Проектная работа Декоративно-прикладное искусство во внеурочной деятельности

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


31







Проектная работа

на тему:

«Декоративно-прикладное искусство во внеурочной деятельности»






Выполнила: Выполнила ученица 8го класса

Алиева Пасихат

.






Махачкала 2015 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Декоративно-прикладное искусство

    1. Понятие «Декоративно-прикладное искусство»………………………………....5

    2. Народные промыслы Дагестана…………………………………………………....7

    3. Выполнение декоративно-прикладных работ из ткани…………………………………………………………………………………………9

Глава 2. Развитие творческих дарований учащихся через проектную деятельность…………………………………………………………………………….10

Глава 3. Приобщение учащихся средних классов к декоративно-прикладному творчеству во внеурочной деятельности (из опыта работы)

    1. Содержание внеклассной работы……………………………………………….…..15

3.2 Способы повышения интереса к творчеству и поиска новых идей в создании декоративно-прикладных работ …………………………………………….…….…….16

3.3 Этапы обучения декоративно-прикладному творчеству………………………....18

3.4 Коллективные и индивидуальные формы работы ………………………………21

3.5Ожидаемые и полученные результаты………………………………..……………23

Заключение……………………………………………………………………………...27

Список литературы……………………………………………………………………30









Введение

«Хочу не учить, а душевно беседовать,

размышлять сообща и догадываться» .

М. М. Пришвин 



Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного и современного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Оказывая глубокое идейное влияние на детей, искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

В общеобразовательной школе закладываются основы гуманитарной, естественнонаучной и технологической культуры подрастающей молодежи, определяющей потенциал страны, который должен обладать достаточно высоким и разносторонним образованием. В документах ЮНЕСКО кратко сформулированы задачи общего образования в XXI веке:

  • научить учиться (учиться познавать);

  • создавать (практическая направленность обучения);

  • научить жить (культура дома, здоровый образ жизни);

  • научить жить вместе (культура человеческих отношений; уважения к младшим, ровесникам, старшим, людям других национальностей и вероисповедания), которые нашли отражение в ФГОС второго поколения.

Актуальность работы состоит в значении свободной творческой деятельности ребенка стимулирующей мышление, расширяющей кругозор и познание окружающего мира, помогающий перейти к следующему этапу общего физического и психического развития. Цель работы – актуализировать процесс формирования навыков поиска и развития творческой деятельности школьников. Задачи работы: дать характеристику различным видам декоративно-прикладного искусства; развитию творческих способностей, образного мышления и воображения; развитию чувства цвета, композиции и пространственного мышления; поиску нестандартных решений в процессе работы над творческими произведениями; описать и сравнить используемые методы во внеурочной деятельности; дать анализ своей работы исходя из личного опыта преподавания.

При правильном использовании методов и приемов во внеурочной деятельности, развитие творческого мышления и интереса учащихся к декоративно-прикладному творчеству будет повышаться.

Немаловажное место занимает кружковая форма работы, где учащиеся могут расширить и углубить знания, получаемые на уроках технологии. Большим подспорьем в поиске новых решений, развитию креативного мышления и навыкам освоения различных материалов служит использование на занятиях дополнительной литературы, предлагающие оригинальные идеи для воплощения различных замыслов. В книгах «Необычные поделки из обычных материалов» Пойды О.В. или «Оригинальные поделки для дома» Хворостухиной С.А. объясняются методы использования всевозможных дополнений, предлагаются новейшие технологии популярных видов рукоделия, смелые решения различной степени сложности. Важным фактом в работе кружка является и то, что никаких особых технических принадлежностей для их проведения не требуется. Достаточно использовать оборудованный кабинет обслуживающего труда. Для расширения возможностей при выполнении работ можно применять дополнительные материалы и приспособления: клей ПВА, лоскуты самой различной фактуры, картон, нетканые материалы и др.

В данном проекте я постараюсь раскрыть пользу занятий по декоративно-прикладному творчеству на примере выполнения работ лоскутной аппликации и осветить некоторые методы повышения интереса учащихся к работе с тканью на примере своей кружковой деятельности за текущий учебный год в МБОУ «СОШ № 8» г. Даг.Огни.

Глава 1. Декоративно-прикладное искусство.

