в Усть-Рудице под Петербургом. Уже через год Ломоносов получает на своей фабрике первую продукцию, которая изготавливалась по оригинальным выкладкам русского ученого. Некоторые виды стекляруса и бисера не имели аналогов за рубежом. Стеклярусом с этой фабрики отделан стеклярусный кабинет Китайского дворца под Петербургом.
В 1765 г„ после смерти Ломоносова, для фабрики настало трудное время. Производство остановилось из-за отсутствия квалифицированной рабочей силы. Вскоре фабрика была закрыта.
Несмотря на то что в России некоторое время не было производства по изготовлению бисера, любить его не перестали. Он привозился из других стран и всегда пользовался успехам у русских женщин. Бисер использовался не только для изготовления женских украшений и головных уборов: например, в некоторых комнатах Московского Кремля стеклярус использовали как стеновое покрытие. Для этого стену обмазывали клеем и посыпали стеклярусом.
Время со второй половины XVIII до середины XIX в. называют «золотым веком бисера в России». Увлекаться бисером стали все слои общества, он становится неотъемлемой частью культуры и быта России. Бисер можно было увидеть на праздничных нарядах горожанок и крестьянок, на их головных уборах.
Сфера применения бисера в России оказалась очень широкой. Он использовался для вышивания, вязания крючком и спицами, для плетения изделий в технике низания, при изготовлении кошельков, футляров для карт, коробочек для табака, для обвязывания тростей, шкатулок, ваз, курительных трубок, подстаканников и так далее. Порой на изготовление изделия из бисера уходили месяцы. При выполнении большого объема работ часто привлекались помощницы из крепостных.
В России, в отличие от стран Европы, несмотря на массовое увлечение бисером, изделия, как правило, не предназначались для продажи: они изготавливались для себя или в подарок. Изделия на продажу производились в монастырях или крепостными мастерицами в небольших мастерских.
Монахини в монастырях применяли бисер для вышивки окладов и риз икон, для украшения одежды священнослужителей, для плетения четок и для других украшений культовых предметов.
В конце XIX в. в Подмосковье открылись небольшие фабрики по производству бисера, чьи изделия, как и вообще изделия русских умельцев, демонстрировались на выставках в Англии, Франции, Америке и имели огромный успех.
Бисер на Дальнем Востоке и Крайнем Севере России
Народы Дальнего Востока и Крайнего Севера используют бисер в основном для вышивки и плетения украшений.
Вышивают бисером эвены (ламуты). Их излюбленные сочетания цветов- это красный и синий.
Вышивка бисером по бархату или по гладкой коровьей шкуре всегда интересовала долган. Они же украшали бисером головные уборы и оленью упряжь.
Эвенки (тунгусы) украшали бисерной вышивкой свои изделия. Отличие работ эвенкийских мастериц состоит в том, что они применяли такие цветовые сочетания, как белый, черный, зеленый, красный и желтый цвета, причем рисунок на их работах мог быть различным. Это и использование геометрических орнаментов, и применение орнамента из полосок, арок, маленьких крестиков, уголков. Эти работы представляют художественную ценность, так как они очень необычны, красивы и самобытны.
Нганасаны вышивку бисером использовали в основном для украшения головных уборов. Головными уборами в то время считались металлические или кожаные обручи, которые завязывались на затылке. Нганасаны украшали их полосками бисерной вышивки по красному сукну. С боков таких обручей крепились металлические кольца, с которых ниспадали длинные нити бус.
Бисер в Африке
С приходом европейцев в Африку бисер попадает а большинство африканских племен. Цена бисера в то время была очень велика, например, за небольшое количество связок бисера можно было купить раба.
Бисер стали использовать для украшения костюмов, передников. Некоторые костюмы африканцев и вовсе состояли из одного бисера. Macau (Кения) делали необыкновенно красивые круглые воротники-ожерелья на жестком проволочном каркасе. Такой воротник можно было носить один, а можно было надеть их несколько — один поверх другого. Женщины-масаи в дополнение часто украшали себя многочисленными головными украшениями из бисера и браслетами, причем каждому возрасту соответствовал свой определенный набор украшений. На шее у женщин племени туркана можно было увидеть огромные связки бус, из-под которых был выпущен кусок шкуры, расшитый бусами и бисером.
Мужчины из африканских племен любили украшать себя бисерными ожерельями с национальным орнаментом. Иногда такие украшения были очень большими и сложными в плане исполнения.
