Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Скатовка Ровенского муниципального района Саратовской области»
Открытый урок в 8 классе
Тема раздела: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».
Тема урока: «Силуэт. Типы фигур. Пропорции и размеры одежды.»
Разработала: Красникова Наталья Павловна,
учитель технологии
2014-2015 учебный год.
Тема: Силуэт. Типы фигур. Пропорции и размеры одежды.
Цели и
задачи:
1. Ознакомить учащихся с понятиями «тип фигуры», «пропорции», «размер одежды», «силуэт в одежде».
2. Научить определять тип фигуры, размер одежды.
3. Способствовать развитию познавательных интересов, творческого и художественного мышления, эстетического вкуса учащихся.
4. Воспитывать настойчивость в достижении цели, уважение к своей и чужой работе.
5. Создать условия по воспитанию самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, ответственности за результаты своей работы через организацию самостоятельной работы учащихся.
Оборудование и материалы:
компьютер, проектор, презентация "Силуэт. Типы фигур. Пропорции и размеры одежды", рабочие тетради, раздаточный материал, дидактический материал, бумага, простой карандаш, линейка, сантиметровая лента.
Тип урока: комбинированный урок.
Межпредметные связи:
информатика, математика, история.
Связь с профессией:
художник-модельер.
Словарь: Типы фигур, пропорции, размер одежды, силуэт, прямой силуэт, полуприлегающий силуэт, приталенный силуэт, трапециевидный силуэт, силуэтные линии, конструктивные линии, декоративные линии, осанка.
Ход урока:
Учитель:
Я приветствую вас, ребята! И желаю всем доброго утра!
Учитель:
1. Организационный момент (до 1 мин)
(проверка готовности учащихся к уроку; психологический настрой учащихся).
Ребята я предлагаю вам сегодня самим оценить наш урок вот по этому листу самооценки (расдать карточки)
Учитель:
А вам нравятся зимние праздники?
Ученицы:
Да.
Учитель:
Декабрь месяц праздников, веселья.
С нетерпением ждем его мы
И верим в сказку без сомненья,
Что сбудутся все желания и мечты.
Учитель:
«… В сказке все может случиться,
Наша сказка впереди…»
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке – заходи!»
Учитель:
Сегодня утром я получила телеграмму для вас. Давайте прочитаем, что там написано. ( Одна из девочек зачитывает всем).
Телеграмма
Спешите видеть! Спешите слышать!
На новогодний бал
Мы приглашаем вас
И будем рады встрече
В хороший день и час!
Начало Новогоднего бала 29 декабря в 17.00 часов.
Пропуск на бал — ваш карнавальный костюм.
Учитель:
Вы, наверное, знаете такую детскую игру «Вы поедете на бал?». Один участник игры спрашивает, а другой отвечает, но по определенным правилам: «да» и «нет» не говорить, черное с белым не носить и т.д.
Ученицы:
Знаем.
Учитель:
Давайте сегодня поиграем в эту игру. У нас, конечно, бал символический, но приглашение на него получили все.
- Вы поедете на бал?
Ученицы:
Возможно, хотелось бы, поеду…
Учитель:
Вы хотите быть красивыми?
Ученицы:
Очень
Учитель:
Вы поедете на тыкве?
Ученицы:
На машине, на лошадях…
Учитель:
Что же является пропуском на новогодний бал?
Ученицы:
Карнавальный костюм.
Учитель:
А что бы выбрать карнавальный костюм, что мы с вами должны знать?
Ученицы:
Размер одежды, какая фигура…
Учитель:
Правильно. Мы с вами сегодня должны познакомиться с понятиями «Типы фигур», «пропорции», «размер одежды», «силуэт в одежде».
(Учитель открывает на экране цели урока)
Должны научиться определять тип фигуры и размер одежды.
И так, тема нашего урока «Силуэт. Типы фигур. Пропорции и размер одежды».
(Открываю тему на экране. Дети записывают тему в тетради)
Чтоб костюм себе подобрать, надо, во-первых, размер одежды знать, быть знакомым с типом фигуры и силуэтом.
На протяжении многовековой истории одежда не только защищала тело человека, она была и произведением искусства, одежда создавалась с помощью силуэта, линий, пропорций.
Давайте познакомимся с костюмами различных эпох.
(сообщения учениц)
Слайд № 1
Слайд № 2
Ученицы:
Первобытное общество
Главным материалом для первобытной одежды были шкуры животных. Самыми первыми видами одежды были набедренные повязки и плащи. Затем, человек получил чулки; потом появились нарукавники. И наконец, все эти отдельные части одежды начали соединять в одно целое, скрепляя их ниткой из жил или растительных волокон.
