МКОУ «Сарпинская средняя общеобразовательная школа»
Районный конкурс творческих работ,
посвящённый 130-летию учёного-гуманиста Номто Очирова.
Номто Очиров – учёный, просветитель, политический деятель.
Автор работы: Мукабенов Михаил Санджиевич,
учащийся 9 класса
Место выполнения: Кетченеровский район,
п.Сарпа,
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Сарпинская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель:Дорджиева Татьяна Герасимовна,
учитель калмыцкого языка и литературы
Сарпа – 2016 г.
Номто Очиров-один из выдающихся просветителей калмыцкой национальной интеллигенции конца 19-начала 20 века, талантливый ученый и просветитель. Самым значительным фактом его многогранной деятельности стало открытие для российской и мировой литературы калмыцкого героического эпоса «Джангр».Это бессмертное произведение продолжает оставаться предметом особой гордости калмыцкого народа, духовным ориентиром для нынешних и будущих поколений.
В наши дни творческое наследие Номто Очирова не потеряло своей актуальности. Его идеи не ограничивались рамками национального самосознания.Он стремился возвести духовный мост между Востоком и Западом, интегрировать культуру степняков в орбиту российской и мировой цивилизации.
В разное время отношение к выдающейся личности Номто Очирова было двояким. В революционную эпоху имя ученого стояло в ряду с наиболее известными общественно-политическими деятелями Калмыкии ДанзаномТундутовым, СанджиБаяновым, АрашиЧапчаевым,Антоном Амур-Сананом. Великий раскол,произошедший тогда в России и до конца не преодоленный до сих пор, поставил их в разгар внутри народной борьбы по разные стороны баррикад. То обстоятельство, что Номто Очиров в период гражданской войны ратовал за казачью Калмыкию и был членом казачьего войскового правительства,породило негативное отношение к его личности. В результате судьба калмыцкого интеллигента стала трагичной. С 20-х годов и вплоть до начала 50-х годов он неоднократно подвергался репрессиям.
Номто Очиров (настоящее имя Ноха) родился в 1886 году в поселке Червленое Малодербетовского улуса. Здесь он закончил улусную школу, затем Астраханское реальное училище. Отец Номто-Довукин Очиров- имел крепкое коневодческое хозяйство. В детстве судьба его свела с сыном известного нойона Церен-Давида Тундутова-Данзаном. Близость к знатной семье, взаимоуважительные патриархальное отношения между Тундутовым и Довукиным сыграли немаловажную роль в последующей судьбе Номто Очирова. При нойонской поддержке способный и любознательный Ноха прошел все образовательные ступени того времени.
В 1905 году Ноха Очиров поступает на восточный факультет Петербургского императорского университета.Это было время бурного становления калмыцкого национального движения, когда мыслящая молодежь стремилась познать свой собственный народ и отдать свои силы на служение его интересам. В такой героически приподнятой атмосфере времени как раз и смогло произойти открытие,с которого началось превращение студента Очирова в ученого Номто Очиров. Летом 1908 года, во время студенческой практики в родном Ики-Бухусском аймаке он записал у известного калмыцкого рапсода ЭэлянОвла одну из песен «Джангара»-«Песнь о том, как красивейший во вселенной во вселенной Мингиян угнал тьму пестро-рыжих богатырских коней Тюрк-хана». Вернувшись на учебу в Петербург, Номто выступил с сообщением о результатах практики перед учеными-востоковедами. «Востоковеды были поражены красотой, героикой калмыцкой эпической поэмы»,- пишет в воспоминаниях Номто Очиров. Ученые востоковеды Санкт-Петербургского университета приняли решение произвести полную запись песен ЭэлянОвла.И с той целью летом 1910 года профессор Владислав Людвигович Котвич приезжает в калмыцкие степи. В короткие сроки десять песен великого калмыцкого эпоса были записаны у известного ЭэлянОвлы и изданы литографским способом тиражом в тысячу экземпляров. Публикация калмыцкого героического эпоса стала возможна благодаря тому, что в течение многих веков песни жили в памяти народа, не только не прекращая своего существования, но со временем приобретаяв народе все большую значимость.«Джангар» постоянно исполнялся народными, в большинстве своем неграмотными, но оченьодаренными джангарчи, одним из которых был ЭэлянОвла. В этом великом открытии бесценная заслуга ученого Номто Очирова. В период обучения на восточном факультете, затем, работая сотрудником столичного этнографического музея Номто Очиров продолжает собирание и изучение памятников калмыцкого фольклора. Он активно сотрудничает с русским комитетом для изучения Средней и Восточной Азии, императорским географическим обществом. Круг научных интересов Номто быстро расширяется. Его все больше стали привлекать социально-экономические проблемы.
