Тема: «Идеи единства общества, мира и духовного согласия».
Цель:
- Пропаганда здорового образа жизни через осознанное отношение неприятия религиозного фанатизма;
- Осознание вреда религиозного экстремизма;
- Воспитание толерантного отношения к нравам и обычаям религиозных стран;
- Воспитание уважения ко всем людям, независимо от веры и религии.
Ход работы.
Организационный момент. Психологический настрой.
По основному закону нашей страны Конституции РК сказано:
Статья 1
- Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшим ценностям которого являются человек, его жизнь, его права и свобода.
- Основополагающим принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и экономическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.
Статья19
- Каждый человек вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.
А это значит, что большинство граждан нашей страны являются светскими, то есть не преемлят не какие религиозные взгляды. Но каждый человек определяет свое отношение к религии сам и право каждого религиозного гражданина – оглашать или не оглашать свою религиозную принадлежность.
Права свободы совести граждан, их духовная жизнь. Неприкосновенность.
Проявление различных религиозных течений, поясняющих свое отражение в деятельности различных сект, а также религии – ислама и христианства – являются для Казахстана актуальными.
Приверженность к крайним взглядам и мерам в религиозных сектантских проявлениях или самой религии, как например, проявление религиозного фанатизма, направлена в первую очередь не на демократизацию общества, дезорганизацию структуры государства.
И может рассматриваться как серьезная угроза национальным интересам Казахстана. Рассмотреть расшифровку терминов: религия, секта, миссионерство, прозелитизм. Все религиозные новообразованные течения н6азывают религиозными деструктивными организациями.(секты). Но прежде нужно отметить, что некоторые такие организации имеют международное значение, то есть их деятельность ведется в ряде или во многих странах.
И ислам, и христианство отвергают сектантство, считая его идеологически вредным, несущим раскол в ряды правоверных мусульман или христиан, что ведет к дискриминации любой религии, конфессии.
Вредна деятельность религиозных ответвлений еще и тем, что они наносят людям так как либральный так и материальный ущерб через так называемые «добровольные» пожертвования на работу сект и ее организаторов.
Западные экономисты открыто заявляют, что самым рентабельным бизнесом является сейчас религиозный бизнес. Многим людям, в религиозных сектах, в открытую запрещается общаться с инаковерцами, и под этим предлогом их уводят закрытые общины, скиты, уводят семьями, вместе с детьми, воздействуя на их религиозную психику. Таким образом, зомбируя их, что они порой просто превращаются в подневольных людей, с утра, до вечера работая на религиозную иерархию. Активно проявляют себя члены секты «Свидетели Иеговы» просто приставляя к незнакомым людям со своими брошюрами на улицах города и в транспорте. «Иегове» - так по имени они называют бога, но на вопрос: ты был свидетелем Иегова? – они ответить не могут.
Деструктивные религиозные организации, секты, организации, возникающие на основе определенного деструктивного культа характеризуются как по большей части религиозного направления, но возможны и вариации, нанесшие вред обществу или членам такой организации, вред может быть как материальным, так и психологическим, физическим, а кроме того подозреваемые в потенциальной опасности нанесения такого вреда и вреда гражданам государства и государству. Термин зародился во французском языке и был распространен в 19 веке. В 20 веке термин вошел в оборот в Англии. В нашей стране деструктивные религиозные организации, а вместе с ними и обозначающая их терминология стали формироваться и образовываться в с начала 1990-х годов, или со времени распада СССР, что хронологически происходило в одно и то же время. Появление подобных организаций было вызвано падением атеистической системы сформированной за время существования. В России и в Казахстане религиозные новообразования появлялись и распространялись в основном в результате усилий иностранных миссионеров, а некоторые, неорелигиозные объединения, зародились исключительно на российской почве. В процессе своего формирования и распространения подобные организации наносили ощутимый вред жителям и способствовали созданию, больших групп людей, с использованием различных психологических методов внушения и воздействия, которые приводили к психозам и психологическим отклонениям и дегенерациям среди значительных слоев населения, независимо от их социального статуса. Иногда подобные организации носили ярко выраженный садомазохистский, экстремистский, а