Методическая разработка для проекта Краеведение. Искусство родного края

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Методическая разработка для проекта «Краеведение. Искусство родного края»

Я работаю в г.Воронеже в НОУ НШ «СВЕТЛАНА». Школа находится недалеко от областного художественного музея им. И.Н. Крамского. Поэтому я имею возможность посещать музей с детьми и проводить там уроки. Сотрудники музея нас хорошо знают и с удовольствием идут на сотрудничество с нами, предоставляют необходимые нам материалы и документы.

Предлагаемую методическую разработку можно рекомендовать для проекта «Краеведение. Искусство родного края», потому что включает несколько этапов его подготовки и проведения. Это урок-экскурсия «Воронежские художники XX века».

Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.

Первый этап. Посещение музея, где проходила передвижная выставка «Воронежские художники XX века». Экскурсовод в интересной и доступной форме рассказала учащимся о воронежских художниках М.И Лихачеве, В.П.Криворучко, З.Е.Попове и познакомила с их работами.

Второй этап. Этот этап предполагает собирание, описание, обработку материалов, документов о жизни художников и их творчестве. Знакомство и получение навыков работы экскурсовода.

Третий этап. Проведение экскурсии учениками 4-го класса для других учащихся школы.

Четвертый этап. Проведение выставки рисунка по памяти и впечатлениям.


Экскурсия, проведенная учениками 4-го класса.

Учитель.

В выставочном зале областного художественного музея им. И.Н. Крамского открыта выставка «Наш удивительный XX век», здесь представлены работы трех крупнейших художников Воронежа :

- Василия Павловича Криворучко,

- Михаила Ивановича Лихачева,

- Зиновия Ефимовича Попова.

Они пришли с фронта и сразу же взялись за кисть. Хотя, казалось, в разрушенных городах было не до живописи. Писали ради соревнования друг с другом и просто потому, что требовала душа. Тогда они были молоды. Это сейчас их называют «старыми мастерами Воронежа».

На выставке представлено более сорока работ.

Ученик.

М.И.Лихачев – заслуженный деятель искусств. Родился он под Воронежем в 1919 году. Прошел Великую Отечественную войну от первого до последнего дня. После войны, живя в Воронеже, определяется как художник. Многие его полотна связаны с военной тематикой.

Пронзителен драматизм работы «Нашла сына»: под огромным небом на огромном холме запятой скрючилась плачущая фигура. Всю трагедию, все горе народа, пережившего ужасы войны и потери близких сумел передать художник в этом строгом и сдержанном по цветовой гамме и лаконичном по композиции произведении.

Ученик.

Одна из самых известных работ М.И.Лихачева – «Свекловичницы». Это полотно художник посвятил рассказу о тяжелом крестьянском труде. Выразительны образы изображенных женщин, красива и гармонична цветовая гамма. Здесь нет идеализации, как во многих произведениях той эпохи.

Большим успехом на многих выставках пользовалась картина М.И.Лихачева «Студенты». Художнику удалось создать выразительные и характерные образы молодежи 60-х годов 20-го века.

Работал Михаил Иванович Лихачев преимущественно над тематическими актуальными жанровыми полотнами, также плодотворно работал в жанре портрета. Все герои М.И.Лихачева – живые люди. Картины М.И.Лихачева находятся в ГТГ, в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского и в частных коллекциях.

Ученик.

На выставке представлены работы другого крупнейшего художника Воронежа – Василия Павловича Криворучко. Родился художник на Алтае в 1919 году. Воевал. Учился и делал первые творческие шаги на Украине, а как зрелый мастер сформировался в Воронеже. Он активно выставлял картины на индустриальную тематику («Воронеж – стройкам коммунизма», «Строительство Нововоронежской АЭС» и др.), заседал в горсовете, возглавлял художественный фонд и Воронежское отделение Союза художников РСФСР, стал членом Союза художников СССР.

Великая и драматичная история России была излюбленной темой в творчестве художника Василия Павловича Криворучко. Первой данью этой необъятной теме стало полотно «Воронежская корабельная верфь XVII столетия».