Несмотря на то что европейские и африканские мастерицы плели изделия из одного и того же бисера, получались они совершенно разными. Тем и хорош бисер. Продукция африканских мастериц полна национального своеобразия и колорита. Благодаря этому она снискала мировую славу.
До настоящего времени для людей, живущих в Африке, бисер не только не теряет своей актуальности, сегодня он переживает период расцвета на Африканском континенте.
Бисер в Северной Америке
История бисера в Северной Америке уходит своими корнями далеко в прошлое. Еще в древности эскимосы-индейцы ощущали потребность в такой материале, который даст возможность украшать одежду и предметы быта. Именно бисер и стал тем самым материалом, с помощью которого жители Северной Америки стали воплощать свои идеи. Например, микмаки и ирокезы придумали белую бисерную вышивку, которая напоминает кружево со всевозможными растительными мотивами.
Для индейцев важнейшим предметом являлся вампум — пояса, бусы, у крашения из раковинных бусин. Вампум наделялся магической силой, считалось, что он оберегает хозяина от злых духов. Также вампум был средством запоминания: перебирай его бусинки, человек вспоминал произошедшие когда-то события. Передача вампума была важным символом — доверия, значимости события, гарантией выполнения обязательств и так далее.
Белые люди — купцы, которые торговали товарами в Северной Америке, поняли, что вампум для индейцев очень значим. Поэтому он и постарались привезти на континент побольше бисера. Таким образом, несмотря на то, что стеклянные бусины для изготовления вампума использовались редко, бисер очень быстро прижился и стал использоваться в других видах рукоделия.
К середине XIX в. появилась рельефная вышивка бисером, а затем плотная цветная вышивка с полностью вышитым фоном. Рисунки вышивок очень часто заимствовались из жизни, были взяты с привезенных торговцами восточных ковров. Мотивами для композиций служили животные, природа, да и сам человек.
Кроме вышивки бисером, существовало и ручное ткачество, для которого использовались шерстяные нитки и бисер. Бисер применялся и для декорирования предметов быта, плетения украшений, украшения одежды и аксессуаров. Бисероплетение по сей день популярно и не перестает развиваться и совершенствоваться в руках мастеров Северной Америки.
Бисер в Индии
Всем известно, насколько индийские женщины любят носить всевозможные украшения. Общий вес украшений, которые носит обычная индийская женщина в будний день, может достигать 3 кг. Украшения могут быть самыми различными: для шеи, ушей, носа, рук и ног. Самое главное украшение для индийской женщины — брачное ожерелье мангаль-сутра, или тали. Оно состоит из черных стеклянных или фаянсовых бусин и хотя бы одной золотой. Для изготовления украшений в Индии применяют главным образом золото и серебро. Наряду с ними также очень распространены изделия из бисера и бусин, которые изготавливаются в Индии из различных материалов: стекла, раковин, натуральных камней. Существуют и уникальные технологии по изготовлению браслетов. Их делают из особой смолы, которая выделяется насекомыми. Смолу (лак) люди собирают в лесу на ветвях деревьев. Затем в нее добавляют красители, раскатывают до формирования колбаски и расплющивают молотком до получения плоского браслета. Конечный этап работы над таким браслетом — это вдавливание в него бисера и бус в форме различных орнаментов и узоров.
В Индии считается, что долг мужа перед женой — преподнесение ей украшений, причем в присутствии мужа жена должна надевать максимальное количество украшений, а в его отсутствие лишь некоторую их часть. В случае смерти мужа супруга должна была вовсе снять с себя все украшения.
В Индии распространено вышивание бисером и бусами в сочетании с такими материалами, как зеркала, кусочки слюды, раковины и так далее.
Современные центры стеклоделия
Венеция
Венеция считается законодательницей новых направлений, новых тенденций в мире стеклоделия. Сегодня фабрики Венеции выпускают огромное количество разнообразной продукции современного венецианского бисера.
Как и прежде, бисер выпускается на острове Мурано. Там до сих пор функционирует большая фабрика, которая производит огромное количество бисера всевозможных размеров, форм и цветов.
Хеврон
Стекольная фабрика в Хевроне (Ближний Восток) была основана за сотни лет до Рождества Христова. В то время она выпускала широкий перечень бисерной продукции. Сегодня эта фабрика продолжает работать, но уже с меньшим размахом. Ее продукция ограничилась выпуском простого и грубоватого бисера и бусин. Это «глазки» диаметром 12 мм голубого цвета с желтой сферой и голубой серединой, «глазки»-подвески меньшего размера того же цвета и бусины почти квадратной формы из вытяжного стекла около 18 мм длиной.