    1. Понятие «Декоративно-прикладное искусство»

Декоративно-прикладное искусство  — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его  духовном мире.

 Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и  современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Декоративно-прикладное искусство (от  [link] , Балхар, Сулевкент, Джули).

Четвертый - художественная обработка дерева и камня (унцукульская насечка дерева металлом, резьба по дереву и камню, бытовая утварь).

Таким образом, народное искусство Дагестана на протяжении многих веков выработало богатые своеобразные художественные традиции, которые и ныне лежат в основе таких видов декоративно-прикладного искусства, как ковроткачество, художественная обработка металла, гончарное производство, художественная обработка дерева и др. Они являются прекрасным примером сохранения и продолжения вековых традиций народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана, оказывающих определенное влияние на удовлетворение художественно-эстетических потребностей, доставляющих людям радость от общения с прекрасным.

Очень важно и крайне необходимо поддерживать и развивать освоение культурного наследия народов Дагестана в системе современного образования. Ведь решение проблемы профессиональной подготовки школьников сегодня будет способствовать активному включению выпускников школы в социально-экономическую жизнь республики путем их участия в практической деятельности, в том числе и школьной.

1.3. Выполнение декоративно-прикладных работ из ткани

Ткань уже признана одним из самых удобных материалов для рукоделия. Основная цель выполнения декоративно-творческих работ заключается в том, чтобы научить девочек использовать различные ткани для изготовления аксессуаров и предметов интерьера (сумочек, настенных панно, диванных подушек и др.) Предложенный раздел определяет и изучение основных свойств и разновидностей тканей, знакомство учащихся с историей лоскутного шитья, с инструментами и материалами применяемыми при работе, изучение технологии изготовления швейных изделий в различных техниках, освоение условий подбора лоскутов по цвету. При изготовлении изделий и поделок помимо различных текстильных тканей очень удобно сочетание тканных и нетканых синтетических и натуральных материалов (фетр, флизелин, кусочки кожи, клеевые паутинки, сеточки, флизофикс , синтепон и др.)

Умение использовать качества материала позволяют успешно воплощать в реальности многие смелые замыслы и фантазии творца. По сути, аппликация – это последовательно наклеенные, пришитые или наложенные на основе детали узора, фигуры или картинки. Выполняя работы можно также применять различные известные виды и техники декоративно-прикладного искусства.

Аппликация была известна более 2500 лет назад, она украшала одежду и обувь наших предков. При этом рукодельницы использовали кожу, мех, войлок. Со временем аппликацией стали украшать интерьер жилища, позже одежду. Расширился список применяемых материалов, появились новые виды техники выполнения аппликаций.

К основным видам по технике выполнения относятся: лоскутное шитье, лоскутная аппликация, Крейзи Квилт, квилтинг.

Лоскутное шитьё (печворк) – вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой.

Крейзи Квилт – смешение швейных и вышивальных техник, где можно применять лоскутки различных форм, размеров и цветовых гамм, ленты, кружево, пуговицы, бусины, различные способы вышивки чем угодно: нитками, шелковыми лентами и многим другим. Полный полет фантазии. Сочетаемое с несочетаемым.

Квилтинг. Хотя у разных народов и в разных культурах существует бесчисленное количество вариаций квилтинга, в их основе лежит одна и та же техника – два или более слоев ткани простегиваются с помощью квилтинговых швов, в результате чего получается декоративное изделие.

Лоскутная аппликация – несложная техника закрепления всевозможных кусочков ткани разной фактуры на основе с помощью клея или различных декоративных (ручных и машинных) швов. Разновидности: предметная, геометрическая, рваная, декоративная, сюжетно-тематическая, силуэтная, объемная.

Аппликация привлекает детей простотой исполнения и эффективным результатом. Прикладывание в определенной последовательности вырезанных деталей к основе учит образно мыслить и развивать координацию движений.

Глава 2. Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность.

Проектная деятельность в школе - возможность повысить интерес к созданию собственных композиций. Проектная работа является, по своей сути, творческой и ориентированной на личность учащегося. Выбранная тема проекта может быть связана с предложенным на занятиях материалом, а может быть выбрана самостоятельно. Выполненный проект может быть представлен в самых разных стилях: объемная аппликация, поделка из ткани, мягкая игрушка, панно, пэчворк, и многие другие.