зачастую и антигосударственный, сепаратистский и террористический характер. Зачастую деструктивные организации носили исключительно мошеннический характер, и устраивались с целью извлечения денег разного рода мошенниками. Так же среди различных и многочисленных случаев существования подобных организаций, это стоящие в их главе психически нездоровые люди. Деструктивные религиозные организации: культы, секты Среди опасностей, подстерегающих молодежь, следует рассмотреть религиозные тоталитарные секты. Они вовлекают молодых, используют технологии сетевых организаций и опираясь на мощную материальную базу (обычно зарубежную). Их служители проявляют настойчивость и терпение. Молодой человек может только посмеяться над попутчиком, заводящим разговоры на религиозную тему, спрятать подальше пропагандистскую брошюрку, забыть о случайном визите на семинар. Однако подсознание продолжает работу. И при некотором стечении обстоятельств человек может вернуться к этим мыслям, поверить сектантам и попасть под их полное влияние. Проблема сект на сегодняшний день довольно актуальна. Многие молодые люди, недостаточно зная все аспекты этого дела, вступают в религиозные организации. Это приводит к разрушенным семьям и сломанным жизням. Секта - организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Культ - те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы), либо круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, практически всегда сопровождающейся явными или скрытыми ритуалами; культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности. Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и "тоталитарная секта". Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из ответвлений от каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Деструктивный культ - это группа или движение, демонстрирующая значительную, глубокую или чрезмерную приверженность либо увлечённость, преданность определённому человеку, идее или вещи и использующие неэтичные манипулятивные методики убеждения и управления (например, изоляция от бывших друзей и семьи, истощение, применение специальных методов, разработанных с целью усиления внушаемости и слепого следования, мощное групповое давление, управление информацией, временное отключение индивидуальности или приостановка действия критического здравого смысла, поощрение полной зависимости от группы и боязни её покинуть и т. д.), предназначенные для того, чтобы способствовать реализации целей лидеров группы с фактическим или возможным ущербом для членов данной организации, их семей или общества. Термин « Секта» в научной литературе С конца 80-х гг. прошлого века появилось множество новых религиозных объединений. Запрещенные во многих странах мира. Разнообразие религиозных новообразований настолько велико, что возникла потребность в их общем наименовании. Называют их по-разному: секты, нетрадиционные религии, новые религиозные объединения, альтернативные верования, возникающие религии или просто культы. Последнее время не только современные публицисты, представители СМИ, религиозные деятели, но и ученые стали широко применять слова "секта", "сектант". Огромное значение имеет позиция автора определения, его отношение к данной проблеме. Отдельные авторы руководствуются представлением о сектантстве исключительно как о порождении обмана, жульнических образованиях, применяющих мошеннические приемы. Естественно, подобное мнение существенно препятствует его объективному исследованию. Понятие "секта" уже давно сложилось как научное, что позволяет применять его как социологический, религиоведческий термин. Термин "секта" использовали еще древние римские авторы. Так, Т.И. Буткевич напоминал, что "секта" (secta) - слово латинское и у древних авторов (Цицерон, Плиний, Тацит и др.) оно употреблялось для обозначения философского метода, правила, школы, учения, отделившихся от общепринятого мировоззрения, приемов, правил и господствующего философского учения. Таким образом, изначально понятие "секта" не несло в себе какой-либо оскорбительной смысловой нагрузки. Поэтому нельзя согласиться с мнением А.А. Николаева, считающего, что с самого начала слово "секта" имело негативную коннотацию. Впоследствии, когда зародилось христианство, то и его изначально называли сектой. По мнению Д.Ушакова, буквальный перевод латинского слова secta означает отрезанная, отделенная . С точки зрения А.