Анализ романа Валерьяна Пидмогильного Город

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


4


О хоронопе романа Валерьяна Пидмогильного «Город»

М. М. Бахтин ввел понятие хронотопа («времяпространство»), анализируя европейский роман. Он определял хронотоп как «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» [Бахтин 1975, 234], и видел в нем «формально-содержательную категорию»; «...всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопа» [Там же, 406]. М. М. Бахтин полагал, что «ведущим началом в хронотопе является время» [Там же, 235. Поскольку хронотоп — это «преимущественная реализация времени в пространстве» [Там же, 399], Название романа Валерьяна Пидмогильного «Город» определяет пространство, в котором будут развиваться события и действия персонажей романа.

Кроме того, название романа - сложное культурологическое понятие. Город - это не только определенное пространство со всеми его атрибутами - улицами, домами, магазинами, театрами, учреждениями и т.п., но и основополагающие принципы человеческого бытия в философском пространстве и времени. Собственно в романе Пидмогильный сосредоточивает внимание на внутренней жизни человека, поднимая при этом вечные философские проблемы.

Хронотопная структура романа - многоуровневая, с различными переплетениями.

В структуре романа можем выделить три типа пространства: внешнее, локальное и внутреннее (пространство персонажа), которые реализуются в пределах пространственной модели художественного произведения. В романе пространство города Киева выступает социально-историческим хронотопом. Это развернутая панорама города 20-х годов XX века, возникает в конкретных пространственно-временных признаках. Автор подробно изображает все пространственные координаты событий, опираясь на реальные места - Крещатик, Андреевский спуск, Нижний Вал, Ботанический сад, Бессарабка, Лавра, Аскольдова могила, Владимирская горка, оперный театр, Подол и др. И хотя автор старается быть нейтральным, в рассказе проступает его отношение, довольно ироничное, к определенным фактам, событиям. «Город странный. Снаружи он подвижный и быстрый, жизнь в нем, кажется, бьет ключом и молнией, носится, а внутри, по хмурых кабинетах учреждений, он тянется старой телегой, опутанный тысячами правил и распоряжений »[2; 333]; «... Это был Золотоворотский сквер с двумя огражденными кучами развалившегося камня, которые и дали ему название»[2; 356].

В романе нет точного указания на историческое время. Описанные события продолжаются два года – это жизнь героя романа, Степана Радченко, в городе.

Произведение начинается с путешествия. Главный герой едет покорять город. Здесь очевидно противопоставление двух миров - привычный родной для героя мир сельской жизни и новый, неизведанный, чужой, мир большого города. Изображение времени происходит с учетом сменяющихся времен года. Движение и изменения во внешнем времени происходят в соответствии с изменениями в личной жизни Степана.

В начале путешествия главного героя ощутимо неприятие нового мира, страх перед ним. Глазами главного героя автор изображает город как душный, скучный, строгий, безжалостный: «В сумерках улицы он видел какую-то скрытую ловушку. Тусклый блеск фонарей, нитки светящихся витрин, сияние кино - были ему блудными огоньками среди топи. Они светят, но слепят »[2; 331].

Противостояние Степана городу довольно длительно и подвижно во времени. Каждое столкновение с городом вносит изменения в чувства героя. Автор расширяет время и пространство романа с помощью воображения героя, воспоминаний, снов, мечтаний. Так, прошлое Степана раскрывается из писем, воспоминаний о матери, о работе в селе. Будущее рисуется как широкие пути, но, сразу же автор замечает, что эти пути, на самом деле узкими тропинками, которыми герой двигался наугад.

Открытое пространство города и села (через воспоминания) согласовывается в тексте с помещениями, в которых жил Степан. Сначала это сарай, потом – кухня, позже – съемная комната, тесная и грязноватая, а далее – достаточно неплохая комната.

Смена жилого помещения – так или иначе знаменует новый этап в жизни героя не только во временном отношении. Это последовательное изменение жизненных установок Степана, подтверждаемое автором.