Главной задачей проектной деятельности является закрепление технологических знаний и умений по элементам технологий лоскутного шитья. Участники проекта должны проявлять повышенный интерес к работе и различным видам декоративного творчества. В процессе реализации проекта могут выявиться способности и дарования, эстетический вкус. Немаловажную роль в выборе направления работы может сыграть получение дополнительной информации во время экскурсий в музеи и дома детского творчества, всевозможные выставки. В качестве изделий выбираются лоскутные панно, вышивка лентами, декоративными швами и т.п.

Проекты удачно реализуются во время факультативных и кружковых занятий с различными возрастными группами (с 5 по 11 классы) в один или несколько этапов в зависимости от сложности выбранных работ. Весь процесс включает в себя следующие этапы:

1) обдумывание целей и задач проекта, выбора изделия для выполнения, поиск теоретической информации по проекту.

2) выполнение эскиза, подбор цветового сочетания, композиционное решение, выбор текстильных и дополнительных материалов, инструментов и приспособлений.

3) основной этап - выполнение самой работы. В этот этап входит вся технологическая последовательность практического выполнения работы и поэтому занимает большой промежуток времени отведенного на проект.

4) заключительный этап является презентация проекта и его защита. Основным элементом на последнем этапе является рефлексия учеников и учителя.

Выполнение проектов положительно сказывается на эмоциональном настрое, в использовании работ к всевозможным общественным акциям, обмене опытом с другими организациями, участии в исследовательских проектах. Главным результатом работы над проектом станет - систематизация имеющихся и приобретение новых знаний.

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося, в которой учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужной информации;

- предоставляет, в случае необходимости, нужную информацию;

- контролирует весь процесс;

- поощряет учеников;

В ходе выполнения проекта помимо того, что у учащегося закрепляются ранее полученные знания, он еще получают новую дополнительную информацию. Педагог должен постоянно пополнять свои знания, чтобы умело руководить творческим потенциалом учащихся, поддерживать его идеи и инициативу, находить время на индивидуальный подход.

При выполнении творческой работы в учебном кабинете большое значение имеет подготовка рабочего места, оборудование кабинета, используемая литература, наглядности, инструменты и оборудование, ассортимент дополнительного используемого материала и сам учитель, умело направляющий всю последовательность выполнения. Очень важным значением в создании проекта является не только конечный результат деятельности, но и все этапы создания изделия. В работе над проектами учащиеся берут на себя ответственность за собственное обучение.

Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Возможными критериями оценки проекта могут быть:

1. соответствие конструкции назначению;

2. оригинальность и сочетание, сложность и объем выполненных работ;

3. возможность использования утилизированных материалов;

4. оригинальность, законченность, композиционная завершённость, цветовое сочетание;

5. себестоимость, практическое применение, презентабельность.

При защите своего проекта учащиеся учатся публичному выступлению, демонстрируют оригинальность мышления, свои знания в определенных вопросах, подбирают необходимые аргументы, доказывая значимость своего проекта, учатся системности и добросовестности при выполнении задания. Все это стимулирует истинное учение самих учеников, приносит удовлетворение от своего труда. В оценке работы могут принимать участие эксперты из числа педагога, учащихся и автора проекта.

При всей актуальности и множестве плюсов проектной деятельности проблема создания проектных заданий требует дальнейшей разработки, так как для их выполнения приходится использовать нестандартные знания, умения и навыки, которые затруднительны в рамках требований образовательных стандартов.

Глава 3. Приобщение учащихся средних классов к декоративно-прикладному творчеству во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Творчество - это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия, которые проводятся в нашей школе. Кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. При организации внеклассной работы по технологии ведущим принципом является предоставление всем учащимся возможности удовлетворения их стремлений и развития способностей. Занятия призваны способствовать развитию у ребят художественного вкуса как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.

Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. При выполнении практических работ ребята, кроме освоения технологических приемов, включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом, одновременно с этим она предоставляет уникальную возможность соединения трудовой подготовки с эстетическим воспитанием, без чего невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Учащиеся своими руками изготавливают изделия из природного материала, ткани, бумаги. Девочки изготавливают швейные изделия, вяжут крючком, вышивают пейзажи картин, работают с природным материалом.