Слайд № 3
Ученицы:
Египет
Одежда жителей древнего Египта была в основном облегающей фигуру. Египетские фараоны и приближенная к ним знать носили тонкие и прозрачные, как газ, ткани из хлопка и льна; жрецы – леопардовую шкуру. Одежда рабов лишь прикрывала наготу, едва защищала от непогоды. Ткани на одежду рабов шли самые грубые, обуви им вообще не полагалось.
Слайд № 4
Ученицы:
Античность
В [link] самыми нарядными считались белые ткани, а самыми дорогими — пурпурные. Мужской костюм греков состоял из нескольких кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали тело. Этот костюм состоял из двух частей – нижней рубашки, называвшейся хитоном, и верхней накидки (плащ четырехугольной формы), именуемой гиматией. Одежда женщин состояла из пеплоса – большого куска шерстяной материи прямоугольной формы. Длина пеплоса была различной, а цвет пестрым.
Слайд № 5
Ученицы:
Раннее Средневековье 5-9 ст
Одежда периода раннего Средневековья - это меховые и кожаные плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды, примитивная обувь и обмотки для штанов. Длинные и короткие туники, надеваемые одна на одну, плащи — от шкур до сшитых кусков ткани, сколотых, связанных, прошнурованных, с отделкой и без. Штаны: короткие, до колен, длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь — постолы.
Слайд № 6
Ученицы:
Высокое Средневековье
Рыцарские турниры и вся сопровождавшая их экипировка — латы, штандарты и гербы, попоны лошадей — в своей пестроте и асимметрии рисунков породили костюмы так и называвшиеся — «гербовыми».
Слайд № 7
Ученицы:
Новое время
В 19-м веке одежда, изготавливаемая с помощью машин, стала более доступной для всех слоев населения. До этого преобладала одежда из материалов грубой обработки (одежду из тонких материалов носили только аристократы и состоятельные люди).
Слайд № 8
Ученицы:
Древняя Русь
Первые сведения об одежде времен Древней Руси относятся к периоду между VII–XII столетиями . Женщины того времени носили длинную холщовую рубаху-сорочицу широкого прямого покроя, подпоясанную по бедрам и расшитую по краям.В XV–XVI веках появились ночные сорочки и панталоны. С развитием человеческого общества костюм усложняется.
Слайд № 9
Ученицы:
Белорусская одежда
Сложна и разнообразна традиционная белорусская одежда.
Слайд №10
Ученицы:
Новейшее время
Современная одежда – это не просто только платья, штаны или пиджаки с куртками, которые нужны, чтобы закрыться от холода и посторонних глаз. Современная одежда имеет множество стилистических направлений.
Слайд №11
Учитель:
Первое, что фиксирует беглый взгляд, брошенный на идущего человека, это … (силуэт прохожего).
Слайд №12
Ученицы:
Силуэт.
Учитель:
Правильно.
А создает его одежда.
Учитель:
Силуэт – это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его “тень”.
Слайд №13
Учитель:
Интересно, а почему же изображения в виде теней назвали «силуэтом», а не иначе? Откуда произошло это слово?
Историческая справка: (Выступление ученицы).
В XVIII веке во Франции жил один маркиз. Был он еще или министром финансов, или государственным контролером (1759), то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Славился этот человек своей бережливостью (а попросту говоря, скупостью) и узостью взглядов. Маркиз был богат. Но мало кто его любил. Звали этого человека Этьеном Силуэтом. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил голову в профиль в виде тени. У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Однако люди, покупавшие газеты, все равно узнавали своего министра и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. Долгое время фигура злосчастного министра служила мишенью для насмешек всего Парижа, имя его постепенно слилось с изображением. Так, шествие силуэтного искусства по Европе началось именно тогда. А изображения и стали называть «силуэтами».
Учитель:
Предлагаю немного размяться и провести физ.минутку.
Меняется мода, меняется и силуэт. Несмотря на все своеобразие и неповторимость костюмов разных эпох, их можно вписывать в одну из простых геометрических фигур – прямоугольник, трапецию, треугольник, овал.
Учитель:
В моде можно выделить четыре силуэта: прямой, полуприлегающий, приталенный, трапециевидный.
Слайд №14
Учитель:
Учитель:
Учитель:
Так что означают следующие термины :
Прямой силуэт характеризуется одинаковой шириной изделия по линии плеча, груди, талии, бедер и низа. Одежда этого силуэта как бы вписывается в прямоугольник. Этот силуэт универсален, его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур.
Полуприлегающий силуэт имеет небольшой объем по линии груди, незначительное прилегание по линии талии и бедер, умеренное расширение к низу. Рекомендуется для всех типов фигур.
Приталенный силуэт имеет значительное прилегание по линии талии и груди. Талия подчеркнута, низ изделия расширен. Рекомендуется для женщин с хорошей фигурой.
Трапециевидный силуэт характеризуется малым объемом верхней части одежды и очень сильным расширением книзу. Подходит для высоких и худощавых женщин.
