МБОУ Асаковская средняя общеобразовательная школа
Одинцовский муниципальный район
Проект «Служение - это подвиг во имя веры и людей»
Номинация «Связь времен»
Учитель русского языка и литературы МБОУ Асаковской средней общеобразовательной школы
Миронова Елена Борисовна
Деревня Чупряково
2016
Начать свой проект я хочу со слов Симеона Нового Богослова о том, что невозможно почитать Христа, не почитая его святых. «Святость – беспрерывная златая цепь, которая начинается от Христа и кончается святыми наших дней. Не прилепляясь к ближнему звену цепи, мы не сможем прилепиться к Источнику этой цепи. Для нас этим последним звеном святости золотой цепи является Храм и его прихожане.
А теперь история Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Дютьково, в полутора километрах от Асаковской школы, школы, где работаю я и где живут мои ученики.
[pic]
Храм на этом месте стоял с незапамятных времен, как написано в книге братьев Холмогоровых, изданной в начале 20 века. Первые сведения о деревне Дютьково восходят ко времени царствования царя Василия 3, отца Ивана Грозного. В 1535 году уже стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Дютьково. Это было подворье Савва - Сторожевского монастыря.
Проект храма был заказан у известного архитектора Льва Грудзина. Он был штатным епархиальным архитектором. Его стараниями в нашем районе построено до 10 храмов. При этом существовавшая в Дютьково на этом же месте деревянная церковь не закрывалась на время строительных работ. Ее разобрали после того, как был возведен центральный алтарь нового каменного храма, а на месте алтаря старой деревянной церкви был сооружен один из новых боковых пределов. Велось строительство быстро, и за 8 лет было полностью завершено. В 1879 году жители села Дютьково вместе с жителями Акулова, Репища, Софьина, Чупрякова и Семенычей праздновали знаменательное событие – освящение этого нового каменного храма, возведенного в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И тем больнее и печальнее оглядываться сейчас назад и видеть то, что неведомо было всем. На долю большинства из них выпали тяжелейшие испытания, которые принес с собой ХХ век. Первая мировая война многих сделала калеками, вдовами и сиротами; революция принесла голод и разруху; волной насилия прокатилась по деревне коллективизация. В результате – обнищание, болезни, голод, насильственное переселение, и все больше новых могил на деревенском погосте.
Дютьковский храм, один из немногих в Подмосковье, оставался открытым почти до самой войны. Настоятель храма протоирей Сергий Иванович Моисеенко умер в 1937 году, в понедельник Святой Седмицы, на следующий день после Пасхи, о чём свидетельствует надпись на его обелиске на Дютьковском кладбище.
[pic]
Осенью 1941 года в Дютьково нагрянула вторая мировая война и выжгла дотла все дома оставшихся местных жителей. Именно в этих местах проходил так называемый рубеж Славы. Здесь против немецких танков впервые были применены огневые рубежи и фугасные огнеметы. Вся земля здесь полита кровью, усыпана снарядами и человеческими останками. Именно здесь и действовал заградительный отряд, к бойцам которого принадлежала Зоя Космодемьянская. Он должен был уничтожить всё, земля должна гореть под ногами оккупантов. Впервые именно здесь была применена новая система обороны - «выжженная земля». Несколько семей всё равно не покинули родные места. К ним принадлежит и Клавдия Андреевна, которая об этом рассказала отцу Александру, а он мне. Клавдия Андреевна еще жива, а крестили её в этом же Храме до войны. А у отца Александра есть снаряд, который он с прихожанами нашёл при его реставрации. Храм Рождества Пресвятой Богородицы сильно пострадал во время войны. В ноябре – декабре 1941 года в нем располагался наблюдательный пункт, о чем свидетельствует мемориальная надпись. Вся западная стена храма изрешечена пулями и осколками, в ней зияют сквозные пробоины от немецких снарядов. Но выстоял храм: Пресвятая Богородица не оставила наш народ – тогда, поздней осенью 1941 года, на подступах к Москве ценой невероятных усилий, жертв и геройства враг был остановлен. [pic]
По окончании войны жизнь с трудом стала налаживаться, восстанавливалось постепенно разрушенное хозяйство. На месте села Дютьково уже ничего не оставалось, кроме опустошенного и израненного храма. Новые люди, пришедшие в эти места, не чувствовали никакой связи с церковью. Послевоенные годы нанесли храму гораздо больший ущерб, чем война с немцами. Именно во время хрущёвской «оттепели» с помощью тракторной техники активисты-богоборцы сдернули с крыши крест и купол, попытались взорвать стены, потерпев неудачу, завершили это варварство вручную – кувалдой. Старожилы еще помнят, как некий человек в течение двух месяцев колотил этой кувалдой по каменным стенам колокольни. Его «стараниями» звонница была разрушена полностью. Некоторое время еще предприимчивые кладоискатели доламывали каменные напольные плиты, пытаясь найти подземные лабиринты с сокровищами. Последним актом вандализма явилось поругание могил, которые находились на прилегающей к храму территории. С незапамятных времен здесь хоронили настоятелей церкви, благотворителей, уважаемых жителей. Когда неподалеку от храма началось строительство конюшни, чьи-то руки не побоялись приспособить каменные надгробные плиты под ее фундамент. Кстати сказать, конюшня многократно горела, и сейчас от нее не осталось ничего путного.
С тех пор поруганный храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Дютьково стоял скорбным памятником человеческому умопомрачению, мало кто селился в этих местах, дорогу сюда решили не асфальтировать, магазин закрылся, деревня была признана неперспективной и, казалось, что места эти совершенно забыты Богом. Только на кладбище продолжали хоронить усопших, но негде было отслужить панихиду по покойникам и некуда поставить поминальную свечу...
