Единый урок, посвященный памяти жертв политических репрессии (9-11 классы)
Тема. «Хотелось бы всех поименно назвать...»
Место : МБОУ «Первомайская школа» Симферопольского района, Республики Крым
Дата: 28 октября 2016 года
Цель:
- Всем,
кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,
кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречён на тюремную робу до гроба,
кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!
Много суровых испытаний, жертв, и лишений выпало в XX веке на нашу долю. Две мировые и Гражданская война, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну.
Мы должны знать, что в этот век были не только героические страницы, которыми мы можем гордиться, но и очень горькие, трагические. Память о них мы должны нести в своем сердце и передавать следующему поколению. Это необходимо всем нам, чтобы извлекать уроки из истории и не повторять ошибок ее страшных периодов.
Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам.
Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. Осужденные по 58 статье не могли обжаловать приговор. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом безжалостно уничтожала этих людей. Вечная память безвинно погибшим. Объявляется минута молчания.
(Анна Ахматова “Эпилог”.)
Узнала я, как опада́ют лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как кли́нописи жёсткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и чёрных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной,
Под красною ослепшею стеною. …
Были унижены и уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа. Тысячи инженеров, сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных партийцев, миллионы крестьян, оказавшиеся жертвами раскулачивания, маршалы и генералы, ученые и поэты, писатели и артисты, которые на самом деле были преданы Родине.
1 Не боролись против власти ни расстрелянные маршалы и генералы – почти весь советский генералитет, ни поэты: Гумилёв, Табидзе, Смеляков, Ахматова и Заболоцкий;
2 Ни артисты: Русланова, Дворжецкий, Михоэлс, ни автор траектории будущего американского полёта на Луну Кондратюк, ни будущий руководитель советской космической программы Королёв, или самолётостроитель Туполев,
3 Ни генетики: Вавилов, Пантин, Тимофеев–Ресовский, ни физик Румер, астроном Козырев, историк Гумилёв, ни поголовно уничтоженный еврейский антифашистский комитет, ни жертвы послевоенного “ленинградского дела”, не говоря уже о миллионах пленных солдат…
«Волгой народного горя» называл [link] по инициативе диссидентов и голодающих узников мордовских и пермских лагерей был впервые отмечен «День политзаключённого»
18 октября 1991 года было принято Постановление «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий», после которого 30 октября стало официально признанным днём памяти.
30 октября — это День памяти о миллионах искалеченных судеб .
В 2002 г с территории Соловецкого лагеря был доставлен и установлен на площади в Санкт-Петербурге Соловецкий камень.
В Симферополе памятный знак жертвам красного террора и политических репрессиий был установлен в 2007 году в Центральном парке.
Зажгите свечи
Когда горят поминальные свечи,
И зал в минуту скорби затих,
Мне кажется, сюда, на эту встречу,
Слетаются души наших родных.
Они спешат сюда из Казахстана,
Якутии, Чукотки, Воркуты,
С Вишеры, Усолья, Магадана,
Беломора, Соловков, Читы.
Мне кажется, они своих здесь ищут,
И радуются, что хранит нас Бог,
Что «черный ворон» по ночам не рыщет,
Не слышно стука кованых сапог.
Они взывают к нам, пока живущим,
И, кажется, мы слышим этот глас:
«Родимые, добрее станьте, лучше,
Зажгите свечи, помяните нас».
День памяти жертв политических репрессий, как подтверждение того, что ничто не забыто – ни высокий подвиг, ни подлое предательство, ни черное злодейство. Вернуть всем невинно пострадавшим их доброе имя- святой долг.