В школе ежегодно проводятся выставки работ учащихся, изделия учащихся неоднократно демонстрировались на общешкольных родительских собраниях. Выставки детского творчества призваны показать конкретные достижения кружковых занятий и отдельных учащихся, способствовать вовлечению в этот творческий процесс многих школьников.



3.1 Содержание внеклассной работы

Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело - внеклассное занятие, в котором учитель не связан жесткими временными и плановыми мерками. В обязанности учителя технологии могут быть включены: руководство кружками технического творчества, клубом по интересам, факультативом и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы на уроках и способностей школьника, формированию его личности.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках технологии, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.

Отдельно следует сказать о широких возможностях учителя технологии в формировании у школьников интереса к изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству. Именно во внеклассной работе можно успешно культивировать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться.

Трудно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеклассной работы, как олимпиады, выставки творческих работ, конкурсы профессионального мастерства, обзоры достижений науки и т.д.

Во внеклассной работе должна найти место и практическая реализация подготовки учащихся к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму может принять этот вид в каждом конкретном случае могут решить только учитель и его ученики. Организация школьного кооператива, создание центра по оказанию различных услуг, выпуск продукции на основе кооперации или разработка образцов по заказам - любой вариант диктуется местными условиями. Важно лишь, чтобы меркантильные интересы не возобладали над воспитательными.

3.2. Способы повышения интереса к творчеству и поиска новых идей в создании декоративно-прикладных работ

«Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя».

Э. Хаббард

Большинство учащихся не имеют возможности посещать дополнительные учреждения, культурные детские учреждение, такие как: Дом Детского Творчества, Городской Дворец Культуры, Детская Школа Искусств и др. Моя главная задача в данной ситуации - стараться выявить и развить индивидуальные творческие способности детей в рамках школы и школьного кружка «Умелые руки» по работе с тканью, который я веду с 2014-2015 учебного года.

В кружке занимаются только девочки, учащиеся 5-х классов, поэтому весь принцип работы я строю с учетом психофизиологических особенностей на данном этапе художественного развития и их интересов. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с 5 класса (новый этап художественного развития) строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

Новый этап художественного развития, в свою очередь, включает 3 ступени обучения:

На первой ступени раскрываются и развиваются заложенные природой способности, реализуются собственные идеи.

Во время самостоятельной работы по образцам дети вносят свои изменения в предлагаемые схемы или работы «по мотивам». В процессе практической деятельности я стараюсь дать и теоретические знания о различных видах декоративно-прикладного творчества разных народов, знакомлю с историей развития, разнообразием применяемых природных и других материалов и приспособлений. На этой ступени осваивается общий принцип произведений классического и современного декоративно-прикладного искусства, в том числе и декоративно-прикладного искусства Дагестана. Неоднократно используем знания, полученные ранее, и осваиваем новые.

Вторая ступень. Создание условий для стимулирования и развития первых шагов в творчестве.

В начале года я приглядывалась к девочкам. При подборе композиций поначалу предлагала им из нескольких вариантов, равнозначных по сложности, но одинаковых по технике выполнения, выбрать один. Главное - это удержать их интерес к самой работе, так как опыт работы с тканью и иглой у учениц 5 класса пока неустойчивы и не имеют четких очертаний. Сразу готовила их к тому, что воплотить в реальности начатое дело не всегда удается в короткие сроки и надо набраться терпения, если они хотят увидеть в результате то, что задумали изначально. Предлагая ту или иную работу, с первых дней, советую девочкам не следовать точно заданной схеме, а придать свою особенность, чем одна работа будет отличаться от остальных и это скажется на положительном результате.

Третья ступень обучения заключается в том, чтобы создать предпосылки для творческого формирования личности.

Работа с тканью особый раздел в декоративно-прикладном творчестве. Я считаю, что в главный плюс этого вида творчества - не только неисчерпаемая возможность для полета фантазии и самореализации, но доступность самого материала. Первый опыт работы с материалом в дальнейшем может вызвать интерес и к занятиям по шитью на профессиональном уровне.