Слайд №15
Слайд №16
Слайд №17
Слайд №18
Учитель:
Практическая работа №1: Определить, к каким силуэтам относятся данные изделия? (работа в рабочей тетради).
Стиль- это выраженная в содержании и форме предметов быта, в искусстве и архитектуре общность художественно-выразительных средств.
Стили одежды - классический, спортивный, романтический.
(Выступают с сообщениями )
Пропорции – это соотношение костюма по величине между собой и в сравнении с фигурой человека.
1.От этого соотношения зависит гармоничность элементов одежды, внешний облик человека. Самыми красивыми выглядят такие соотношения, которые близки к естественным пропорциям человеческой фигуры, в которых повторяются пропорции «золотого сечения» — высота головы «укладывается» в росте около 8 раз, а линия талии делит фигуру в отношении примерно 3 : 5.
2.Пропорции одежды зрительно влияют на пропорции фигуры: платье с укороченной линией длины юбки укорачивает полную фигуру; эта же фигура в платье такой же длины, но более широком, производит впечатление квадратной. Каждый должен знать наиболее выгодные для себя пропорции и не забывать о них.
Слайд №19
Слайд №21
Слайд №22
Слайд №27
Учитель:
Такие выразительные средства, как силуэт, линии, пропорции, помогают художнику-модельеру «строить» костюм, создают его композицию.
Учитель:
Любая одежда — и повседневная, и нарядная — должна быть удобной, практичной и хорошо облегать фигуру. Посадка одежды на фигуре зависит от особенностей телосложения. Фигура мужчины отличается большими размерами, узким тазом и широкими плечами. Тело женщины короче, плечи уже, таз шире.
Учитель:
Наибольшее отличие одной фигуры от другой определяется осанкой.
Осанка – это привычное положение тела, манера держать свою фигуру, корпус, голову.
Различают три типа осанки:
1 тип – нормальная осанка (Отклонения от прямой линии на уровне седьмого шейного позвонка — 2 см, на линии талии — 1 см)
2 тип – перегибистая осанка (Отклонения от прямой линии на уровне седьмого шейного позвонка — 1 —1,5 см, на линии талии — 4—7 см)
3 тип - сутулая осанка (Отклонения от прямой линии на уровне седьмого шейного позвонка — 3—4 см, на линии талии — 2—3 см)
Выполнение практической работы № 2: Определить осанки фигуры человека (работа в рабочей тетради).
Слайд №28
Слайд №529
Учитель:
Если фигура имеет отклонения от гармоничных пропорций, то это можно поправить с помощью правильно подобранной одежды.
Учитель:
Готовая одежда шьется на стандартную (типовую) фигуру. Основными параметрами одежды массового производства являются рост, размер и полнота.
Учитель:
Рост — измерение от пола до высшей точки головы (определяет длину изделия).
Размер — это измерение, равное обхвату груди в сантиметрах.
Полнота — определяет тип телосложения и возрастные особенности фигуры взрослого человека.
У женщин этот показатель определяется обхватом бедер, у мужчин — обхватом талии. У детей этот показатель не учитывается.
В торговую сеть изделия поступают с торговыми ярлыками. На торговом ярлыке готовой женской одежды размер одежды обозначается полными величинами роста, обхвата груди и бедер типовой женской фигуры.
Например, на ярлыке женского платья размеры 170— 92—100 означают, что платье сшито на типовую женскую фигуру, у которой рост 170 см, обхват груди — 92 см, обхват бедер — 100 см.
На товарных ярлыках одежды для детей ставятся два размера: рост и обхват груди. Например, на ярлыке платья указано 150—72. Следовательно, платье сшито на девочку ростом 150 см, имеющую обхват груди 72 см.
Маркировка облегчает покупателю выбор одежды в соответствии с его размерами.
Слайд №30
Слайд №31
Учитель:
Практическая работа №3(индивидуальное задание для учеников):
1. Рост.
2. Обхват талии.
3. Обхват бедер.
(На партах лежат у вас карточки, вам нужно выбрать и подписать: рост, обхват бедер, обхват талии.)
Слайд№32
Учитель:
Практическая работа №4 (определение размера одежды).
Слайд №33
Слайд №34
Учитель:
Рефлексия.
А сейчас я бы хотела, чтобы вы помогли украсить елку. На столе лежат кружочки трех цветов:
- Желтый - все отлично, с заданием справилась;
- Синий - что-то получилось, что-то не успела, но настроение хорошее;
- Красный - у вас что-то не получилось, вы расстроены.
Слайд №35
Учитель:
Давайте подведем итог и подсчитаем баллы на ваших листах самооценки. Запишите домашнее задание.
Закончить урок мне хотелось такими красивыми словами: «Будьте умными, если можете, будьте добрыми, если хотите, но красивыми будьте всегда!»
Спасибо за работу.
Слайд №36