Тому давно, в глуши суровой,

Шумел тут грозно лес дубовый,

С пустынным ветром речи вел,

И плавал в облаках орел;

Синела степь безгранной далью,

И, притаясь за вал с пищалью,

Зажечь готовый свой маяк,

Татар выглядывал казак.

Но вдруг все жизнью закипело,

В лесу железо зазвенело –

И падал дуб, он отжил век…

И вместо зверя человек

В пустыне воцарился смело.

Проснулись воды, и росли –

Гроза Азова – корабли.

(И.С.Никитин).

На высоком берегу была построена крепость, которая положила начало городу Воронежу. На месте современного Воронежа в древности шумел дремучий лес, а значит было много строительного материала. Из бревен строили и первую воронежскую крепость на высоком правом берегу реки Воронеж. Царь Петр I решил основать на реке Воронеж корабельные верфи. Лес шел на строительство кораблей. Река Воронеж была глубокой и судоходной – по ней первые русские корабли попадали в реку Дон, а оттуда был выход в Азовское море, чтобы защищать границы государства российского. Сам царь Петр I приезжал в Воронеж, брал в руки топор и помогал простым плотникам строить русский флот.

Позднее им были созданы исторические циклы: «Воронеж корабельный», «Моя Русь».

Ученик.

Следующие две картины написаны художником В.П.Криворучко на тему «Ветер времени». Одна из них называется «Кормилица». В самые мрачные, трудные и страшные времена мельница молола зерно и кормила людей. Вторая картина из цикла «Ветер времени» - «Вера». Она также написана в мрачных тонах и рассказывает нам о глубокой древности, о далеком и иногда страшном и темном прошлом нашей истории. Расступились в небе тяжелые темные тучи, и из мрака устремился вверх суровый древний русский храм, подобно тому, как из темноты и невежества душа русского человека, всегда стремясь к вере, свету и добру.

Ученик (звучит колокольный звон).

Картину «Ростовские звоны» художник В.П.Криворучко написал после поездки в древний русский город – Ростов Великий. Гуляя по городу, художник обдумывал тему будущей картины. Неожиданно он услышал красивый перезвон колоколов на колокольнях ростовских церквей и остановился пораженный. Звон словно плыл в воздухе, и люди на улицах останавливались и слушали этот «малиновый звон». И тогда художник понял, что будет писать картину на тему колокольного звона. Работая над картиной, В.П.Криворучко нашел особую золотистую цветовую гамму и использовал особые художественные приемы для того, чтобы зрители «услышали» перезвон колоколов и почувствовали, как он очищает и возвышает человеческую душу.

Ученик.

Большое место в творчестве В.П.Криворучко посвящено Куликовской битве. Художник писал святую Русь. Не фантазировал, а изучал документы – эпоху Сергия Радонежского, воинов Куликовской битвы знал так, будто он был их современником. Впервые к этой теме В.П.Криворучко обращается в 1966-67 гг. Более поздние работы («Клятва», «Дмитрий Донской» и др.) проникнуты силой духа наших предков, сознанием святости воинского долга. Одна из последних работ – «Куликовская битва».

Обелиск на Куликовом поле словно окутан клубящимися облаками, даль затянута дымкой, стелется на поле ковыль под порывами горячего ветра. Тревожное цветовое решение и композиция картины помогает нам вспомнить древние времена и то страшное и грозное сражение, которое произошло на этом историческом месте.

Эта картина явилась итогом творческих исканий художника.

Работы В.П.Криворучко хранятся не только в нашем городе, но и во многих государственных и частных собраниях России, США, Италии, Испании, Англии.

Ученик.

На выставке представлен целый ряд работ еще одного воронежского художника – Зиновия Ефимовича Попова. Он уроженец села Стаево Тамбовской области. Член Союза художников. Закончил Пензенское художественное училище и в 1954 году приехал в Воронеж. З.Е.Попов работал преимущественно в жанрах портрета, сельского и городского пейзажа. Преобладающим жанром в творчестве художника является пейзаж, насыщенный красочными тонами, окрашенными лиризмом. Все работы написаны в характерной для этого художника манере. Светлые, прозрачные, легкие краски передают красоту родной природы. Через живопись художник выражает свое отношение к родному краю, свое светлое мироощущение.