В этот период возраста подросткам свойственны начало аналитического мышления, живая любознательность, потребность рассуждать, наблюдательность, активность, стремление к деятельности. В интересах детей я использую особенности их возраста, чтобы заложить основы широкого интереса к созданию декоративно-прикладных работ своими руками, углубленному изучению и специфике различных видов народного искусства.

Мне приятно замечать, что те девочки, которые посещают мой кружок, более заинтересовано относятся к практическим занятиям на уроках технологии при шитье фартука. Нет необходимости объяснять им, как важно выполнять работу аккуратно, стежки ровно и одинаково, правильно подбирать фасон и аксессуары.

3.3 Этапы обучения декоративно-прикладному творчеству

Художественная деятельность учащихся при изготовлении изделий на занятиях находит разнообразные формы, одна из которых является лоскутная аппликация.

Для того, чтобы дети могли реализовывать свои идеи необходимо заложить в них определенный запас теоретических и практических знаний, которые не могут формироваться без обязательных пунктов, включенных в мою кружковую программу:

1. В течение всего учебного года на кружковых занятиях с девочками мы понемногу знакомимся с различными видами лоскутного шитья и другими видами декоративо-прикладного творчества. В занятия я включаю чтение литературы по декоративно-прикладному искусству, демонстрирую картинки и фотографии образцов, помогаю систематизировать увиденное, подсказываю учащимся, как можно использовать опыт мастеров на текущих и итоговых занятиях.

2. Основанием начала работы с тканью является: правильность подбора тканей и цветов, нетканых материалов, дополнительных деталей и приспособлений. Особое внимание уделяю свойствам тканей: сыпучести, плотности, растяжимости, драпируемости и др. Для того, чтобы у девочек имелась возможность выбора тканей, я предложила создать общую корзину с лоскутами. Учащиеся приносят различные по фактуре, цвету, рисунку виды материалов и в течение всего времени проведения кружковых занятий используют их на свое усмотрение. В зависти от предложенного мною и авторского замысла, развиваются умения правильного подбора ткани по структуре, способу раскроя и обработки.

3. На начальном этапе важным моментом было более прочное освоение выполнения ручных и машинных стежков, необходимых для создания различных композиций (простых и декоративных).

[pic] [pic]

4. Немаловажным при организации работы учащихся, я считаю эмоциональный настрой. Девочки с удовольствием занимаются с тканью. Работа с цветными лоскутиками вызывает положительные эмоции, развиваются навыки коммуникативного общения.       Занятия носят организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности. Одновременно дети обсуждают, дают советы, получают необходимую информацию от меня. Мы находимся в атмосфере совместного творчества, чувствуем себя единым целым.

[pic]

[pic]










5. В конце второй четверти мы начали вводить выполнение и защиту собственных проектов. Во время прослушивания в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Главным результатом работы над проектом становится закрепление имеющихся и приобретение новых умений и навыков. В кабинете имеется творческая выставка, в которой находится место всем законченным работам. [pic]


6. Отмечу повышение интереса у учащихся к данному виду деятельности, при оценке их работ не только в узком кругу занимающихся в кружке детей , но и на различных конкурсах и выставках по декоративно-прикладному творчеству. Одновременно с кабинетными, мы стали участвовать в общешкольных выставках. Удачную возможность показать свои способности за пределами школы, дают нам многочисленные конкурсы. Мои девочки всего лишь за 4-5 месяцев занятий в кружке уже смогли представить свои работы на различные конкурсы муниципального и республиканского уровней. [pic]

7. В своей педагогической практике для знакомства с миром творчества и увлечений использую возможности городского дома культуры, где регулярно в фойе первого этажа проводятся всевозможные выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Коллективное посещение и обсуждение таких выставок, стимулирует интерес к занятиям, повышает мотивацию учащихся. Увиденные работы мастеров обогащают и расширяют представление учащихся о мире красоты и искусства, что помогает им в дальнейших творческих поисках.

В декабре мы посетили также городское ателье «Горянка» по пошиву серийного производства детской и взрослой одежды. В ходе экскурсии девочки увидели, какие этапы проходит изготовление одежды в цепочке «ткань-раскрой-пошив». Совместное посещение предприятия сплотило девочек, дало массу положительной энергии и новые впечатления. После рассказа учениц о занятиях в кружке нам дали лоскуты ткани (производственные отходы «выпады»), которые очень пригодились на наших дальнейших занятиях.