Цвет таких бусин может быть голубым, красным и зеленым. Встречаются и трехцветные бусины.
Яблонец
В XV в. Венеция стала привозить в Яблонец (Чехия) стеклянные трубки, из которых чешские мастера делали бисер. Затем этот бисер отправлялся назад в Венецию, где он продавался венецианским купцам. Вскоре жители Яблонца сами научились изготавливать стекло и делать из него бисер и бусы, преимущественно для четок.
К началу XIX в. Яблонец достигает уровня поставок и производства бисера, соразмерного по количеству сделок с венецианским.
Сегодня чешские мастера делают прекрасные ювелирные украшения. Они придумали свою технологию, которая позволяет производить непрозрачные бусинки и отличает их от других производителей, в Чехии налажен выпуск и пластмассовых бусин, которые намного легче стеклянных.
Бриа
Фабрика в Бриа (Конго) была открыта в 1840 г. Она выпускает бисер цилиндрической формы размером от 5 до 10 мм в длину и столько же в диаметре, В народе такой бисер окрестили гигантоподобным бисером. Его можно увидеть в музее под Тервуреном, недалеко от Брюсселя. Также фабрика в Бриа выпускает обычный круглый бисер.
Кауфбейрен
В Баварии, на юго-запад от Мюнхена, в Кауфбейрене стекольщики из европейских стран в середине XX в. основали производство бисера и стеклянных бусин. Несмотря на то что данное производство основано не так давно, как венецианское, оно уже успело окрепнуть, набраться опыта. Как знать, может быть, немецкое качество и передовые технологии станут его визитной карточкой.
Производственный план
В настоящее время люди все больше внимания стали уделять эстетике. Человек может и должен видеть и ценить красоту, тем более, если она сделана руками человека. Ручная работа всегда оценивалась на порядок выше, и это надо учитывать при занятии данным видом деятельности.
Основной акцент делается на изготовление украшений интерьера, аксессуаров, бижутерии. Изделия доступны по цене средним слоям населения и способны удовлетворить даже самый изысканный вкус.
Работа с выбранными материалами требует определенных знаний и навыков. Знания можно приобрести посредством консультаций с опытными в этой области людьми и изучая специальную литературу.
Все необходимое для работы можно приобрести в магазинах оптовой и розничной торговли.
Д [pic] ля изготовления изделий из бисера не нужно много инструментов и материалов:
- кусачки для откусывания проволоки;
- плоскогубцы и круглогубцы для изгибания проволоки;
- набор цветной проволоки №24-26, проволоку для сборки №30-36 (продается в магазинах для рукоделия), также можно использовать проволоку от старых радиоприборов;
- несколько видов (и цветов) ниток;
- маленькие ножницы;
- линейка и сантиметр;
- мешочки для хранения бисера;
- клей;
- набор игл разного диаметра.
О [pic] дна из причин, по которым многие начинают увлекаться изготовлением изделий из бисера, заключается в том, что все необходимое для работы не занимает много места.
И, конечно же, сам бисер. Помимо работы с бисером планируется работать с атласной лентой, мулине. Эти м [pic] атериалы также вполне доступны. [pic]
Для определения цены на изделие производится расчет затрат, необходимых для его изготовления.
Центральное место в процессе ценообразования занимает себестоимость товара, представляющая собой действительную стоимость того, что было вложено в его производство. Себестоимость – это один из основных показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия. От качества расчета себестоимости зависит обоснованность установления цены. Себестоимость включает в себя не только затраты на производство и реализацию продукции, но и раскрывает экономический механизм возмещения этих затрат.
В упрощенном виде себестоимость продукции выражается формулой:
С=Мз+Ао+Роп+Осс+Здр,
где С – себестоимость продукции;
Мз – материальные затраты на производство и реализацию продукции;
Ао – амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов;
Роп – расходы на оплату труда;
Осс – отчисления на государственное социальное страхование;
Здр – другие затраты на производство и реализацию продукции.
Ассортимент изделий довольно велик. Планируется изготавливать цветы, деревья бонсай, браслеты, ожерелья, серьги, брелки, пояса, пасхальные яйца, картины, браслеты из атласных лент и мулине, декоративные вазы, чехлы для телефонов. Наряду с этим будут выполняться изделия на заказ, так как спрос рождает предложение.