В 1910 году в Астрахани вышел двухтомник «Материалы статистико-экономического и естественно-исторического обследования Калмыцкой степи», получивший впоследствии высокую оценку председателя Совета Министров Российской Империи П.А.Столыпина.
Номто Очиров, как исследователь, написал книгу «Описание калмыцкой степи». Это, действительно, было описание природных, экологических, социальных и национальных факторов калмыцкой степи. Главная идея книги –благосостояние калмыцкого населения.Номто Очиров высказывает тревогу по поводу того, что крупные калмыцкие скотоводы, эксплуатировавшие наемную силу, оттесняют на задний план малоимущие хозяйства.
К началу мировой войны Номто Очиров все больше занимается делами просветительного характера. Проживая в Петербурге и периодически выезжая на родину, он расширяет контакты с интеллигенцией и общественными деятелями в калмыцкой степи. При поддержке профессоров В.Л.Котвича и А.Д.Руднева ученый организует при университете курсы для подготовки учителей калмыцкого языка повышенной квалификации.
Поворот к практическим делам побуждает Номто Очирова прибрести вторую специальность. Профессионально заниматься политикой было принято тогда при наличии юридического образования. Как юрист и политик он разработал многие важные к тому времени документы по автономии Калмыкии, по организации калмыцкого казачества.
Как ученый-филолог Номто Очиров принял активное участие в реформе и разработке «Зая-пандитского алфавита» в русской транскрипции. Предложенный им калмыцкий алфавит с некоторыми изменениями применяется до их пор. С мая 1925 года в республике стал выходить журнал «Калмыцкая область», редакторами были Номто Очиров и профессор Николай Пальмов.
В воспоминаниях об ученом, просветителе Номто Очирове народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов пишет: «Я познакомился с НомтоОчировом в 1958 году. Разговаривая с ним, я удивился только его широкой образованности, но и его духовной высоте. Я вообще заметил, что люди большой культуры, даже пройдя через немыслимые испытания, словно обретают новый уровень духовности. Культура усвоенная ими через книги, университеты, науку, становится как бы исконной, глубоко личной принадлежностью обладателя». Далее поэт отмечает что Номто Очиров, овладев русской культурой, не терял своего калмыцкого, -он стал носителем двух духовных начал.« Не будь этого человека, его записей, в драматических перепадах жизни калмыков, их трагической судьбе вряд ли сохранился, дошел бы до нас этот великий памятник «Джангар»,-считал народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов.
Имя и жизнь великого калмыцкого филолога, юриста, просветителя Номто Очирова изучается во всех учебных заведениях республики. Разработаны школьные методические пособия по творческому наследию ученого, его филологические материалы широко изучаются студентами Калмыцкого государственного университета. В городе Элиста есть улица имени Номто Очирова, это же имя носит школа №8 города Элиста.
Много в его трудах неизвестного, неисследованного. Еще не раз ученые будут обращаться к ним, как к энциклопедии, отыскивая ответы на многие вопросы.
Биографическая литература
1.А.В.Бадмаев «Номто Очиров: жизнь и судьба , часть 1, 2, Элиста, 2001г.
2.Н.С.Уланова «Великое наследие НомтоОчирова».Элиста 2000
3.И.В.Борисенко. «Родина Номто Очирова». Известия Калмыкии,1991.г
4.В.Д.Айтаев. Тетрадь из архива.Советская Калмыкия,1991г.
5.Р.Б.Дякиева. О журналистской деятельности Номто Очирова.
6.А.Бораджиев(США) «Реабилитация Номто Очирова»
7.Н.Л.Жуковская. «Калмыки»
8.Э.У.Омакаева.Полсловицы и поговорки в записи ученого. Известия Калмыкии 1999 г.