3.4 Коллективные и индивидуальные формы работы.

Декоративная работа, в материале осуществляемая в коллективных и индивидуальных формах деятельности, связана с развитием чувства композиции, чувства материала —  освоением его декоративно-пластических возможностей. На занятиях я систематически чередую выполнение коллективных и индивидуальных творческих работ. При принятии решения как будет выполняться та или иная композиция, я тщательно обдумываю – какая форма выполнения будет девочкам не только интересна, но и удобна в эксплуатации. Обдумываю и обсуждаю с девочками предполагаемые темы приближающихся или ожидаемых конкурсов. [pic]

Например, самой первой работой, которую я предложила как индивидуальная форма работы - панно «Сова». Моей главной задачей в начале года было привлечь учениц к необязательным занятиям и основной аргумент заинтересовать именно данной композицией было его практическое применение в быту(панно предназначено в качестве настенных кармашков для хранения мелких предметов). Естественно в этом случае работа не могла выполняться совместно. Девочки заинтересовались и каждая принялась выполнять отдельную работу. И хотя я осознавала - в качестве первой работы этот мой выбор окажется сложен по технике исполнения, но мне удалось втянуть их в процесс работы с тканью. [pic]

В 5 классе большое значение придается  коллективным формам работы, требующим объединения творческих усилий всех ее участников. Групповая работа позволяет свободно общаться между собой, психологически раскрепощает и заставляет считаться с чужим мнением. При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальный труд каждого члена группы. В процессе коллективного творчества каждая ученица работает самостоятельно, и в то же время в коллективе ощущаются свои индивидуальные возможности и возможности ее ровесниц. Неоценимы навыки совместной деятельности, для опыта общения, межличностных отношений, координации совместных действий. [pic]

Первая наша коллективная работа состоялась только в декабре, когда мы узнали о проведении городского конкурса «Пусть елочка живет». Опыта у нас, конечно, было мало и каждая в отдельности ученица не осилила бы объемную работу в сжатые сроки. Сообща мы решили не тратить время на маленькие работы и выполнить одну большую елку. Перед началом совместного творчества я подчеркнула, что мы будем представлять нашу школу и придется особо постараться. В процессе деятельности девочки весело общались, старались не отставать друг от друга в выполнении отдельных похожих мотивов. В результате прекрасно справились с заданием, выполнили и сдали нашу елку на конкурс в указанный срок.

Коллективная форма деятельности приобретает особую актуальность при работе в конкретном материале, связанной с художественным оформлением школьных интерьеров. В такого рода деятельности как наиболее эффективной форме приобщения учащихся к художественному труду, наиболее полно реализуются особенности младшего подросткового возраста.

    1. Ожидаемые и полученные результаты

В процессе создания плоскостных и объемных декоративных композиций в конкретном материале школьники учатся вести работу поэтапно — от разработки композиционных эскизов до завершающего этапа.

Важным компонентом на финишной стадии выполнения творческой работы является обсуждение детских работ. При обсуждении ожидаемых результатов предлагаю учащимся оценивать работы по следующим  критериям:

- декоративность: учитывается форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.;

- содержательность: полнота достижения поставленных целей;

- оригинальность: реализация собственной фантазии и воображения ребенка.

Обобщающие занятия проводятся нами после завершения индивидуальной или коллективной работы, и по результатам школьных и городских конкурсов. Занятия-обобщения включают в себя импровизированные диалоги: девочки высказывают свое мнение, сами дают оценку своим и чужим работам, задают цели на будущее и намечают пути их достижения. В свою очередь я во время обсуждения стараюсь подвести детей к тому, чтобы они больше задавались целью - ставить себе собственные цели.

Обучая  декоративно-прикладному искусству,  мы учимся  не бояться воплощать свои замыслы, выражать свои идеи и предлагать их для реализации – тем самым, наши занятия становятся ещё интереснее, мы учимся видеть мир с точки зрения другого человека, в учащихся развивается толерантность. Школа декоративно-прикладного искусства – это ещё одна ступень на пути к неизведанному будущему! Яркому, красочному и бесконечно прекрасному!

