Значение народной песни в русской национальной культуре
Песня - это живой голос народа, выражающий его национальный характер, говорящий о его жизни, о всех его радостях и печалях. В России любят петь все. Поют охотно, с удовольствием, что способствует умению искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Встреча с песней, общение с ней окрашивается светлой радостью, вызывающей положительные эмоции. Она обладает способностью восхищать и удивлять своим глубоким содержанием, способностью развивать дружеские взаимоотношения, пробуждать чувство любви к родному краю, к знакомой с детства природе. Многие из русских народных песен суровы и скорбны. Их складывал народ в годы тяжелых битв русских княжеств со степными кочевниками, в страшные времена монгольского нашествия, предавшего смерти и огню многие древние и славные города нашей земли. Песни-плачи, которые уже в наше время в годы Великой Отечественной войны складывали женщины Белоруссии и Украины, оплакивая своих близких, замученных фашистскими захватчиками, они призывали народ к справедливому отмщению, к изгнанию оккупантов с родной земли. Во многих отношениях народная песня и по сей день является непревзойденным образцом высокого искусства. Ей присуща способность в очень краткой, лаконичной форме выражать глубочайшее содержание, обобщать исконные, коренные черты характера народа. Она обладает при этом и высоким совершенством художественной формы. Признавая большое значение народной песни, мы рассматривам её, как взгляд народа и на прошедшую, и на настоящую свою жизнь, взятую как бы одним моментом его существования: это картина жизни, внутренняя история, передаваемая изустно самим народом. Прообразы народной песни, как известно, возникли еще в глубокой древности. К древнейшим народным песням можно отнести песенные вставки в сказках, мелодии, сопровождавшие культовые ритуалы и трудовой процесс. Первоначально песня обладала не столько эстетической функцией, сколько она служила одним из средств утверждения человека в окружающем его мире. Отражая повседневную жизнь людей, многие старинные песни были связаны с танцевальными движениями, как бы «иллюстрирующими» песенное содержание. Песня занимала также одно из центральных мест в народных играх и обрядах. Видимо, поэтому в деревнях старые люди и по сей день говорят вместо «спой песню» «сыграй песню».
В селе Афанасьевка Белгородской области в 1958 году певцы старшего поколения не поняли, что от них требуется, когда собиратели попросили их спеть песню. Оказалось, что здесь «поют» в церкви, «играют» подвижные свадебные и хороводные песни, а протяжные лирические «стягивают». Этот пример говорит и о том, что, будучи тесным образом связанной с определенной жизненной ситуацией, народная песня представляет собой нечто большее, чем просто процесс пения, преследующий определённые эстетические цели. Информация, содержащаяся в народной песне, передавалась изустно от поколения к поколению. Поэтому народная песня являлась не только хранительницей, но и проводником знаний, накапливаемых поколениями. В настоящее время устность не является обязательным признаком народного песенного творчества, поскольку устным народный музыкальный фольклор первоначально оказался в силу объективных обстоятельств, а именно потому, что он складывался до появления письменности, а позже изза отсутствия грамотности в широких массах трудового народа. При записи песен коллективного происхождения в наше время в быту уменьшается возможность их случайных видоизменений; иногда наблюдаются случаи целенаправленной переделки песен, которые, как считает автор, являются элементарной формой творческого процесса, направленного на поиски нового содержания. Сейчас наблюдается массовый поток песенности. Но что из созданных песен войдет в сокровищницу народного песенного фольклора - покажет только время Первые же рукописные записи русской народной песни были сделаны в 1619 в период царствования Алексея Михайловича, хотя фольклор был основным средством развлечения во всех кругах общества как в допетровской России, так и позже. Народная песня одинаково почиталась и в хижинах, и в дворцах. Подтверждение этому мы находим в художественной литературе. Вот как описывает, например, В. Пикуль досуг цесаревны Елизаветы Петровны: «Александрова слобода - место страшное, народом проклятое. Лютовал здесь царь Иван Грозный, жёг людей, нагишом гонял их по снегам, и плясали здесь опричники - в вое и смерди... Но забылось все с тех пор, как цесаревна Елизавета получила слободу в свою вотчину. Перед окнами дома ее - площадь, где базар, а там ветлы шумят да качели взлетают. Соберет она баб да девок, обнимет Марфу Чегаиху, подругу деревенскую, - и поют - до слез. На святках ряженые придут - угощение бывает: пряникижмычки, стручки цареградские, орехи калёные, избоина маковая. А коль выпьет царевна, то подол подберет да пойдет вприсядку». В этой связи нельзя не привести и другой ярчайший пример из русской литературы - рассказ И.С. Тургенева «Певцы», который показывает не только роль и место народной песни в жизни простого народа, но и раскрывает её глубочайшее эмоциональное воздействие на слушающих. Это не просто эпизод из крестьянского быта, И.С. Тургенев стал свидетелем удивительной талантливости русского народа, нашедшей свое выражение в исполнении народной песни, и сумел донести это до читателя: «...Яков помолчал,