Для завоевания города, Степан грубо разрывает отношения с людьми, переступает через женщин, которых будто бы любил. Таким образом, истории любви Степана Радченко знаменуют этапы его жизни в городе и создают отдельные сюжеты, которые, вливаясь друг в друга, создают континуум внутреннего развития героя. Каждый такой сюжет имеет свою хронотопную структуру и каждый раз по-новому характеризует Степана Радченко и его методы завоевания города.

Так, отношения с Надей, девушкой с его села, являются кратковременными. Любовь героя вспыхивает внезапно, и так внезапно и заканчивается. Отношения с Надей нужны Степану только для легкого освоения в необычном пространстве города.

Роман с «мусинькой» - длительный. И хотя не главный герой является инициатором этих отношений, он радостно их принимает не только для удовлетворения своих сексуальных потребностей, так и для утверждения себя в городе. Поскольку роман с «мусинькой» тайный, то и отношения их развиваются в ограниченном пространстве кухни, в которой Степан живет, и, конечно же, ночью. Такое соотношение времени и пространства привносит кроме таинственности еще большую интимность. По сравнению с Надей, «мусинька» является представительницей города, но не тем идеалом, к которому стремится герой, а временным этапом развития, как и Зоська.

Новые отношения с киевлянкой Зоськой развиваются днем, дневные свидания привлекают главного героя, потому что он чувствует в них «чисто городскую романтику» [2; 475]. Любой ценой Степан хочет утвердиться в городе, самоутвердиться. Ему кажется, что из-за отношений с Зоськой он сможет приблизиться к своей цели.

Смерть Зоськи припадает на последние страницы романа. Это событие, можно расценивать как развязку – «умерла как есть». Для Степана, Зоська была олицетворением города. Уничтожая девушку не только морально, но и физически, Степан достигает своей цели, ради которой пришел - завоевать город.

Балерина Рита, следующее увлечение Степана, кажется только тем и привлекла его, что живет не в Киеве, а в Харькове.

Последнее жилье Степана – хорошая, добротная комната. Она будто объединяет город, в который он уже, кажется, врос, и село, которое еще, оказывается, не забыл: комната, откуда видно бескрайний город и далекий горизонт за речкой.

Замкнутое пространство комнаты Степана имеет еще одно важное значение.

Квартиры Степана Радченко - это то место, где он углубляется в себя, в свои эмоции и переживания. Локализованный внешнее пространство становится выразителем внутреннего мира героя. Через описание комнаты автор представляет внутренний мир героя, изменения его настроения, порывы, смущение. Автор мастерски изображает взаимозависимость замкнутого пространства комнаты и состояния души героя: «... он впервые за месяц увидел кричащий беспорядок своего жилища. …Тяжелая печаль овладела им, потому что эта руина наглядно напоминала ему бессмысленность его собственной жизни, ибо опустошенность сердца сказалась и на хате»[2, 422]. Комната - это как душа самого героя: «В такие минуты душевного уюта у него возникала потребность убрать в доме »[5; 444].

В процессе принятия города, который тесно связан с динамикой эволюции Степана Радченко, «чужой» мир города становится «своим», село «отодвигается» от него, он считает, что избавился от прошлого (оно «разлагается как труп»).

Несмотря на то, что Степан считает, что он покорил город, надежда на будущее очень призрачна. Раздраженность существованием других, тоже имеющих свой мир, не может породить новое произведение, которое планирует написать Степан Радченко.

Таким образом, финал произведения остается открытым.

Итак, анализ пространственной организации романа Валерьяна Пидмогильного указывает на то, что временные и пространственные координаты произведения выполняют сюжетообразующую функцию.

Хронотоп сочетает личное пространство героя с широкими социальными событиями, сочетая внутренний мир героя, его чувства эмоции, противоречия, этапы становления с панорамой города начала ХХ века.

Важную сюжетно-композиционную роль в романе играет хронотоп дороги и связанные с ним мотивы встречи, поиска, получения, потери, которые знаменуют определенные этапы жизненного пути главного героя, образуются отдельные самостоятельные сюжеты.


Литература

1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / Михаил Бахтин. – М. : Худ. литература, 1975. – С. 234–407.

2. Підмогильний В. П. Оповідання. Повість. Романи / Валер’ян Підмогильний; вступ. ст., упор. і прим. В. О. Мельника. – К. : Наукова думка, 1991. – 800 с.