Помимо самих занятий по  декоративно-прикладному искусству, мы активно участвуем в различных творческих конкурсах, где учащиеся могут проявить свои способности, научиться работать в команде. Желающие принимают участие в проектах школы: создание сценических костюмов для инсценировок, украшение сцены на внеклассные мероприятия, оформление фойе к памятным датам. Таким образом, в процессе деятельности - мы объединяемся и выходим иногда за рамки наших кружковых занятий.

Учебная программа занятий по кружку «Умелые руки» предполагает организацию и проведение кабинетных выставок лучших работ учащихся.  Одновременно с кабинетными, мы стали участвовать в общешкольных выставках: «Новый год!», выставка творческих работ кружка «Умелые руки», «8 марта», «День птиц», «70 –лет Победы в ВОВ». Удачную возможность показать свои способности за пределами школы, дают нам многочисленные конкурсы на муниципальном и республиканском этапах. Мои девочки всего лишь за 4-5 месяцев занятий в кружке уже смогли представить свои работы на различные конкурсы:

- городской экологический конкурс «Пусть елочка живет» в номинации «Елка из ткани» заняли 2 место;

- в ежегодной городской выставке в Станции Юных Техников среди многочисленных работ учащихся нашей школы, также были представлены поделки моих кружковцев, где наша школа заняла общекомандное 3 место;

- в муниципальном этапе Регионального этапа 17 Международного фестиваля «Детство без границ» 2015, в номинации «Никто не забыт и ничто не забыто» работа Алиевой Хавы на тему «Весна 1945» заняла 1 место; [pic]

- в муниципальном этапе Республиканской выставки-конкурса «70 лет Победы в ВОВ 1941-1945 гг.» экспонат на тему «Пусть всегда будет солнце» представила Нурмагомедгаджиева Хамис и заняла 1 место. За участие в республиканском этапе награждена грамотой. [pic]

Каждый ученик должен быть уверен, что его видение прекрасного будет оценено и даже маленькие творческие победы не останутся незамеченными. Независимо от количества выполненных работ – всем кружковцам планируется вручение почетных грамот на ежегодном школьном отчетном концерте.

В перспективе планируется

Обращение к народному искусству постепенно должно завоевывать прочное место в работе с детьми. Конечно, работы подростков, проживающих в городах и селах, удаленных от традиционных мест развития промыслов не могут воспроизвести изделия настоящих мастеров. Но суть заключается в привитии молодежи чувства гордости за свой родной край, за то самобытное национальное богатство, которое передается из поколения в поколение, из рук в руки. На втором году занятий по декоративно-прикладному искусству я постараюсь познакомить детей с традициями и историей развития основных народных промыслов Дагестана, научить навыкам применения в своих изделиях из ткани прекрасных национальных узоров балхарских кувшинов, кубачинских орнаментальных плетений, декоративных приемов ковроделия. В таком случае школьники смогут сочетать знания технических приемов с художественной фантазией, начнут ощущать себя творческими личностями. Современной школе нужен опыт народных умельцев, он развивает детей и дарит радость. Изучение дагестанского искусства незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков, самопознания. Именно в этом направлении я планирую свою дальнейшую работу, чтобы расширить простор для введения детей в мир творчества, развития у них интереса к труду, художественную фантазию и вкус.

[pic]





















Заключение

Приобщение детей к народному искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с обычаями, развивает чувства красоты и гармонии с природой, речь, образность мышления, приобщает к труду.

Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана - неотъемлемая часть национальной культуры. Его содержание способно активно воздействовать на духовное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка. Знакомство с изделиями народных мастеров, их эмоциональное восприятие, красота и изящество форм, россыпи орнаментальных мотивов - все это радует, удивляет и благотворно влияет на приобщение школьников к народному искусству. Поэтому в последние десятилетия в некоторых школьных учреждениях нашей республики педагогические коллективы в процессе занятий по декоративному рисованию, лепке и аппликации, в художественном оформлении помещений стали использовать материал по народному и декоративно-прикладному искусству Дагестана.