взглянул кругом... и закрылся рукой. Когда же, наконец, он открыл лицо — оно было бледно. Он глубоко вздохнул и запел... Первый звук его голоса был слаб и неровен, казалось, он не выходил из груди, но принёсся откуда-то издалека, словно случайно залетел в комнату... За этим первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но все еще дрожащий, как струна, за вторым - третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. В его голосе была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и какая-то увлекательно-беспечная грусть. Русская правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала нас за сердце, прямо за его русские струны. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыдания внезапно поразили меня...». Народная песня воодушевляла многих писателей и поэтов на создание подлинных шедевров литературы, помогая им ярко и убедительно характеризовать своих героев и окружающую их действительность. Творчество Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, А.Н. Островского, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина и других классиков русской литературы невозможно представить себе без музыки, без народной песни. Народная песня сопровождала не только отдых, но и труд людей. Одними из первых стали отражать социальную тематику в своём содержании жнивные песни, являющиеся яркой иллюстрацией трудовой песни. Они исполнялись во время работы, то есть в процессе жнива, когда жнея работала с серпом в согнутом положении и одновременно пела. Жнивная песня пелась и соло, и хором и являлась средством соорганизации общего темпа и активизации работы. Песня-соло как бы переходила от одной жнеи к другой. Если две жнеи находились недалеко друг от друга, то песня могла исполняться дуэтом, на два голоса. Хоровое исполнение организовывалась на отдыхе, а также по дороге на поле или домой. Основное содержание этих песен - описание тяжёлого физического труда женщины в поле, иногда - элементы социального протеста (проклятие хозяину), и, кроме этого, песнизаклинания («заклинка урожая»). Сейчас машинная уборка колосовых «подорвала» исполнение этих песен, однако в памяти народной они остались. О популярности народной песни во всех социальных слоях русского общества прошлых веков свидетельствуют и письменные документы как отечественных, так и зарубежных авторов. Н.П. Колпакова приводит высказывание одного из путешественников времен Екатерины II: «Во все продолжение путешествия нашего по России я не мог надивиться охоте русского народа к пению. Как скоро ямщик сядет на козлы, тотчас начинает запевать какую-нибудь песню и продолжает оную непрерывно по нескольку часов... Ямщик поёт с начала до конца станции, земледелец не перестаёт петь при самых трудных работах; во всяком доме раздаются громкие песни, а в
тихий вечер нередко доходят до слуха нашего отголоски из соседствующих деревень. Подлинно научный интерес к народному песенному творчеству пробуждается в 19-м веке. Собиратели музыкального фольклора вынашивают идею создания сборников русских народных песен. А.Д. Соймонов пишет, что собрание русских народных песен было задумано еще А.С. Пушкиным, однако обстоятельства сложились так, что во главе этого собрания было суждено стать нашему замечательному земляку П.В. Киреевскому. В начале 30-х годов П.В. Киреевский предпринял экспедицию в центральные губернии России с целью собирательства народных песен. Затем к этой деятельности были подключены студенты Московского университета. Кроме этого, в 40-е годы 19-го века появляются и диссертационные исследования, важное место в которых занимают вопросы народной песни. Это работы Н. Костомарова «Об историческом значении русской народной песни» (1843) и К. Аксакова о Ломоносове (1846). Народная песня в концепции Н. Костомарова - критерий истины, так как песни рождаются тогда, когда народ не носит маски. Песни народа произведения его чувства, они не лгут, поэтому ни в чем народ так «не выказывает своего характера, как в песне». Обобщая значение народной песни, Н. Костомаров выделяет следующие тезисы «В значении важности для дееписателя, песни могут быть рассматриваемы в следующих отношениях: - как летописи событий, источники для внешней истории - по которым историк будет узнавать и объяснять происшествия минувших времен; - как изображения народного быта, источники для внутренней истории, по которым историк мог бы судить об устройстве общественном, о семейном быте, нравах, обычаях и т. п.; - как предмет филологического исследования; - как памятники воззрения народа на самого себя и на все окружающее; - духовные стихи, в которых выразилось великое религиозное созерцание народа; - исторические песни, в которых народ сознает себя как историческое лицо; - семейные лирические песни, в которых выступают нравственные начала русской души. Значение народной музыки и в наше время трудно переоценить. Музыкальный фольклор - это реакция народа на происходящие события, на окружающую его действительность. В развитии современного фольклора можно выделить две тенденции: тенденцию к отмиранию старых традиций и самовозрождению путем создания новых традиций. Народная песня способна находить, даже будучи оторванной от фольклорной ситуации, породившей эту песню, «самый непосредственный отклик у многих и при этом очень разных людей, не только и иногда не
столько благодаря своим художественным достоинствам, сколько потому, что песня близко затрагивает их внехудожественные интересы». Говоря иными словами, народная песня – это способ подключаться к настроениям и переживаниям людей в новой жизненной ситуации.