Для успешной деятельности необходим четкий отлаженный механизм действий: закупка сырья, разработка технологии выполнения каждого изделия, контроль качества выполняемых операций, контроль конечного результата, рекламная и торговая деятельность.
Закупка материала производится на оптовых складах или в магазинах.
При осуществлении процесса выполнения изделий необходим постоянный контроль качества выполняемых работ: текущий контроль (контроль соблюдения технологической последовательности изготовления изделий), и заключительном контроле (оценка внешнего вида изделий). Для своевременного исправления ошибок, возникающих в процессе работы, текущий контроль должен носить четкий, своевременный характер.
В процессе деятельности планируется расширить ассортимент продукции, сохранив и даже улучшив с приходом опыта качество.
Основными целями организации являются:
- создание базы для получения прибыли, обеспечение занятости;
- выпуск продукции, соответствующей требованиям заказчиков и покупателей.
Планируется производить качественную продукцию с проведением активного маркетинга.
План маркетинга
Изделия из бисера вновь возрождаются. Это не только браслеты и колечки, но и красивые, просто изумительные вещи. Украшения из бисера ценятся на рынке, ведь они сделаны своими руками. Для такого бизнеса не нужно особых умений, навыков и средств. Достаточно нескольких вещей:
- время;
- терпение;
- вспомогательная литература (образцы изделий и советы мастеров);
- материалы: бисер, нитки, проволока и т.п.
Принимаясь за работу, нужно ознакомиться с основными правилами и требованиями по бисероплетению. Об этом можно найти в соответствующей литературе или Интернете. В данном ремесле множество тонкостей и секретов, которые необходимо узнать, чтобы создавать действительно эксклюзивные вещи. Конечно, для этого должно быть желание.
Имея в наличии некоторый ассортимент готовых вещей, можно пробовать начинать их реализовывать. Конечно, самый известный и простой способ — продажа украшений родственникам, знакомым и друзьям. Но со временем нужно расширить круг потребителей. Можно продавать изделия с помощью объявлений или рекламы через Интернет, заключить договор с разными магазинами. Если заняться данным бизнесом довольно серьезно, можно открыть свою торговую точку.
При создании вещей нужно учитывать потребительский спрос. Например, на Новый год будут хорошо покупаться фигурки елочки, на 8 Марта — цветочные композиции, на Пасху – пасхальные яйца и т. д. Можно выполнять работы на заказ, и за срочность взимать дополнительную плату.
Цена изделия будет зависеть от используемых материалов, затраченного времени и сил. Естественно, сезонные работы будут стоить в зависимости от актуальности. Через некоторое время все силы и затраты будут возмещены.
Таким образом, изготовление изделий из бисера может стать источником неплохого дохода. Можно просто подрабатывать на этом, а можно зарабатывать серьезные деньги!
Наладить процесс реализации поможет активная маркетинговая деятельность. Суть маркетинговой деятельности заключается в том, что необходимо сначала выяснить потребности населения, а затем на основе этих знаний производить товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности. Главной задачей маркетинга является гибкое и постоянное реагирование на изменения рынка и на изменения условий сбыта продукции. В процессе маркетингового исследования удалось выяснить, что наибольшим спросом среди населения пользуются вышеперечисленные изделия.
Изделия рассчитаны на потребителя со средним достатком. При этом учитываются отзывы и финансовые возможности потребителей.
Наряду с этим предполагается выполнения индивидуальных заказов, и в зависимости от сложности работы цена может возрастать.
Проведя предварительное маркетинговое исследование (опрос населения, анкетирование), удалось выяснить не только основные направления в области деятельности, но также определить основные каналы сбыта, выявить и оценить силы основных конкурентов. Все это необходимо сделать заранее, чтобы предвидеть основные трудности, связанные с процессом организации и функционирования предприятия.
Основным рынком сбыта продукции является оптовая реализация и розничная торговля. Наряду с этим планируется изготавливать серийные партии и единичную продукцию на заказ.
Спрос на продукцию зависит:
- от качества;
- то цены;
- от успешной рекламы;
- от наличия потенциальных покупателей.
Конкурентами на рынке сбыта по ассортименту подобной продукции могут стать розничные торговцы, крупные организации, занимающиеся подобной деятельностью.
Необходимо, чтобы продукция стала конкурентоспособной, и потребитель будет обращать на ее внимание по следующим причинам: высокое качество, умеренная цена и активная рекламная деятельность.