[pic]
Может быть, прошло именно столько времени, сколько нужно для того, чтобы наши современники ощутили зияющую пустоту в душах и почувствовали настоятельную потребность повернуться к Церкви. Настало время соединить разорванную «золотую цепь святости». Может быть, тысячелетняя история русского христианства, окрашенная в последнее столетие кровью миллионов православных, должна была соединиться именно в ХХI веке. Может быть, какие-то сугубо личные причины привели к тому, что группа людей объединилась идеей восстановления храма Рождества Пресвятой Богородицы в Дютьково.
С 1999 года в деревне была зарегистрирована религиозная община, начался сбор пожертвований, а с 2001 года в храм был назначен настоятель, священник Александр Григорьянц.
[pic]
[pic]
Весной 2001 года надо было сильно напрягать воображение, чтобы увидеть в тех развалинах и кучах мусора вокруг очертания великолепного храма, воздвигнутого здесь русскими людьми более 100 лет назад. Степень разрушения была столь велика, что, казалось, проще построить заново, чем составить план восстановления. Однако тщательная экспертиза установила, что сохранившийся фундамент, остатки стен, фрагменты крыши и колокольни позволяют вести восстановительные работы.
[pic]
Восстановление храма и возрождение «золотой цепи святости» началось одновременно. На воскресных молебнах, которые проходили все лето 2002 года под открытым небом около развалин храма, собирались местные жители и дачники, пожилые и молодые, одинокие и семьи с малыми детьми, - и это несмотря на удаленность Дютькова от основных дорог и на отсутствие общественного транспорта.
[pic]
Для того чтобы начать регулярные богослужения, необходимо было в первую очередь восстановить алтарную часть храма: расчистить мусор, заложить отверстия в стенах, выложить кирпичный свод крыши, установить отопительное оборудование. Этот, казалось бы, неподъемный из-за отсутствия финансовых средств объем работ был сделан. С весны 2003 года в небольшой восстановленной части храма Рождества Пресвятой Богородицы деревни Дютьково возобновились регулярные богослужения. Исторические события, которые пережила наша страна в минувшем столетии, отразились самым непосредственным образом на том облике, который имеет Дютьковский Храм на сегодняшний день: так же, как и по всей стране, здесь ,наряду со следами недавнего варварского прошлого, соседствуют результаты сегодняшнего созидания. И это созидание от недели к неделе становится все заметнее. Оно выражается не только в том, что храм восстановлен. Оно выражается в том, что каждое воскресное утро в Дютьково тянутся прихожане — кто пешком, кто, объединившись с соседями, на машинах. Летом их больше. Но и осенью, и зимой они приходят в храм.
[pic]
Еще предстоит сделать очень много для того, чтобы Храм Рождества Пресвятой Богородицы засиял во всем своем великолепии. И, возможно, здесь разместится небольшой исторический музей, экспонатами которого станут документы, фотографии, мемуары и иные свидетельства той страшной эпохи, свидетелями которого были мы, но не должны быть ими наши дети, внуки, правнуки.
Так соединилась разорванная «цепь святости». Молодежь не представляет, какие гонения пережил наш народ в ХХ веке, в каких ужасных, трудных условиях тогда существовала Церковь, какой подвиг совершил священнослужитель отец Александр и миряне, сохранившие веру. У молодежи все меньше шансов узнать об этом периоде от старших – свидетели тех гонений уходят, их воспоминания трудно сохранить. Мы должны о нем знать. Во-первых, чтобы подобные гонения больше не повторились. А во-вторых, чтобы знать, какой ценой сохранялась наша вера, чтобы не только в будущем не повторять таких трагических ошибок, но и чтобы сейчас мы укреплялись в вере.
Подвиг отца Александра и православных людей еще состоит в том, что они связали золотую цепь святости, разорванную Октябрьской революцией. В те времена цепь святости начинала прерываться, и свое, политое кровью звено, они вставили в нее. Благодаря этому мы можем принимать эту благодать, начиная с первых веков христианства и до нашего времени. Они совершили свой подвиг, не отказавшись от веры.
Кроме того, служение отца Александра и православных людей очень светлое по своему духовному смыслу. Отец Иоанн Крестьянкин сказал удивительную фразу: «Почему-то не Мы дожили до такого времени, когда все камни уже разбросаны, бросать больше нечего. Остаётся собирать. Возвращать на свои места книги и иконы, храмы и часовни, заповеди и устои».
То, что мы сегодня об этом говорим, это и есть первая ласточка. Будем надеяться, что эта ласточка полетит дальше и на своих крыльях понесет то, что мы узнали для укрепления нашей веры и связи поколений. Это и есть жертвенный подвиг, в этом я вижу и духовный подвиг во имя людей и веры. В процессе реализации проекта учащиеся и просто неравнодушные люди познакомятся с жизнью совершенно разных, но замечательных людей, с теми, кто не сумел пройти мимо израненного храма - ведь эпоха добрых дел не осталась в прошлом.
В декабре 2014 году по благословению Ювеналия, метрополита Крутицкого и Коломенского, был создан Благотворительный фонд Московской Епархии по восстановлению порушенных святынь. Я уверена, что после публикации этого проекта храм продолжит своё восстановление и осуществится многолетняя просьба жителей близлежащих деревень Чупряково и Асаково о возможности осуществления транспортной доступности к нему.
«Призываю духовенство и мирян, общественные организации, благотворителей и всех жителей Подмосковья принять активное участие в восстановлении порушенных святынь Подмосковной земли своими пожертвованиями. Долг восстановления лежит на всех нас»,- так написал в своём обращении Ювеналий, метрополит Крутицкий и Коломенский.