Приобщение учащихся к народному искусству начинается посредством оформления интерьера помещений. Включение в экспозицию предметов народного и декоративно-прикладного искусства (ковры, кувшины, декоративные тарелки), выполнение настенной росписи по национальным мотивам, народным сказкам - все это создает благоприятную среду приобщения учащихся к национальной культуре.

Также отрадно отметить, что во многих дошкольных учреждениях республики очень серьезно и грамотно решались вопросы художественного оформления в целом и создания предметной среды с включением атрибутов и изделий народного и декоративно-прикладного искусства, в частности. При этом каждый детский сад старался сохранить свое лицо, подчеркнуть индивидуальность в решении экспозиции. Порой это достигалось с помощью предметов декоративно-прикладного искусства, иногда с использованием выставок детского творчества (рисунки, поделки, композиции), выполненных в национальных традициях. Но при любом варианте оформления помещений все выполнялось аккуратно, с большой любовью и желанием украсить, создать уют для детей.

Другим не менее важным направлением ознакомления школьников с народным и декоративно-прикладным искусством Дагестана является широкое использование образцов изделий народных мастеров на занятиях, в игровой и самостоятельной художественной деятельности учащихся.

Практика подтверждает, что многие орнаментальные мотивы народного искусства близки и доступны учащихся. Их привлекают яркие цветовые сочетания в коврах, растительные и зооморфные мотивы, им доступны геометрические узоры, с интересом и радостью они занимаются лепкой сказочных образов и т.д. А для успешной организации и проведения работы с детьми необходимо соответствующее учебно-методическое обеспечение.

Народное и декоративно-прикладное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия на ребенка и способствует формированию его духовного мира, расширяет понятия об украшении предметов орнаментом, знакомит с яркой цветовой палитрой ковров, поражает разнообразием форм и образов изделий народных мастеров. В связи с этим необходимо отметить, что фундаментальной основой художественно-эстетического воспитания и развития школьников должна стать опора на народное и декоративно-прикладное искусство Дагестана.

При написании работы я изучила и проанализировала психолого-педагогическую и специальную литературу. Так же определила условия благоприятствующие развитию интереса и творческих способностей на кружковых занятиях.

Данный проект реализуется мною на протяжении всего почти одного учебного года. В ходе занятий и совместного творческого общения у нас установились свои правила:

- мы стараемся отталкиваться от собственных идей;

- запоминаем и акцентируем только положительное в работе;

- активизируем собственную фантазию;

- закрепляем и поощряем самостоятельность и в то же время чувство коллективизма;

- задаемся целью и намечаем пути ее достижения.

Трудясь над поделкой, ученик получает знания и совершенствует навыки работы с материалом, учится обращаться за помощью к взрослым, приобретает ценный опыт сотрудничества, закрепляет некоторые действия. Кроме того, когда ребенок выбирает, какую именно поделку ему выполнять и пытается настоять на своем выборе, он учится коммуникабельности, умению защищать свои интересы. Достигая, пусть и маленького, но все-таки успеха, ученик повышает свою самооценку, воспитывают в себе доброту и щедрость, упорство и целеустремленность, воображение и фантазию.

Уверена, что творческие способности есть у каждого ребенка! Просто зачастую наш образ жизни, не предполагая их использования и креативности, может так остаться в зародышевом состоянии. И тогда всё вокруг вдруг станет обычным и скучным. У нас же всё наоборот – именно наш взгляд на мир будет определять, каким будет произведение искусства, возможно именно наши идеи лягут в основу нового видения, казалось бы, обычных вещей, открывая тем самым дверь в волшебный мир искусства!





[pic]



Список литературы:

  1. А.Н. Красавцева, «Аппликация для детей», Москва, Издательский Дом МСП 2008- 96с., ил.

  2. Группа авторов, «Искусство Дагестана»: Под ред. Д.М. Магомедова: Москва, Советский художник 1981 г.

  3. Научно-методический журнал «Школа и производство» № 2,5-2011, «Школа-Пресс», «Школа и производство», 2011.

  4. О.В, Пойда, «Необычные поделки из обычных материалов», Москва ОЛМА Медиа Групп, 2013

  5. С.А. Хворостухина, «Оригинальные поделки для дома», ООО ТД «Издательство» «Мир книги», 2009

  6. Художественное лоскутное шитье: Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000. - 96 с.: ил. Вып. 4.



[pic]