После выбора сегмента рынка производится изучение качества
продукции конкурентов и определение положения своего товара на рынке. Перспективным считается тот сегмент рынка, в котором находится примерно 20% покупателей данного рынка, приобретающих 80% товара данной фирмы.
Затем необходимо приступить к позицированию (предложению на рынке) товара.
Основным способом распространения товара является его реализация без привлечения посредников.
Методы стимулирования сбыта:
- скидки при покупке больших партий товара (оптовая реализация продукции);
- скидки постоянным покупателям;
- бесплатная доставка товаров на дом;
- гарантия качества;
-выставки–распродажи с применением средств стимулирования и повышения покупательской способности (реклама товара, поощрительные подарки покупателям и др.).
Основной стратегией мини-предприятия является перенесение центра управления в сбытовые звенья производства. При этом нужно учитывать, что решения в управлении производством диктует рынок. Объектами изучения и воздействия являются потребители и конкуренты, производящие идентичный товар, а также характеристика самого товара и конъюнктура рынка (конъюнктура – сложившаяся экономическая ситуация: соотношение спроса и предложения , уровень цен, товарные запасы).
Процесс продаж и получения прибыли за весь период от появления до исчезновения товара (внедрение, рост, зрелость, падение) представляет собой жизненный цикл товара.
Разрабатывая план маркетинга, необходимо учитывать, что на стадии внедрения товара торговля обычно убыточна, объем продаж небольшой, а маркетинговые расходы довольно велики. На этой стадии необходимо информировать потребителей о новом товаре, побудить их к его приобретению, обеспечить распространение товаре через различные сети.
На стадии роста осуществляется признание товара, повышение спроса; при этом цены остаются на прежнем уровне или слегка снижаются; затраты на стимулирование сбыта остаются на прежнем уровне, а прибыль растет за счет спроса. На стадии роста немаловажное значение приобретает проникновение в новые сегменты рынка, использование новых каналов товародвижения, незначительное снижение цены.
Стадии зрелости характерны свои специфические особенности. Большинство потенциальных покупателей приобрели товар, поэтому темпы роста продаж снижаются, прибыль падает. В связи с этим появляются сложные задачи по управлению маркетингом. На этой стадии необходимо проведение модификации рынка за счет поиска новых потребителей (реализация продукции в других районах), придание товару новых свойств и большей привлекательности, снижение цены, усовершенствование видов услуг.
На стадии спада сбыт товара резко снижается. Эта стадия существенно подрывает рентабельную деятельность организации. Определение товаров, вступивших в стадию спада, осуществляется путем анализа их сбыта, уровня издержек и рентабельности. После этого принимается решение о продолжении выпуска продукции или о прекращении деятельности. Для достижения высокой конкурентоспособности на рынке сбыта продукции избирается стратегия умеренных цен.
Дизайнерское оформление товара играет не последнюю роль в процессе его реализации. Придание товару эстетичного вида значительно повышает покупательскую способность населения.
В дизайнерское оформление главным образом входят:
- красочная содержательная этикетка (визитка);
- красочная упаковка (при необходимости);
- содержательная реклама.
Этикетка содержит основные сведения о производителе: вид организации, ее координаты (адрес, телефон), название продукции, сведения о сырье или материале, цену товара, атрибут организации.
Упаковка (в основном для розничной продажи) должна быть не только красочной, но и со вкусом оформленной. Целесообразнее всего использовать блестящие пакеты или пакеты с сочетанием двух цветов (например, бежевый и белый, молочный и белый, белый и молочный, черный и белый), подарочные коробочки. Наряду с этим уместно применение упаковочных пакетов с ручками. Что носит не только эстетический, но и функциональный характер.
В современном бизнесе реклама – одно из мощных орудий маркетинга. Реклама – целенаправленное распространение информации о потребительских свойствах товара с целью его продажи. Правильно и оперативно организованная рекламная деятельность позволяет достоверно ознакомить покупателя с продукцией и заинтересовать его в ее приобретении. Реклама информирует покупателя, привлекает его внимание, дает советы и рекомендации по приобретению данного вида продукции.
«Креатив» использует следующие виды рекламы:
- рекламные надписи на дверях организации (название организации, адрес, телефон, вид деятельности, режим работы);
- рекламные щиты на улице;
- рекламные объявления в газетах и на щитах для объявлений;
- радиореклама и реклама на региональном телевидении;
-реклама с использованием сетевых коммуникаций на основе компьютерных технологий.
Комбинированное использование разных видов рекламы может дать довольно эффективные результаты.