Л. Дворкина, слово "секта" может происходить либо от латинского secare, означающего "отсекать" (часть от целого), что совпадает с предыдущим толкованием, либо от латинского же segui – "следовать" (за лидером, задающим направление). Каждая из этих этимологий по-своему раскрывает понятие "сектантство", но, если первая из них более подходит к сектам историческим (таким, как менноиты, баптисты, молокане), то вторая - к сектам новоявленным. Различные трактовки происхождения рассматриваемого слова нашли свое отражение и в его определениях. "Секта - религиозное течение (община), отделившееся от какого-н. вероучения и ему противостоящее". Слабая сторона этого расплывчатого определения состоит в том, что секта не всегда отделяется от какого-нибудь вероучения, а может создаваться буквально из ничего, что типично для новоявленных сект. Это же замечание относится и к понятию, раскрываемому в "Словаре иностранных слов", в котором секта определяется как "религиозная община, группа отколовшихся от господствующей церкви". Аналогичное замечание относится и к следующему определению: "Секта - религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение". В "Большом юридическом словаре" слово "секта" определено как "отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т.п." В данных определениях излишне акцентируется внимание на господствующем положении церкви, от которой откалывается секта. С учетом сделанных замечаний можно предложить следующее определение рассматриваемого термина: секта - это объединение лиц, отделившееся от какого-либо вероучения, либо возникшее на основе принятия самостоятельной доктрины или религиозно-мистического опыта отдельной личности; использующее совокупность специфических вероучительных представлений и культовой практики в качестве инструмента воздействия на людей; как правило, осуществляющее свою деятельность в противостоянии основным религиозным традициям страны. Большинство зарубежных исследователей предпочитают пользоваться такой конструкцией, как "новые религиозные движения", к которой прибегают в основном в политических целях для декларации т.н. религиозной толерантности по отношению к сектам. Такое словосочетание считают наиболее приемлемым и некоторые теологи, принадлежащие к самым различным конфессиям. Преимущество рассматриваемого термина И.Я. Кантеров видит, прежде всего, в том, что он точнее и полнее передает своеобразие типа религиозных образований, возникших после Второй мировой войны в государствах Востока, в США, странах Западной Европы и, наконец, на волне перестроечных процессов в СССР и продолжающихся распространяться в современном мире. Необходимо отметить, что использование словосочетания "новое религиозное движение" не раскрывает сути предмета, а создает иллюзию смысловой тождественности традиционных церквей и сект. При таком подходе отличия между ними усматриваются лишь в продолжительности их существования. Авторы, предлагающие термин "новые религиозные движения", видят его преимущество в том, что он не содержит оскорбительных, уничижительных характеристик, не вызывает сомнений в свободном выборе последователями таких движений своих взглядов и убеждений. Данная позиция вызывает серьезные возражения, поскольку деятельность целого ряда т.н. новых религиозных движений запрещена за рубежом и вызывает к ним вполне обоснованные подозрения. В 90-е гг. прошлого века в странах СНГ была отмечена разрушительная роль некоторых религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан и зачастую используемых для прикрытия различного рода противоправной деятельности. Возникновение деструктивных религиозных организаций Конституционные гарантии права на свободу совести и вероисповедания, на свободу выбора религии открывают самые широкие способности для сотворения верующими людьми религиозных объединений. При этом их доктрины и деятельность могут иметь, о чем свидетельствует тысячелетний опыт истории человечества, как конструктивный, высший духовно-нравственный смысл, так и деструктивную, асоциальную направленность. Это массивная промышленность растления, порнуха, секс, распространение различных ересей, обращение людей в другую веру, морально-психологическое разоружение армии и народа. В 1990-х годах происходило целое нашествие деструктивных религий. Возникли новейшие, нетрадиционные, сектантские образования религиозного толка. Вышли из подполья и религиозные организации, деятельность которых была запрещена. В страну нахлынули миссионеры и проповедники со всех частей Света, представляющие разные группы и секты и действующие с антигосударственных, антиобщественных, аморальных позиций. И лишь спустя десять лет беспредела властями была осознана опасность противоправной деятельности заграничных религиозных организаций в нашей стране. Государственная регистрация религиозных организаций предугадывает представление сведений в орган юстиции об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе: – об истории возникновения религии и данного объединения; – о формах и способах его деятельности; – об отношении к семье и