Одна из наиболее характерных для З.Е.Попова картин – «Поселок сахарного завода», с ее прямыми линиями заводских труб и домиков и, пока еще не закрывающими их, верхушками расположившихся на переднем плане деревьев. Природа и плоды промышленной цивилизации не враждуют, а мирно сосуществуют на холсте. Если и появляются на холсте люди, то и они растворены в пейзаже, который никак не назовешь обыденным.

Что-то художник взял у наивных живописцев, что-то, вероятно, у французских импрессионистов, но остался автором со своим неповторимым лицом. Для Зиновия Ефимовича Попова был характерен очень серьезный подход к искусству. Вероятно это и сократило ему жизнь.

Учитель.

Картины не просто произведения искусства. Это история, это эпоха. Выставка в музее некий мостик из былого в настоящее. Из одной эпохи в другую.


Заключительный этап. Проведение выставки детских работ. Одним из эффективных приемов является выполнение учащимися заданий в виде рисунка по памяти. Такие задания позволяют выявить особенности восприятия детьми формы и содержания произведения. Они направлены на развитие зрительной памяти, знакомство с цветом и композицией, а также способность выделять главное, существенное в художественном образе и в содержании сюжета произведений. Подобные задания не сводятся к копированию произведения, они допускают свободную интерпретацию, что дает возможность развивать особенности личностного восприятия образа.


Экскурсия это всегда восприятие подлинника, а роль подлинника в обучении трудно переоценить. Систематическое и целенаправленное обучение художественному восприятию в условиях музея необходимо начинать в младшем школьном возрасте. Главной целью музейно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста должно быть формирование у них установки на восприятие искусства, что означает психологическую готовность, внутреннюю настроенность на переживание художественного образа. Система цикловых экскурсий развивающего типа содействует формированию эстетического отношения и познавательной активности в изучении искусства. Посещение музея – это положительные эмоции. А эмоции - это толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу. Полезным является включение поэтических и музыкальных фрагментов в процессе зрительного восприятия. Этот прием придает яркую и эмоциональную окраску зрительным восприятиям, что в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления. Первичное восприятие учащимися произведения в процессе дальнейшего анализа изучаемого объекта искусства углубляется. На подготовительном этапе при сборе, обработке и изучении материалов расширяется общекультурный (художественный) кругозор, обогащается эрудиция, приобретаются определенные знания в различных и развиваются способности учащегося к творчеству. Знакомство с работой экскурсовода способствует формированию музейной культуры, т.е. познавательного интереса к ценностному потенциалу музея, внутренней потребности к посещению музеев, бережного отношения к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры. Экскурсионная деятельность самих школьников представляется привлекательной формой работы.

Педагог, благодаря обращению к экскурсионной деятельности, пополняет свой арсенал новыми методиками, учащиеся же приобретают новые формы постижения учебного материала и новые формы интеллектуального досуга.

Уроки такой формы могут проводиться в музеях городов. Если такой возможности нет, то экскурсии можно проводить виртуально.

К экскурсии всегда присоединяются посетители и работники музея. Они выражают неподдельный восторг работой учащихся. Это дает дополнительный стимул ребятам в совершенствовании своих навыков.



Литература

  1. Аббасов А. Художник Василий Криворучко. – Воронеж: Подъем, 1994.

  2. Добромиров В. Криворучко В.П. // Воронежцы: знаменитые биографии в истории края. – Воронеж, 2007.

  3. Добромиров В. Лихачев М.И. // Воронежцы: знаменитые биографии в истории края.

  4. Воронежская энциклопедия. – Воронеж, 2008.

  5. России Черноземный край. – Воронеж, 2000.

  6. Статьи и публикации в газетах и журналах.

  7. Материалы областного художественного музея им. И.Н. Крамского.

  8. Б.А.Столяров, Н.Д.Соколова, Н.А.Алексеева. Основы экскурсионного дела. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Санкт-Петербург, 2002.