Организационный план
В условиях рыночных отношений было решено организовать мини - предприятие по изготовлению и реализации креативных изделий. Теоретическим рассмотрением бизнес - идей и разработкой бизнес-планов мы уже занимались, а теперь решили дать своим идеям практическую направленность.
Бизнес – планирование не является новым понятием в России, но до настоящего времени не стало практическим инструментом в повседневной работе менеджеров фирм. Успех в конкурентной борьбе в большей степени определяется тем, насколько удачно выбран тип конкурентного поведения и насколько умело он реализуется на практике. На первых стадиях предприятие , как правило, занимает роль аутсайдера (доля на рынке – 10%).
Для начала практической деятельности нужно привлечь инвестора, которому представим свой бизнес-план. В качестве инвестора, а вернее, кредитодателя, мы рассматриваем кандидатуры Россельхозбанка и индивидуальных предпринимателей. Наряду с этим необходимо иметь квалифицированную юридическую поддержку, на что нужны дополнительные средства. Планируется принять стратегию расширения границ рынка за счет поиска и освоения не только новых рынков, но и за счет освоения в будущем новых сегментов рынка, путем более глубокого проникновения в каждый сегмент. Цель – завоевать и расширить рыночную долю.
Требования к системе управления:
- адекватность назначения и функций структур целям и стратегиям предприятия;
- восприимчивость к изменениям внешних условий и способность к быстрой трансформации структур управления для решения возникающих проблем;
- способность к переработке и точному распространению интенсивных потоков информации;
- жесткий контроль исполнения управленческих решений и организация системы отслеживания результатов данных решений;
- соблюдение принципа разделения полномочий, при котором каждый сотрудник в своей четко определенной сфере компетенции имеет право принимать самостоятельные решения и нести за них полную ответственность;
- наличие необходимых знаний руководителей и сотрудников, которые соответствуют кругу их функциональных обязанностей;
-разработка и реализация программы обучения.
Финансовый план
Объем реализации продукции зависит не только от емкости рынка, но и от производственных мощностей. Во – первых, ограничение во времени; во – вторых, физические и профессиональные способности, а также финансовые аспекты не позволяют расширить производство до существенных размеров; в – третьих, потребности населения постоянно претерпевают всевозможные изменения, которые нужно учитывать в процессе производства.
Как уже было отмечено, в данный момент основной акцент в деятельности «Креатива»» делается на изготовление и реализацию изделий из бисера и из других материалов для рукоделия. Себестоимость, а значит и цена каждого изделия разная. Это зависит от количества используемого материала, сложности работы. Владея расчетными формулами, можно рассчитать стоимость конкретного изделия.
Финансовое обеспечение для приобретения материалов, необходимых для прибыльного производства, основывается на начальном капитале.
Для успешной деятельности предприятия необходимо уметь анализировать его финансовое состояние. Для оценки результатов деятельности нужно сравнить их с затратами.
Рентабельность – это показатель, характеризующий эффективность работы предприятия. Рентабельность рассчитывается как отношение валовой прибыли от продаж (реализации и сбыта) товара к его себестоимости:
Р=П:С*100%.
Основные возможные риски:
Риск отсутствия клиентуры – отсутствие сбыта товара. Чтобы его уменьшить, следует провести маркетинговые исследования рынка, установить связь с торговой сетью с целью выявления потребности в товаре; подготовку производства вести только после получения результатов исследования рынка.
Риск неплатежеспособности покупателей. Вероятность этого риска оценить довольно сложно, и это нужно делать в ходе маркетингового исследования. Страховку от этого риска может обеспечить активный маркетинг.
Увеличив численность и ассортимент продукции, можно получить большую прибыль, и над этим нужно работать. Вырученные средства планируется потратить на возврат кредита и на развитие бизнеса.
Цель разработки бизнес – плана – планирование хозяйственной деятельности организации на ближайшее время в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов (инвестиций).
Бизнес – план помогает решить следующие основные задачи:
- определить конкретные направления деятельности организации, место предприятия на рынке;
- сформировать долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения;
- выбрать состав и определить показатели товаров, которые будут предлагаться потребителям;
- оценить соответствие кадров предприятия и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. д.;
- оценить материальное и финансовое положение организации и соответствие ресурсов и кадров достижению поставленных целей;
- предвидеть трудности, которые могут помешать реализации бизнес – плана.
Эти цели возможно решить благодаря грамотной организации и умелому управлению предприятием.
В качестве дополнения к бизнес – проекту прилагается его презентация в электронном варианте.
[pic]