браку; – об отношениях к образованию; – об особенностях дела к здоровью последователей данной религии; – об ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей; – документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой религиозной организации. Названные позиции вполне можно признать критериями, вправду обеспечивающими защиту интересов личности, в особенности решившей выбрать для вероисповедания ту либо иную нетрадиционную религию. Таковым образом выстраивается государственная правовая защита с самого момента регистрации. Другой вопрос, этот список не является исчерпывающим. С нашей точки зрения, он может быть дополнен таковыми позициями, как забота о нетрудоспособных родителях, доступ к культурным ценностям, информации, доступ к правосудию, обязанность платить законно установленные налоги и сборы, роль в управлении делами страны как конкретно, так и через собственных представителей (избирать и быть избранным). Данные критерии являются основополагающими для личности, общества и страны и составляют предметы государственной сохранности. Гарантированная Конституцией свобода деятельности религиозных объединений не значит, что эта свобода носит неограниченный характер, что их деятельность может быть связана с посягательствами на личность, права и свободы людей, на конституционный строй. Деструктивные религиозные организации западной ориентации (псевдохристианские): «Свидетели Иеговы», «Богородичный центр», муниты, мормоны, «Семья» (Д. Берг), «Церковь откровения» Лазаря Каширского, «Церковь Христа» («Бостонское движение»), «Новоапостольская церковь», «Слово жизни» (Лайфспринг»), «Живой поток» («Церковь свидетеля Ли») и т.П. Свидетели Иеговы - международная религиозная организация. Вероучение организации имеет много общего с учением неортодоксальных направлений в христианстве (антитринитарии), но отличается специфическим пониманием многих религиозных понятий, что затрудняет её классификацию. Главный религиозно-административный центр находится в Бруклине (Нью-Йорк).. Деструктивные сатанистские культы: «церковь сатаны», «Зеленый орден», центр «Юнивер», «Белые ангелы», «Черный лотос», «Церковь саентологии», «Южный крест» (столичная церковь сатаны»), «Нави», «Черный ангел», «Черное братство», «Крысятницы», неоязыческие группы сатанистского толка, демонические группы, «Синий лотос», братство «Мадра» и т.п. По последним социологическим данным на сегодняшний день большинство молодежи втягивается в различные секты, еще реже посещают Православную церковь. Такая тенденция негативно сказывается на здоровье нации и порождает конфликты среди религиозной среды. Основные понятия: Церковь - (от греч.Kyriake (oikia) – Господень дом), Специфическое для христианства понятие мистические сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единения человека с Богом через совместное участие в «таинствах». Универсальный («Вселенский», «Католический», «Соборный») характер церкви, как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествления ни с какой этнической, политической и другой общностью (племен, нацией, государством). Христианский храм В расширенном словоупотреблении – организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Религия – (от лат. Religio – набожность, святыня, предмет культа) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного. Истинной формы развития религии: племенные, национально- государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам). Секта – небольшая религиозно - добровольная группа, создающая на основе принципа исключительности, которая требует от своих членов полного подчинения, подчеркивает свою отдаленность от общества и отвергает его. Современная молодежь не соблюдает церковные праздники и не знакома с Библией. В современных семьях - семья преобладают ценностные ориентации, связанные с материальными ценностями.
Вывод: Итак, никто не может отрицать, что человечество стоит перед проблемами мирового масштаба, которые, если не решать их усилиями всех народов и стран в ближайшее время, могут грозить гибелью земной цивилизации. Сюда следует отнести и загрязнение окружающей среды, и энергетический, и продовольственный кризисы, и снижение уровня морали, и ослабление родственных и социальных связей, непрекращающиеся конфликты на религиозной и этнической основе.Поэтому ради сохранения жизни на Земле сейчас чрезвычайно важно понять, что наша планета - это наш общий дом, защитить благополучие которого, - дело всех людей, независимо от их политических, идеологических и мировоззренческих позиции. Это долг каждого человека на Земле!!! Присутствующим раздается памятка «Это важно знать»! где разъясняется, как вести себя с представителями деструктивных организаций, которые хотят тебя завербовать.